Наречие 7 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (7 класс) на тему
1.Вставь, где нужно, Ь:
Спряч.., настеж.., меч.., молодеж..,
смотриш.., уж.., напроч.., могуч..,
свеж.., наотмаш.., замуж.., проч..,
мелоч.., туш.., мыш.., ветош..,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1narechie_obobshchenie.ppt | 1.06 МБ |
2kontrolnaya_rabota_po_narechiyu.doc | 46 КБ |
3test_obobshchenie_po_narechiyu.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НАРЕЧИЕ –самостоятельная часть речи Обозначает признак Действия: быстро бежать, громко аплодировать Предмета: дом напротив, яйцо всмятку Признака: очень глубокий, кричаще ярко , достаточно вызывающий
Разряды наречий по значению
Примеры Образа действия: х олодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка М еста : далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку Времен и: вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, иногда, сейчас, позже, погодя М ер ы или степе ни: много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно П ричины : сослепу, сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, не даром Ц ели : нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно
Этого нет в учебнике! Есть наречия знаменательные - они называют какой-нибудь признак прямо (тихо, громко, вечером). Есть наречия местоименные (местоимения-наречия) – они не называют признака, а только указывают на него: на образ действия (так, как-то, кое-как) место действия (там, здесь, тут, туда, где-то) время действия (тогда, тогда-то, когда-то) причину (потому, поэтому, почему-то) цель (затем, зачем-нибудь).
Способы образования наречий
Образование степеней сравнения
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ : Мой друг жил в доме напротив. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО: Вокруг стояла тишина. Он по-лисьи хитро взглянул на меня. СКАЗУЕМОЕ: На душе спокойно.
Какими членами предложения являются наречия? Тихо в лесу. Чуть-чуть усталый вид имела мама. Рядом не видно ни одного человека. Зимой вся природа дремлет. Мы пили кофе по-турецки . Где-то очень далеко начинался шторм.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ: Тихо – сказуемое Чуть-чуть – обстоятельство Рядом – обстоятельство Зимой – обстоятельство По-турецки – определение Где-то, очень, далеко – обстоятельство
Роль наречий в тексте Эмоционально окрашивают отдельные художественные детали (метафоры, олицетворения, эпитеты и др.) Характеризуя действие, уточняют и конкретизируют описание в целом (указывая на время, место, образ действия, его цель, меру и степень) Авторские характеристики приобретают живописность, эмоционально-экспрессивную окраску, точность
Выписать из текста наречия с определяемыми словами Уже вечереет. Ярко полыхает на горизонте заходящее солнце. Несмело дует теплый ветерок. Уд..вительно красиво и красочно выгляд..т закат. Мы стоим на вершине холма, а внизу тихо плещ..тся море. Вдали беле..т парус рыбацкой лодки. Незаметно наступают сумерки, резко темнеет, а на вечернем небе неожиданно появляется лунный диск.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! уже вечереет ярко полыхает (эпитет) несмело дует (олицетворение) удивительно красиво и красочно (эпитет) красиво и красочно выглядит (эпитет) внизу плещется плещется тихо вдали белеет незаметно наступают резко темнеет неожиданно появляется
ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ НЕ с наречиями: Ь после шипящих: Дефис-слитно-раздельно: О и А на конце наречий: О-Ё после щипящих НН-Н в суффиксах наречий не смело, не аккуратно, не громко; не высоко, а низко, отнюдь не весело, далеко не красиво сплош ь , напроч ь , настеж ь , наотмаш ь , навзнич ь , вскач ь искл: уж, замуж, невтерпеж по- лисьи, по- моему, во- первых, давным - давно, в одиночку, поодиночке, вдали, без умолку из давн а , до сыт а , с нов а за светл о , на бел о , в лев о хорош о , горяч о , режущ е , ещё (искл.) пута н о, ветре н о, аккурат н о неожида нн о, безветре нн о
НЕ с наречиями на -о, -е Пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом а: Не хорошо, а плохо (драться нехорошо) Если к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не. Это мне вовсе не интересно.
Ь в наречиях после шипящих Пишется ВСЕГДА: наотмашь, навзничь, сплошь Исключения: уж, замуж, невтерпёж
Дефис в наречиях Дефис в наречиях пишется после приставок по-, в-, во-, если в этих словах есть суффиксы -ому, -ему,-ых,-их, -и: во-первых, по-прежнему, по-своему, по-дружески, по-зимнему. После приставки кое- и перед суффиксами -то, -либо, -нибудь : кое-как, где-нибудь, как-то. В сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или путём повтора: давным-давно, точь-в-точь, еле-еле .
Буквы -О, -А на конце наречий Используйте слово «окно»! Работает при приставочно-суффиксальном способе образования наречия! ВлевО (в окно), СправА (с окна), ИЗдавнА (из окна). Но: доверчивО, доходчивО , справедливО
-О,-Е после шипящих на конце наречий Под ударением пишется буква О В безударном положении – буква Е Горячо, блестяще, свежо. Исключение: ещё.
Н и НН в наречиях увлече нн о – увлече нн ый (прич.) силь н о – силь н ый (прилаг.) разброса нн о – разброса нн ый (прич.) ужас н о – ужас н ый (прилаг.) усиле нн о – усиле нн ый (прич.) соверше нн о – соверше нн ый (прилаг.) интерес н о – интерес н ый (прилаг.)
ПОТРЕНИРУЕМСЯ! ВСТАВЬ, ГДЕ НУЖНО, Ь: Спряч.., настеж.., меч.., молодеж.., смотриш.., уж.., напроч.., могуч.., свеж.., наотмаш.., замуж.., проч.., мелоч.., туш.., мыш.., ветош.., грош.., вскач.., невтерпеж…
РАСКРОЙ СКОБКИ: (Не) далеко от дома р..стет дуб. На душе (не) весело, а очень грус…но. Мы разговаривали нисколько (не)громко. Работа выполнена (не)ак..уратно. Мальчик одет (не)ряшливо. (Не)громко звучала музыка.
Е ИЛИ И? ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ н(…)где не бывал н(…)откуда ждать вестей н(…)сколько не испугался н(…)откуда не приходили письма н(…)где не учился н(…)чуть не обиделся н(…)сколько минут н(…)куда не пошёл н(…)куда идти
СЛИТНО-ДЕФИС-РАЗДЕЛЬНО? (по) меньше (по) французски (по) лучше (по) старому (по) просту (во) первых (по)моему (еле)еле (давным)давно
О ИЛИ А? ПОДСТАВЬ ОКНО! слев… влев… издавн… справ… досыт… сначал… занов… испуганн… (образовано суффиксальным способом!) исправн… (образовано суффиксальным способом!) доверчив… (образовано суффиксальным способом!)
О ИЛИ Е? ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ. певуч… свеж… крепч… горяч… хорош… общ… неуклюж… блестящ… ещ…
Н ИЛИ НН? ОПРЕДЕЛИ ЧАСТЬ РЕЧИ Взволнова..о говорить Безум..о посмотрел Отчая..о закричал Внимание ребят рассея..о Ветром рассея..ы семена по полю Медле..о шел по городу Заснеже..о белели крыши домов Карти..о подбоченясь
ПРОВЕРЬ СЕБЯ: СпрячЬ, настежЬ, меч, молодежЬ, смотришЬ, уж, напрочЬ, могуч, свеж, наотмашЬ, замуж, прочЬ, мелочЬ, тушЬ, мышЬ, ветошЬ, грош, вскачЬ, невтерпеж.
НЕдалеко от дома рАстет дуб. На душе НЕ весело, а очень грусТно. Мы разговаривали нисколько НЕ громко. Работа выполнена НЕаККуратно. Мальчик одет НЕряшливо. НЕгромко звучала музыка.
нИгде не бывал нЕоткуда ждать вестей нИсколько не испугался нИоткуда не приходили письма нИгде не учился нИчуть не обиделся нЕсколько минут нИкуда не пошёл нЕкуда идти
поменьше по-французски получше по-старому попросту во-первых по-моему еле-еле давным-давно
испуганнО (образовано суффиксальным способом!) исправнО (образовано суффиксальным способом!) доверчивО (образовано суффиксальным способом!) слевА (с окнА) влевО (в окнО) издавнА (из окнА) справА (с окнА) досытА (до окнА) сначалА (с окнА) зановО (за окнО)
певучЕ свежО крепчЕ горячО хорошО общО неуклюжЕ блестящЕ ещЁ
Взволнова нн о говорить (наречие) Безум н о посмотрел (наречие) Отчая нн о закричал (наречие) Внимание ребят рассея нн о (прилаг.) Ветром рассея н ы семена по полю (прич.) Медле нн о шел по городу (наречие) Заснеже нн о белели крыши домов (наречие) Карти нн о подбоченясь (наречие)
ТЕСТ. 1). В каком из данных наречий дефисное написание? (по)прежнему жить (по)лучше сочинить (по)реже печалиться. 2). Какое наречие пишется слитно? (в)скоре бок(о)бок (мало)помалу 3). В каком наречии пишется е? горяч… певуч… свеж… 4). Укажи наречие с -н-: увере(н, нн)о, пута(н, нн)о, медле(н, нн)о, 5). В каком примере НЕ пишется раздельно с наречием? (не)громко, а тихо, (не)истово, совсем (не)интересно.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «Наречие» (ответы)
Задание 1. Определите способ образования данных наречий:
вдали – (приставочно-суффиксальный);
медленно – (суффиксальный);
мягко – (суффиксальный);
быстро-быстро – (сложение слов);
тише – (суффиксальный);
когда-то – (суффиксальный).
Задание 2. Определите способ образования наречий. Соотнесите данные наречия (левая колонка) с их способом образования (правая колонка).
Искренне, осуждающе, | Наречия, образованные с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса |
Вкось, замуж, вплавь | Наречия, образованные путем сложения |
По-прежнему, по-видимому, впустую, издавна | Наречия, образованные с помощью суффиксов |
Полушутя, полулежа | Наречия, образованные с помощью приставок |
Задание 4. Запиши наречия грамотно:
Н…откуда взять, н…где не был, говорить н…вежестве…о, искать (по)всюду, вести себя (не)серьезно, поступить (не)справедливо, (н…)когда не лгал, мне совсем (н…)когда гулять, (от)ныне я буду стараться, (ото)всюду играла музыка, задано (на)завтра, писать (не)разборчиво, уйти (на)совсем, (н…)куда не спешить, (н…)куда спешить, жить (не)вдалеке, на душе далеко (не)спокойно, нестись (в)скач(…), ударить (на)отмаш(…), хотеть (за)муж(…), спорить горяч(…), смотреть осуждающ(…), ещ(…) лучш(…) учиться.
Задание 5. Определи часть речи:
Мой друг! Что может быть милей (прилагательное)
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей (прилагательное),
Там радостней (прилагательное) весна златая,
Прохладней (прилагательное) легкий ветерок,
Душистее (прилагательное) цветы, холмы там зеленее (прилагательное),
Там сладостней (наречие) журчит поток,
Там соловей поет звучнее (наречие),
Там все нас может восхищать,
Там все прекрасно (прилагательное), там все мило (прилагательное).
Задание 6. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте морфологический разбор наречия плавно.
Он запел. (Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное.
Плавно и нежно л_лись один за другим грудные, г_рячие, тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца переполненной горячими, страс_ными звуками. Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки.
(С.Г.Скиталец)
Контрольная работа по теме «Наречие»
Задание 1. Определи способ образования данных наречий:
вдали –
медленно –
досуха –
доверчиво –
быстро-быстро –
тише –
когда-то –
Задание 2. Определи способ образования наречий. Соотнеси данные наречия (левая колонка) с их способом образования (правая колонка).
Искренне, осуждающе, | Наречия, образованные с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса |
Вкось, замуж, вплавь | Наречия, образованные путем сложения |
По-прежнему, по-видимому, впустую, издавна | Наречия, образованные с помощью суффиксов |
Полушутя, полулежа | Наречия, образованные с помощью приставок |
Задание 4. Запиши наречия грамотно:
Н…откуда взять, н…где не был, говорить н…вежестве…о, искать (по)всюду, вести себя (не)серьезно, поступить (не)справедливо, (н…)когда не лгал, мне совсем(н…)когда гулять, (от)ныне я буду стараться, (ото)всюду играла музыка, задано (на)завтра, писать (не)разборчиво, уйти (на)совсем, (н…)куда не спешить, (н…)куда спешить, жить (не)вдалеке, на душе далеко (не)спокойно, нестись (в)скач(…), ударить (на)отмаш(…), хотеть (за)муж(…), спорить горяч(…), смотреть осуждающ(…), ещ(…) лучш(…) учиться.
Задание 5. Определи часть речи выделенных слов:
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, холмы там зеленее,
Там сладостней журчит поток,
Там соловей поет звучнее,
Там все нас может восхищать,
Там все прекрасно, там все мило. (Н.Языков).
Задание 6. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте морфологический разбор наречия плавно.
Он запел. (Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное.
Плавно и нежно л_лись один за другим грудные г_рячие тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью звучали просто и скромно словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно как пламя само прорывалось и било из груди певца переполненной страс_ными звуками. Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки. (С.Г.Скиталец)
Занимательные задания (к Контрольной работе по теме «Наречия»)
Задание 1. Вспомните пословицы, в которых встречаются наречия.
Будь друг, да не __________.
Для дорогого гостя и ворота __________.
__________ не накормим, а с голоду не уморим.
Яблоко от яблони __________ падает.
__________ душа в теле.
Вот тебе боже, что нам __________.
Ум – одежда, которая __________ не износится.
С трудовыми руками __________ не пропадешь
__________ скроен, да __________ сшит
__________ запряги, а потом и понукай.
Много грому по-__________.
Все хорошо, что __________ кончается.
Каждый по-__________ с ума сходит
С грамотой __________, без грамоты хоть плачь.
Русские __________ запрягают, но потом быстро скачут.
Между воронами и сорока по-__________ каркает.
Баба с возу – кобыле __________.
Беда да нужда выходят __________.
Без детей горе, а с детьми – __________.
Без хлеба и у воды __________ жить.
Береги платье __________, а честь __________.
Бойся коровы __________, а лошади – ________
Везде __________, где нас нет.
Во всяком мудреце __________ простоты.
Задание 2. Отгадай загадки, подчеркни наречия.
1) Скоро ест, мелко жует. Сама не глотает, другим не дает. ( __________ )
2) Стоят вместе, ходят врозь. ( __________ )
3) Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. ( __________ )
4) Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. ( __________ )
Задание 3. Подбери к данным наречиям как можно больше синонимов и антонимов.
Наречия | Синонимы | Антонимы |
Предварительный просмотр:
1.Вставь, где нужно, Ь:
Спряч.., настеж.., меч.., молодеж..,
смотриш.., уж.., напроч.., могуч..,
свеж.., наотмаш.., замуж.., проч..,
мелоч.., туш.., мыш.., ветош..,
грош.., вскач.., невтерпеж…
2.Раскрой скобки:
(Не) далеко от дома р..стет дуб.
На душе (не) весело, а очень грус…но.
Мы разговаривали нисколько (не)громко.
Работа выполнена (не)ак..уратно.
Мальчик одет (не)ряшливо.
(Не)громко звучала музыка.
3.Е или И? Поставь ударение
(…)где не бывал
н(…)откуда ждать вестей
н(…)сколько не испугался
н(…)откуда не приходили письма
н(…)где не учился
н(…)чуть не обиделся
н(…)сколько минут
н(…)куда не пошёл
н(…)куда идти
4.Слитно-дефис-раздельно?
(по) меньше
(по) французски
(по) лучше
(по) старому
(по) просту
(во) первых
(по)моему
(еле)еле
(давным)давно
5.О или А? Подставь ОКНО!
слев…
влев…
издавн…
справ…
досыт…
сначал…
занов…
испуганн… (образовано суффиксальным способом!)
исправн… (образовано суффиксальным способом!)
доверчив… (образовано суффиксальным способом!)
6.О или Е? Поставь ударение.
певуч…
свеж…
крепч…
горяч…
хорош…
общ…
неуклюж…
блестящ…
ещ…
7.Н или НН? Определи часть речи
Взволнова..о говорить
Безум..о посмотрел
Отчая..о закричал
Внимание ребят рассея..о
Ветром рассея..ы семена по полю
Медле..о шел по городу
Заснеже..о белели крыши домов
Карти..о подбоченясь
1. В каком предложении не со словом пишется раздельно?
а) Учёба (не)забава, а труд.
б) (Не)правда служит злу.
В) В осеннее (не)настье семь погод на дворе.
2. В каком предложении не со словом пишется слитно?
а) День был (не)жаркий, а прохладный.
б) (Не)обычный вид палисадника всех удивил.
в) Его ожидал далеко (не)приятный разговор.
3. В каком предложении не со словом пишется раздельно?
а) Я срезала (не)распустившиеся цветы.
б) Поля (не)вспаханы.
в) У друга был (не)доумевающий вид.
4. В каком предложении не со словом пишется слитно?
а) (Не)зная броду, не суйся в воду.
б) У меня (не)было другого выхода.
в) Я (не)навижу обман.
5. В каком предложении не со словом пишется раздельно?
а) Лектор говорил (не)громко.
б) Многое в тексте было (не)ясно.
в) Выполнить задание вовсе (не)легко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Радуга наречий" (урок систематизации знаний по теме "Наречие" в 7 классе)
Разработка урока обобщения и систематизации знаний по теме "Наречие" в 7 классе по русскому языку. Включает индивидуальную и групповую деятельность, разные виды заданий (найди слово, написанное неверн...
Степени сравнения наречий, их образование. Распознавание морфологических омонимов: прилагательных, наречий, слов состояния. Морфологический разбор наречия
Маршрутный лист дистанционного урока...
Словообразование наречий. Словообразовательный разбор наречий. Урок-практикум по теме «Словообразование наречий»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Правописание наречий. Слитное и раздельное написание наречий Различение наречий и созвучных им сочетаний других частей речи с предлогами
Маршрутный лист дистанционного урока...
Правописание не с наречиями на –о(-е) . Слитное и раздельное написание не с наречиями–о(-е) Правописание не и ни в отрицательных наречиях.
Маршрутный лист дистанционного урока...