Урок 6 класс Фонетика.
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
Фонетика и орфоэпия.
Фонетика-это раздел науки о языке, изучающий звуки речи,
их образование и свойства, а также ударение.
В русском языке 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная + Ь и Ъ.Звуки мы произносим и слышим, буквы пишем и видим написанными, т.е буквы – это обозначение звуков.
ГЛАСНЫЕ (состоят из голоса, их можно тянуть, петь) | СОГЛАСНЫЕ (при образовании воздух преодолевает в полости рта какую-либо преграду) |
Букв – 10; А, Е, Ё, О, У, И, Ы, Ю, Э, Я Звуков – 6; [а], [о], [э], [у], [и], [ы] | 1.Парные звонкие / глухие согласные: Звонкие: Г Б В Д З Ж
Глухие: К П Ф Т С Ш + Х, Ц, Ч, Щ (они всегда глухие) Удобно выучить все глухие, запомнив предложение: Фока, хочешь поесть щец? (в этом предложении все согласные глухие) |
1.В русском алфавите есть гласные буквы, которые могут обозначать один или два звука, - это буквы Е, Ё, Ю, Я. Два звука они обозначают в 3 позициях:
Буква И после мягких согласных обозначает один звук: пить [п’ит’], после Ь – два: соловьи [салав’й’и] | 2.Парные мягкие / твердые согласные: Мягкими согласные будут, если их смягчают гласные звуки Е, Ё, Ю, Я, И + Ь + Ч, Щ, Й (они всегда мягкие); например, в слове «варенье» звуки [р] и [н] – мягкие, т.к их смягчили [э] и Ь, а [в] – твердый звук. Твердыми согласные будут, если рядом с ними нет этих звуков и Ь, + Ж, Ш, Ц (они всегда твердые). |
2. Гласные Е, Ё, Ю, Я, И обозначают мягкость предыдущего согласного звука: мал [мал] – мел [м’эл] | 3.Сонорные: Р, Л, М, Н, Й Всегда твердые: Ж, Ш, Ц Всегда мягкие: Ч, Щ, Й |
3.Сколько гласных в слове – столько и слогов: вокруг – во-круг (гласные: о,у – 2 слога) | 4.Фонетические процессы:
|
| 5. Не путать значение Ь: в слове вьюга Ь разделяет согласный [в] и гласную Ю; в слове моль Ь смягчает согласный Л; в словах речь и пойдешь Ь – показатель грамматической формы (глагол и существительное ж.р. 3 скл) |
-Что изучает фонетика?(Звуки речи.)
-Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий?(Гласные звуки)-При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.(Согласные звуки)
В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков называются фонетическими процессами.
Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.
- Оглушение звонких парных на конце слова:Род [ рот ], флаг [ флак ].
- Оглушение звонких парных перед глухими:Селедка [ селетка ], в траву [ фтраву].
- Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [ в ], [ в` ]:
Косьба [каз`ба], к дереву [ гд`эр`иву ].
- Расподобление звуков – усиление различий между звуками для облегчения произношения. НАПРИМЕР, в слове легкий вместо звуков [гк` ] произносим сочетание [ хк` ], что облегчает произношение слова.
- Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится:
снт - [ сн ]: устный - у[ сн ]ый; здн - [ зн ]: поздний - по[ зн]ий;
лнц - [ нц ]: солнце - со[ нц ]е; рдц - [ рц ]: сердце - се[ рц ]е.
Тренировочные упражнения. 1.Задание. Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах?Забастовка, сдаться, от дома, любовь, что, указка, честный, счастливый, рябь, мороз, расчет, к берегу.
2.Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам.
Количество букв и звуков в слове совпадаетЗвуков в слове больше, чем букв
Звуков в слове меньше, чем букв
Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, 3.Упражнение.
3.Распределите данные слова в 2 столбца.Согласный перед Е произносится твердоСогласный перед Е произносится мягко
Аттестат, бенефис, индекс, музей, антитеза, фонетика, темп, девиз, дебют, кафе, детектив,.
морковь – 2 слога, второй слог ударный. м - [м ] - согл., зв., тв. о - [ а ] - гласн., безударн. р - [р] - согл., зв., тв. к - [к] - согл., , глух., тв. о - [о] – гласн., ударн. в - [ф'] – согл., глух., мягк. ь [ ] ____________________________ 7 букв, 6 звуков.
| ве-сти´ – слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
вы-со´-кий - слово из трёх слогов, 2-ой слог ударный.
| объ-е´зд - слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
лы´-жи - слово из двух слогов, 1-й слог ударный.
| е-го´ – слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.
|
Д.З.Выполнить фонетический разбор: яркость, бьюсь, огонь,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.
Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...
Презентация к обобщающему уроку по фонетике в 5 классе
В данной презентации отражены оснывные моменты обобщающего урока по фонетике в 5 классе....
Урок по русскому языку в 7 классе "Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова".
Данная тема урока "Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова" является повторением в начале учебного года в 7 классе по учебнику М.Т.Баранова и др. и сопровождается презентацией....
Урок русского языка в 6 классе (дистанционное обучение) Тема урока «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия. Орфография».
Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается в электронный дневник....
Урок русского языка в 9 классе. Тема урока: «Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Графика» (продолжение темы).
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Фонетика. Орфэпия. Графика". Присутствуют все необходимые этапы урока. Проверка домашнего задания способствует актуализации знаний учащихся. Повторение и обобще...
Конспект урока повторения в 10-11 классе "Фонетика. Орфоэпия."
Целью данного урока является повторение тем фонетика и орфоэпия и контроль уровня усвоения учебного материала при подготовке учащихся к ЕГЭ....