Части речи (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
5 класс
Тема: Повторение. Части речи
Задачи: -повторить сведения о частях речи, известные из начальной школы;
-развивать умения различать части речи по вопросу, значению;
-формировать умение находить наречия в тексте;
-развивать навыки выразительного чтения;
-развивать умение слушать текст;
-формировать чувство уверенности в себе, в своих силах, учить быть смелыми в сложных жизненных ситуациях.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня на уроке мы сначала вернемся в лето, потом попробуем вытащить из тайников нашей памяти кое-что ценное, поговорим немного об осени, а затем потренируем мозги.
II. Актуализация темы (проверка д/з)
- Обращаюсь к тому, кто дома выполнял упражнения. Зачитайте одно из придуманных вами предложений (упр. 60).
- Уверена, вы правильно написали предлоги из-за, из-под. А я забыла. Как они пишутся?
- Зачитайте слова с предлогами из-за, из-под из упр. 61.
- А кто из вас решился на творческую работу?
- Зачитайте свое сочинение! (2 работы)
III. Объяснение нового
- Работа с текстом
Вот мы и вспомнили теплое лето, а теперь отправляемся в тайники нашей памяти и попутно говорим об осени, ведь сегодня уже 17 сентября. Запишите число, тему урока.
- Прочитайте записанное на доске стихотворение
- Запишите этот отрывок в тетрадь
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там, на дне далин,
Кисти ярко-красные вяжущих рябин.
(А. Толстой)
!Найти ошибку! (долин – дол, Подольск)
- К какой части речи относятся слова этого четверостишия?
- Какие части речи вам было определить легко?
- Что вызвало трудность?
- Можно ли определить часть речи по следующим признакам: а) спрягается; б) изменяется по родам, числам, падежам; в) относится к одному из трех родов, изменяется по числам и падежам? Приведите примеры.
- Как вы считаете, в начальной школе вы изучили все части речи?
Итак, впереди нас ждут интересные открытия новых частей речи, новых грамматических групп слов. А чтобы мы не забывали эти группы, составим в «Справочнике» шпаргалку.
- Работа со справочником
Представим, что все части речи поселились в едином жилом комплексе в трех домиках.
(Совместная деятельность учителя и учащихся по составлению шпаргалки по теме «Части речи»)
Самост. ч. р. Служебные ч. р. Междометие
1 сущ. 1 предлог
2 глагол 2 союз
3 прил. 3 частица
4 мест.
5 числ.
6 наречие
7
8
? 9
-К сожалению, пока нам не удалось перечислить все части речи. Может, нам подскажет учебник?
(Если все части речи названы: -Проверим себя по учебнику)
3) Работа с учебником
Упр. 67 (у) – выразительное чтение стихотворения «Весёлая грамматика» и добавление сведений в шпаргалку (или проверка шпаргалки)
Проблемы все же остались, попробуйте самостоятельно дома выяснить, какие еще части речи мы с вами будем изучать на уроках в 7 классе. А завтра на уроке, уверена, вы сможете перечислить все части речи без исключения.
IV. Первичное закрепление
-Вот и настало время потренировать мозги!
1) Упр. 68 (п) – три колонки: все в тетради, один учащийся у доски (под диктовку)
Или устно (по цепочке: слово – вопрос – часть речи)
2) Имена существительные, имена прилагательные, глаголы вы находить умеете, а теперь поучимся узнавать наречия.
Упр. 69 (у) - чтение текста учителем
- Как же стоит вести себя в сложных жизненных ситуациях?
- К какой части речи относятся выделенные слова?
- Зачитайте теоретические сведения о наречии. Запомните, что это неизменяемая часть речи. Наречия связаны с глаголом примерно так, как имена прилагательные связаны с именами существительными.
(На доске учитель пишет) был (где?) впереди)
3) Словарик
Кроме того, наречие – сложная часть речи и с точки зрения орфографии. Запишите в свой словарик следующие наречия:
вдруг
вперед
назад
- Составьте с одним из слов предложение и запишите его в тетрадь
V. Итог урока
Итак, сегодня мы вспомнили то, что уже знали о частях речи; выяснили, что пока не все грамматические группы слов можем назвать; потренировались находить имена существительные, имена прилагательные и глаголы; начали учиться отыскивать наречия. Предлагаю вам дома продолжить работу по поиску наречий в тексте.
Д/З Справочник, упр. 70 или 71 (на альбомном листе), найти названия недостающих частей речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские ремесла. Имя существительное как часть речи. 6 класс
"Имя существительное как чать речи". Урок повторения и обобщения изученного по теме. В ходе урока систематизируюися знание о морфологических особенностях существительных, отрабатываются основные...
Обобщающий урок по теме: "Части речи" 7 класс
Открытый урок проведён в рамках районного семинара завучей....
Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс
Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...
Конспект урока "Повторение изученных частей речи" 9 класс VIII вид
Подробный конспект урока письма в 9 классеVIII вида по теме "Повторение изученных частей речи"...
Урок письма и развития речи "Обобщение знаний о частях речи" 5 класс
Урок письма и развития речи по теме "Обобщение знаний о частях речи". Цель урока:обощить знания о частях речи. Задачи урока: создавать условия для развития у учащихся умения различать части речи; разв...
Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных служебных частей речи" (10 класс)...