Программа элективного курса по подготовке к ОГЭ
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Программа поможет подготовить учеников 9 класса к сдаче ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el_kurs_moy.docx | 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
курса по выбору предпрофильной подготовки учащихся 9 классов
Система подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку
Пояснительная записка
Новая форма итоговой аттестации в 9 классе - это современная форма государственной (итоговой) аттестации учащихся, позволяющая объективно оценить предметную подготовку школьников. Оценка уровня подготовки девятиклассников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте образования.
Актуальной проблемой для учителей-словесников является подготовка учащихся к итоговой аттестации в новой форме. С этой целью была разработана программа курса «Система подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку в новой форме».
Цели данной программы
1. Обобщение полученных знаний по правописанию за 5-8 классы, развитие навыков коммуникативной и речевой культуры учащихся, активизация внимания учеников к собственной письменной речи;
2. Целенаправленная качественная подготовка учащихся 9 классов к итоговой аттестации через формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности.
Эти цели реализуются при решении следующих задач:
- формировать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- овладевать нормами русского литературного языка;
- обогащать словарный запас;
- учить комплексно работать с текстом;
- развивать речь учащихся.
Учащиеся, успешно окончившие курс, смогут:
- работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
- четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы тестовых заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
- хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.
Эффективность программы
Работа по данной программе позволяет ученику проверить свои знания, потренироваться в выполнении различных видов заданий, повторить и систематизировать важнейшие сведения по основным разделам курса русского языка.
Предполагаемый результат
Качественная подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 9-х классах в новой форме.
Использование программы
При составлении программы курса по выбору учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе.
Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в Iполугодии.
Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся
Программа предусматривает разные виды деятельности учащихся: коллективную, групповую, парную, индивидуальную.
Используются разнообразные методы работы: лекция, беседа, самостоятельный анализ, работа с таблицами, схемами, алгоритмами.
Формы контроля: контрольно-тренировочные задания, практические задания, работа с текстами.
В процессе работы предусмотрен текущий и итоговый контроль.
Итоговое занятие курса проводится в форме практического контрольного занятия. Включает работу по тестам, составленным по образцу демоверсии 2015 года. Предполагает проверку знаний учащихся, позволяет объективно оценить их подготовку по русскому языку.
Программа рассчитана на 32 учебных часа.
Предназначена для работы с учащимися 9 классов.
Структура программы
Программа состоит из пяти разделов.
1 раздел. Введение.
Знакомит с содержанием и структурой экзаменационной работы.
Содержание экзаменационной работы.
Элементы содержания экзаменационного теста:
1. Язык: фонетика, лексика, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис.
2. Речь: текст, его тема и основная мысль, средства художественной выразительности. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.
3. Орфография.
4. Пунктуация.
5. Культура речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Структура экзаменационной работы.
Часть I. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту (1задание).
Части II, III выполняются на основе одного прочитанного текста.
Часть II. Задания с кратким ответом (2-14 задания).
Часть III.. Творческое задание. Сочинение - рассуждение (15.1, 15.2, 15.3 задания).
2 раздел. Подготовка к написанию сжатого изложения - 1задание (часть1).
Предусматривает подготовительную работу по написанию сжатого изложения.
Ориентирован на информационную обработку текста (сжатое изложение).
Сжатое изложение. Информационная обработка текста. Основные приёмы сжатия исходного текста.
3 раздел. Подготовка к написанию сочинения – рассуждения – 15.1, 15.2, 15.3 (часть 3).
Предусматривает подготовительную работу по написанию сочинения-рассуждения на одну из трёх предложенных тем.
Ориентирована на обучение учащихся приёмам создания сочинения-рассуждения.
Основные приёмы создания сочинения-рассуждения. Комментированное чтение предложенного текста. Способы моделирования вступления, основной части и заключения. Способы выражения личностной позиции. Умение аргументировать собственные высказывания.
4 раздел. Работа с тестовыми заданиями – 2-14 задания (часть 2)
Теоретический минимум для подготовки к экзамену. Тематическая диагностика по разделам курса.
- Фонетика и графика.
- Лексика и фразеология.
- Морфемика и словообразование.
- Грамматика. Морфология.
- Грамматика. Синтаксис.
- Орфография.
- Пунктуация.
- Речь.
- Языковые нормы.
- Выразительность русской речи.
5 раздел. Практикум по образцам экзаменационных тестов.
Предполагает практическую работу по тестам. Диагностику и коррекцию по результатам диагностики. Итоговый контроль.
Тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Формы и методы | Виды деятельности учащихся |
1 полугодие. Раздел 1. Введение | ||||
1. | Структура экзаменацион-ной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. | Сообщение беседа | Работа с демонстра-ционным вариантом. Входящий контроль. | |
2. | Знакомство с демонстрационным вариантом. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. | Мини-лекция, практикум, беседа | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. Входящий контроль. | |
3. | Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа | Мини-лекция, беседа,практикум | Работа в группах, анализ сочинений. Входящий контроль. | |
2 раздел. Подготовка к написанию сжатого изложения - 1 задание (часть1) | ||||
4. | Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. Групповая работа. Текущий контроль | |
5. | Сжатое изложение. Что такое сжатие текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма исключение. | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. Групповая работа Текущий контроль | |
6. | Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма обобщение | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. Групповая работа Текущий контроль | |
7. | Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема упрощение | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. Групповая работа Текущий контроль | |
8. | Задание 1. Сжатое изложение. Выбор приемов сжатия. | Практикум, изложение | Создание текста. Контрольная работа. Итоговый контроль | |
3 раздел. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – 15 задание (часть 3). | ||||
9. | Задание 15.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (раскрытие смысла высказывания). Критерии оценки задания 15.1. Структура сочинения | Мини-лекция, практикум | Элементы сочинения, анализ текстов Коллективная работа, работа в парах | |
10. | Задание 15.1. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения. | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов Коллективная работа, работа в парах. Текущий контроль. | |
11. | Задание 15.2. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (раскрытие смысла финала текста). Критерии оценки задания 15.2. Структура сочинения | Мини-лекция, практикум | Элементы сочинения, анализ текстов Групповая работа Текущий контроль | |
12. | Задание 15.2. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов Групповая работа Текущий контроль | |
13. | Задание 15.3. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (понимание значения слова и правильное толкование его). Критерии оценки задания 15.3. Структура сочинения | Мини-лекция, практикум | Элементы сочинения, анализ текстов. Групповая работа. Текущий контроль | |
14. | Задание 15.3. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения. | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов. Групповая работа. Текущий контроль | |
15. | Задание 15. Учимся писать сочинения-рассуждения. (15.1, 15.2, 15.3) | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов. Тренировочная работа. | |
16. | Задание15. Контрольное сочинение-рассуждение | Практикум | Контрольная работа. Итоговый контроль | |
2 полугодие 4 раздел. Работа с тестовыми заданиями (часть 2) – 2-14 задания | ||||
17. | Задание 2. Понимание текста. Целостность текста. Анализ текста. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков Групповая работа Входящий контроль | |
18. | Задание 3. Выразительные средства языка и фразеологии. Анализ средств выразительности. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков Групповая работа Текущий контроль | |
19. | Задание 4. Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков Групповая работа Коллективная работа Текущий контроль | |
20. | Задание 5. Правописание суффиксов различных частей речи. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков Коллективная работа Тематический контроль | |
21. | Задание 6. Замена разговорных слов стилистически нейтральными синонимами. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков Коллективная работа Тематический контроль | |
22. | Задание 7. Словосочетание. Виды связи в словосочетании | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков Коллективная работа Тематический контроль | |
23. | Задание 8. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков Коллективная работа Тематический контроль | |
24. | Задание 9. Осложнённое простое предложение | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков Коллективная работа Тематический контроль | |
25. | Задание 10. Пунктуационный анализ. Предложения с вводными словами | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков Коллективная работа Тематический контроль | |
26. | Задание 11. Грамматические основы сложного предложения | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков Коллективная работа Тематический контроль | |
27. | Задание 12. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в ССП и СПП. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков Коллективная работа Тематический контроль | |
28. | Задание 13. Синтаксический анализ сложного предложения. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков Коллективная работа Тематический контроль | |
29. | Задание 14. Сложные предложения с различными видами связи. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков Коллективная работа Тематический контроль | |
5 раздел. Практикум по образцам экзаменационных тестов. | ||||
30. | Работа по тестам, составленным по образцу демоверсии | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков Индивидуальная тренировочная работа. Текущий контроль | |
31. | Итоговая работа (пробная экзаменационная работа) | Практикум | Контрольная работа Итоговый контроль | |
32. | Итоговая работа (пробная экзаменационная работа) | Практикум | Контрольная работа Итоговый контроль |
Информационное обеспечение программы
Для учителя и учащихся
1. М.М. Баронова. Русский язык. 400 типовых тестовых заданий для подготовки к ГИА. 9 класс. М.: АСТ: Астрель, 2010.
2. ГИА-2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2011.
3. ГИА -2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 28 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2011.
4. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. - М.,1976
5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. М.: Экзамен, 2014. 6. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. М.: Экзамен, 2013.
7. В.И. Капинос, Л. И. Пучкова, А.О. Татур. Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля. Русский язык 9 класс. М.: Интеллект-Центр, 2007.
8.Львова С.И. Русский язык. - М, Дрофа, 2002.
9. Львова С.И. ГИА 2014: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. М.: Эксмо, 2013.
10. Нарушевич А.Г., Сенина Н.А., Гармаш С.В.: Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА- 2014.М.: Легион, 2013.
11. Розенталь Д.Э. Учебное пособие по русскому языку: Говорите и пишите по-русски правильно.- М.,2001
12. Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, С.И. Львова, Т.Н. Роговик. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2010.
13. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: Экзамен, 2013.
14. Шанский Н.М. Современный русский язык. - М.,2002
15. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2014: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель, 2013.
Интернет-ресурсы
Словари
1. http://www.sork.ru – Словарь сокращений русского языка
2. http://www.megakm.ru –Толковый словарь русского языка Ожегова
3. http://www.slovari.ru –Русские словари (Институт им. Виноградова)
4. http://www.gramota.ru–Онлайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
Тренажеры
1. http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по орфографии и пунктуации в режиме он-лайн
2. http://www.gramotey.ericos.ru – Электронный тренажер «Грамотей»
3. http://капканы-егэ.рф – справочные материалы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, работа с тестами
Методические материалы
- http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа»
- http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»).
- http://www.rus.1september.ru — электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
- http://www.center.fio.ru — мастерская «В помощь учителю. Русский язык» Московского центра интернет-образования
5. http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений
6. http://www.proshkolu.ru – методические материалы к урокам, презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...
Рабочая программа элективного курса для подготовки к ЕГЭ в 10 классе
Структуру элективного курсасоставляют теоретическая и практическая часть в области чтения, говорения, письма, грамматики и аудирования. Основными методическим достоин...
Программа элективного курса профильной подготовки учащихся 10-11 классов "Занимательная стенография" (34 часа)
«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с ц...
Программа элективного курса «ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА И ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ».
Программа элективного курса «ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА И ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ», предназначена для учащихся 7 - 8 классов.Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и...
Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс"
Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс" Включает календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 класс"
Рабочая программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ 10-11 класс. Включает календарно-тематическое планирование по каждому классу...
Программа Элективного курса по подготовке к ЕГЭ
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение математических задач по подготовке к ЕГЭ» (для обучающихся 10 — 11 классов)...