Союз
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Союз как служебная часть речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_soyuz_kak_sluzhebnaya_chast_rechi.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Союз как служебная часть речи
Цели:
- рассмотреть роль союзов, их особенности;
- учить находить союзы, определять их функцию, развивать мышление, внимательность;
- воспитывать доброжелательность друг к другу, требовательность к себе.
Ход урока
Организационный момент.
Класс делится на группы по 3-4 человека. В каждой группе выбирается консультант, который помогает слабым ученикам.
2. Создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе.
- Как вы думаете, что является самым дешевым и самым эффективным лекарством от всех болезней? Конечно, смех. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь себе, мне. Пусть хорошее настроение будет сопровождать вас целый урок.
3. Объявление темы и задач урока.
Эпиграф (на доске):
Недостаточно родиться человеком. Надо еще им стать.
Вся жизнь может уйти на это…
Путь к себе не стелется перед тобой. Его надо уметь найти, понять…
Человек начинается с того, что задумывается о самом себе и о том, что вокруг…
М.Панич.
- Несомненно, эти слова писателя никого из вас не оставили равнодушными, потому что вопрос о смысле жизни человека, о его призвании не может не волновать. Действительно, путь к себе, путь к человеку, а, следовательно, путь к людям очень непростой.
Сегодня мы с вами вспомним и углубим свои знания о союзе как служебной части речи. Работать мы будем с текстами, объединёнными темой о человеке. Нашими проводниками в мир подлинной человечности будут прекрасные поэты, писатели, другие выдающиеся люди.
Объявление целей урока.
4. Создание ситуации успеха.
- Перед вами карточки с высказываниями. Спишите предложения, союзы обведите овальными линиями.
Карточка
По тому, как человек относится к природе, можно и должно судить, насколько далеко он вообще ушел в своем духовном развитии и стал человеком.
В. Романенко
Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.
К.Паустовский
Человека оценивают не по годам, а по тому, как прожиты они, сколько в них добра и тепла.
Ф.Алиева
5. Постановка учебной задачи.
- Подчеркните слова, которые связывают союзы.
- Сделайте вывод о том, для чего служат союзы.
- Попробуйте сформулировать правило. Проверьте себя по учебнику.
6. Решение частных задач.
1)Прочитайте текст, определите основную мысль. Выпишите союзы со словами, которые они соединяют.
Карточка
Слова Л.Толстого, обращенного к детям.
Совершенствуй себя
Мы все знаем, что живем не так, как надо и как могли бы жить. И поэтому надо всегда помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше.
Помнить это надо не затем, чтобы осуждать жизнь других людей и свою, не исправляя ее, а затем, чтобы стараться с каждым днем и часом становиться хоть немного лучше, исправлять себя.
В этом самое главное и самое радостное дело в жизни.
Объясните правописание подчеркнутых орфограмм.
2.)Письмо по памяти. Союзы обведите овальной линией.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь.
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Н.Заболоцкий
Дайте лексическое значение слову ступа.
7. Моделирование.
Составление опорный конспект «Союз».
8. Физкультминутка.
9. Конкретизация учебной задачи.
1) Прочитайте отрывок из письма М.горького к сыну. Выпишите в один столбик предлоги (укажите разряд), во второй – союзы. Проверьте друг друга.
Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее – цветы.
Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, - легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять.
Объясните постановку знаков препинания в первом предложении.
2)Творческая работа.
Поделитесь мыслями и чувствами, которые пробудило в вас письмо Горького, при необходимости используйте союзы (устно).
10. Рефлексия.
- Что нового узнал на уроке?
- Самое интересное задание?
- Самое трудное задание?
Оценка самого себя, товарищей в группе.
11. Домашнее задание. Сочинение – рассуждение «Быть на Земле Человеком».
Конспект «Союз»
Союз
Не изменяется
Не имеет самостоятельного
лексического значения
Не является членом предложения
Связь слов и частей
в словосочетании и предложении
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление учителя истории Фролочкиной Р.Л. на Межрегиональной конференции,посвященной 110-ой годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза,маршала Советского Союза В.И.Чуйкова "Роль поискового отряда в пополнении школьного музея экспонатами"
Выступление на Межрегиональной конференции, посвященной 110 годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза В.И.Чуйкова " Роль поискового отряда в пополнении школьног...
Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные"
Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные"...
Дидактический материал "Союзы и союзные слова. Способы различия подчинительных союзов и союзных слов".
По программе данная тема укладывается всего в два урока. Этого, конечно, мало. Кроме того, материал для закрепления темы приходится искать дополнительно. Надеюсь данная информация поможет коллегам в п...
Связь однородных членов без союзов и с помощью союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Урок презентация поможет развить умение распозновать в предложении однородные члены....
Тест. Союз. 7 класс. "Слитное и раздельное написания союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО"
10 вопросов с выбором ответа, проверяющих умение отличать союзы ЗАТО, ТАКЖЕ, ТОЖЕ от омонимичных им честей речи....
Урок русского языка в 7 классе на тему: «Союз как часть речи. Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза. Повторение».
Урок может быть использован на уроках русского языка в 7 классе и ставит перед собой следующие цели: формирование умения рассказывать о союзе, находить союзы в тексте,правильно определять разряды...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»
Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...