Лексическое значение слова
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Крымукова Валентина Николаевна

Урок по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическое значение слова

Цели:

  • познакомить учащихся с понятиями «лексика», «грамматическое значение слова»;
  • развивать связную речь, расширять словарный запас учащихся; учить правильно употреблять слова в речи, пользоваться толковым словарем;
  • повышать интерес к урокам русского языка, воспитывать бережное отношение к слову.

Оборудование: шкатулка, карточки, толковые словари, карта «Настроение», кораблики.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Создание благоприятной эмоциональной ситуации.

Если хмуримся с утра.

Нам поможет доброта.

Встаньте, дети, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

Мне хочется, чтобы сегодня на нашем уроке присутствовало хорошее настроение.

Отмечают свои эмоции  на карте «Настроение».

  1. Проверка домашнего задания.

Словарный диктант.

Шепот, рассказать, здание, станция, медвежонок, объявление, растение, касаться, прилагательное, меч, ночь, горяч, цирк, шоколад, вода.

Самопроверка по ключу. 1 тетрадь – на проверку.

  1. Изучение нового материала. Эпиграф:

Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав,- в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

                                                                            К. Паустовский

Известный писатель говорит о богатстве русского языка. Говоря о дожде, он употреблял такие слова: грибной, моросящий, сильный, косой, слепой, ливневый.

Давайте представим, что мы забыли, как называется этот предмет, и этот, и этот, и тот. Сможем ли мы общаться? Почему? Запишите по 2 слова, обозначающие:

предметы;

признаки;

действия.

(работа в группах).

Определите, какими частями речи они являются.

Зачем человеку понадобились слова?

Сообщение темы и целей урока.

Лексика – гр. лексис – слово. Лексика – это все слова языка, его словарный запас.

Как вы думаете, сколько в нашем языке слов? По подсчетам ученых, весь словарный запас нашего языка составляет около миллиона слов. И это только от Пушкина и до наших дней. Общеупотребительная лексика составляет примерно300 тысяч слов. В разговорном языке культурного человека 15-18 тысяч слов. В языке Пушкина – 20 тысяч слов. Пятиклассник знает около пяти тысяч слов.

Если мы не знаем, как пишется слово, куда мы обращаемся?  Узнать, что слово обозначает можно тоже в словаре, только не в орфографическом, а в толковом, где «истолковываются», т.е. объясняются слова.

А зачем нам узнавать новые слова?

Слово

лексическое значение                       грамматическое значение

Дайте лексическое значение слов: туфли, учитель. А грамматическое?

Чтение правила.

  1. Закрепление изученного материала.

1.Используя словарь, дайте лексическое значение слов: багряный, лиловый, лазурный, пурпурный.(Слова записаны по алфавиту).

2. Чтение упр.533.

3. Физкультминутка. Ручки потереть в руках.

4. Работа с упр.531.

5. Волшебная шкатулка. Дайте лексическое значение слов: шквал, принтер, камзол, мэр, жокей, атмосфера, коралл.

  1. Чтение стихотворения.

Старичок был дотошный,

Подошел и спросил:

-Что такое картошка?

-Небольшой апельсин.

-А точнее?

-Точнее,

Бегемот без хвоста,

Без ушей и без шеи,

Без зубов и без рта,

Очень-очень ленивый,

Но приятный на вкус.

 -А точнее?

-А точнее,

Загорелый арбуз,

Закопавшийся в землю,

Потому что жара.

-А точнее?

-Точнее, мне обедать пора.

- Почему старичок был недоволен объяснением?

- Какими способами можно объяснить слово?

  1. «Путаница». Соедините слова-синонимы.(2 ур. – часть дописывает сам).

дорога -  мрак

правописание -обаятельный

красивый - орфография

большой -шоссе

темнота -гигантский

вьюга-…

грусть-…

маленький-…

волшебник-…

  1. «Лексические слухи».

Правда ли что,…

Астрономы – это специалисты по астрам;

Безграмотный – окончивший школу без похвальной грамоты;

Горбуша – верблюд;

Бездарь –тот, кому ничего не подарили в день рождения?

9.Самостоятельная работа. «Загадки» - 1 ур.

2 ур.- ответы на вопросы:

Ученик понятный или понятливый?

Участок земельный или землистый?

Местность песочная или песчаная?

Вывод: важно понимать значение слова и правильно употреблять его в речи.

6. Подведение итогов урока. Закончите фразы:

Лексика – это…

Грамматическое значение – это..

Я узнала значение новых для меня слов…

7. Выставление отметок.

8. Домашнее задание.§50, упр.537.

  1. Рефлексия.

Словарный диктант.

Шепот, рассказать, здание, станция, медвежонок, объявление, растение, касаться, прилагательное, меч, ночь, горяч, цирк, шоколад, вода. 

Посчитайте, сколько слов с ошибками.

Если:

  1. 10,9 баллов;
  2. 8 баллов;
  3. 7 баллов
  4. 6 баллов
  5. 5 баллов
  6. 4 балла
  7. 3 балла
  8. 2 балла
  1. и более -1 балл

дорога                                                          мрак

правописание                                              обаятельный

красивый                                                     орфография

большой                                                      шоссе

темнота                                                        гигантский

вьюга-…

грусть-…

маленький-…

волшебник-…

дорога                                                          мрак

правописание                                              обаятельный

красивый                                                     орфография

большой                                                      шоссе

темнота                                                        гигантский

вьюга-…

грусть-…

маленький-…

волшебник-…



Предварительный просмотр:

Лексическое значение слова

Цели:

  • познакомить учащихся с понятиями «лексика», «грамматическое значение слова»;
  • развивать связную речь, расширять словарный запас учащихся; учить правильно употреблять слова в речи, пользоваться толковым словарем;
  • повышать интерес к урокам русского языка, воспитывать бережное отношение к слову.

Оборудование: шкатулка, карточки, толковые словари, карта «Настроение», кораблики.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Создание благоприятной эмоциональной ситуации.

Если хмуримся с утра.

Нам поможет доброта.

Встаньте, дети, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

Мне хочется, чтобы сегодня на нашем уроке присутствовало хорошее настроение.

Отмечают свои эмоции  на карте «Настроение».

  1. Проверка домашнего задания.

Словарный диктант.

Шепот, рассказать, здание, станция, медвежонок, объявление, растение, касаться, прилагательное, меч, ночь, горяч, цирк, шоколад, вода.

Самопроверка по ключу. 1 тетрадь – на проверку.

  1. Изучение нового материала. Эпиграф:

Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав,- в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

                                                                            К. Паустовский

Известный писатель говорит о богатстве русского языка. Говоря о дожде, он употреблял такие слова: грибной, моросящий, сильный, косой, слепой, ливневый.

Давайте представим, что мы забыли, как называется этот предмет, и этот, и этот, и тот. Сможем ли мы общаться? Почему? Запишите по 2 слова, обозначающие:

предметы;

признаки;

действия.

(работа в группах).

Определите, какими частями речи они являются.

Зачем человеку понадобились слова?

Сообщение темы и целей урока.

Лексика – гр. лексис – слово. Лексика – это все слова языка, его словарный запас.

Как вы думаете, сколько в нашем языке слов? По подсчетам ученых, весь словарный запас нашего языка составляет около миллиона слов. И это только от Пушкина и до наших дней. Общеупотребительная лексика составляет примерно300 тысяч слов. В разговорном языке культурного человека 15-18 тысяч слов. В языке Пушкина – 20 тысяч слов. Пятиклассник знает около пяти тысяч слов.

Если мы не знаем, как пишется слово, куда мы обращаемся?  Узнать, что слово обозначает можно тоже в словаре, только не в орфографическом, а в толковом, где «истолковываются», т.е. объясняются слова.

А зачем нам узнавать новые слова?

Слово

лексическое значение                       грамматическое значение

Дайте лексическое значение слов: туфли, учитель. А грамматическое?

Чтение правила.

  1. Закрепление изученного материала.

1.Используя словарь, дайте лексическое значение слов: багряный, лиловый, лазурный, пурпурный.(Слова записаны по алфавиту).

2. Чтение упр.533.

3. Физкультминутка. Ручки потереть в руках.

4. Работа с упр.531.

5. Волшебная шкатулка. Дайте лексическое значение слов: шквал, принтер, камзол, мэр, жокей, атмосфера, коралл.

  1. Чтение стихотворения.

Старичок был дотошный,

Подошел и спросил:

-Что такое картошка?

-Небольшой апельсин.

-А точнее?

-Точнее,

Бегемот без хвоста,

Без ушей и без шеи,

Без зубов и без рта,

Очень-очень ленивый,

Но приятный на вкус.

 -А точнее?

-А точнее,

Загорелый арбуз,

Закопавшийся в землю,

Потому что жара.

-А точнее?

-Точнее, мне обедать пора.

- Почему старичок был недоволен объяснением?

- Какими способами можно объяснить слово?

  1. «Путаница». Соедините слова-синонимы.(2 ур. – часть дописывает сам).

дорога -  мрак

правописание -обаятельный

красивый - орфография

большой -шоссе

темнота -гигантский

вьюга-…

грусть-…

маленький-…

волшебник-…

  1. «Лексические слухи».

Правда ли что,…

Астрономы – это специалисты по астрам;

Безграмотный – окончивший школу без похвальной грамоты;

Горбуша – верблюд;

Бездарь –тот, кому ничего не подарили в день рождения?

9.Самостоятельная работа. «Загадки» - 1 ур.

2 ур.- ответы на вопросы:

Ученик понятный или понятливый?

Участок земельный или землистый?

Местность песочная или песчаная?

Вывод: важно понимать значение слова и правильно употреблять его в речи.

6. Подведение итогов урока. Закончите фразы:

Лексика – это…

Грамматическое значение – это..

Я узнала значение новых для меня слов…

7. Выставление отметок.

8. Домашнее задание.§50, упр.537.

  1. Рефлексия.

Словарный диктант.

Шепот, рассказать, здание, станция, медвежонок, объявление, растение, касаться, прилагательное, меч, ночь, горяч, цирк, шоколад, вода. 

Посчитайте, сколько слов с ошибками.

Если:

  1. 10,9 баллов;
  2. 8 баллов;
  3. 7 баллов
  4. 6 баллов
  5. 5 баллов
  6. 4 балла
  7. 3 балла
  8. 2 балла
  1. и более -1 балл

дорога                                                          мрак

правописание                                              обаятельный

красивый                                                     орфография

большой                                                      шоссе

темнота                                                        гигантский

вьюга-…

грусть-…

маленький-…

волшебник-…

дорога                                                          мрак

правописание                                              обаятельный

красивый                                                     орфография

большой                                                      шоссе

темнота                                                        гигантский

вьюга-…

грусть-…

маленький-…

волшебник-…



Предварительный просмотр:

Лексическое значение слова

Цели:

  • познакомить учащихся с понятиями «лексика», «грамматическое значение слова»;
  • развивать связную речь, расширять словарный запас учащихся; учить правильно употреблять слова в речи, пользоваться толковым словарем;
  • повышать интерес к урокам русского языка, воспитывать бережное отношение к слову.

Оборудование: шкатулка, карточки, толковые словари, карта «Настроение», кораблики.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Создание благоприятной эмоциональной ситуации.

Если хмуримся с утра.

Нам поможет доброта.

Встаньте, дети, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

Мне хочется, чтобы сегодня на нашем уроке присутствовало хорошее настроение.

Отмечают свои эмоции  на карте «Настроение».

  1. Проверка домашнего задания.

Словарный диктант.

Шепот, рассказать, здание, станция, медвежонок, объявление, растение, касаться, прилагательное, меч, ночь, горяч, цирк, шоколад, вода.

Самопроверка по ключу. 1 тетрадь – на проверку.

  1. Изучение нового материала. Эпиграф:

Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав,- в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

                                                                            К. Паустовский

Известный писатель говорит о богатстве русского языка. Говоря о дожде, он употреблял такие слова: грибной, моросящий, сильный, косой, слепой, ливневый.

Давайте представим, что мы забыли, как называется этот предмет, и этот, и этот, и тот. Сможем ли мы общаться? Почему? Запишите по 2 слова, обозначающие:

предметы;

признаки;

действия.

(работа в группах).

Определите, какими частями речи они являются.

Зачем человеку понадобились слова?

Сообщение темы и целей урока.

Лексика – гр. лексис – слово. Лексика – это все слова языка, его словарный запас.

Как вы думаете, сколько в нашем языке слов? По подсчетам ученых, весь словарный запас нашего языка составляет около миллиона слов. И это только от Пушкина и до наших дней. Общеупотребительная лексика составляет примерно300 тысяч слов. В разговорном языке культурного человека 15-18 тысяч слов. В языке Пушкина – 20 тысяч слов. Пятиклассник знает около пяти тысяч слов.

Если мы не знаем, как пишется слово, куда мы обращаемся?  Узнать, что слово обозначает можно тоже в словаре, только не в орфографическом, а в толковом, где «истолковываются», т.е. объясняются слова.

А зачем нам узнавать новые слова?

Слово

лексическое значение                       грамматическое значение

Дайте лексическое значение слов: туфли, учитель. А грамматическое?

Чтение правила.

  1. Закрепление изученного материала.

1.Используя словарь, дайте лексическое значение слов: багряный, лиловый, лазурный, пурпурный.(Слова записаны по алфавиту).

2. Чтение упр.533.

3. Физкультминутка. Ручки потереть в руках.

4. Работа с упр.531.

5. Волшебная шкатулка. Дайте лексическое значение слов: шквал, принтер, камзол, мэр, жокей, атмосфера, коралл.

  1. Чтение стихотворения.

Старичок был дотошный,

Подошел и спросил:

-Что такое картошка?

-Небольшой апельсин.

-А точнее?

-Точнее,

Бегемот без хвоста,

Без ушей и без шеи,

Без зубов и без рта,

Очень-очень ленивый,

Но приятный на вкус.

 -А точнее?

-А точнее,

Загорелый арбуз,

Закопавшийся в землю,

Потому что жара.

-А точнее?

-Точнее, мне обедать пора.

- Почему старичок был недоволен объяснением?

- Какими способами можно объяснить слово?

  1. «Путаница». Соедините слова-синонимы.(2 ур. – часть дописывает сам).

дорога -  мрак

правописание -обаятельный

красивый - орфография

большой -шоссе

темнота -гигантский

вьюга-…

грусть-…

маленький-…

волшебник-…

  1. «Лексические слухи».

Правда ли что,…

Астрономы – это специалисты по астрам;

Безграмотный – окончивший школу без похвальной грамоты;

Горбуша – верблюд;

Бездарь –тот, кому ничего не подарили в день рождения?

9.Самостоятельная работа. «Загадки» - 1 ур.

2 ур.- ответы на вопросы:

Ученик понятный или понятливый?

Участок земельный или землистый?

Местность песочная или песчаная?

Вывод: важно понимать значение слова и правильно употреблять его в речи.

6. Подведение итогов урока. Закончите фразы:

Лексика – это…

Грамматическое значение – это..

Я узнала значение новых для меня слов…

7. Выставление отметок.

8. Домашнее задание.§50, упр.537.

  1. Рефлексия.

Словарный диктант.

Шепот, рассказать, здание, станция, медвежонок, объявление, растение, касаться, прилагательное, меч, ночь, горяч, цирк, шоколад, вода. 

Посчитайте, сколько слов с ошибками.

Если:

  1. 10,9 баллов;
  2. 8 баллов;
  3. 7 баллов
  4. 6 баллов
  5. 5 баллов
  6. 4 балла
  7. 3 балла
  8. 2 балла
  1. и более -1 балл

дорога                                                          мрак

правописание                                              обаятельный

красивый                                                     орфография

большой                                                      шоссе

темнота                                                        гигантский

вьюга-…

грусть-…

маленький-…

волшебник-…

дорога                                                          мрак

правописание                                              обаятельный

красивый                                                     орфография

большой                                                      шоссе

темнота                                                        гигантский

вьюга-…

грусть-…

маленький-…

волшебник-…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке (7 класс)

Открытый урок в 7-м классе по теме: "Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке" Цели урока: Сформировать понятие “Омофоны” в англ. языке.Развить умение найти и выделить омофоны в...

Презентация "Лексика и фразеология. Лексическое значение слова"

Данная презентация поможет учителю сделать урок русского языка более ярким и доступным. В ней содержатся толкование основных лексических терминов и интересные задания, связанные с анализом стихотворно...

Кроссворд "Лексическое значение слова (кто?)"

Кроссворд предназначен для промежуточной проверочной работы по теме "Лексическое значение слова"...

Методическая разработка урока по теме:"Лексическое значение слова"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Лексика. Лексическое значение слова", 6 класс...

Лексика. лексическое значение слова.

Данный урок разработан на основе материала, связанного с Рождеством Христовым. Можно использовать при знакомстве с понятием  лексическое значение слово в 5 классе.Этот урок – своеобразная лиричес...

Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе "Лексикология. Способы объяснения лексического значения слова"

Урок интегрированный (русский, английский языки, литература),использование интерактивной доски Mimio,анализ стихотворения «Дом, который построил Джек» на русском и английском языках,работа в группах....

Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его г...