Союз
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Крымукова Валентина Николаевна

Союз как служебная часть речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_soyuz_kak_sluzhebnaya_chast_rechi.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Союз как служебная часть речи

Цели:

  • рассмотреть роль союзов, их особенности;
  • учить находить союзы, определять их функцию, развивать мышление, внимательность;
  • воспитывать доброжелательность друг к другу, требовательность к себе.

Ход урока

Организационный момент.

Класс делится на группы по 3-4 человека. В каждой группе выбирается консультант, который помогает слабым ученикам.

2. Создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе.

- Как вы думаете, что является самым дешевым и самым эффективным лекарством от всех болезней? Конечно, смех. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь себе, мне. Пусть хорошее настроение будет сопровождать вас целый урок.

3. Объявление темы и задач урока.

Эпиграф (на доске):

Недостаточно родиться человеком. Надо еще им стать.

Вся жизнь может уйти на это…

Путь к себе не стелется перед тобой. Его надо уметь найти, понять…

Человек начинается с того, что задумывается о самом себе и о том, что вокруг…

                                                                                               М.Панич.

- Несомненно, эти слова писателя никого из вас не оставили равнодушными, потому что вопрос о смысле жизни человека, о его призвании не может не волновать. Действительно, путь к себе, путь к человеку, а, следовательно, путь к людям очень непростой.

           Сегодня мы с вами вспомним и углубим свои знания о союзе как служебной части речи. Работать мы будем с текстами, объединёнными темой о человеке. Нашими проводниками в мир подлинной человечности будут прекрасные поэты, писатели, другие выдающиеся люди.

Объявление целей урока.

4. Создание ситуации успеха.

- Перед вами карточки с высказываниями. Спишите предложения, союзы обведите овальными линиями.

Карточка

По тому, как человек относится к природе, можно и должно судить, насколько далеко он вообще ушел в своем духовном развитии и стал человеком.

                                                                                    В. Романенко

Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.

                                                                                     К.Паустовский

Человека оценивают не по годам, а по тому, как прожиты они, сколько в них добра и тепла.

                                                                                      Ф.Алиева

5. Постановка учебной задачи.

- Подчеркните слова, которые связывают союзы.

- Сделайте вывод о том, для чего служат союзы.

- Попробуйте сформулировать правило. Проверьте себя по учебнику.

6. Решение частных задач.

1)Прочитайте текст, определите основную мысль. Выпишите союзы со словами, которые они соединяют.

Карточка

Слова Л.Толстого, обращенного к детям.

Совершенствуй себя

           Мы все знаем, что живем не так, как надо и как могли бы жить. И поэтому надо всегда помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше.

        Помнить это надо не затем, чтобы осуждать жизнь других людей и свою, не исправляя ее, а затем, чтобы стараться с каждым днем и часом становиться хоть немного лучше, исправлять себя.

        В этом самое главное и самое радостное дело в жизни.

Объясните правописание подчеркнутых орфограмм.

2.)Письмо по памяти. Союзы обведите овальной линией.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь.

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

                                                                                           Н.Заболоцкий

Дайте лексическое значение слову ступа.

7. Моделирование.

Составление опорный конспект «Союз».

8. Физкультминутка.

9. Конкретизация учебной задачи.

    1) Прочитайте отрывок из письма М.горького к сыну. Выпишите в один столбик предлоги  (укажите разряд), во второй – союзы. Проверьте друг друга.

Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее – цветы.

Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, - легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять.

Объясните постановку знаков препинания в первом предложении.

2)Творческая работа.

Поделитесь мыслями и чувствами, которые пробудило в вас письмо Горького, при необходимости используйте союзы (устно).

10. Рефлексия.

- Что нового узнал на уроке?

- Самое интересное задание?

- Самое трудное задание?

Оценка самого себя, товарищей в группе.

11. Домашнее задание. Сочинение – рассуждение «Быть на Земле Человеком».

Конспект «Союз»

        Союз        

Не изменяется

Не имеет самостоятельного

лексического  значения

        Не является членом предложения                

Связь слов и частей

 в словосочетании и предложении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление учителя истории Фролочкиной Р.Л. на Межрегиональной конференции,посвященной 110-ой годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза,маршала Советского Союза В.И.Чуйкова "Роль поискового отряда в пополнении школьного музея экспонатами"

Выступление на Межрегиональной конференции, посвященной 110 годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза В.И.Чуйкова " Роль поискового отряда в пополнении школьног...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные"...

Дидактический материал "Союзы и союзные слова. Способы различия подчинительных союзов и союзных слов".

По программе данная тема укладывается всего в два урока. Этого, конечно, мало. Кроме того, материал для закрепления темы приходится искать дополнительно. Надеюсь данная информация поможет коллегам в п...

Связь однородных членов без союзов и с помощью союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Урок презентация поможет развить умение распозновать в предложении однородные члены....

Тест. Союз. 7 класс. "Слитное и раздельное написания союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО"

10 вопросов с выбором ответа, проверяющих умение отличать союзы ЗАТО, ТАКЖЕ, ТОЖЕ от омонимичных им честей речи....

Урок русского языка в 7 классе на тему: «Союз как часть речи. Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза. Повторение».

Урок может быть использован на уроках русского языка в 7 классе и ставит перед собой следующие цели: формирование умения рассказывать о союзе, находить союзы в тексте,правильно определять разряды...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...