Урок письма "Победы родное лицо"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Урок письма "Победы родное лицо" был составлен и проведен для участия в областном конкурсе "Лучший урок письма." Основная цель данного урока - возрождение российских традиций эпистолярного жанра. Поскольку в связи с празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне проводился конкурс "Письмо солдату", данный урок предшествовал его проведению. Урок направлен на патриотическое воспитание учащихся. Рассчитан для проведения в 7,8 классах по риторике Ладыженского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pisma.docx | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
157451 Костромская область, Кологривский район,
посёлок Красный Бор, ул. Школьная, дом 2.
МОУ Илешевская средняя общеобразовательная школа.
Тел:8(49443)44102, электронный адрес: ilechevo@rambler.ru
Областной конкурс: «Лучший урок письма»
Методическая разработка проведения урока письма
«Победы родное лицо»
Работу выполнила:
Хробостова Елена Валерьевна,
учитель русского языка и
литературы.
2014 г
Урок письма «Победы родное лицо»
Тема: БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО-ПОЗДРАВЛЕНИЕ ВЕТЕРАНУ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Цель: Возрождение российской традиции эпистолярного жанра
Задачи:
- Расширение знаний о речевых жанрах
- Углубление знаний об эпистолярном жанре
- Обогащение словарного запаса обучающихся
- Овладение умениями в производстве правильной речи .
- Овладение приемами языкового анализа и синтеза.
- Демонстрация ценностей русского языка.
- Познакомить с лучшими образцами русского письма
- Воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию.
- Воспитание эстетического отношения к слову
- Воспитание творчески активной, духовно богатой личности
- Воспитание патриотизма.
Оборудование:
- Учебники по риторике Т.А.Ладыженской ( 6кл, 8кл.)
- аудиозапись песни «Журавли» в исполнении Марка Бернеса.
- Раздаточный материал ( памятки , образцы эпистолярного жанра)
- Плакат «Узелки на память»
- Плакат «Советы и пожелания»
- Записи на доске
- Тетради обучающихся.
Тип урока: Комбинированный ( Расширение , углубление и закрепление знаний)
Методы:
- Словесные
- Практические
- Наглядные
- Объяснительно-иллюстративные
- Репродуктивный
Основные приемы:
- Объяснение
- Беседа
- Опрос
- Интегрирование с литературой, с историей, с ИЗО.
- Самостоятельная работа с дополнительной литературой, по созданию текста.
- Наблюдение и анализ
Записи на доске:
ЭПИСТОЛА, ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР, ЭПИСТОЛЯРНАЯ ФОРМА АДРЕСАНТ , АДРЕСАТ
Информация Коммуникативная задача.
Перед уроком и сразу после звонка, пока ребята стоя приветствуют учителя, звучит песня «Журавли» .
1.Оргмомент
2 Ввод в тему. Выразительное чтение стихотворения К.Симонова «Жди меня» в исполнении ученика.
3.Слово учителя: Страшное время пережили наши деды и отцы. Тяжело досталась Победа над фашизмом. Трудно было воевать, трудно было и ждать. И в это время тонкой ниточкой соединяли людей друг с другом письма.
4.Работа с раздаточным материалом.
Пред вами два письма. Это письма войны. Прочтите их. (знакомство с текстами)
5. Выразительное чтение вслух ( 2 ученика)
3.10.1942 года
«Добрый день, весёлый вечер. Здравствуйте, дорогая Надя, от супруга Вашего
Григория, и детям моим, дочкам Кате и Вале, сыновьям вале, Вите и Вове от папы
вашего горячий, сердечный фронтовой привет. И желаю вам всего хорошего в делах
ваших, заочно целую вас несчётно раз.
Надя, я получил от вас два письма, писаные 23 и 25 сентября, за которые сердечно
благодарю. Я и от папы получил три открытки, и от Румянцева А.И. два письма. Я
очень рад, что от них получил письма, поделились военной жизнью между собой.
Надя и дети, пока жив и здоров, чувствую себя хорошо, чего и вам желаю.
Надя, письма пиши только так, как написано на обороте, больше ничего не добавляй,
иначе не будут доходить.
Пока до свидания, а мы били, бьём и будем бить до последнего фашиста на нашей
земле за его кровожадные дела, что он наделал на нашей земле и над нашим народом.
Целую вас, милые мои родные, жду ответа». Нечаев
Письмо к Богу (найдено в нагрудном кармане погибшего солдата)
«Послушай, Бог, ещё ни разу в жизни с тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать тебя.
Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя, и я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений. И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната, на небо звёздное, что было надо мною.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем, каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли ты мне руку, но я Тебе скажу, и Ты меня поймёшь:
Не странно ль, что средь ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?
На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно: Ты на нас глядишь…
Сигнал. Ну, что ж, я должен отправляться. Мне было хорошо с тобой.
Ещё хочу сказать, что, как ты знаешь, битва будет злая,
И может, ночью же к Тебе я постучусь. И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду. Но, кажется, я плачу, Боже мой, Ты
видишь, со мной случилось то, что нынче я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду, и вряд ли уж вернусь, как странно, но теперь
Я смерти не боюсь.
Повторение ранее изученного (беседа):
- Определите тип письма (личное, официальное), приведите доводы.
- Какая информация передана в письмах?
- Какие чувства переданы в письмах?
- Что различает и объединяет эти письма?
- Что вас поразило в этих письмах?
- Что нового из этих писем вы узнали о солдатах прошедшей войны?
- Чему вас научили эти послания из прошлых лет?
Вывод: Любовь, верность - вот главные чувства, которые помогали в эти трудные дни.
Проверка домашнего задания:
- Повторение ( Работа на листочах: на доске термины , надо расставить ударение, записать значение слов)
- Фронтальный опрос: проверка знания о композиции письма
- Письмо ветерану.
Чтение писем и их анализ учениками и учителем ( композиция, тональность, оригинальность фраз)
Слово учителя: Молодцы, вы успешно справились с работой. Но эти письма будут участвовать в школьном конкурсе, поэтому нам надо их отредактировать, затем выбрать жюри, которое выберет из них лучшие.
- Работа по редактированию текста: ученики работают самостоятельно, учитель помогает индивидуально. Работа с плакатами: «Узелки на память», «Советы и наставления»
Выбор жюри: Открытое предложение и голосование( 5 человек )
Работа жюри с письмами. Остальные ученики работают по оформлению открыток поздравлений для вручения их ветеранам.
Проверка работы:
А) Жюри аргументирует выбор писем на конкурс.
Б) Ребята читают поздравления на открытках.
Заключительное слово учителя. Сегодня вы порадовали своей чуткостью, добротой и творческим отношением к заданию. Конечно, такая тема не может оставить равнодушным никого. Но вы – молодое поколение. Вы войну знаете только со слов, понаслышке. И тем отраднее, что сегодня звучат вашу слова от души, слова благодарности и признательности победителям.
На этом мы заканчиваем УРОК ПИСЬМА. Ваши работы – доказательство того, что вы усвоили данную ему. Надеюсь, что вы будете с удовольствием писать письма родным, друзьям, товарищам. Писать письма личные и официальные.
Домашняя работа. (После встречи с ветеранами ) Приготовить мате6риал для газеты: интервью, очерк, репортаж, свои стихи , доработать письма в газету.
Приложение
ПЛАКАТ
УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ
(правила составления письма)
- Ответить на полученное письмо нужно как можно быстрее. Не позднее чем через три-пять дней после получения.
- Бумага для письма должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной. Само собой разумеется, что в письме не должно быть помарок и клякс, почерк должен быть разборчивым…
- Письма надо начинать с обращения: «Здравствуй…», «Добрый день…», «Дорогой….», «Милый…»
- Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких ты привык с ним говорить. Человеку малознакомому пиши сдержанно.
- В правом верхнем углу письма непременно поставь дату написания.
- Закончи письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: « Счастливо!», «Всего доброго» и т.д.
- Обязательно поставь подпись.
- Если ты случайно забыл написать о чем-то, можешь добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P. S. , что означает : «после написанного».
- Никогда не употребляй шаблонных, безвкусных выражений: «Лети с приветом – вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета», « Найдешь ошибку – прими за улыбку».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Они М.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. - С-Петербург : «Человек», 1999.
В.С.Подгорная. Сочинение…? Это интересно! Теория и практика написания сочинений в нетрадиционных жанрах..- С-Петербург: «Каро», 1998.
Школьная риторика 6 класс.Учебное пособие для общеобразовательной школы .В 2ч.\Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баласс», 2003.
Школьная риторика 7 класс.Учебное пособие для общеобразовательной школы .В 2ч.\Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баласс», 2003.
Школьная риторика 6 класс.Учебное пособие для общеобразовательной школы .В 2ч.\Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баласс», 2003.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.Панов – М.: Педагогика, 1984.
Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М: Педагогика, 1984.
Провинциальные хроники. Томск 1941-1945 годов. –Томск: «Курсив».2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Самое замечательное лицо из всей челяди» (по рассказу И.С.Тургенева «Муму»»)
Педагогический подход к обучению учащихся строится по доминирующей цели образования, то есть используется комплексный подход к обучению, развитию и воспитанию школьников.Цели не ранжируются, и н...
Конспект урока "Пушкин в Лицее"
Конспект урока литературы в 10 б классе. Класс этот оборонно-спортивного профиля. Юноши от каникул до каникул живут в пришкольном интернате вдали от родителей. Носят форму, военную форму. Подчин...
Разработка урока по теме "Лицо города - визитная карточка страны"
Данная разработка составлена в форме слайдов. Можно использовать при изучении городов России и столице нашей страны....
Открытый урок внеклассного чтения "Лицо войны" (по стихотворению В.Шефнера "Зеркало") 7 класс.
Тема урока: "Лицо войны". Технология: элементы творческой мастерской....
Презентация к уроку литературы "Царскосельскому Лицею-200 лет"
Данный материал можно использовать в качестве иллюстративного материала при изучении темы "Лицейские друзья Пушкина". В оригинале на презентацию был наложен текст и музыка (удален в связи с технически...
Мини-проект к уроку 7 класс "Лицо города визитная карточка страны"
Данный материал является дополнением к уроку в 7 классе по немецкому языку "Лицо города-визитная карточка страны"...
Моя Республика - родные лица
Моя Республика - родные лица....