Подготовка к ЕГЭ, написание сочинений
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
В работе собраны проблемы, часто встречающиеся в текстах, на основе которых выпускники выполняют творческое задание № 25. Также даются ссылки на источники,которые ученики смогут использовать в качестве аргументов по проблеме текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krug_problem_v_tekstah_dlya_sochineniy_ege_i_proizvedeniya_dlya_argumentatsii.docx | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Круг проблем в текстах для сочинений ЕГЭ и произведения для аргументации
Проблема | Произведения и знания из личного опыта | Примечания |
| ||
Проблемы формирования внутреннего мира Ч., красоты души | Н.Заболоцкий « Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться» (стихи); В. Распутин «Уроки французского» | |
Проблема доброты, милосердия и равнодушия | А)Достоевский « Преступление и наказание» - Сонечка Мармеладова; Толстой « Война и мир» - Наташа Ростова, Марья Болконская; Куприн «Чудесный доктор»(рассказ); Шолохов «Судьба человека» - Андрей Соколов.Б) Благотворительные фонды, помогающие больным детям, Чулпан Хаматовой и др., фонд « Милосердие» в Узловой. | Современный мир особенно ожесточился, человек эгоистичен не в меру, забывает о бедах ближнего, не готов делиться ни душевным теплом, поддержкой , ни материальным достатком. |
Дружба и любовь в жизни человека | А) Любовь: Куприн « Гранатовый браслет»; Лирика Есенина («Собаке Качалова», « Заметался пожар голубой» ), Пушкина («Я помню чудное мгновенье», « Я вас любил, любовь, ещё быть может..»» На холмах Грузии лежит ночная мгла..») Ахматовой («Сжала руки под тёмной вуалью..», « Проводила друга до передней..» Б) Дружба: Пушкин «19 Октября» ( Друзья мои, прекрасен наш союз), «Пущину»; Гоголь « Тарас Бульба»( тема товарищества и братства), Лермонтов «Герой нашего времени» ( Максим Максимыч и Печорин как антиподы в понимании дружбы) | Любовь возвышает человека, делает его чище, вдохновляет на творчество, на работу над собой (Пушкин, Есенин), даже если это трагическое чувство, как у Ахматовой и Цветаевой( Это особенности женской любовной лирики) |
Проблема долга,чести, совести, борьба между «хочу» и «надо» | Пушкин « Капитанская дочка» ( Гринёв и Швабрин), Гоголь « Тарас Бульба»(Предательство Андрием веры, отца, брата, своих товарищей ради любви) | |
Проблема нравственной трусости | Пушкин « Капитанская дочка» ( Швабрин),Куприн « Олеся» | |
Человек в моменты испытаний, как он проявляется | А)Б. Полевой « Повесть о настоящем человеке», Гоголь « Тарас Бульба»( история Остапа, его казни); А .Солженицын « Один день Ивана Денисовича ;Б) примеры паралимпийских игр - люди - ивалиды | для инвалидов вся жизнь – испытание, но они превозмогают свои ограниченные возможности, не опускаются,не ожесточаются против здоровых людей и ещё дают им пример мужества. Узловчанин Иван Алексеев – инвалид-колясочник, ему уже за 60. Участвует во всероссийских соревнованиях и выигрывает. |
Проблема нравственного выбора | Достоевский« Преступление и наказание»( Раскольников), Гоголь « Тарас Бульба»(Предательство Андрием веры, отца, брата, своих товарищей ради любви) | |
Проблема одиночества и отверженности человека | А)Лермонтов «Герой нашего времени» ( Печорин, причины его одиночества среди людей); Лермонтов « Мцыри», лирика Лермонтова. Б)в современной жизни общение часто замыкается в сетях. Но человек одинок, нет живой души рядом; процветает эгоизм, равнодушие, приводящее к одиночеству | |
Проблема человеколюбия, альтруизма, жертвенности во имя других | Горький « Легенда о Данко» из рассказа « Старуха Изергиль»; подвиг А. Матросова во время ВОв | |
Проблема воспитания, роли семьи или учителя в формировании личности | В. Распутин «Уроки французского», Горький « Детство»( роль бабушки героя, которая дарила доброту всем и вся); Толстой « Война и мир»( Семьи Ростовых и Курагиных как противоположности: Ростовы – доброта, порядочность, честь, а Курагины – подлость, корысть, предательство), Фонвизин « Недоросль» ( Митрофанушка – копия матери: грубиян, невежда, корыстолюбив) | |
Проблема взаимоотношений поколений ( отцы и дети) | Тургенев « Отцы и дети», Толстой « Война и мир», Лермонтов « Дума» | |
Потеря связей с корнями, традициями | Распутин «Прощанье с Матёрой», много об этом пишет Астафьев | |
Проблемы веры и безверия, церкви и веры, веры и власти | А .Солженицын « Один день Ивана Денисовича»( верующий заключённый – гонения на религию. Но истинная вера сильна и поддерживает даже в таких диких условиях, как лагерь) | Вера – это надежда , защита и поддержка для многих людей; верить и ходить в церковь – не всегда одно и то же; главное – вера в душе, твои добродетельные поступки в жизни |
| ||
Проблема исторической памяти | А)А. Ахматова « Реквием» ( чтобы не повторялись такие ошибки власти); А .Солженицын « Один день Ивана Денисовича» ( тоталитарный режим и человек); художественный фильм « Звезда пленительного счастья» ( о судьбах декабристов и их жён); работы Д.С. Лихачёва в защиту памятников культуры, исторического наследия России Б) Сейчас есть проблемы выкупа исторических усадеб в Москве и др. регионах и борьба с незаконностью сделок. Ведь эти памятники принадлежат всей России. | Без прошлого нет будущего. Историческая память- это национальная культура, традиции, семьи в том числе, это память об исторических событиях и их уроках ( войны, тоталитарные режимы – предупреждение потомкам) |
Проблема истинного и ложного патриотизма | А)Толстой « Война и мир» ( А. Болконский и Пьер Безухов, Наташа Ростова, освободившая подводы для солдат и штабные офицеры);Сергий Радонежский, благодаря которому произошла победа над Мамаем и объединение Руси; А. Ахматова « Мне голос был, он звал утешно…», « Родная земля» Б)в современном обществе – это понятие изживает себя, к сожалению (продают всё ради наживы, проблема нежелания служить в армии; утечка мозгов за рубеж – там больше платят) | |
Проблема русского национального характера | Лесков « Очарованный странник» (есть кино), « Сказ о Левше», Шолохов «Судьба человека» - Андрей Соколов, Толстой «Война и мир» (Платон Каратаев в плену с Пьером; Наташа Ростова – сцены охоты и пляски Наташи в деревне) | Широкая душа русских, доброта, открытость, верность Родине, мастеровитость и в то же время расхлябанность, многое – на авось |
Проблема вопросов, поднятых войной(войнами): причины и смысл войн, последствия войн, испытание человека на жестокость, мужество, героизм, подлость, трусость, милосердие, патриотизм, исторические уроки ужасов войн | А)Шолохов «Судьба человека» - Андрей Соколов, Б. Васильев «А зори здесь тихие» « В списках не значился», А .Твардовский « Василий Тёркин» « Я убит подо Ржевом», « Я знаю, никакой моей вины..»; песни военных и послевоенных лет ( цитаты), Б) Войны в современном мире – не утихают ( политический делёж территорий, массовые жертвы мирных жителей – война на Украине) | |
Проблема « своего» пути России, особое место России в современном мире | Тютчев « Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить – У ней особенная стать, В Россию можно только верить»; Гоголь « Мёртвые души» ( сравнение России с птицей –тройкой, которая летит по пути, известному только ей) | |
| ||
Проблема гражданской ответственности и самосознания каждого человека | С. Довлатов. Рассказ о случае в метро Нью- Йорка | Противостояние общественному злу( мат, хулиганство, сорят в парках, на улицах) |
Чинопочитание, коррупция, бюрократия( пороки определённых слоёв общества, имеющих власть в руках) | А)Сатирическая литература: Гоголь « Ревизор», «Мёртвые души» Маяковский « Прозаседавшиеся» Б) современность не отличается от прошлого – много раскрывается дел о нечистоплотности чиновников, показухе. | |
Проблема роли телевидения и интернета в современном мире. | Примеры из жизненных наблюдений: подмена ценностей, человеку навязывают идеалы, моду, мысли. Человек живёт в виртуальном мире, становится одинок, подменяя живое общение на « ящик» и монитор.Часты уроки жестокости, унижения человека – боевики, ролики в ютубе. Это всё пагубно воздействует на психику человека, особенно детей и подростков, искажает представление о мире, общении, развращает душу, порой учит безнаказанности. | Показать плюсы и минусы телевидения и интернета. Без этих достижений мы не представляем жизнь, они дают много нужного и полезного, но важна грань в использовании этих благ цивилизации. |
Реклама в жизни общества | Газеты « Деловой посредник», « Работа» | Двоякость : помощник в выборе товаров и услуг, некий ориентир, Но формирует общество потребления, вовлекает в мир потребления, диктует моду, лишает индивидуальности, выкачивание денег. |
Роль науки в развитии человечества | М. Булгаков « Собачье сердце»; академик Сахаров – отец водородной бомбы (сказал, ч то не делал бы своего открытия, знай о последствиях применения); | Плюсы и минусы развития науки, ответственность гения учёного перед человечеством( клонирование?). Не все достиения идут во благо человека. |
| . | |
Проблема взаимосвязи человека и природы ( природа как источник вдохновения, творчества) | Тургенев « Отцы и дети» ( Отношение Базарова к природе); Толстой « Война и мир»( Наташа Ростова, ночь в Отрадном; А. Болконский и дуб как символ возрождения жизни); лирика Есенина – «Белая берёза под моим окном..», « Клён ты мой опавший…», «Отговорила роща золотая», Тургенев «Бежин луг» | Природа – источник жизни и источник красоты, она одухотворяет человека, возвышает его, учит гармонии. Через природу человек часто осознает и себя. |
Технический прогресс и природа, экологические проблемы, проблемы выживания на Земле | А)Астафьев «Царь-рыба», Распутин «Прощанье с Матёрой», Васильев « Не стреляйте в белых лебедей»Б) Чернобыльская катастрофа; загрязнение Байкала-20% мирового запаса пресной воды; потепление климата; Красная книга; охрана заповедников(уссурийский тигр); общество «ГРИН_ПИС» | Природа – и храм и, мастерская. Необходимо беречь её, иначе экологические и техногенные катастрофы приведут к вымиранию человечества. И человек губит себя своими же руками. К проблемам приводит человеческая необузданность,жадность, желание усовершенствовать свою жизнь. О будущих поколениях долго никто не задумывался. |
Проблема гуманного отношения к животным, человек и животное, ответственность за животных | А)Есенин «Корова», «Песнь о собаке», Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо», Экзюпери «Маленький принц»; Б)Питомники для бездомных животных | «Мы в ответе за тех ,кого приручили» - из «Маленького принца» |
Проблема урбанизации, вымирания русской деревни | Распутин «Прощанье с Матёрой», много об этом пишет Астафьев | |
5.Роль книги, чтения, искусства, образования в жизни человека, общества | ||
Значение книги в жизни человека. Умение выбрать нужную книгу. | Л.Толстой – бросил Казанскикй университет и занимался самообразованием посредством чтения. Результат- умнейший человек, великий писатель. Многие поэты начинали как перводчики и подражатели другим великим образцам ( Крылов перевёл басню Лафонтена, а затем и сам стал писать басни) | Книга – источник знаний, способствует интеллектуальному и нравственному развитию. Сейчас многие воспринимают книгу как развлечение, много бульварной, лёгкой литературы. Надо ориентироваться в книжном мире, отличать качественную литературу от однодневок |
Проблема чтения в обществе | Любое произведение, которое говорит о добре, искренности , чести, благородстве.( Пушкин, Толстой «Кавказский пленник», Тургенев «Ася» - о любви) Даже приключенческая хорошая литература: Ж.Верн. «Дети капитана Гранта», А. Дюма « 3 мушкетёра»( пример для ребят быть верными друзьями, стоять за свою честь до конца, сколько поколений играли в мушкетёров во дворах). Персонажи хорошей книги- часто пример для подражания на всю жизнь, кто-то даже профессию может выбрать ,как у героя. | Читаем всё меньше, а были самой читаемой страной в мире всего 20 лет назад! Замена чтению: компьютер, интернет, телевидение.Но только книга рождает твои личные образы, через книгу – истинное общение с автором .Люди становятся менее духовными, душевными без книги. |
Проблема «экологии» русского языка. | Тургенев « Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий ты один мне поддержка и опора, о великий….русский язык»( стихотворение в прозе) | Проблема всеобщей безграмотности в устной и письменной речи, слова-паразиты ( как бы), чрезмерны заимствования, хотя есть русские аналоги(импичмент и т.д.), сленговая лексика, допускаемая даже на телевидении(клёво, круто); интернет язык, где нарушаются все правила правописания для быстроты общения,но это входит в привычку; намеренное искажение правописания с целью привлечения внимания и рекламы(Пиццерия «Подкрепицца» в Узловой – надо Подкрепиться) |
Значение искусства в жизни человека | Музыка Чайковского, Шопена и др., любая хорошая книга, которая учит добру, всему лучшему,; живопись: картины Шишкина, Репина, Поленова ( русская природа, её красота); архитектура ( русские величественные храмы и небольшие церкви, деревянный град Китеж | Искусство хранит память о прошлом в произведениях поэтов, художников, архитекторов, композиторов; искусство учит видеть и ценить красоту мира; искусство одухотворяет звуком, краской, линией, рождает чистые чувства в душе человека. Сподвигает на светлые мысли и поступки. Делает человека выше и чище. |
Проблема творчества, вдохновения, гениальности, отношение поэта, писателя к своему творчеству | А. Ахматова «Творчество», «Муза», «Ржавеет золото и истлевает сталь», «Мне ни к чему одические рати»; Лермонтов и Пушкин «Пророк» - у обоих предназначение поэта – быть пророком. Видеть больше, чем другие, смело говорить правду, чего бы это им не стоило- гонения властей, неприятие обществом и т.д. | |
Образование в жизни человека | Распутин « Уроки французского»( жертвы во имя образования, голод и холод, но стал потом писателем); Пушкин - блестящее лицейское образование; Лермонтов – Московский университет и военное образование; гордость за наших Нобелевских лауреатов: Солженицын- литература, Жорес Алфёров – физика, Перельман – математика( это за последние 20 лет) | Плюсы образования; как относится современная молодёжь к получению образования? Разные позиции. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)
Работа с текстом в 11 классе....
Презентация к уроку русского языка на тему: "Подготовка к ЕГЭ. Написание сочинения".
Данная презентация развивает умение писать сочинение-рассуждение по критериям ЕГЭ по русскому языку. Она содержит текст, по которому пишется сочинение. Все вопросы по тексту также выведены на слайды. ...
Различные пути в подготовке учащихся к написанию сочинения (в формате ЕГЭ)
Различные пути в подготовке учащихся к написанию сочинения(в формате ЕГЭ) Часть 2 –написание сочинения...
Доклад на тему: «Подготовка учителя к написанию сочинения по картине».
Анализ методической работы Л.А. Ходяковой, посвященной методике сочинения по картине и создание собственных разработок уроков подготовки к написанию сочинения по картине....
"Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения"
Презентация представляет собой пошаговую работу по подготовке учащихся 9 класса к ГИА....
Упражнения, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения(часть 3,ЕГЭ)
Данный материал рассчитан на работу с учащимися 11-х классов. Материал содержит 12 упражнений, способствующих научить учащихся верно формулировать проблемы текстов, выявлять авторскую позицию, а...
Открытый урок. Подготовка к ГИА. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9А классе.
Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в рамках подготовки к ОГЭ....