Курс презентаций "Готовимся к ГИА-9". Обособленные члены предложения
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Ткаченко Елена Ивановна

Подготовка к ГИА-9

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v4._obobsoblennye_chleny_predlozheniya.pptx124.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГИА по русскому языку. Раздел «Грамматика. Синтаксис» Обособленные члены предложения Ткаченко Елена Ивановна учитель русского языка, литературы и МХК МБОУ «СОШ № 58», г. Арзамас

Слайд 2

Обособление – способ смыслового выделения или уточнения. Обособляются только второстепенные члены предложения. Обычно обособления позволяют представить информацию более детально и привлечь к ней внимание. Главные члены предложения не обособляются! Обособленные члены предложения выделяются в устной речи интонационно , а в письменной – пунктуационно.

Слайд 3

Обособленные определения Согласованные Несогласованные выражаются Причастным оборотом: Ребёнок, спавший у меня на руках, проснулся. именными словосочетаниями и относится к местоимениям или именам собственным: Как вы, с вашим умом , не поняли её замысла? Ольга, в подвенечном платье, была необыкновенно хороша. Двумя или более причастиями, прилагательными: Ребёнок, сытый и довольный, быстро заснул . Одиночное причастие или прилагательное, относящееся к местоимению: Он, сытый, быстро заснул. НОО возможно как в позиции после, так и перед определяемым словом. Если НО относится к определяемому слову, выраженному именем нарицательным, то обособляется только в позиции после него: Парень, в бейсбольной кепке , всё время оглядывался.

Слайд 4

Случаи обособления Определения обособляются Примеры определяемое слово – местоимение (в т.ч. и одиночное определение) Она , взволнованная , не могла заснуть./ Взволнованная , она не могла заснуть. Взволнованная и счастливая , она долго не могла заснуть. Она , взволнованная полученным известием , долго не могла уснуть. после определяемого слова – имени существительного Девочка , взволнованная и счастливая, долго не могла заснуть. Девочка , взволнованная полученным известием, долго не могла заснуть. перед определяемым словом и имеют добавочное обстоятельственное значение ( = будучи ) Сильно заболевшая , мать не могла ходить на работу. (добавочное значение причины) Даже заболевшая , мать ходила на работу. (добавочное значение уступки) Будучи сильно заболевшей, мать …

Слайд 5

Приложение – это особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное или местоимение, которое оно определяет: попрыгунья-стрекоза, краса-девица. Приложение может быть: 1) одиночным: Мишка, непоседа , замучил всех; 2) распространённым: Мишка, страшный непоседа , замучил всех. Обособленные приложения могут пунктуационно оформляться не запятой, а тире , которое ставится, если приложение особенно подчёркивается голосом и выделяется паузой. Скоро Новый год – любимый праздник детворы.

Слайд 6

Обособляются Одиночное Распространенное Определяемое слово (ОС )выражено местоимением: Он, отличный врач , очень помог мне. / Отличный врач , он очень помог мне. ОС – существительное с пояснительными словами: Он увидел своего сына , малыша , и тут же заулыбался . После ОС, выраженного сущ.: Мой брат, отличный врач, лечит всю нашу семью. После имени собственного: Мишка, сын соседа, отчаянный сорванец. выражено именем собственным и служит для уточнения или пояснения: А устроил пожар на чердаке сын соседа, Мишка , отчаянный сорванец. перед ОС– именем собственным, при этом выражается добавочное обстоятельственное значение: Архитектор от Бога , Гауди , не мог задумать обычный собор. (почему? по какой причине?) с союзом как , если выражается оттенок причины : В первый день у меня, как у новичка , всё выходило хуже, чему у других.

Слайд 7

Обособляются дополнения с предлогами: кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с ( значения включения –исключения, замещения): Никто, кроме Ивана, не знал ответа на вопрос учителя. Обособляются обстоятельства , выраженные: 1) Деепричастиями одиночными : Поев , ребёнок заснул. в составе деепричастных оборотов: Обсудив результаты работы , мы разошлись. 2) обстоятельствами с предлогом несмотря на: Несмотря на дождь, дети убежали гулять. 3) сравнительными оборотами с союзами: как, будто, точно, словно, что, чем, нежели и др. подобными: Облака, как ватные , низко и неспешно плыли над землёй.

Слайд 8

Обособление уточняющих обстоятельств Под уточнением понимается сужение объема понятия, его конкретизация . а) если в предложении одно обстоятельство, оно не может быть уточняющим ; б) уточняющие обстоятельства могут быть трех разрядов: места, времени, образа действия ; в) уточняющее обстоятельство должно стоять после обстоятельства такого же разряда и сужать, конкретизировать его значение; тогда оно выделяется запятыми. Например : Еще вчера в саду шумела листва. (обстоятельства разных разрядов: вчера - времени и в саду - места .) Под бугром, в глубоком овраге, бормотала речушка Вертушинка (К. Паустовский) ; Тихо, с боязнью, она говорила ему что-то странное (М. Горький) . Он встряхнул кудрями и самоуверенно, почти с вызовом, взглянул вверх на небо (И. Тургенев) .

Слайд 9

Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. (1)Солнце садилось. (2)Вокруг пахло вечерней прохладой. (3)Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5)Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь. 5

Слайд 10

Среди предложений 17–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. (17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг – о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21)Через минуту уже весь вагон помогал нам. 20

Слайд 11

Среди предложений 18–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. (18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша. –(20)Чудеса! –раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку. 19

Слайд 12

Среди предложений 31–37 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. (31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду: – (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика. (36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы. 31

Слайд 13

Среди предложений 23–27 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. (23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. 24

Слайд 14

Найдите предложение с обособленными согласованными определениями. (21)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. (22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза. – (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет. (25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны , он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду. 21

Слайд 15

Среди предложений 18–21 найдите предложение с обособленным определением. (18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше. (20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна. 20

Слайд 16

Среди предложений 10– 14 найдите предложение с обособленным согласованным определением. (10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое... (11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно. 11

Слайд 17

Среди предложений 10–14 найдите предложение с обособленным приложением. (10)Вошла учительница –все кинулись по местам, и начался урок. (11) Лисапета Вторая нацарапала записочку Вере, своей соседке по парте: « Жеку теперь засмеют!».(12)Вера незаметно обернулась к Жеке . (13)Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, –взглядом упирался в одну точку –от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок. (14)Просто дикарь, да и только. 11

Слайд 18

Среди предложений 3–9 найдите предложение с обособленными согласованными определениями. Напишите номер этого предложения. (3)В той иерархии, которая выстраивается самопроизвольно в каждом коллективе, все трое занимали самые низкие позиции – благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к жестокости. (4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин. (5)Всегда одетый хуже других, тоже плохо одетых ребят, он постоянно паясничал и насмешничал, делал представление из своей бедности, и это был высокий способ её преодоления. (6)Санино положение было хуже. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. (8)К тому же он учился играть на пианино. (9)И не было никакого умиления, а только одни злые насмешки. 5

Слайд 19

Среди предложений 1–5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. (1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг –театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она –помощник художника. (5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист. 2

Слайд 20

Среди предложений 1–4 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения. (1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии. (3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили. 4

Слайд 21

Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. (1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег. –(6)Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! –восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку. 5

Слайд 22

Среди предложений 9–13 найдите предложение с обособленным дополнением. Напишите номер этого предложения. (9)Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги. (10)Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости. (11)Отсутствие однообразия и было Машиным образом. (12)Никто не считал Машу чемпионкой класса по «многоборью», так как она ни с кем не боролась, поскольку её первенство было бесспорным. (13)Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля. 13

Слайд 23

Список используемые источников Русская грамматика. Большой справочник по теории для 5-11 классов http://russkiy-na-5.ru/sections/50 Сайт ФИПИ – открытый банк заданий ГИА-9 http://www.fipi.ru/ Л.А.Троснецова , Т.А.Ладыженская , Русский язык. 8 класс, Москва, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения.Обособленное определение""

Конспект урока  русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения. Обособленное определение"(1-ый урок)...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ"

Тема урока: Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов .Урок по учебному комплексу В.В.БабайцевойТип урока: урок приобретения  новых знанийФорма урока: ...

Конспект урока с презентацией на тему: "Обособленные члены предложения. Обособленные определения".

В конспекте представлены цели, форма работы, дано приложение для организации самостоятельной работы учащихся. Урок составлен с опорой на УМК для 8 кл.  под редакцией Быстровой...

урок русского языка в 7 классе по теме: "Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов."

Урок поможет сформировать умение отличать причастные обороты от деепричастных оборотов....

Открытый урок в 8 классе Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения.

Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения....