Внеклассное мероприятие по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
по русскому языку
Лингвистическое состязание
учащихся 11 классов и учителей
«От игры к знаниям»
Цель:
-- совершенствование знаний, полученных в ходе уроков русского языка.
Задачи:
Образовательная
- совершенствование знаний по различным разделам русского языка в игровой форме посредством состязания
-привлечение внимания учащихся к языку как одному из самых сложных и интересных явлений действительности;
Развивающая
- развитие речи, аналитического, логического мышления, интеллекта, эмоциональной сферы; расширение кругозора
Воспитательная
- воспитание любви к слову и речевой культуре
Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение, игровой кубик, бочонки лото.
Ход мероприятия:
Участники игры разбиты на две команды: учителя - ученики.
1. Вступительное слово учителя
- Дорогие участники, сегодня мы собрались здесь, чтобы провести лингвистическое состязание «От игры к знаниям». Давайте поприветствуем его участников, болельщиков, жюри, гостей.
Цель этого мероприятия – совершенствование знаний о русском языке. Мне бы хотелось, чтобы сегодня каждый из вас осознал, что язык - не только одно из самых сложных, но и одно из самых интересных явлений действительности.
2. Выбор названия команды, выбор и представление капитана
- Поскольку сегодня вы не просто учителя-ученики, а совершенно равноправные участники состязания, то и команды не могут носить столь дистанцированное название («Учителя» - «Ученики») Поэтому в первую очередь прошу команды определиться с названием и выбрать своего капитана. (во время обдумывания звучит музыка)
3. Первый гейм
-- Итак, начинаем игру. В первом гейме нам очень поможет вот этот обычный игровой кубик. Каждая сторона кубика в нашем состязании символизирует определенный сектор, содержащий вопросы по тому или иному разделу русского языка. На доске вы видите наименование этих разделов:
* - Фонетика.
** - Морфология.
*** - Состав слова. Словообразование.
**** - Синтаксис. Пунктуация.
***** - Фразеология.
****** - Лексика.
Первым делом вы должны будете бросить кубик. Так определится игровой сектор. Затем капитан команды команды называет любое произвольное число от 1 до 5, за этим числом скрывается задание. Его вы и должны будете выполнить. В том случае, если задания в данном секторе закончились, команда бросает кубик еще раз. На выполнение задания дается минута. Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл.
Кубик каждая команда бросает 6 раз. Три раза команды бросают его для себя, другие три раза – для команды соперника, в том числе определяется номер задания для соперника.
Отвечающего определяет команда. В случае заминки отвечает капитан.
Определим, кто начнет игру. Команда, учеников вытянет спичку, и если она будет короткой, то они начинают игру первой. Если длинной – то учителя.
Вопросы к первому гейму:
Фонетика.
- Ешь побольше овощей – будешь тощий, как Кощей.
Сколько в этом предложении мягких согласных?
- Японец Лий Ляй Чий приехал в Россию работать продавцом мороженого. Он произносит русские согласные мягко. Озвучьте, как он произнесет фразу: «Покупайте у нас холодное мороженое, кушайте, господа, осторожно!»
- Какие слова получатся, если затранскрибировать и прочитать в обратном порядке следующие слова:
яр, юг, альт, ноль, ель
- Сколько раз звук [б] встречается в предложении
Попала бешеной собаке блоха на больной зуб.
- В словах рыба и рыбка корень рыб- представлен в двух фонетических вариантах [рыб] и [рып]. А в скольких фонетических вариантах представлен корень –вод- в словах подвода, перевод, переводной, проводит, заводить? Назовите эти варианты.
Лексика
1. Назовите слова, в которых сохранились корни следующих устаревших слов
Тук (жир), пита (пища), худог (искусный).
2. Какие слова имеют отношение к книге. Если здесь есть лишнее слово, объясните его значение.
а) абзац; б) форзац; в) эрзац.
3. В древнерусском языке было слово суп, означавшее хищную птицу – коршуна или грифа. Данные современного русского языка позволяют сделать вывод о том, что этой птице приписывали:
а) исключительное корыстолюбие;
б) очень высокую скорость полета;
в) мрачный взгляд;
г) жертвенную любовь к птенцам;
д) способность воскресать после смерти.
4. Первоначально обои крепили к стенам:
а) клеем, как и теперь; б) гвоздями; в) шурупами; г) воском; д) смолой.
5. «Лентяй! Пустомеля! Дармоед! Тунеядец! Бездельник! Неряха! Лодырь!» - прокричала мачеха. В скольких разных грехах она обвинила пасынка?
Фразеология
- Что означают выражения? Что их объединяет?
Начинать с азов, прописать ижицу, выписывать ногами мыслете, стоять фертом?
- Что чье? Восстановите перепутанные фразеологизмы. Объясните их значение.
Кузькина пята, маланьина коза, сидорова мать, дамоклов кафтан, валаамова свадьба, прокрустово ложе, ахиллесова ослица, филькина труба, тришкин меч, иерихонская грамота, авгиевы конюшни.
- Правильно ли истолкованы значения устойчивых сочетаний:
Дать по шапке – умело распорядиться дефицитным товаром;
Наложить на себя руки - исходное положение при гимнастике;
Не все дома – время летних отпусков.
- Назовите 4 фразеологизма, в состав которых входит слово голова.
- Если про кого-то говорят, что он живет в медвежьем углу, это означает, что он живет:
а) в лесу; б) в неубранной квартире; в) в глуши; г) на Крайнем Севере; д) на пасеке.
Состав слова. Словообразование
- Какое из существительных образовано не так, как все остальные:
А) льдинка; б) пылинка; в) бусинка; г) соломинка; д) изюминка.
2. Какое из данных ниже заимствованных слов не содержит приставки латинского происхождения суб-?
а) субтитр; б) субтропики; в) субординация; г) субмарина; д) суббота.
3. Эти пять слов заканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его.
Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.
4. Разберите слова по составу, определите способ их образования:
Сумасшедший, быстрорастворимый, привоз, обозревая.
5.Какое из этих слов с исторической точки зрения не содержит приставки?
А) сутолока; б) судорога; в) сумерки; г) супруг; д) суета.
Морфология.
- Какие существительные в этом списке одушевленные?
Плюшевый мишка, коллектив, утопленник, ферзь
- Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих слов:
Карат, ампер, джинсы, шорты.
- Составьте предложения со словами варенный и варёный. Какое из этих слов является прилагательным, какое причастием?
- Назовите слова, которые имеют две формы предложного падежа:
а) лес; б) край; в) мех; г) отпуск?
5. В каком падеже стоит слово пенсне в предложении из повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»:
Филипп Филиппович оседлал нос пенсне поверх очков и принялся читать.
Синтаксис. Пунктуация
- Одна и та же часть речи или разные представлены словоформой удобно в следующих примерах? В роли какого члена предложения выступает данная словоформа?
Это помещение удобно. Мне здесь удобно.
- Какими членами предложения являются выделенные слова. Какое из предложений односоставное, а какое двусоставное?
Дождливый день. День дождливый.
- Выделите грамматические основы в предложениях:
Любой из нас мог решить эту задачу.
Большинство учащихся справились с тестами успешно.
Лес стоит праздничный, нарядный.
- Приведите пример предложения с приложением
- Расставьте знаки препинания в предложении
Алексей последним усилием воли подавил в себе боль и когда зверь вырвал его из сугроба вскинул пистолет.
- Молодцы. А сейчас я попрошу жюри подсчитать количество баллов, заработанных командами в первом гейме.
В это время для команд и болельщиков полезная переменка. Послушайте.
Слова, которые своим звучанием напоминают какие-то реальные шумы, звуки из жизни, называются звукоподражательными словами. Интересно, что в русском и иностранном языках разные звукоподражательные слова. Сравните:
Наше и-а! (крик осла) на английском языке звучит как хи-хо; крик утки - кряк!- на английском квэк, чайник по-английски кипит – хис, вода, выливающаяся из бутылки - глаг-глаг, дверь скрипит - сквик-сквик, а бомба взрывается со звуком каа-бум.
Итак, слово жюри.
Следующий гейм называется «Заморочки из бочки»
- Используем вот такие бочонки от игры «Лото».
Одна из команд (поочередно) вытягивает бочонок из мешка. Номер на бочонке соответствует номеру вопроса. К выполнению задания команды приступают одновременно. На обдумывание полминуты. После того как обе команды озвучили свой ответ (его нужно записать), звучит правильный вариант ответа. Бочонок тянем 5 раз.
Бочонки №1-5:
Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Дан ряд фамилий : Плотников, Сыромятников, Скорняков, Пономарёв, Гончаров. Чей предок
- служил в церкви;
- выделывал кожу;
- шил тулупы;
- лепил горшки;
- рубил избы.
Бочонки № 6-10:
Какое из имен латинского происхождения в точности соответствует по значению древнему русскому имени Малой?
А) Павел; б) Максим; в) Валерий; г) Константин; д) Виктор .
Бочонки №11-15:
В словаре Владимира Даля встречается ныне забытое слово колоземица. Каким заимствованным словом оно оказалось вытеснено в наши дни:
А) циклон; б) космос; в) атмосфера; г) вьюга; д) катакомба.
Бочонки №16-20:
Назовите выражения, пришедшие из Библии:
А) Ноев ковчег;
Б) земля обетованная;
В) манна небесная;
Г) вавилонское столпотворение;
Д) сизифов труд.
Бочонки №21-25:
Нарицательные существительные женского рода в именительном падеже единственного числа могут оканчиваться:
а) на гласные буквы а\я; б) на другие гласные (не а\я); в) на букву Ь; 4) на согласные буквы?
- Пока жюри подводит итоги этапа «Один за всех и все за одного и второго гейма, проведем игру с болельщиками.
Игра с болельщиками
Болельщики могут принести команде, за которую болеют, дополнительные очки. За каждый верный ответ 1балл. Для болельщиков приготовлены блиц-вопросы. Отвечать нужно сразу, без подготовки.
Добавьте к предлагаемым существительным такие прилагательные, чтобы получился оксюморон: вода, мошенник, гром, мудрец, радость, дурак.
- Следующий этап игры – это блиц-турнир для игроков. Балл получает та команда, которая первой даст верный ответ на вопрос.
1. Кто, согласно легенде, изобрел способ наглухо закупоривать стеклянную трубку:
А) Амон; б) Бахус; в) Варфоломей; г) Гермес; д) Давид.
2. Какое из этих слов ни в одном значении не имеет отношения к кулинарии?
А) начинить; б) подсластить; в) поперчить; г) сдобрить; д) умаслить.
3. Это может расшататься, а может и упасть, бывает учебным, а бывает и железным. Что это?
А) нервы; б) здоровье; в) дверь; г) дисциплина; д) подготовка.
4. Библиотека, магазин, поезд, театр. Кто лишний:
А) болельщик; б) зритель; в) пассажир;
Г) покупатель; Д) читатель?
5. Денежной единицей Древней Руси были гривна. По-древнерусски, считая деньги, можно было сказать, например, так: пол пяты гривны. Какое количество денег обозначалось таким способом?
А) одна десятая гривны; б) четыре с половиной гривны; в) две с половиной гривны; г) пять с половиной гривен; д) две пятых гривны.
6. То, что делается просто, иногда сравнивают с одним старинным русским блюдом. А как следовало готовить это блюдо?
а) печь; б) тушить; в) жарить; г) парить; д) коптить.
- Молодцы. Переходим к конкурсу капитанов. Капитаны садятся за отдельные столы и по команде начинают выполнять задание. За каждый верный ответ капитан зарабатывает для своей команды 1 балл. Время на обдумывание – минута.
Итак, задание: заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела.
Капитану 1-ой команды | Капитану 2-ой команды | ||
лоб | туловище | ||
ланита | длань | ||
глаз | палец | ||
рот | правая рука | ||
выя | грудь |
Пока капитаны работают, жюри подводит итоги, а для болельщиков и игроков полезная передышка. Послушайте:
Самый знаменитый словарь, в котором собрано большое количество диалектизмов - это словарь Даля. Замечательный ученый Владимир Иванович Даль работал над своим словарем более полувека. Он ездил по разным местностям. Разговаривал с людьми и записывал многие слова, попадавшиеся ему в таких разговорах, - оттого и называется его словарь словарем «Живого великорусского языка». Рассказывали, будто Даль так хорошо изучил народные говоры, что мог определить по нескольким словам, произнесенным кем-нибудь, откуда, из какой местности этот человек. Вот какая история приключилась однажды с Владимиром Ивановичем. Он был приглашен на званый обед в загородный дом. Приехав на дачу рано, застал хозяев в суете и хлопотах. Дело было летом. Чтобы не мешать хозяевам, он вышел в палисадник, а тут за решетчатым забором собралось несколько нищих и сборщиков на церковное строение. Впереди всех стоял белокурый, чистотелый монах с книжкою в черном чехле с нашитым желтым крестом. Даль обратился к нему:
- Какого, батюшка, монастыря?
- Вологжанин я, родненький, - отвечал монах.
- Да вы давно в том краю? - спросил Даль.
- Давно, я все там.
- Да откуда же вы родом?
- Я тамодний.
Даль поглядел на монаха с улыбкой и спросил:
- А не ярославские вы, батюшка?
Монах побагровел, потом побледнел, переглянулся с товарищем и отвечал:
- Не, родимый...
- О, да еще ростовский! - произнес Даль, засмеявшись. В этом «не, родимый» Даль узнал коренного ростовца.
Монах повалился в ноги к Владимиру Ивановичу.
-- Не погубите!
Оказалось, что под монашеской рясой скрывался ростовский продавец, укравший выручку и сбежавший.
Язык выдал его Далю с головой.
Пусть же ваш язык выдает вас как грамотных, культурных, честных, добрых людей.
Жюри подводит итоги. В это время команды пишут мини-сочинение-отзыв о проведенном лингвистическом состязании (из 4-5предложений) и зачитывают его после объявления жюри результатов игры.
Награждение команд и отличившихся игроков.
Заключительное слово:
- Наша игра называется «От игры к знаниям». Уверена, что вы не только получили удовольствие от игры, но и пополнили свои знания о родном языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели
знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета; обучение применению этикетных формул в разных этик...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Берегите язык, наш великий русский язык!»
Цель данного мероприятия: дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, повысить эффективность работы по развитию речи. С помощью интересных, позавательны...
План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов
Сценарий поможет заинтересовать прекрасным миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...
Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Берегите язык, наш великий русский язык!» для 5-7 класса
Внеклассное мероприятие по русскому языку...