Дидактический материал к урокам русского языка на тему "Никто не забыт.ничто не забыто"
методическая разработка по русскому языку на тему

Шеховцова Светлана Васильевна

1.Запишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.

Для каждого поколения приходит рано или поздно тот час когда оно должно взять на себя равную со старшими меру ответственности  «за Россию за народ и за всё на свете». В обычных условиях это происходит постепенно незаметно исподволь. В войну это произошло сразу и задолго до обычного срока. И на этом крутом душевном переломе юноши которые только ещё вступали в самостоятельную жизнь не спасовали перед взрослой да ещё чрезвычайной- в связи с обстоятельствами военного времени- ответственностью. Они обреливысшее мужество: не то которого достаёт на храбрость в одном бою а то что вело к победе через четыре казавшихся бесконечными года войны.

(Л. Лазарев)

Задания.

1. Какова основная мысль текста?

2. Какие слова из данных синонимов используются в тексте? Как это связано с его темой?

Смелость, храбрость, мужество, отвага, дерзость, бесстрашие, доблесть, героизм, геройство.

3. Найдите в тексте наречия-синонимы и наречия-антонимы. Какова их роль в тексте?

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Запишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.

Для каждого поколения приходит рано или поздно тот час когда оно должно взять на себя равную со старшими меру ответственности  «за Россию за народ и за всё на свете». В обычных условиях это происходит постепенно незаметно исподволь. В войну это произошло сразу и задолго до обычного срока. И на этом крутом душевном переломе юноши которые только ещё вступали в самостоятельную жизнь не спасовали перед взрослой да ещё чрезвычайной - в связи с обстоятельствами военного времени - ответственностью. Они обрели высшее мужество: не то которого достаёт на храбрость в одном бою а то что вело к победе через четыре казавшихся бесконечными года войны.

(Л. Лазарев)

Задания.

1. Какова основная мысль текста?

2. Какие слова из данных синонимов используются в тексте? Как это связано с его темой?

Смелость, храбрость, мужество, отвага, дерзость, бесстрашие, доблесть, героизм, геройство.

3. Найдите в тексте наречия-синонимы и наречия-антонимы. Какова их роль в тексте?

4. Прочитайте синонимы: получить-приобрести-обрести-найти. Какой из этих глаголов имеет в толковом словаре стилистическую пометку высок.? Выпишите из последнего предложения словосочетания с этим словом. Почему из синонимического ряда автор выбрал именно это слово? Как это связано с содержанием, стилем текста?

5. Понаблюдайте, какую роль в этом тексте выполняет слово это.  Какие ещё языковые средства служат для связи предложений в этом тексте?


2. Прочитайте цитату из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин»:

        Грянул год, пришёл черёд,

        Нынче мы в ответе

        За Россию, за народ

        И за всё на свете.

Задания.

1. Обратите внимание на знаки препинания при частичном цитировании этих слов.

2. Вспомните другие способы цитирования. Запишите несколько предложений, включающих слова А. Твардовского.

3. К сочинениям на какие темы цитата из поэмы «Василий Тёркин» может быть эпиграфом? Как оформляется эпиграф?


3. Прочитайте текст. К сочинениям на какие темы его можно использовать в качестве вступления?

Около одной из московских школ стоит выполненный из белого камня памятник-стела  воспитанникам школ Свердловского района столицы, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. На камне вырублены проникновенные  строки:

        Пусть всех имён не назову,

        Нет кровнее родни.

        Не потому ли я живу,

        Что умерли они?

        Чем им обязан - знаю я.

        И пусть не только стих,

        Достойна будет жизнь моя

        Солдатской смерти их.

Задания.

1. Обратите внимание на способ включения цитаты-отрывка из стихотворения С. Щипачёва. Какова основная мысль этих слов? Выпишите из отрывка антонимы (глаголы и существительные). Как использование антонимов связано с темой стихотворения?

2. Запишите словарную статью.

Стела - каменная плита или столб с надписью или рельефным изображением. (Словарь иностранных слов)

Объясните постановку тире.

3. Найдите в тексте слова, которыми можно проиллюстрировать правила о написании Н-НН в прилагательных и причастиях.

4. Произведите синтаксический разбор  первого предложения.

5. Напишите сочинение на одну из выбранных вами тем, используя данное начало.

4. Прочитайте текст. Какова его главная мысль?

Память - не абстрактное понятие, не только дань прошлому. Она – основа будущего. Память – это благодарность старшим поколениям за боль и страдания, которые перешли в счастье жизни сегодняшней.

Каждое имя солдата, погибшего за свободу Родины,- это нравственное богатство народа. И беречь мы его должны свято, как мир, завоёванный такой дорогой  ценой.

(«Комсомольская правда»)

Задания.

1. Выпишите антонимы. Какова  их роль в тексте?

2. Какие ещё языковые средства служат средством связи между предложениями в этом тексте?

3. Объясните постановку тире между подлежащим и сказуемым. Почему в 1-м и 2-м предложениях поставлено тире, хотя обычно в таких случаях оно не ставится?


5. Прочитайте текст. Какова в нём роль синонимов?

Никто не знает, но помнят все.

Есть в Москве, в саду у Кремлёвской стены, могила, возле которой всегда много людей. Никогда не гаснет над ней посреди гранитной пятиугольной звезды огонь. Всегда горит он - и днём и ночью.

Никогда не увидишь тут увядших цветов. Всегда лежат свежие, недавно принесённые. Бережно уложены букеты и венки.

Никто не знает, как звали человека, который похоронен здесь. Но все знают, что он храбро сражался, и помнят, за что погиб этот неизвестный солдат.

 (Л. Кассиль)                        

Задания.

1. Выпишите из текста антонимы в такой последовательности: глаголы, прилагательные, местоимения, наречия.

2. Запишите один из абзацев, в котором антонимы усиливают связь между предложениями.

3. Какие ещё языковые средства обеспечивают связь между предложениями, между абзацами в этом тексте?


6. Перепишите стихотворение  С. Орлова. Какова его основная мысль?


ЕГО ЗАРЫЛИ В ШАР ЗЕМНОЙ...
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей Земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...

Задания.

1. Найдите в тексте синоним к слову земля.

2. Что достигается благодаря тому, что в 1-м предложении слово земля заменено синонимом? Как употребление этого синонима связано с содержанием стихотворения, его главной мыслью?

3. Подчеркните слова, которые употребляются в переносном значении.

4. Выпишите из текста стихотворения и из словаря слова, которые имеют со словом земля общий корень.

5. Прочитайте предложение, в котором есть обращение. Вспомните правило о знаках препинания в предложениях с обращением.


7. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.

Стать героем можно поступком далеко выходящ…м за рамки обыденного долга. Совершая подвиг герой жертвует рискует всем, вплоть до жизни – во имя истины во имя Родины.

(Д. Гранин)

 Задания.

1. Понаблюдайте,  как использование повтора и слов, связанных с одной темой (поступок, подвиг, долг, истина, жертвовать, рисковать, жизнь, Родина, герой)  служит средством связи между предложениями.

2. Прочитайте, как даётся толкование значения слова подвиг в «Школьном толковом словаре». Составьте несколько предложений и словосочетаний с этим словом.

3. К слову истина подберите синонимы и родственные слова.

4. К сочинению на какую тему можно использовать слова Д. Гранина в качестве эпиграфа?


8. Прочитайте отрывок из рассказа Ю. Бондарева «Память». Какова тема и основная мысль текста?

Война – это горький пот и кровь, это после каждого боя уменьшающиеся списки у полкового писаря, это последний сухарь во взводе, разделённый на пятерых, оставшихся в живых…

Война – это письма,  которых ждут и боятся получать; и это особая обнажённая любовь к добру и особая жгучая ненависть к злу…погибшие молодые жизни, непрожитые биографии, это несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, несовершившиеся открытия, невесты, не ставшие жёнами.

Иногда  я вижу, как дети играют в войну; в их понимании война – лишь романтика и подвиги. У детей нет той памяти-опыта, что есть у взрослых.

В войну моё поколение научилось и любить, и верить, ненавидеть и отрицать, смеяться и плакать. Мы научились ценить то, что в силу привычки теряет цену в мирные дни, что становится обыденным…

Мы научились ненавидеть фальшь, трусость, ложь, ускользающий взгляд подлеца, разговаривающего  с вами с приятной улыбкой, равнодушие, от которого один шаг до предательства.

Наша память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой.

Вот почему, когда по случайным ассоциациям…память возвращает нас к дням войны, мы начинаем больше ценить тишину, спокойный блеск солнца, прозрачность воздуха.

Задания.

1. Понаблюдайте, с помощью каких  языковых средств осуществляется в этом тексте связь между предложениями, между абзацами?

2. Выпишите из текста антонимы (например, из 2 и 3 абзацев). Какова их роль?

3. Выпишите из текста несколько предложений, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым. Понаблюдайте, как использование предложений, одинаковых по структуре(строению), служит средством связи между абзацами и предложениями в тексте.

4. Какую роль в композиции текста играет последний абзац? Какие языковые средства подчёркивают, что он является выводом, заключительной частью?

5. Объясните правописание НЕ с причастиями во втором абзаце.


9. Прочитайте текст. Какова его основная мысль?

В голодную зиму ленинградской блокады мы насмотрелись на чудеса человеческих душ. Именно душ, прежде всего душ, потому что в этих истощённых, изглоданных муками телах поражали энергия души, её стойкость. Теоретически даже медицина не могла представить организм, способный вынести столько лишений. Для человека – как и для стали, для проводников, для бетона – существуют пределы допустимых нагрузок. И вдруг оказалось, что пределы эти можно превзойти и люди могут жить не физическими силами – их не было, они были исчерпаны, а люди продолжали жить и действовать силами, не предусмотренными медициной: любовью к Родине, ненавистью, злостью. Во время блокады поражала не смерть – она была законна,- поражала живучесть: то, что чистим от снега траншеи, таскаем снаряды, воюем.

Героизм войны – исключение. Но ведь и в будничной жизни бывают такие нечаянные часы, когда человек реализует себя с необычайной полнотой.

                                                                      (Д. Гранин)

Задания.

1. Укажите средства связи второго предложения с первым.

2. Подберите синонимы к словам поражать, превзойти, необычайный.

3. Объясните выделенные орфограммы.


10. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Ладога… Дорога жизни… Ленинград и вся страна  низко кланяются тебе, твоим постам, твоим шофёрам!

Сейчас на 103-м километре дороги Ленинград - Петрозаводск  стоит памятник. На гранитном валуне высечено: «Неизвестному шофёру, отдавшему жизнь за Родину в Великой Отечественной войне».

И самый памятник – каменная полуторка над краем прервавшейся дороги. Остановится она или упадёт? Светлые бетонные плиты дороги смонтированы на разных уровнях, под разным наклоном – не понять, шоссе ли это или ломающийся лёд Ладоги.

Памятник сооружён на средства трудящихся Волховского района Ленинградской области.

Задания.

1. Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ.


11.Запишите слова, составьте с некоторыми из этих слов словосочетания или предложения.

Памятник, обелиск, монумент, монументальный, мемориал, мемориальный, комплекс, постамент, пьедестал, скульптор, архитектор, сооружать, воздвигнуть, символизировать, олицетворять, величественный.


12.  Дополните тематическую группу слов, которые могут использоваться в сочинениях на темы: «У памятника погибшим героям», «О чём рассказал памятник», используя следующий текст.

Всё новые и новые памятники, прославляющие воинские подвиги, сооружаются в стране. Только на территории  Белгородской области на месте исторических боёв 1943 года, где проходила Огненная дуга, открыто около пятисот памятников…

Сколько бы времени ни отделяло нас от памятных событий Великой Отечественной войны, героизм и подвиг её участников навсегда останутся в памяти народной и будут служить для молодых поколений образцом стойкости, отваги и самоотверженности.

                                                         (По книге «Наши праздники»)

Задания.

1. Подберите синонимы к словам сооружать, воздвигнуть, величественный.


13. Прочитайте стихотворение школьницы, напечатанное в «Комсомольской правде». Какова его основная мысль?

                     

     Обелиск.

        Здесь давно отгремели бои

        И замолкли глухие раскаты,

        Но остались, как память земли,

        Обелиски погибшим солдатам.

        А над ними листва шелестит,

        В поле травы колышутся тихо.

        На граните, алея, лежит,

        Каплей крови застыла гвоздика.

        Все деревья вершины склонили

        Этим ласковым солнечным днём,

        И цветы на солдатской могиле

        Загораются Вечным огнём.

                                            (Елена Сенявская)

Задания.

1. Какие слова употребляются в переносном значении?

2. Произведите лексический разбор слова обелиск, пользуясь «Школьным толковым словарём». (Дайте характеристику слова, раскрывая его значение, особенности употребления)


14. Прочитайте текст. На что указывает его заглавие – на тему или основную мысль?

Никто не забыт, и ничто не забыто

…В скорбном молчании стоят москвичи и гости столицы у могилы Неизвестного солдата, чтя память героических сынов и дочерей Родины, тех, кто с оружием в руках защищал её от фашистских захватчиков и не дожил до победы.

«Никто не забыт, и ничто не забыто» - в этих словах и чувство глубокого уважения нашего народа к героическому прошлому, и гражданская ответственность перед настоящим и будущим.

Проходят годы. Уходят из жизни очевидцы событий. Но люди, совершившие подвиги,  живут вечно.

Задания.

1. К какому стилю относится текст? Аргументируйте свой ответ.

2. Подберите  синонимы к словам скорбный, чтить, свершить.

3. Какова стилистическая окраска глаголов чтить, свершить. Как использование форм этих глаголов связано с содержанием, стилем текста?


15. Прочитайте стихотворение В. Бокова. Какова его основная мысль?

Неизвестный солдат

Ночь накрыла всю землю орлиным крылом, 
Отступила она перед Вечным огнем, 
У огня тополя часовыми стоят, 
В честь тебя он горит, неизвестный солдат. 
Протяну свои руки к святому огню, 
Свою голову тихо к огню наклоню, 
А слеза упадет, ты прости, слышишь, брат, 
Я скорблю по тебе, неизвестный солдат! 
Где-то Волга волнуется у берегов, 
Не забыла она, как мы били врагов, 
Как дрожала земля от стальных канонад, 
Как кричал ты «ура!», неизвестный солдат. 
Незакатный огонь днем и ночью горит, 
Он с тобой, неизвестный солдат, говорит, 
В тишине он к тебе обращается, брат: 
— Лучший памятник — жизнь, неизвестный солдат!

Задания.

1. Какую роль в этом тексте играют предложения с обращениями? Объясните знаки препинания в этих предложениях

2. Какие слова употребляются в переносном значении? Как использование этих слов связано с содержанием стихотворения?


16. Продолжите ряды синонимов, пользуясь словарём.

Бой, битва…

Враг, противник…

Армия, войско…

Воин, боец…

Командир, военачальник…

Воевать, сражаться…

Победить, одержать победу…

Чем отличаются слова, входящие в синонимический ряд?


17. Прочитайте отрывок из книги К. Ваншенкина. Озаглавьте текст.

Сталинград… Одно из величайших сражений человечества.

Перелом в войне, поворот в судьбе каждого из нас.

Горящий, искорёженный, заваленный фугасными бомбами город сопротивлялся ежеминутно, яростно.

Никогда прежде не приходилось нам вести столь долгие и упорные городские, уличные бои. Да что уличные! Бой шёл за каждый дом или за то, что осталось от дома, за каждый этаж, подвал, лестничную клетку. Среди проломленных перекрытий, исковерканной арматуры, перепутанных проводов и труб, битого кирпича, вырванных батарей парового отопления.

Бессистемное нагромождение развалин давало возможность для внезапного удара во фланг, для обстрела снизу и сверху. Каждое окно, дверной проём и пролом в стене превращались в бойницу и амбразуру.

Наши лучше и быстрей приноровились к новым условиям, враг слишком любил определённость, заранее заведённый порядок, и это мешало ему.

Не только невиданную стойкость проявили защитники города, но уже в полной мере – воинское умение, быструю реакцию, сообразительность и выдумку.

Взят, наконец, Мамаев курган. Сколько же полегло здесь наших солдат! И чем моложе были эти ребята, тем больше их полегло. Они сделали в своей жизни одно – погибли за Родину.

Флаг Победы над освобождённым городом. Собственно, города нет, одни развалины. Но он был, и он будет. Значит, он есть. Город, откуда началась наша победа.

Задания.

1. Подберите синонимы к словам сражение, стойкость, враг, сопротивляться.

2. Выпишите из 3 или 4 абзацев несколько причастий, разберите их по составу, объясните правописание.

3. Напишите изложение.

18. Прочитайте отрывок из стихотворения С. Винокурова.

      Двадцатый век.

        Боец багряным флагом,

        Клубящимся

        И рвущимся с древка,

        Указывает,

        Вставши над рейхстагом,

        Что путь вперёд

        Свободен на века.

Задания.

1. Придумайте предложения с 2-3 словами из рамок.

2. Подберите синонимы к прилагательному багряный.

3. Объясните выделенные орфограммы.

Запомни:

навеки

на века

навек

навечно


19 . Прочитайте стихотворение  В.  Высоцкого.  Какова его основная мысль?

Братские могилы

На братских могилах не ставят крестов
И жены на них не рыдают.
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,
         А нынче гранитные плиты.
         Здесь нет ни одной персональной судьбы -
         Все судьбы в единую слиты.

А в вечном огне видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий Рейхстаг,
Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов -
         Сюда ходят люди покрепче.
         На братских могилах не ставят крестов,
         Но разве от этого легче?!

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают.
К ним кто-то приносит букеты цветов
И вечный огонь зажигают...

Задания.

1. Какую роль в этом тексте играют повторы?

2. Какие слова употребляются в переносном значении? Как использование этих слов связано с содержанием стихотворения?

3.Найдите антонимы. Как использование антонимов связано с темой стихотворения?

20 .  Прочитайте стихотворение  Екатерины Акимовой «Маки».

  Какова его основная мысль?

Война прошла, минуло много лет,
Из памяти стирая эти годы.
Но не забудь, Россия, этих бед,
О них тебе напомнят маков всходы.

Алеют маки искрой на земле,
         Горят они в степных просторах, в поле
         И обжигают сердце всей стране,
         Как капли крови, да, горячей крови.

Цветут они и не дают забыть
О тех боях за жизнь и за свободу,
О тех, кто смог себя не пощадить,
Своею кровью обогреть всю воду.

Алеют маки искрой на земле,
         И пламень тот горит не угасая,
         Он обжигает сердце всей стране,
         О горьких годах ей напоминая.

И сердце наше память ту хранит,
И слёзы скорби на глазах усталых,
И память прошлого в душе земли горит,
Как тот пожар в траве из маков алых.

Алеют маки искрой на земле,
         Как капли крови, да горячей крови.
         И обжигают сердце всей стране,
         Своим огнём до страшной нашей боли.

Задания.

1. Какие слова употребляются в переносном значении? Как использование этих слов связано с содержанием стихотворения?

21. Прочитайте текст. Какова основная мысль текста?

Сегодня курскому Посту №1 исполнилось 30 лет.

За 30 лет Пост №1 на мемориале «Памяти павших в годы Великой Отечественной войны» испытал многое. По большому счету почти все эти годы Пост не жил, а выживал. Его неоднократно пытались закрыть, а помещения, где находились постовцы, приватизировать. Борьба шла постоянно – за здание, за финансирование, за сохранение педколлектива.

- Но курский Пост №1 не приостанавливал свою работу ни на один день, - говорит глава Курска Ольга Германова. - Могло случиться так, что вместе с Постом №1 приватизировали бы и память. Пост №1 - это школа патриотизма, которая переформатирует сознание подростков. Я это знаю по своему подростку, который здесь стоял на Посту №1. Он пришел с совершенно другим мировоззрением. Зачастую подростки, однажды постояв в карауле у Вечного огня, помнят об этом всю жизнь.

- Пост, я думаю, как раз тому и служит, чтобы той трагедии, которая сейчас на Украине, у нас не было, - говорит мэр Курска Николай Овчаров. - Пока мы живы, Пост №1 не будет закрыт никогда.

Пост № 1 должен быть обязательно в нашем городе, потому что несение Вахты Памяти позволяет формировать глубинные нравственные качества личности, приобщает подрастающее поколение к истокам высокой духовности, отечественного героизма и патриотизма, учит школьников пониманию происхождения этих качеств, умению воспринимать и творить жизнь по принципам родства и сопричастности с историей, традициями, образцами мужественности и преданности своей стране, своему народу, воспитывает будущих граждан-патриотов, готовых служить Отечеству, любить его и гордиться им.

Задания.

1. К какому стилю относится текст? Аргументируйте свой ответ.

2. Подберите  синонимы к словам мужество, патриотизм, Отечество.

3. Объясните знаки препинания при цитировании.

Мемориальный комплекс "Курская дуга" (Триумфальная Арка)
img 7Комплекс "Триумфальная арка" посвящен Курской битве, величайшему сражению в истории человечества. Расположен комплекс у северного въезда в Курск на аллее длинной более километра на проспекте Победы. Основу комплекса составляет Триумфальная арка высотой 24 метра, которую венчает бронзовая скульптура Георгия Победоносца высотой 6,4 метра. трёхъярусный 47- метровый храм Георгия Победоносца, памятник Г.К. Жукову, Вечный огонь и памятник Неизвестному солдату. Также установлена стела в честь присвоения Курску звания Города Воинской Славы в 2007 г. На протяжении всей аллеи можно увидеть образцы военной техники.
Задания.

  1. К какому стилю относится текст? Аргументируйте свой ответ.
  2. Определите тип речи данного текста.
  3. Подберите  синонимы к словам битва, скульптура, храм, триумф.

4.  Запишите словарную статью. Объясните постановку тире.

     Стела - каменная плита или столб с надписью или рельефным изображением. (Словарь иностранных слов)

Триумфа́льная а́рка — архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий. (Словарь иностранных слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"

Карточка для учащегося  к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...

Дидактический материал к уроку русского языка "Н-нн в прилагательных"

Дидактический материал к уроку русского языка "Н-нн в прилагательных"...

дидактический материал к урокам русского языка

Дидактический материал  может быть использован на уроках русского языка в старших классах и на элективных курсах по русскому языку  в предпрофильном и профильнолм филологическом обучении.Мат...

Дидактический материал к уроку русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Дидактический материал, используемый  на уроках русского языка в 6 классе....

Дидактический материал к урокам русского языка 9класс

Самостоятельная работа по русскому языку в 9классе...