Поурочный материал к урокам русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) на тему
Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение"
Контрольная работа по русскому языку для 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_11_klasse._slozhnoe_predlozhenie.doc | 40 КБ |
kontrolnaya_rabota_v_11_klasse.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
11 класс. Сложное предложение.
Ход урока.
I. Организация урока.
Сообщение темы и целей урока
II. Основная часть урока.
1.Наиболее затруднительным для вас на сегодняшний день является задание В8. Поэтому сейчас мы с вами проведем небольшую работу, связанную с определением художественных средств.
Фронтальный опрос:
- 1.Это средство создает резкое противопоставление образов, понятий, служит для обозначения контраста. Антитеза
- 2.Это слова, выражающие отношения говорящего к тому, что он сообщает.
- 3.Этот прием из ораторской речи, который организует диалог с читателем, заставляет его задуматься. Риторический вопрос
Работа с мультимедиа
4.Попробуйте теперь определить, какие художественные средства и приемы использованы в данных текстах:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ли во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Анафора синтаксическая
И опять стреляют, как в живого,
В мертвого. В убитого. В меня.
Парцелляция
Богатый и в будни пирует,
А бедный и в праздник горюет.
Антитеза
Как низко, вольно и просторно степных отав раскинут круг!
И как легко фатой узорной плывут два облачка на юг!
Инверсия, анафора, синтаксический параллелизм
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
Градация
Но с корабля, заря жизни, град пуль, закат пылает.
Метафора
Юрий Бондарев "Горячий снег"
Оксюморон
Твой ум глубок, что море.
Твой дух высок, что горы.
Парцелляция
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Риторическое обращение, эпитет, олицетворение
2. Наша сегодняшняя тема связана со сложным предложением.
Скажите, пожалуйста, какие виды сложных предложений вы знаете?
ССП, СПП и БСП
Прокомментируйте схемы:
[ ], ( ).
[ ], ( ), ( ).
[ ], ( ), ( ).
( ), [ ], ( ).
[ ], но [ ].
[ ] : [ ].
Объясните, какое это предложение: простое или сложное, нужны ли знаки препинания?
- Желтым и кранным огнем полыхают вязы и клены в пойме.
- Я открыл глаза и увидел черное небо, усеянное яркими крупными звездами.
3. Обратите внимание на схемы, попытайтесь их объяснить и найти предложения, которые будут соответствовать схемам:
3.1 [ ] и [ ].
Еще накануне ничто не предвещало беды и все вокруг было тихо и спокойно.
В сумерки в небе начали появляться первые звезды и зажглись огни в окнах домов.
Вывод: В предложениях с общим второстепенным членом запятая перед сочинительными союзами не ставится.
Задание №1.
Используя данные обстоятельства времени в качестве общего второстепенного члена, придумайте пять ССП:
- через полчаса, поздно вечером, к полудню, с раннего утра, весь день.
Задание №2.
Продолжите предложения по схемам: [ O и O ]. [ ] и [ ].
1.А у другого берега плещется рыба и …
2.На сосне, совсем рядом, запел зяблик и …
3.На бурой хвойной подстилке белеют поганки и …
3.2. ССП с общей придаточной частью: [ ] и [ ], ( ).
О чем говорит вам эта схема?
Задание №3.
Посмотрите внимательно на схему и найдите общую придаточную часть.
Когда наступил вечер, небо сплошь заволокло тучами и пошел дождь.
Как только открыли двери, послышалось нудное гудение комаров и они полетели в спальню.
Едва солнце взошло, туман начал рассеиваться и у воды стало холодно.
Задание №4.
Придумайте пять ССП по схеме, используя союзы: когда, пока, как только, лишь только, перед тем как.
СПП с двумя однородными придаточными с сочинительной связью: [ ], ( ) и( ).
В данное ниже правило вставьте пропущенные слова (на проекторе высвечивается запись правила, учащиеся сами должны сделать вывод) :
Если однородные придаточные соединяются неповторяющимися сочинительными союзами, запятая не ставится, как при однородных членах предложения, соединенных таким же образом.
Задание №5.
Пользуясь схемой, найдите главное и придаточные предложения.
Ты просила написать о том, что здесь было и что здесь стало.
Получили известие, что Волга встала и через нее потянулись обозы.
(Учащиеся еще раз делают вывод).
Задание №6.
Расставьте знаки препинания:
На поле, где цвела рожь и кричали перепела, теперь бродили спутанные лошади.
Слышно было, как дышит корова и ходит по стойлу теленок.
4. Создание проблемной ситуации:
Задание №7.
Объясните, почему перед союзом и не нужна запятая.
(На проекторе высвечиваются предложения, учащиеся дают обратную связь, проговаривая каждое предложение и подытоживая урок).
1.Словом, время уже истекло и пора было уходить. Вводное слово.
2.С деревьев капало и вокруг пахло листвой. Безличные предложения.
3.Где будет собрание и кто его председатель? Вопросительные предложения.
4.Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! Восклицательные предложения.
Тире в ССП.
Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между ними вместо запятой перед союзами ставится тире.
Тут раздался легкий свист - и Дубровский умолк.
Полчаса на отдых - и опять за работу!
Я спешу туда ж - а там уж весь город.
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. №2.
Вариант-1.
1.Укажите правильное продолжение предложения.
Потеряв к концу 18 века значение оборонительного сооружения,
- Земляной вал стал таможенной границей Москвы.
- на Земляном валу возникли таможенные заставы.
- Земляной вал сделали таможенной границей Москвы.
- в воротах Земляного вала стали собирать таможенные пошлины.
2.Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы.)
1.Многие из крестьянских изб, сохранившимся с прошлого столетия в
Архангельске, расписаны узорами из небывалой красоты растений.
2. Пользователи компьютеров должны периодически проводить профилактику
заражения системы различными вирусами.
3.В картине Ф. Васильева «Оттепель» есть движение, неуловимое ощущение
напряжённости мгновения.
4.Кто бы ни читал о жизни Якова Брюсова, все поражались глубине и широте
его познаний в самых разных областях.
3.В каком варианте ответа в обоих словах на месте пропуска пишется О?
А. Ож.говый
Б. Ноч.вка
В. Перч.ный
Г. Волч.нок
1)А,Б,Г 2)А,В 3)А,Г 4)Б,Г
4. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
В организации внешнего театрального действия Чехов (1) по мнению многих
критиков (2) отступил от канонов классической драмы. Главное событие пьесы
(3) казалось (4) передвинутым за сцену.
1)1,2,3,4 2) 1,3 3)3,4 4)1,2
5.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1)При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев.
2)Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает
в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди.
3)Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался
с ними на лыжах.
4) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб
и насушила две сумки сухарей.
6.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Стекло всё шире входит в нашу жизнь : оно в предметах быта и в колоннах
метрополитенов, оно защищает наши квартиры от холода и становится эластичной
тканью.
1)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2)Вторая часть сложного бессоюзного предложения раскрывает содержание
того, о чём говорится в первой части.
3) Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на условие того, о
чём говорится во второй части.
4) Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на время того,
о чём говорится во второй части.
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые?
Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.
1) 1,3 2) 1,4 3) 2,3,4 4)2,4
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые?
Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался
не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно
- то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.
1) 1,2,4 2)1,2,3,4 3) 1,3 4) 2,4
9. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения
нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
- Пашня зелёной чащей проросла к небу, к звёздам, которые горят над землёй до рассвета.
- А.С.Пушкин – гений, который сумел создать идеал нации.
- Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ , которые до времени таятся в её глухих недрах.
- Дорога шла через заросли ивняка, после которых начинался мшаник.
10. Из предложения выпишите все местоимения.
Иные юные стихотворцы решили, что «любимцам богов» учиться вовсе не
обязательно, что поэту высокая культура и глубокие знания не нужны; дело, мол,
в том, чтобы уметь чувствовать и воспринимать жизнь «нутром».
11. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом я ни разу не
воспользовался.
12.Среди предложений найдите сложное предложение, в которое входит
односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.
1. Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом я ни разу не
воспользовался. 2.Лето было жаркое, осень сухая. 3.Так в первый год плащ
мой провисел в гардеробе, и каждый раз, перебирая вешалки и встречая плащ,
я в копилку своей домашней души складывал приятное чувство обладания
хорошей вещью, очень полезной при общении с природой. 4.Потом в
следующий год было опять сухо, и, когда вышел третий год сухим, заговорили
о том, что климат меняется в связи с особым расположением солнечных пятен.
5.Только в четвёртом году вышла сырая весна, и в конце апреля, когда
прилетают вальдшнепы, лил дождь.
13.Среди предложений найдите предложение с вводными словами. Напишите
номер этого предложения.
1. Вспомним пушкинскую няню Арину Родионовну, вспомним бабушку Максима
Горького… 2.По всеобщей молве, такой же необыкновенной женщиной была и
мать Сергея Есенина – Татьяна Фёдоровна. 3. Говорят, что не было народной
песни, бытующей в Приокском крае, которую не знала и не пела бы Татьяна
Фёдоровна. 4.Она прекрасно владела народным языком: крупные
художники слова восхищались её колоритной речью. 5.Надо помнить, что
в деревнях Есенину приходилось слышать передаваемые из уст в уста разные
предания.
14.Среди предложений найдите предложение с однородным подчинением
придаточных. Напишите его номер.
1.Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далёкого
времени, почти с детства, когда проливал слёзы о том, что я вышел
на свет не такой, как все. 2.Мало-помалу с годами, с десятками проходящих
лет я узнавал своё назначение: оказывалось, что быть не как все, а как сам,
и есть то самое необходимое, без чего моё существование было бы
бессмысленным. 3.И моё страстное желание присоединиться ко всем, быть,
как все, не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя
самого… 4.И ещё прошло много времени, пока я понял, что желание быть
как все во мне было желанием любви. 5.И ещё совсем недавно я наконец-
то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и эта
душа - это и значит - любовь.
15.Среди предложений найдите то, которое связано с предыдущим с помощью
личного местоимения. Напишите его номер.
1. Вспомним пушкинскую няню Арину Родионовну, вспомним бабушку Максима
Горького… 2.По всеобщей молве, такой же необыкновенной женщиной была и
мать Сергея Есенина – Татьяна Фёдоровна. 3. Говорят, что не было народной
песни, бытующей в Приокском крае, которую не знала и не пела бы Татьяна
Фёдоровна. 4.Она прекрасно владела народным языком: крупные
художники слова восхищались её колоритной речью. 5.Надо помнить, что
в деревнях Есенину приходилось слышать передаваемые из уст в уста разные
предания. 6. Легендами окутан здесь каждый приокский курган.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. №2.
Вариант-2.
1.Укажите правильное продолжение предложения.
Начав записывать слова в 1829 году,
1) первый том словаря был опубликован В.И.Далем только спустя 30 лет.
2) работа над словарём потребовала более 30 лет.
3) к 1860 году было собрано 200 000 слов.
4) Даль смог подвести итог своей работы только через 30 лет.
2.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы.)
1)Благодаря труду реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова
монастыря.
2)Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражались величине
старинных усадебных деревьев.
3)Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите
проезд.
4)Когда смотришь на памятник Лермонтову, складывается впечатление, что поэт
оглядывает любимый город и вспоминает счастливые минуты жизни.
3.В каком варианте ответа в обоих словах на месте пропуска пишется И?
А. незатейл..вый Б. действит..льно
В.подкле..вать (листы) Г.разве..ть (подозрения)
1)А,В,Г 2)А,В 3)А,Г 4)Б,Г
4. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Анатолий Фёдорович Кони, почётный академик, знаменитый юрист, был (1)как
известно (2) человеком большой доброты. Он прощал окружающим ошибки и
слабости, но (3) по воспоминаниям современников Кони (4) горе было тому, кто,
беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык.
1)1,2,3,4 2)1,2 3)3,4 4)1,3
5.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1)Судьбу Пушкина можно назвать и отдельной судьбой и судьбой народной.
2)Звук то приближался и нарастал то слышался глуше то уходил за горизонт.
3)Я люблю эти тёмные ночи эти звёзды и клёны и пруд.
4)Дождь принимался гудеть широко и ровно во дворе и в саду и в переулке.
6.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Практическая значимость орфоэпических словарей очень велика : многочисленные
грубые ошибки в устной речи связаны с неправильным произношением слов.
1)Обобщающее слово стоит перед однородными членами.
2) Вторая часть сложного бессоюзного предложения указывает на причину того,
о чём говорится в первой части.
3)Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на условие того,
о чём говорится во второй части.
4) Вторая часть сложного бессоюзного предложения указывает на следствие того,
о чём говорится в первой части.
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В начале 1930 года ( 1 ) С.М. Бонди (2) идеи (3) которого (4) позже осуществились
при издании академического собрания сочинений А.С. Пушкина (5) начинает
систематическое изучение рукописей поэта.
1) 1,3,5. 2) 2,4. 3)2,5. 4) 3,5.
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые?
Хаджи-Мурат немного понимал по-русски (1) и (2) когда он чего-то не понимал
- то улыбался (4) и улыбка его нравилась Марье Васильевне.
1)1,4. 2)2,3. 3)1,3,4. 4)1,2,3,4.
9. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения
нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) А.С.Пушкин – это гений гуманности, который во всём находил наивысшие
проявления человеческих чувств.
2)Россия – это бесконечные снега, над которыми поют серебряные метели.
3) А.С.Пушкин рассказал Н.В.Гоголю историю похождений некоего авантюриста,
который скупал у помещиков крестьян ради получения ссуды в опекунском
совете.
4)Новейшая история – самая короткая среди эпох, которые выделяются в летописи
человечества.
10. Из предложений выпишите все частицы.
Но ведь игрушка – это не забава. Она закладывает в душу ребёнка первоначальные
понятия добра и зла, даёт яркие образы мира, и от того, какими они будут, часто
зависит формирование нравственных качеств личности.
11. Из предложения выпишите словосочетание со связью согласование.
И нежная психика ребёнка не справляется – восприятие цвета и звука, запаха и
прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.
12.Среди предложений найдите сложное предложение, в которое входит
безличное односоставное предложение. Напишите его номер.
1. Детская игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование
души ребёнка.
2.Она воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, ребёнок
неосознанно получал представление о причинно-следственных отношениях, о сути
человеческих отношений, сложном устройстве мира. 3.Игрушка – духовный образ
идеальной жизни, идеального мира, она утверждает добро и предопределяет
различение добра и зла. 4.Кроме того, игрушка ещё и средство обучения
и даже лечения. 5.Но так ли повезло современному ребёнку, на которого
обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек? 6.Конечно, теперь
каждый малыш живёт в мире, гораздо более ярком и разнообразном чем его сверстник
200, 100 и даже30 лет назад. 7. В самом деле, вокруг яркие обложки книг, журналов,
рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и,
конечно, пестрота игрушек, порой невообразимых цветов и форм. 8.Я уже не говорю
об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью
ракурсов и графических решений. 9.Меняются краски, формы, мелькают картинки,
предметы, лица. 10. И нежная психика ребёнка не справляется – восприятие
цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и
злом деформируются.
13.Среди предложений найдите предложения с обособленным обстоятельством.
Напишите их номера.
1.К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится
антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения
мира. 2.Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на
игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребёнка. 3. Черепашки-
Ниндзя, трансформеры, Бэтман, Человек-паук – эти игрушки атрофируют
способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют
накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком по отношению
к более слабым. 4.Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован
на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни
моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира. 5.Но ведь
игрушка – это не забава. 6.Она должна создавать условия для развития,
оставляя возможность для самостоятельного творчества.
14.Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с
последовательным подчинением придаточных. Напишите его номер.
1. И нежная психика ребёнка не справляется – восприятие
цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом,
добром и злом деформируются. 2. К огромному сожалению, современная
игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея
обладания, а не радостного постижения мира. 3..Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребёнка. 4. Черепашки- Ниндзя, трансформеры, Бэтман, Человек-паук – эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком по отношению к более слабым. 5. Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира. 6.Но ведь игрушка – это не забава. 7.Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества.
15.Среди предложений найдите то, которое связано с предыдущим с помощью
личного местоимения. Напишите его номер.
1.Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок,
неестественностью ракурсов и графических изображений. 2. .Меняются краски,
формы, мелькают картинки,
предметы, лица. 3. И нежная психика ребёнка не справляется – восприятие
цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и
злом деформируются. 4.К огромному сожалению, современная
игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. 5..Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребёнка. 6.Черепашки- Ниндзя, трансформеры, Бэтман, Человек-паук – эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком по отношению к более слабым. 7.Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. №2.
Вариант-3.
1.Укажите правильное продолжение предложения.
Опасаясь, что среди русского дворянства распространится мода на дуэли,
- они были строжайше запрещены Петром 1.
- по указу Петра 1 запрещались не только поединки, но и публичные оскорбления.
- вышел указ Петра1 о запрещении поединков.
- Пётр1 запретил поединки специальным указом.
2.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы.)
1)Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты не будет.
2)К числу достижений лаборатории следует отнести то, что в ней успешно
завершён сложнейший научный эксперимент.
3)Если необходимые меры будут приняты, всё закончится благополучно.
4)Последнее, на чём следует остановиться, - это композиция романа.
3.В каком варианте ответа в обоих словах на месте пропуска пишется Е?
А.претерп..вать Б.привередл..вый
В.плутони..вый Г.успока..ваться
1)А,Б,Г 2)А,Б,В 3)В,Г 4)А,В
4. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен
способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать(4) чудо
претворения обыденного слова в слово поэтическое.
1) 1,2 2)1,3 3) 3,4 4)1,2,3,4
5.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1)В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.
2)Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал
их жечь.
3)Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
4)Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь
или светлое утро.
6.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Музыка П.И.Чайковского волнует слушателей : композитор с мастерством психолога
глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и
средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.
1) Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на условие
совершения того, о чём говорится во второй части.
2) Первая часть сложного бессоюзного предложения противопоставлена по
содержанию второй части.
3) Вторая часть сложного бессоюзного предложения указывает на причину того,
о чём говорится в первой части.
4) Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на время
совершения того, о чём говорится во второй части.
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник (1) князю
Владимиру (2) во времена княжения (3) которого (4) состоялось крещение Руси.
1)1,2 2)2 3)3,4 4)1,2,3,4
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые?
А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были
привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё
услышанное происходило с ним.
1)2,3 2)2,3,4 3)1,2,3,4 4)1,4
9. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения
нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял
забывать некрасивость её лица.
2)Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов,
породила людей, подобных Печорину.
3)Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены
в укреплённом лагере у Дриссы.
4)Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки
кровати.
10. Из предложений выпишите относительное местоимение.
22. Я вышел во двор и сел на поломанную железную койку возле террасы. 23. В сером темнеющем небе над липами кружили грачи. 24.Чем питаются грачи? 25.Насекомыми, червяками, воздухом? 26.Им хорошо. 27. А может, у них тоже есть кто-нибудь такой, кто всё отбирает себе? 28. Низко над городом шли пикировщики.
29. Что будет со мной?
11. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Через несколько секунд я лежал в снегу, Казак сидел верхом на мне, а Лёка
совал мне в рот мой же завтрак.
12.Среди предложений 22 – 29 найдите такое, которое является простым
односоставным безличным. Напишите его номер.
22. Я вышел во двор и сел на поломанную железную койку возле террасы. 23. В сером темнеющем небе над липами кружили грачи. 24.Чем питаются грачи? 25.Насекомыми, червяками, воздухом? 26.Им хорошо. 27. А может, у них тоже есть кто-нибудь такой, кто всё отбирает себе? 28. Низко над городом шли пикировщики.
29. Что будет со мной?
13.Среди предложений 22 – 37 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите их номера.
22. Я вышел во двор и сел на поломанную железную койку возле террасы. 23. В сером темнеющем небе над липами кружили грачи. 24.Чем питаются грачи? 25.Насекомыми, червяками, воздухом? 26.Им хорошо. 27. А может, у них тоже есть кто-нибудь такой, кто всё отбирает себе? 28. Низко над городом шли пикировщики.
29. Что будет со мной? 30.Всю ночь тётя стирала. 31.Вода струилась за ширмой,
плескала, булькала, Гитлер захлёбывался в мыльной пене, тётя давила его своими
узловатыми руками. 32.На следующий день за углом, сотрясаясь от отваги, я
схватил Его за пуговицу и ударил. 33.Через несколько секунд я лежал в снегу,
Казак сидел верхом на мне, а Лёка совал мне в рот мой же завтрак. 34. – На,
смелей, кусни! 35.На другой день, когда кончился последний урок, я положил
тетради в сумку и оглянулся. 36.Казак, Лёка и Он сидели вместе на одной парте и улыбались, глядя на меня. 37.По моему лицу они, видимо, поняли, что я снова буду отстаивать свой завтрак.
14.Среди предложений 32 – 39 найдите сложноподчинённое с придаточным уступительным. Напишите его номер.
32.На следующий день за углом, сотрясаясь от отваги, я
схватил Его за пуговицу и ударил. 33.Через несколько секунд я лежал в снегу,
Казак сидел верхом на мне, а Лёка совал мне в рот мой же завтрак. 34. – На,
смелей, кусни! 35.На другой день, когда кончился последний урок, я положил
тетради в сумку и оглянулся. 36.Казак, Лёка и Он сидели вместе на одной парте и улыбались, глядя на меня. 37.По моему лицу они, видимо, поняли, что я снова буду отстаивать свой завтрак. 38. Будь что будет. 39.Пусть они меня бьют, я буду делать это каждый день.
15.Среди предложений 6 – 12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и лексических повторов. Напишите его номер.
6.Кроме того, я гордился трофейной авторучкой, которую мне прислала из действующей армии сестра. 7.Однако я недолго гордился авторучкой. 8.Он отобрал у меня всё. 9.Он всё отбирал – всё, что представляло для Него интерес.
10.И не только у меня, но и у всего класса. 11.В школе нам на каждый день выдавали
завтраки – липкие булочки. 12.Староста нёс их наверх в большом блюде, а мы стояли на верхней площадке и смотрели, как к нам плывёт из школьных недр это чудесное блюдо.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. №2.
Вариант-4.
1.Укажите правильное продолжение предложения.
Прочитав это произведение,
1)передо мной чётко возникли образы персонажей.
2)становятся ясны причины, побудившие автора обратиться к данной теме.
3)сразу представляется вся картина Бородинского сражения.
4)я был очарован языком автора.
2.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы.)
1)Лекция была удачна и по форме, и по содержанию.
2)Уже много учеников посетило эту выставку.
3)Воздух был свеж, душистый и прозрачен.
4)Согласно приказу декана каникулы перенесены на февраль.
3.В каком варианте ответа в обоих словах на месте пропуска пишется И?
А. лимонч..к Б. вермишел..вый В.танц..вать Г.доходч..вый
1) А,Б 2) А,Г 3)А,В 4) Б,Г
4. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Высокую репутацию честности (1) безусловно (2) поддерживает её прочная
невыгода, ибо, если бы честность была невыгодна, сколько бы мошенников (3)
вероятно (4) ходило бы в честных людях.
1) 3,4 2) 1,3 3)1,2,3,4 4)1,2,4
5.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1)Никто не дал любви такой печальной и в то же время радостной такой.
2)Ни с того ни с сего ему вспомнилась покинутая ещё в юности родина и
дедовский дом.
3)Обои в угловой комнате были ярко-синие да со временем поблёкли и пошли
пятнами.
4)Снова и снова вспоминались ему жившие и умершие в этом доме деды и
прадеды.
6.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
В доме у тётки Авдотьи меж рам навалено всего : и ваты, и мху, и рябины,
и калины, и цветов – главного там украшения.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами.
2) Вторая часть сложного бессоюзного предложения указывает на причину того,
о чём говорится в первой части.
3)Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на условие того,
о чём говорится во второй части.
4) Вторая часть сложного бессоюзного предложения указывает на следствие того,
о чём говорится в первой части.
7. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Мы объехали яровые хлеба (1) которые тоже начинали поспевать (2) о чём отец
мой и Мироныч говорили с беспокойством (3) не зная (4) где взять рук (5) и как
убраться с жнитвом.
1) 1,2,4,5 2) 1,2,3,5 3)1,2,3,4 4)2,4,5
8. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Пройдя длинный ряд (1) вдруг (2) косцы остановились и принялись чем-то точить
свои косы (3) весело перебрасываясь между собою шутливыми речами (4) как
можно было догадываться по громкому смеху (5) и расслышать слов было ещё
невозможно.
1) 1,2,4,5 2) 1,3,4,5 3)1,2,3,5 4)3,4,5
9. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения
нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)Слева был виден берёзовый лес, который уступами уходил к горизонту.
2)На аппарате был установлен специальный прибор, вдавливание которого
в грунт дало бы сведения о прочности марсианской поверхности.
3)Согласно строгому порядку, который был заведён женой художника, гостей
принимали только по средам.
4)В современном международном праве имеется принцип неприменения силы,
который имеет важное значение для сохранения мира на нашей планете.
10. Из предложений 10 – 16 выпишите причастие в роли существительного.
10.Бродишь по грустным, уцелевшим улочкам с покосившимися домишками
поспешно переселённых. 11.Полузамёрзший, переломленный, недобитый
город с малым остатком отменных прежних зданий. 12.Но у покинутых,
обманутых тут людей нет другого выбора, как жить. 13.И жить здесь.
14.И для них тут, и для всех стоит колокольня! 15.Как наша надежда.
16.Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить.
11. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
И никакой провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший
разорения и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет
невежественной волей самодурных властей утоплен на две трети в Волге: всё
бы спасла вторая плотина, да поскупились на неё.
12.Среди предложений 10 -14 найдите простое односоставное назывное.
Напишите его номер.
10.Бродишь по грустным, уцелевшим улочкам с покосившимися домишками
поспешно переселённых. 11.Полузамёрзший, переломленный, недобитый
город с малым остатком отменных прежних зданий. 12.Но у покинутых,
обманутых тут людей нет другого выбора, как жить. 13.И жить здесь.
14.И для них тут, и для всех стоит колокольня!
13.Среди предложений 4–9 найдите предложения с обособленным(-и) обстоятельством (-ами). Напишите их номера.
4.Но осталась от утопленного города высостройная колокольня. 5.Собор взорвали
или растащили на кирпичи ради нашего будущего. 6.И вот стоит из воды,
добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху.
7.Стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, 8.И ещё на шпиле – каким чудом? –
крест уцелел. 9.От крупных волжских теплоходов шлёпают волны по белым
стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют пассажиры.
14.Среди предложений 2–9 найдите сложноподчинённое с придаточным
изъяснительным. Напишите его номер.
2.Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города Калязина, близ
Гостиного двора, и на площади к ней спускались улицы двухэтажных купеческих
домов. 3.И никакой провидец не предсказал тогда, что древний этот город,
переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом
веку будет невежественной волей самодурных властей утоплен на две трети
в Волге : всё бы спасла вторая плотина, да поскупились на неё.
4.Но осталась от утопленного города высостройная колокольня. 5.Собор
взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего. 6.И вот стоит
из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху.
7.Стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, 8.И ещё на шпиле – каким чудом? –
крест уцелел. 9.От крупных волжских теплоходов шлёпают волны по белым
стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют пассажиры.
15. Среди предложений 4 – 16 найдите такое, которое соединяется с предыдущим
при помощи противительного сочинительного союза и обстоятельства места.
Напишите его номер.
4.Но осталась от утопленного города высостройная колокольня. 5.Собор
взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего. 6.И вот стоит
из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху.
7.Стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, 8.И ещё на шпиле – каким чудом? –
крест уцелел. 9.От крупных волжских теплоходов шлёпают волны по белым
стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют пассажиры. 10.Бродишь по
грустным, уцелевшим улочкам с покосившимися домишками
поспешно переселённых. 11.Полузамёрзший, переломленный, недобитый
город с малым остатком отменных прежних зданий. 12.Но у покинутых,
обманутых тут людей нет другого выбора, как жить. 13.И жить здесь.
14.И для них тут, и для всех стоит колокольня! 15.Как наша надежда.
16.Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить.
ОТВЕТЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ - 2 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 11 КЛАСС. ЕГЭ.
В-1.
1) 1 2) 1 3) 3 4) 4 5) 2 6) 2 7) 2 8) 1 9) 4
10) ИНЫЕ, В ТОМ 11) ПЛАЩОМ НЕ ВОСПОЛЬЗОВАЛСЯ 12) 4
13) 2 14) 5 15) 4
В-2.
1)4 2)3 3)2 4)1 5)1 6)2 7)3 8)3 9)2
10)ВЕДЬ, НЕ 11)НЕЖНАЯ ПСИХИКА 12)5 13)4,6 14)3 15)7
В-9.
1)4 2)1 3)4 4)4 5)4 6)3 7)2 8)3 9)3 10)КТО
11)СИДЕЛ ВЕРХОМ 12)26 13)32, 36 14)39 15)7
В-10.
1)4 2)3 3)2 4)3 5)3 6)1 7)3 8)2 9)2
10)ПЕРЕСЕЛёННЫХ 11)НЕ ПРЕДСКАЗАЛ ТОГДА 12)11 13)6,7
14)3 15)12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использование ИКТ как современный способ подачи материала на уроках русского языка и литературы»
Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным....
Материал к урокам русского языка и литературы
Конспекты, методические рекомендации и т. д....
дидактический материал к уроку русского языка по теме "Сложное предложение"
дидактический материал к уроку...
Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"
Карточка для учащегося к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...
Дидактический материал к уроку русского языка "Н-нн в прилагательных"
Дидактический материал к уроку русского языка "Н-нн в прилагательных"...
дидактический материал к урокам русского языка
Дидактический материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах и на элективных курсах по русскому языку в предпрофильном и профильнолм филологическом обучении.Мат...
ОБЩАЯ МОДЕЛЬ проблемно-диалогического урока при изучении нового материала на уроке русского языка
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем ил...