Лексическое значение слова
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лексическое значение слова | 94 КБ |
leksicheskoeznachenieslova.doc | 94 КБ |
leksicheskoeznachenieslova.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическое значение слова
Цели:
- познакомить учащихся с понятиями «лексика», «грамматическое значение слова»;
- развивать связную речь, расширять словарный запас учащихся; учить правильно употреблять слова в речи, пользоваться толковым словарем;
- повышать интерес к урокам русского языка, воспитывать бережное отношение к слову.
Оборудование: шкатулка, карточки, толковые словари, карта «Настроение», кораблики.
Ход урока
- Организационный момент.
- Создание благоприятной эмоциональной ситуации.
Если хмуримся с утра.
Нам поможет доброта.
Встаньте, дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
Мне хочется, чтобы сегодня на нашем уроке присутствовало хорошее настроение.
Отмечают свои эмоции на карте «Настроение».
- Проверка домашнего задания.
Словарный диктант.
Шепот, рассказать, здание, станция, медвежонок, объявление, растение, касаться, прилагательное, меч, ночь, горяч, цирк, шоколад, вода.
Самопроверка по ключу. 1 тетрадь – на проверку.
- Изучение нового материала. Эпиграф:
Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав,- в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
К. Паустовский
Известный писатель говорит о богатстве русского языка. Говоря о дожде, он употреблял такие слова: грибной, моросящий, сильный, косой, слепой, ливневый.
Давайте представим, что мы забыли, как называется этот предмет, и этот, и этот, и тот. Сможем ли мы общаться? Почему? Запишите по 2 слова, обозначающие:
предметы;
признаки;
действия.
(работа в группах).
Определите, какими частями речи они являются.
Зачем человеку понадобились слова?
Сообщение темы и целей урока.
Лексика – гр. лексис – слово. Лексика – это все слова языка, его словарный запас.
Как вы думаете, сколько в нашем языке слов? По подсчетам ученых, весь словарный запас нашего языка составляет около миллиона слов. И это только от Пушкина и до наших дней. Общеупотребительная лексика составляет примерно300 тысяч слов. В разговорном языке культурного человека 15-18 тысяч слов. В языке Пушкина – 20 тысяч слов. Пятиклассник знает около пяти тысяч слов.
Если мы не знаем, как пишется слово, куда мы обращаемся? Узнать, что слово обозначает можно тоже в словаре, только не в орфографическом, а в толковом, где «истолковываются», т.е. объясняются слова.
А зачем нам узнавать новые слова?
Слово
лексическое значение грамматическое значение
Дайте лексическое значение слов: туфли, учитель. А грамматическое?
Чтение правила.
- Закрепление изученного материала.
1.Используя словарь, дайте лексическое значение слов: багряный, лиловый, лазурный, пурпурный.(Слова записаны по алфавиту).
2. Чтение упр.533.
3. Физкультминутка. Ручки потереть в руках.
4. Работа с упр.531.
5. Волшебная шкатулка. Дайте лексическое значение слов: шквал, принтер, камзол, мэр, жокей, атмосфера, коралл.
- Чтение стихотворения.
Старичок был дотошный,
Подошел и спросил:
-Что такое картошка?
-Небольшой апельсин.
-А точнее?
-Точнее,
Бегемот без хвоста,
Без ушей и без шеи,
Без зубов и без рта,
Очень-очень ленивый,
Но приятный на вкус.
-А точнее?
-А точнее,
Загорелый арбуз,
Закопавшийся в землю,
Потому что жара.
-А точнее?
-Точнее, мне обедать пора.
- Почему старичок был недоволен объяснением?
- Какими способами можно объяснить слово?
- «Путаница». Соедините слова-синонимы.(2 ур. – часть дописывает сам).
дорога - мрак
правописание -обаятельный
красивый - орфография
большой -шоссе
темнота -гигантский
вьюга-…
грусть-…
маленький-…
волшебник-…
- «Лексические слухи».
Правда ли что,…
Астрономы – это специалисты по астрам;
Безграмотный – окончивший школу без похвальной грамоты;
Горбуша – верблюд;
Бездарь –тот, кому ничего не подарили в день рождения?
9.Самостоятельная работа. «Загадки» - 1 ур.
2 ур.- ответы на вопросы:
Ученик понятный или понятливый?
Участок земельный или землистый?
Местность песочная или песчаная?
Вывод: важно понимать значение слова и правильно употреблять его в речи.
6. Подведение итогов урока. Закончите фразы:
Лексика – это…
Грамматическое значение – это..
Я узнала значение новых для меня слов…
7. Выставление отметок.
8. Домашнее задание.§50, упр.537.
- Рефлексия.
Словарный диктант.
Шепот, рассказать, здание, станция, медвежонок, объявление, растение, касаться, прилагательное, меч, ночь, горяч, цирк, шоколад, вода.
Посчитайте, сколько слов с ошибками.
Если:
- 10,9 баллов;
- 8 баллов;
- 7 баллов
- 6 баллов
- 5 баллов
- 4 балла
- 3 балла
- 2 балла
- и более -1 балл
дорога мрак
правописание обаятельный
красивый орфография
большой шоссе
темнота гигантский
вьюга-…
грусть-…
маленький-…
волшебник-…
дорога мрак
правописание обаятельный
красивый орфография
большой шоссе
темнота гигантский
вьюга-…
грусть-…
маленький-…
волшебник-…
Предварительный просмотр:
Лексическое значение слова
Цели:
- познакомить учащихся с понятиями «лексика», «грамматическое значение слова»;
- развивать связную речь, расширять словарный запас учащихся; учить правильно употреблять слова в речи, пользоваться толковым словарем;
- повышать интерес к урокам русского языка, воспитывать бережное отношение к слову.
Оборудование: шкатулка, карточки, толковые словари, карта «Настроение», кораблики.
Ход урока
- Организационный момент.
- Создание благоприятной эмоциональной ситуации.
Если хмуримся с утра.
Нам поможет доброта.
Встаньте, дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
Мне хочется, чтобы сегодня на нашем уроке присутствовало хорошее настроение.
Отмечают свои эмоции на карте «Настроение».
- Проверка домашнего задания.
Словарный диктант.
Шепот, рассказать, здание, станция, медвежонок, объявление, растение, касаться, прилагательное, меч, ночь, горяч, цирк, шоколад, вода.
Самопроверка по ключу. 1 тетрадь – на проверку.
- Изучение нового материала. Эпиграф:
Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав,- в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
К. Паустовский
Известный писатель говорит о богатстве русского языка. Говоря о дожде, он употреблял такие слова: грибной, моросящий, сильный, косой, слепой, ливневый.
Давайте представим, что мы забыли, как называется этот предмет, и этот, и этот, и тот. Сможем ли мы общаться? Почему? Запишите по 2 слова, обозначающие:
предметы;
признаки;
действия.
(работа в группах).
Определите, какими частями речи они являются.
Зачем человеку понадобились слова?
Сообщение темы и целей урока.
Лексика – гр. лексис – слово. Лексика – это все слова языка, его словарный запас.
Как вы думаете, сколько в нашем языке слов? По подсчетам ученых, весь словарный запас нашего языка составляет около миллиона слов. И это только от Пушкина и до наших дней. Общеупотребительная лексика составляет примерно300 тысяч слов. В разговорном языке культурного человека 15-18 тысяч слов. В языке Пушкина – 20 тысяч слов. Пятиклассник знает около пяти тысяч слов.
Если мы не знаем, как пишется слово, куда мы обращаемся? Узнать, что слово обозначает можно тоже в словаре, только не в орфографическом, а в толковом, где «истолковываются», т.е. объясняются слова.
А зачем нам узнавать новые слова?
Слово
лексическое значение грамматическое значение
Дайте лексическое значение слов: туфли, учитель. А грамматическое?
Чтение правила.
- Закрепление изученного материала.
1.Используя словарь, дайте лексическое значение слов: багряный, лиловый, лазурный, пурпурный.(Слова записаны по алфавиту).
2. Чтение упр.533.
3. Физкультминутка. Ручки потереть в руках.
4. Работа с упр.531.
5. Волшебная шкатулка. Дайте лексическое значение слов: шквал, принтер, камзол, мэр, жокей, атмосфера, коралл.
- Чтение стихотворения.
Старичок был дотошный,
Подошел и спросил:
-Что такое картошка?
-Небольшой апельсин.
-А точнее?
-Точнее,
Бегемот без хвоста,
Без ушей и без шеи,
Без зубов и без рта,
Очень-очень ленивый,
Но приятный на вкус.
-А точнее?
-А точнее,
Загорелый арбуз,
Закопавшийся в землю,
Потому что жара.
-А точнее?
-Точнее, мне обедать пора.
- Почему старичок был недоволен объяснением?
- Какими способами можно объяснить слово?
- «Путаница». Соедините слова-синонимы.(2 ур. – часть дописывает сам).
дорога - мрак
правописание -обаятельный
красивый - орфография
большой -шоссе
темнота -гигантский
вьюга-…
грусть-…
маленький-…
волшебник-…
- «Лексические слухи».
Правда ли что,…
Астрономы – это специалисты по астрам;
Безграмотный – окончивший школу без похвальной грамоты;
Горбуша – верблюд;
Бездарь –тот, кому ничего не подарили в день рождения?
9.Самостоятельная работа. «Загадки» - 1 ур.
2 ур.- ответы на вопросы:
Ученик понятный или понятливый?
Участок земельный или землистый?
Местность песочная или песчаная?
Вывод: важно понимать значение слова и правильно употреблять его в речи.
6. Подведение итогов урока. Закончите фразы:
Лексика – это…
Грамматическое значение – это..
Я узнала значение новых для меня слов…
7. Выставление отметок.
8. Домашнее задание.§50, упр.537.
- Рефлексия.
Словарный диктант.
Шепот, рассказать, здание, станция, медвежонок, объявление, растение, касаться, прилагательное, меч, ночь, горяч, цирк, шоколад, вода.
Посчитайте, сколько слов с ошибками.
Если:
- 10,9 баллов;
- 8 баллов;
- 7 баллов
- 6 баллов
- 5 баллов
- 4 балла
- 3 балла
- 2 балла
- и более -1 балл
дорога мрак
правописание обаятельный
красивый орфография
большой шоссе
темнота гигантский
вьюга-…
грусть-…
маленький-…
волшебник-…
дорога мрак
правописание обаятельный
красивый орфография
большой шоссе
темнота гигантский
вьюга-…
грусть-…
маленький-…
волшебник-…
Предварительный просмотр:
Лексическое значение слова
Цели:
- познакомить учащихся с понятиями «лексика», «грамматическое значение слова»;
- развивать связную речь, расширять словарный запас учащихся; учить правильно употреблять слова в речи, пользоваться толковым словарем;
- повышать интерес к урокам русского языка, воспитывать бережное отношение к слову.
Оборудование: шкатулка, карточки, толковые словари, карта «Настроение», кораблики.
Ход урока
- Организационный момент.
- Создание благоприятной эмоциональной ситуации.
Если хмуримся с утра.
Нам поможет доброта.
Встаньте, дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
Мне хочется, чтобы сегодня на нашем уроке присутствовало хорошее настроение.
Отмечают свои эмоции на карте «Настроение».
- Проверка домашнего задания.
Словарный диктант.
Шепот, рассказать, здание, станция, медвежонок, объявление, растение, касаться, прилагательное, меч, ночь, горяч, цирк, шоколад, вода.
Самопроверка по ключу. 1 тетрадь – на проверку.
- Изучение нового материала. Эпиграф:
Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав,- в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
К. Паустовский
Известный писатель говорит о богатстве русского языка. Говоря о дожде, он употреблял такие слова: грибной, моросящий, сильный, косой, слепой, ливневый.
Давайте представим, что мы забыли, как называется этот предмет, и этот, и этот, и тот. Сможем ли мы общаться? Почему? Запишите по 2 слова, обозначающие:
предметы;
признаки;
действия.
(работа в группах).
Определите, какими частями речи они являются.
Зачем человеку понадобились слова?
Сообщение темы и целей урока.
Лексика – гр. лексис – слово. Лексика – это все слова языка, его словарный запас.
Как вы думаете, сколько в нашем языке слов? По подсчетам ученых, весь словарный запас нашего языка составляет около миллиона слов. И это только от Пушкина и до наших дней. Общеупотребительная лексика составляет примерно300 тысяч слов. В разговорном языке культурного человека 15-18 тысяч слов. В языке Пушкина – 20 тысяч слов. Пятиклассник знает около пяти тысяч слов.
Если мы не знаем, как пишется слово, куда мы обращаемся? Узнать, что слово обозначает можно тоже в словаре, только не в орфографическом, а в толковом, где «истолковываются», т.е. объясняются слова.
А зачем нам узнавать новые слова?
Слово
лексическое значение грамматическое значение
Дайте лексическое значение слов: туфли, учитель. А грамматическое?
Чтение правила.
- Закрепление изученного материала.
1.Используя словарь, дайте лексическое значение слов: багряный, лиловый, лазурный, пурпурный.(Слова записаны по алфавиту).
2. Чтение упр.533.
3. Физкультминутка. Ручки потереть в руках.
4. Работа с упр.531.
5. Волшебная шкатулка. Дайте лексическое значение слов: шквал, принтер, камзол, мэр, жокей, атмосфера, коралл.
- Чтение стихотворения.
Старичок был дотошный,
Подошел и спросил:
-Что такое картошка?
-Небольшой апельсин.
-А точнее?
-Точнее,
Бегемот без хвоста,
Без ушей и без шеи,
Без зубов и без рта,
Очень-очень ленивый,
Но приятный на вкус.
-А точнее?
-А точнее,
Загорелый арбуз,
Закопавшийся в землю,
Потому что жара.
-А точнее?
-Точнее, мне обедать пора.
- Почему старичок был недоволен объяснением?
- Какими способами можно объяснить слово?
- «Путаница». Соедините слова-синонимы.(2 ур. – часть дописывает сам).
дорога - мрак
правописание -обаятельный
красивый - орфография
большой -шоссе
темнота -гигантский
вьюга-…
грусть-…
маленький-…
волшебник-…
- «Лексические слухи».
Правда ли что,…
Астрономы – это специалисты по астрам;
Безграмотный – окончивший школу без похвальной грамоты;
Горбуша – верблюд;
Бездарь –тот, кому ничего не подарили в день рождения?
9.Самостоятельная работа. «Загадки» - 1 ур.
2 ур.- ответы на вопросы:
Ученик понятный или понятливый?
Участок земельный или землистый?
Местность песочная или песчаная?
Вывод: важно понимать значение слова и правильно употреблять его в речи.
6. Подведение итогов урока. Закончите фразы:
Лексика – это…
Грамматическое значение – это..
Я узнала значение новых для меня слов…
7. Выставление отметок.
8. Домашнее задание.§50, упр.537.
- Рефлексия.
Словарный диктант.
Шепот, рассказать, здание, станция, медвежонок, объявление, растение, касаться, прилагательное, меч, ночь, горяч, цирк, шоколад, вода.
Посчитайте, сколько слов с ошибками.
Если:
- 10,9 баллов;
- 8 баллов;
- 7 баллов
- 6 баллов
- 5 баллов
- 4 балла
- 3 балла
- 2 балла
- и более -1 балл
дорога мрак
правописание обаятельный
красивый орфография
большой шоссе
темнота гигантский
вьюга-…
грусть-…
маленький-…
волшебник-…
дорога мрак
правописание обаятельный
красивый орфография
большой шоссе
темнота гигантский
вьюга-…
грусть-…
маленький-…
волшебник-…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке (7 класс)
Открытый урок в 7-м классе по теме: "Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке" Цели урока: Сформировать понятие “Омофоны” в англ. языке.Развить умение найти и выделить омофоны в...
Презентация "Лексика и фразеология. Лексическое значение слова"
Данная презентация поможет учителю сделать урок русского языка более ярким и доступным. В ней содержатся толкование основных лексических терминов и интересные задания, связанные с анализом стихотворно...
Кроссворд "Лексическое значение слова (кто?)"
Кроссворд предназначен для промежуточной проверочной работы по теме "Лексическое значение слова"...
Методическая разработка урока по теме:"Лексическое значение слова"
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Лексика. Лексическое значение слова", 6 класс...
Лексика. лексическое значение слова.
Данный урок разработан на основе материала, связанного с Рождеством Христовым. Можно использовать при знакомстве с понятием лексическое значение слово в 5 классе.Этот урок – своеобразная лиричес...
Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе "Лексикология. Способы объяснения лексического значения слова"
Урок интегрированный (русский, английский языки, литература),использование интерактивной доски Mimio,анализ стихотворения «Дом, который построил Джек» на русском и английском языках,работа в группах....
Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его г...