Урок по русскому языку в 11 классе. Тема: «Обособленные члены предложения».
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Урок№13 по русскому языку в 11 классе.

Тема: «Обособленные члены предложения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_11kl.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок№13 по русскому языку в 11 классе.

Тема: «Обособленные члены предложения».

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Форма урока: комплексная работа с текстом.

Цели: 1.  Выявить уровень знаний по теме; проверить и оценить самостоятельные       наблюдения над текстом; совершенствовать грамотность.

  1. Активизировать речь учащихся; побудить к творческой исследовательской работе над текстом; развивать аналитические способности.
  2. Воспитывать внимательного, вдумчивого читателя, обладающего языковым чутьём, орфографической грамотностью, прививать интерес к познанию русского языка.

I. Целеполагание.

Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в прочитанное. Умение это надо развивать в себе, чтобы хорошо говорить и писать. Тексты служат образцом того, как с помощью слова можно выразить не только свои мысли, но и чувства. Перед вами текст, взятый из сборника для подготовки к ЕГЭ. С ним вы работали дома, выполняя задания, направленные на осмысление содержания, а в классе вы продолжите работу на листочках, выполняя задания языкового характера. Моя цель – проверить знания, умения и навыки по теме урока и оценить наблюдения над текстом. Ваша задача – принять активное участие в обсуждении вопросов. В конце урока сдадите свои работы.

II/ Комплексная работа с текстом.

Перед вами текст поэта  Е.Винокурова о С.Есенине.

-Как бы вы кратко, но ёмко представили С.Есенина?

(Это один из самобытных поэтов Серебряного века).

Серебряный век дал миру целое созвездие  имён.

-Каких поэтов Серебряного века знаете?

1. Чтение текста.

2. Проверка заданий речеведческого характера.

1. Определите стиль и тип речи. Аргументируйте ответ.

     Это публицистическая статья. Адресована она широкому кругу читателей. Для этого стиля характерны аргументированность изложения, простота, ясность и образность. Речь носит оценочный характер. Используются предложения разных синтаксических конструкций.

Тип текста – рассуждение. В нём автор размышляет о причинах безграничной любви народа к творчеству Есенина.

2. Какова  тема и основная мысль текста7

     Тема: С. Есенин – национальный мыслитель.

     Осн. мысль: С.Есенин пользуется безграничной любовью народа.

3. Какие вопросы поднимает автор (как доказывает, чем объяснить любовь русского народа к творчеству Есенина)?

1. Богатство содержания поэзии.

2. Темы, затронутые Есениным, близки народу.

3. Есенин чутко реагировал на социальные изменения эпохи, в которую он жил.

4. Есенин – философ.

5. Есенин – певец любви.

4. Какие яркие языковые средства использует автор для того, чтобы подчеркнуть, усилить свою оценку?

     Метафора: Поэт – это сейсмограф, компас  Он был обнажённой совестью нации.

     Сравнение: Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви.  Мысли Есенина подобны ослепительным вспышкам.

     Лексический повтор (это важный элемент логического ударения, раскрывающий основную мысль): безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды.

     Риторический вопрос (утверждение, облечённое в вопросительную форму, не требующее ответа, а привлекающее внимание читателя): Чем же объяснить такую любовь русского  народа к творчеству Есенина?

     Синонимы: Есенин мыслит масштабно и крупно (7 предложение).

-Однозначные или  многозначные эти слова?

      Масштабно – мыслит глубоко. Мысли отличаются большим охватом явлений.

     Крупно – отличаются важностью, значительностью и серьёзностью.

5. Значение каких слов уточняли в словаре?

     Подспудно – скрытно.

     Интуиция – 1)чутьё; 2) философ.- постижение истины без предварительного логического рассуждения.

     Одухотворённость – возвышенность чувств.

     Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.

6. Вам нужно было составить словарный диктант по тексту. По какому принципу выбирали слова?

3. Выполнение заданий языкового характера.

Задания.

  1. Выписать предложения с обособленными членами.
  2. Найти во втором абзаце сложноподчинённое предложение с обособленным причастным оборотом.
  3. Выписать по одному примеру на все виды сложных предложений.
  4. Найти сложное предложение, в составе которого есть односоставные предложения.
  5. Объяснить знаки препинания (тире и двоеточие) в простом предложении
  6. Выписать из второго и третьего абзаца глаголы и определить их наклонение. Глагол повелительного наклонения разобрать по составу.
  7. Выписать из четвёртого абзаца наречия и союзы, распределив их  в два столбика. В каких примерах возможно два написания?
  8. Выписать союз из третьего абзаца. Существует ли иное написание этого слова? (Причём. Остался ни при чём)
  9. Выписать 5 слов, в которых число букв и звуков не совпадает

4. Проверка заданий.

III. Самостоятельная работа (вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания).

Задания выполнить на печатных листах. Чтение учителем текста – ученики расставляют знаки препинания.

IV. Устная работа по тексту.

-Проиллюстрируйте данные ниже правила примерами из текста.

1. При обособлении приложения употребляется тире. Если перед приложением можно вставить слово  а именно.

2. Приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после определяемого существительного.

3. Обособляются определения, выраженные причастными оборотами.

4. Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастными и сравнительными оборотами.

5. Обособляются уточняющие члены, в том числе присоединительные конструкции.

6. Точка с запятой ставится в бессоюзном сложном предложении, если части его отдалены друг от друга.

V. Подведение итогов.

VI. Задание на дом. Написать небольшое сочинение по данному тексту.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

((1) Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. (2)Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.

   (3)Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? (4)Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. (5)Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нём подспудно содержатся.

   (6)Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. (7)Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.

    (8)Есенин – великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. (9)Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам. Это чаще всего глубочайшие духовные прозрения. (10)Недаром он предположил: «Зато в глазах моих прозрений дивных свет». (11)Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче.

   (12)Есенин – певец любви. (13)Эта тема тоже близка каждому человеку. (14)Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.

   (15)Поэт – это сейсмограф, компас. (16)Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. (17)Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас- точен. (18)А Есенин был идеальным в этом смысле инструментом – он был обнажённой совестью нации.

(По Е.Винокурову)

Вставьте  пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

   Аня помнила из ра_казов матер_ что она родилась на юге под Одессой и уже годовалым ребёнком была перев_зена на север в Царское Село в сырое великолепие царстве_ых парков под чьей сенью гулял среди лицеистов ю_ый Александр Пушкин.

   Аня в подр_стковом возрасте была н_чем (не)пр_мечательна. Тихоня замкнутая ст_снительная девочка…Только близкие знали что эта тихоня лазала по деревьям как кошка а в воде чу_ствовала себя как рыба.

   С колей Гумилёвым своим будущим мужем первым мужем Аня позн_комилась в 1904 году в сочельник. Ходили покупать игрушки для ёлки. Был чудесный(?)ый солнечный день. Лёгкая пороша выпала ночью а утром ещё сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они к_зались золотистыми (не)натуральными словно нареза_ыми из фольги.

   (На)встречу шли мальчики Гумилёвы. Пошли вместе. Аня (н_)чуть (не)была заинтересована этими щ_голеватыми гимназистами свысока заносч_во посматр_вавшими на девочек Не заинтересовал её и самый плечистыйиз них Коля Гумилёв.

   Не так отнёсся Коля к этой встрече. Его мгнове_о смутили пухлые губки… Нежное лич_ко… Волосы… В её облик_ было что-то (не)высказа_ое печальное таинстве_ое… Нельзя было (не)влюби(ть,т)ся в эту име_о в эту хрупкую девочку…

   После этой встреч_ Коля Гумилёв стал поджидать Аню Горенко искать с ней (в)роде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он (не)нравился вероятно в этом возр_сте девушкам нрав_(ть, т)ся разоч_рова_ые молодые люди старше  двадцати пяти лет. А Коля Гумилёв был в этот ра_ий пери_д несколько деревя_ым высокомерным (с)виду и очень (не)увере_ым внутри. Роста высокого худощав с очень красивыми руками несколько удлинё_ым бледным лицом не очень заметной внешности но не лишё_ой элегантности. Блондин каких на севере можно часто встретить.

   Позже возмужав и пройдя суровую к_в_лерийскую школу он сделался лихим наез(?)ником храбрым офицером. Благодаря своей пр_восходной дли_ой фигуре и широким плечам Гумилёв был очень пр_ятен и даже интересен особе_о в мундире.

   Но это будет много позже а пока он всего лишь если и не гадкий то серый утёнок ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уход_т избега_т его. Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 8 класс Тема : Обособленные определения

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме: Обособленные определения . Данный материал позволяет отработать умения находить обособленнные определения, правильно ставить знаки препинания....

Урок по русскому языку 8 класс «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».

Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Диагностическая работа по русскому языку. 5 класс. Тема «Второстепенные члены предложения»

Диагностическая работа по русскому языку. 5 класс. Тема: «Второстепенные члены предложения» Работа выполнена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит уровневые дескрипторы оценки. Работа позво...

Презентация к уроку русского языка "Повторение по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс

Данная презентация содержит материал с разными заданиями для повторения и закрепления изученного по теме "Обособленные члены предложения", а также позволяет организовать проверку взаимпровер...

Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"

Урок русского языка 9 класс. Тема  "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....

Конспект урока по русскому языку в 5 кл. "Второстепенные члены предложения"

Конпект урока  по русскому языку в 5 кл. для обучающихся коррекционной школы...

Конспект открытого интегрированного урока по русскому языку и литературе: «Роль обособленных членов предложения в художественном тексте»

Интегрированный урок по русскому языку и литературе на материале рассказа Паустовского "Телеграмма"...