Урок письма "Победы родное лицо"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Хробостова Елена Валерьевна

Урок письма "Победы родное лицо" был составлен и проведен для участия в областном конкурсе "Лучший урок письма." Основная цель данного урока - возрождение российских традиций эпистолярного жанра. Поскольку в связи с празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне проводился конкурс "Письмо солдату", данный урок предшествовал его проведению. Урок направлен на патриотическое воспитание учащихся. Рассчитан для проведения в 7,8 классах по риторике Ладыженского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

157451 Костромская область, Кологривский район,

 посёлок Красный Бор, ул. Школьная, дом 2.

 МОУ Илешевская средняя общеобразовательная школа.

Тел:8(49443)44102, электронный адрес: ilechevo@rambler.ru

 

Областной конкурс: «Лучший урок письма»

Методическая разработка проведения урока письма

«Победы родное лицо»

                                                   

                                                   Работу выполнила:

                                                                         Хробостова Елена Валерьевна,

                                                                учитель русского языка и  

                                           литературы.

2014 г

 Урок письма «Победы родное лицо»

Тема: БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО-ПОЗДРАВЛЕНИЕ    ВЕТЕРАНУ             ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ВОЙНЫ  

 

Цель:  Возрождение российской традиции эпистолярного жанра

Задачи:

  • Расширение знаний о речевых жанрах
  • Углубление знаний об эпистолярном жанре
  • Обогащение словарного запаса обучающихся
  • Овладение умениями в производстве правильной речи .
  • Овладение приемами языкового анализа и синтеза.
  • Демонстрация ценностей русского языка.
  • Познакомить с лучшими образцами русского письма
  • Воспитание  любви к родному языку, привитие интереса к его познанию.
  • Воспитание эстетического отношения к слову
  • Воспитание творчески активной,  духовно богатой личности
  • Воспитание  патриотизма.

Оборудование:

  • Учебники по риторике Т.А.Ладыженской ( 6кл, 8кл.)
  • аудиозапись песни «Журавли» в исполнении Марка Бернеса.
  • Раздаточный материал ( памятки , образцы эпистолярного жанра)
  • Плакат «Узелки на память»
  • Плакат «Советы и пожелания»
  • Записи на доске
  • Тетради обучающихся.

Тип урока: Комбинированный ( Расширение , углубление  и закрепление знаний)

Методы:

  • Словесные
  • Практические
  • Наглядные
  • Объяснительно-иллюстративные
  • Репродуктивный

Основные приемы:

  • Объяснение
  • Беседа
  • Опрос
  • Интегрирование с литературой, с историей, с ИЗО.
  • Самостоятельная работа с дополнительной литературой, по созданию текста.
  • Наблюдение и анализ

Записи на доске:

 ЭПИСТОЛА, ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР, ЭПИСТОЛЯРНАЯ ФОРМА   АДРЕСАНТ , АДРЕСАТ                                         

 

Информация            Коммуникативная задача.

 

Перед уроком и сразу после звонка, пока ребята стоя приветствуют учителя, звучит песня «Журавли» .                                                                            

1.Оргмомент

2   Ввод в тему. Выразительное чтение стихотворения К.Симонова «Жди меня» в   исполнении ученика.

3.Слово учителя: Страшное время пережили наши деды и отцы. Тяжело досталась Победа над фашизмом. Трудно было воевать, трудно было и ждать. И в это время тонкой ниточкой соединяли людей друг с другом письма.

4.Работа с раздаточным материалом.

    Пред вами два письма. Это письма войны. Прочтите их. (знакомство с текстами)

5. Выразительное чтение вслух ( 2 ученика)

3.10.1942 года

      «Добрый день, весёлый вечер. Здравствуйте, дорогая Надя, от супруга Вашего      

      Григория, и детям моим, дочкам Кате и Вале, сыновьям вале, Вите и Вове от папы    

      вашего горячий, сердечный фронтовой привет. И желаю вам всего хорошего в делах  

      ваших, заочно целую вас несчётно раз.

      Надя, я получил от вас два письма, писаные 23 и 25 сентября, за которые сердечно    

      благодарю. Я и от папы получил три открытки, и от Румянцева А.И. два письма. Я

      очень рад, что от них получил письма, поделились военной жизнью между собой.

      Надя и дети, пока жив и здоров, чувствую себя хорошо, чего и вам желаю.

      Надя, письма пиши только так, как написано на обороте, больше ничего не добавляй,    

      иначе не будут доходить.

      Пока до свидания, а мы били, бьём и будем бить до последнего фашиста на нашей  

      земле за его кровожадные дела, что он наделал на нашей земле и над нашим народом.

      Целую вас, милые мои родные, жду ответа».        Нечаев

      Письмо к Богу (найдено в нагрудном кармане погибшего солдата)

      «Послушай, Бог, ещё ни разу в жизни с тобой не говорил я, но сегодня

       Мне хочется приветствовать тебя.

       Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя, и я, дурак, поверил.

       Твоих я никогда не созерцал творений. И вот сегодня ночью я смотрел

       Из кратера, что выбила граната, на небо звёздное, что было надо мною.

       Я понял вдруг, любуясь мирозданьем, каким жестоким может быть обман.

       Не знаю, Боже, дашь ли ты мне руку, но я Тебе скажу, и Ты меня поймёшь:

       Не странно ль, что средь ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?

       На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно: Ты на нас глядишь…

       Сигнал. Ну, что ж, я должен отправляться. Мне было хорошо с тобой.

       Ещё хочу сказать, что, как ты знаешь, битва будет злая,

       И может, ночью же к Тебе я постучусь. И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,

       Позволишь ли Ты мне войти, когда приду. Но, кажется, я плачу, Боже мой, Ты    

       видишь, со мной случилось то, что нынче я прозрел.

       Прощай, мой Бог, иду, и вряд ли уж вернусь, как странно, но теперь

       Я смерти не боюсь.

     

 

Повторение ранее изученного (беседа):

  • Определите тип письма (личное, официальное), приведите доводы.
  • Какая информация передана  в письмах?
  • Какие чувства переданы в письмах?
  • Что различает и объединяет эти письма?
  • Что вас поразило в этих письмах?
  • Что нового из этих писем вы узнали о солдатах прошедшей войны?
  • Чему вас научили эти послания из прошлых лет?

Вывод:  Любовь, верность  - вот главные чувства, которые  помогали в эти трудные дни.

Проверка домашнего задания:  

  1. Повторение ( Работа на листочах: на доске термины , надо расставить ударение, записать значение слов)
  2.  Фронтальный опрос: проверка знания о композиции письма  
  3. Письмо ветерану.

Чтение писем и их анализ учениками и учителем ( композиция, тональность, оригинальность фраз)

Слово учителя:   Молодцы, вы успешно справились с работой. Но эти письма будут участвовать в школьном конкурсе, поэтому нам надо  их отредактировать, затем выбрать жюри, которое выберет из них лучшие.

  1. Работа по редактированию текста:  ученики работают самостоятельно, учитель помогает индивидуально.   Работа с плакатами: «Узелки на память», «Советы и наставления»

Выбор жюри:  Открытое предложение и голосование( 5 человек )

Работа жюри с письмами. Остальные ученики работают по оформлению открыток поздравлений для вручения их ветеранам.

Проверка работы:

А) Жюри аргументирует выбор писем на конкурс.

Б) Ребята читают поздравления на открытках.

Заключительное слово учителя.  Сегодня вы порадовали своей чуткостью, добротой и творческим отношением к заданию. Конечно, такая тема не может оставить равнодушным никого. Но вы – молодое поколение. Вы войну знаете только со слов, понаслышке.  И тем отраднее, что  сегодня звучат вашу слова от души, слова благодарности и признательности победителям.

На этом мы заканчиваем УРОК  ПИСЬМА. Ваши работы – доказательство того, что вы усвоили данную ему. Надеюсь, что вы будете с удовольствием  писать письма родным, друзьям, товарищам. Писать письма личные и официальные.

Домашняя работа.  (После  встречи с ветеранами ) Приготовить мате6риал для газеты: интервью, очерк, репортаж, свои стихи , доработать письма в газету.

 

Приложение

ПЛАКАТ

УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ

(правила составления письма)

 

  • Ответить на полученное письмо нужно как можно быстрее. Не позднее чем через три-пять дней после получения.
  • Бумага для письма должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной. Само собой разумеется, что в письме не должно быть помарок и клякс, почерк должен быть разборчивым…
  • Письма надо начинать с обращения: «Здравствуй…», «Добрый день…», «Дорогой….», «Милый…»
  • Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких ты привык с ним говорить. Человеку малознакомому пиши сдержанно.
  • В правом верхнем углу письма  непременно поставь дату написания.
  • Закончи письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: « Счастливо!», «Всего доброго» и т.д.
  • Обязательно поставь подпись.
  • Если ты случайно забыл написать о чем-то, можешь добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P. S. , что означает : «после написанного».
  • Никогда не употребляй шаблонных,  безвкусных выражений: «Лети с приветом – вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета», « Найдешь ошибку – прими за улыбку».

 

                       СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Они М.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. -  С-Петербург : «Человек», 1999.

В.С.Подгорная. Сочинение…? Это интересно! Теория и практика написания сочинений в нетрадиционных жанрах..- С-Петербург:   «Каро», 1998.

Школьная риторика  6 класс.Учебное пособие для общеобразовательной школы .В 2ч.\Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баласс», 2003.  

Школьная риторика  7 класс.Учебное пособие для общеобразовательной школы .В 2ч.\Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баласс», 2003.  

Школьная риторика  6 класс.Учебное пособие для общеобразовательной школы .В 2ч.\Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баласс», 2003.

Энциклопедический  словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.Панов – М.: Педагогика, 1984.

Энциклопедический словарь  юного литературоведа. – М: Педагогика, 1984.

Провинциальные хроники. Томск 1941-1945 годов.  –Томск: «Курсив».2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Самое замечательное лицо из всей челяди» (по рассказу И.С.Тургенева «Муму»»)

Педагогический подход к обучению учащихся строится по доминирующей цели образования, то есть используется комплексный подход к обучению, развитию и воспитанию школьников.Цели не ранжируются, и н...

Конспект урока "Пушкин в Лицее"

Конспект урока литературы в 10 б классе. Класс этот  оборонно-спортивного профиля. Юноши от каникул до каникул живут в пришкольном интернате вдали от родителей. Носят форму, военную форму. Подчин...

Разработка урока по теме "Лицо города - визитная карточка страны"

Данная разработка составлена в форме слайдов. Можно использовать при изучении городов России и столице нашей страны....

Открытый урок внеклассного чтения "Лицо войны" (по стихотворению В.Шефнера "Зеркало") 7 класс.

Тема урока: "Лицо войны". Технология: элементы творческой мастерской....

Презентация к уроку литературы "Царскосельскому Лицею-200 лет"

Данный материал можно использовать в качестве иллюстративного материала при изучении темы "Лицейские друзья Пушкина". В оригинале на презентацию был наложен текст и музыка (удален в связи с технически...

Мини-проект к уроку 7 класс "Лицо города визитная карточка страны"

Данный материал является дополнением к уроку в 7 классе по немецкому языку "Лицо города-визитная карточка страны"...

Моя Республика - родные лица

Моя Республика - родные лица....