«Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка»
статья по русскому языку на тему

Методическая разработка «Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

НОУ школа «Выбор»

Методическая разработка

 «Исследовательская деятельность

учащихся на уроках русского языка»

Дорофеева Светлана Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

г. Москва

2010-2011 учебный год

Знание только тогда знание,

                               когда оно приобретено

                               усилиями своей мысли,

                              а не памятью.

Л.Н.Толстой

                          В любом человеке могут расцвести сотни

                           неожиданных  талантов и способностей,

                          если ему просто

                          предоставить для этого возможность.

                                                       Д.Лессинг

Одной из актуальных проблем образования является технологичность (гарантированное достижение результата).

Достижение высоких показателей в обучении без разработки личностных траекторий обучения (учета индивидуальных интересов, темпа, психолого-педагогических особенностей ребенка) невозможно. Одним из методов, позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активизации познавательных процессов, является метод проектной и исследовательской деятельности, поэтому я в своей работе постоянно его использую.

Исследовательская деятельность дает возможность не только помочь обучающимся в усвоении  определенной суммы знаний, но и развить личность, познавательные и созидательные способности. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Именно поэтому развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы считаю основополагающим. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие. И я, как учитель-словесник, свою задачу вижу в том, чтобы предоставить детям возможность раскрыть свои способности, проявить их, почувствовать себя успешным.

В данной работе хочу представить  возможные варианты использования исследования на уроках русского языка, во внеурочной деятельности, а также  показать  их взаимосвязь.

Интерес к предмету появляется тогда, когда ученик становится полноправным участником процесса, умеет самостоятельно приобретать знания, а не является пассивным слушателем, то есть речь идет о внедрении исследовательского обучения.

А.И.Савенков в работе «Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании» отмечает: «Исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры».

 Включение ребенка в процесс добывания знаний нужно начинать с 5 класса. При объяснении нового материала стараюсь, чтобы ребята самостоятельно выводили правила, а не просто воспринимали данные.

Чувство удивления – первоначальный этап готовности учеников к поисковой деятельности. Например, при изучении фонетики и орфоэпии вызывают недоумение, интерес нормы произношения некоторых слов. Учащиеся узнают, что правильно говорить не колледж, а колледж; не гренки, а гренки  и.т.д. Так  рождается мини-исследование «Правильно ли мы говорим?» (Словарь типичных орфоэпических ошибок учеников школы). Такая работа актуальна для любого возраста: ни для кого не секрет, что орфоэпические нормы вызывают затруднения и у учеников  11 класса при подготовке к ЕГЭ.

Словарная работа на уроке тоже своеобразное исследование, в которое нужно вовлекать всех учащихся.  Ребята по очереди знакомят класс со словарными словами (заранее самостоятельно выясняют лексическое значение, происхождение, употребление). Многие стараются сделать презентацию, придумывают сказки, рассказы, чтобы нагляднее представить слово. Это обогащает словарный запас, приучает пользоваться словарями, развивает познавательную активность и склонность к творчеству.

Рассмотрим возможности использования исследовательской работы на уроках русского языка на примере изучения имени числительного в 6 классе. На освоение темы отводится 12 часов плюс 2часа РР. Здесь можно провести как индивидуальные исследования (подготовленные заранее), так и коллективные, непосредственно на уроке.

Для индивидуальной  работы были предложены следующие темы:

1)  «История происхождения числительных»;

2)  «Старинные меры длины»;

3)   «Фразеологизмы, в которых встречаются старинные меры длины»;

4)   «Употребление числительных в пословицах, поговорках, фразеологизмах»;

5)   «Лингвистический портрет слов тысяча, миллион, миллиард».

На уроке по теме «Простые и составные числительные» ребята  рассказали товарищам об истории происхождения числительных  первого десятка, слов одиннадцать, двенадцать, тринадцать, сорок. Была представлена презентация с использованием мультфильма «Бибигон».

Сведения из истории числительных, разбор этих слов по составу помогут избежать орфографических ошибок.

На уроке, посвященном дробным числительным, целесообразно поговорить о старинных мерах длины, так как многие эти величины представляют собой дробные числа. Проведенное мини-исследование позволило рассказать о таких мерах, как линия, перст, дюйм, вершок, локоть, пядь, аршин, шаг, сажень, верста, миля. Работа содержит большой познавательный материал: откуда пошло название «трехлинейная винтовка», для чего использовался шаг, даны сведения о  дуэли А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова, об этимологии рассматриваемых слов.  В презентации подобраны интересные иллюстрации, указаны возможности современного применения старинных мер длины.

 (Приложение1 – презентация «Старинные меры длины»).

Приведу пример

урока-исследования по теме «Загадки числительных».

Цели:

- обеспечить практическое использование лингвистических знаний;

- развивать  логическое мышление, воспитывать интерес к изучению русского языка через ознакомление с новыми сведениями о числительных.

Предварительное задание:

Составить лингвистический портрет слов тысяча, миллион, миллиард.

(Для проведения небольшого исследования учащимся были предложены вопросы, помогающие выделить признаки числительных и существительных у рассматриваемых слов:

1)Входят ли слова тысяча, миллион, миллиард  в счетную систему?

2)Какую грамматическую категорию, свойственную существительным, имеют слова тысяча, миллион, миллиард?

3)Образуются ли от них новые слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов?

4)Можно ли их заменить цифровыми обозначениями?

5)Участвуют ли они в образовании составных числительных?

6)Образуют ли формы множественного числа?

7)Все количественные числительные имеют два лексических значения: « число» и «количество», а данные?

8)Сочетаются ли они с именами прилагательными?

9)Образуют ли порядковые числительные?

10)Создают ли в сочетании с именами существительными синтаксически неделимые словосочетания «количественное числительное +  существительное»?)

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя, определение целей урока.

Люди постоянно что-нибудь считают:  дома, книги, страницы, дни, годы, месяцы, числа, секунды, деньги. Цифры окружают нас всюду. Они как беспристрастные свидетели рассказывают о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести корм  за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока. В лингвистике за цифрами стоит часть речи, имя которой  - Числительное.  Как и в каждой части речи, в числительном много неизведанного, таинственного. Об этом мы и поговорим сегодня.

Давайте определим цели урока. (Учащиеся под руководством учителя формулируют цели урока).

Итак, за работу!

2. Отгадайте шарады.

- Мой первый слог - число с нулями,

У всех людей – последних два,

А вместе – догадайтесь сами:

Всем городам она глава.

(столица)

- Числительное плюс гласный –

Ансамбль в музыке прекрасный.

(трио)

- Первая цифра стоит в середине,

Буква с начала и буква с конца.

А в целом – леса, города и равнины,

К целому полны любовью сердца.

(Родина)

- Охарактеризуйте морфологические признаки числительных, использованных в этих шарадах.

- К каждому подберите  однокоренные слова разных частей речи.

- Как отличить числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?

3. Запишите слова, определите, к какой части речи относятся.

Десяток,  двойной, удесятерить, десять, удваивать, пятерка, двумя, единственный, первый, два, сотый, вдесятеро, вдвоем, пятеро, пятак.

4. Не всегда просто определить, к какой части речи относится слово.

 До сих пор ученые не пришли к единому мнению по поводу слов тысяча, миллион, миллиард. Одни относят их к числительным, другие к существительным, третьи вообще склонны считать их омонимами. Для этого у ученых есть все основания. Какие? Давайте познакомимся с результатами проведенного ребятами исследования.

- Выступление группы учащихся с мини-исследованием «Лингвистический портрет слов тысяча, миллион, миллиард»

(Приложение 2 – исследовательская работа «Лингвистический портрет слов тысяча, миллион, миллиард» и презентация)

5. Работа исследовательских групп

В русском языке есть группа слов, которые выражают значение неопределенного количества: много книг, мало времени, несколько человек и т.д.

-Почему ученые-лингвисты  до сих пор не могут  прийти к единому мнению относительно частеречной принадлежности этих так называемых неопределенно-количественных  слов?

(Своеобразие неопределенно-количественных слов состоит в том, что они совмещают в себе признаки числительных и наречий).

- Работа по группам.

1 группа учащихся находит признаки наречия, вторая - признаки числительного.

Признаки наречий: слова много, мало, немного, немало не изменяются; могут определять глагол: много видел, мало написал; образовывать форму сравнительной степени: прочитал мало – прочитал меньше; способны сочетаться с наречиями степени: очень много читал; у них есть формы субъективной оценки: слабовато – маловато; в результате повторения образуют сложные слова: далеко-далеко.

Признаки числительных: обозначают некое количество;

слова типа много мало, сочетаясь с существительными, образуют синтаксически неделимые словосочетания: много книг, немало груш, ср.: две книги, десять груш.

- Значение каких частей речи совмещает слово много  в предложении: Абрикосы стоят пятнадцать рублей – это не очень много.

(В данном предложении слово много имеет значение числительного и слова категории состояния).

6. Поговорим о существительных бездна, гибель, прорва, пропасть, тьма, уйма. Правомерен ли этот вопрос сегодня, когда мы рассматриваем числительные?

(Слова бездна, гибель, прорва, пропасть, тьма, уйма являются отвлеченными существительными, которые в определенной речевой ситуации обозначают неопределенно большое количество предметов. Употребляются они в разговорной речи: народу там пропасть, возникла уйма проблем, бездна дел свалилась на меня).

7. Продолжите числовой ряд, запишите несколько числительных, образуйте от них порядковые числительные.

Число 37 обладает одним замечательным свойством: если его умножить на 3, 6, 9,12, 15 и т. д., то получится любопытный ряд чисел: 111, 222, 333, 444.

8. Разгадайте кроссворд, составленный вашим одноклассником

 (Все учащиеся на одном из уроков составляли кроссворды)

(Приложение 3 - кроссворд)

9. В заключение урока предлагаю поучаствовать в викторине «Эти загадочные числительные».

а) Многие сказки начинаются так: «В тридевятом царстве, тридесятом государстве…» К какой части речи относятся слова тридевятое, тридесятое? И в каком же по счету государстве происходила эта сказочная история?

(Тридевятое, тридесятое  царство-государство – по-современному двадцать седьмое ( «трижды девять») и тридцатое ( «трижды десять»). Это порядковые числительные).

б) Как правильно задать вопрос: в каком или в котором году родился М.Ю. Лермонтов?

(Хотя ответ на этот вопрос дается с помощью порядкового числительного, в вопросе должно быть местоимение какой?, так как главное слово здесь само название года, а не его порядковое место в ряду других годов).

в) В каком падеже какого числительного есть три буквы ь?

(В творительном падеже числительного 80 – восьмьюдесятью).

г) Какое числительное первоначально было именем существительным?

(Числительное 40 первоначально было существительным со значением рубаха (сорочка), мешок).

д) Какое числительное приказывает?

(Три; это слово может быть глаголом повелительного наклонения).

е) В каких сложных словах пишется не трех-, а тре-?

(Трегубый, трезубец, тренога, треножник, треугольник, треух).

ж) Какие порядковые числительные не являются однокоренными с соответствующими им количественными числительными?

(Первый, второй).

з)  В каком числительном сорок гласных?

(Сорока).

и)  У каких числительных в форме творительного падежа в основе четыре буквы, а в окончании – шесть?

(Двумястами, тремястами).

10.  Подведение итогов урока.

 В результате проведенных исследований на уроке совместно с учащимися была выдвинута гипотеза, проведен  анализ языкового материала, были сделаны самостоятельные выводы. Учитель выступал в качестве координатора процесса познания, а у учеников была возможность почувствовать себя первооткрывателями.

 На одном уроке  использовались фрагментарно различные педагогические технологии –  игровая,  поисковая,  проблемная,  личностно ориентированная – для того, чтобы развивать и индивидуальность учащихся, и творческий потенциал, и, самое главное, интеллект.

Таким образом, и нестандартные задания, и нестандартные уроки способствуют развитию в учащихся вкуса к предмету «русский язык», сознательного отношения к нему, желания проникнуть в его «внепрограммные» тайны. Так у школьника появляется желание заняться исследовательской деятельностью.

На уроке обобщения и систематизации материала мы проверили, насколько эффективными были занятия, продуктивна работа. По инициативе ребят, проводивших мини-исследования, была подготовлена презентация, задания которой предлагают  вспомнить фразеологизмы, в состав которых входят числительные.

(Приложение 4  - презентация «Фразеологизмы, в состав которых входят числительные»)

При таком психологическом настрое учебный материал усваивается очень хорошо, об этом свидетельствуют результаты контрольной работы.

Библиография:

  • Агеева А.И., Новосёлова В.И. Метод проектов как средство развития творческих способностей школьников: Метод, рекомендации/Кемеровский институт усовершенствования учителей. Информ.-метод.  центр упр.образования администрации г.Полысаево-Кемерово: Изд-во обл ИУУ, 2001.- 63 с.
  • Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.- М.: Народное образование, 2001.- С. 64-68
  • Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А, С, Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников.- 2002. № 1.- С.24-33.
  • Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников.- 2006, № 3.- С.68-74.
  • Борзенко В.И., Обухов А.С.  Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.- М.Народное образование, 2001.-  С.80-87.    
  • Житко Е.А. Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе.- Интернет-журнал «Эйдос» Житко Е_ А_ Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе.mht
  • Савенков А.И.  Виды исследований школьников //Одарённый ребёнок.- 2005, № 2.- С.84-106.
  • Савенков А.И.  Содержание и организация исследовательского  обучения школьников.- М.: Сентябрь, 2003.- 204 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Описание опыта работы по теме  "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...

ПРОЕКТ «Творческая мастерская как фактор развития исследовательских компетенций на уроках русского языка"

Тема исследования: «Творческая мастерская как фактор развития исследовательских  компетенций на уроках русского языка» Выбор данной темы обусловлен рядом существующих проблем и проти...

«Творческая мастерская как фактор развития исследовательских компетенций на уроках русского языка» Презентация к проекту

Данная презентация прикреплена к теме проекта  «Творческая мастерская как фактор развития исследовательских  компетенций на уроках русского языка»...

Исследовательский метод на уроках русского языка и литературы

Выступление на региональной научно-практической конференции"Концептуальные основы изучения филологических дисциплин в современной школе и вузе"...

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

Статья была опубликована в 2006 году в сборнике "Инновационные подходы к обучению литературе" (г.Благовещенск, 2006)...

Проектно-исследовательские технологии на уроках русского языка и литературы

Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения: метод проектов, метод погружения, м...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...