Формирование навыка распознавания способа словообразования на основе теории П.Я.Гальперина.
статья по русскому языку (5 класс) по теме
Алгоритм формирования умения проводить словообразовательный анализ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыка распознавания способа словообразования на основе теории П.Я.Гальперина
Е.В.Исмагилова, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ г. Москвы СОШ № 1929
Е.Л.Трухина, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ г. Москвы СОШ № 1929
Порядок больше всего помогает ясному усвоению.
Цицерон Марк Тулий
Замечали ли вы, коллеги, как часто нас удивляют ошибки, которые делают наши ученики? Кажется, чего уж проще: пиши ЖИ-ШИ с буквой И, ЧА-ЩА с буквой А, ставь знаки препинания, где необходимо, выражай свои мысли чётко и ясно, читай (это так интересно!). Ан, нет, не тут-то было! И не пишут, и не ставят, и не излагают, и не читают, и вообще…
Вот в наше время учебники были лучше, мы были сообразительнее, родители воспитывали ого-го-го как! Поэтому мы такие умные. Очень хочется думать именно так, потому что исчезает ощущение собственной беспомощности, определенной неспособности понять, научить, вдохновить, если хотите, на учебу. Жизнь ставит перед нами новые задачи, и решать эти задачи со старым подходом к образовательному процессу невозможно. Именно поэтому мы и предлагаем вашему вниманию свое видение преподавания русского языка на примере обучения распознаванию способа словообразования.
Учащиеся начинают знакомиться со способами словообразования еще в начальной школе. Им добросовестно перечисляют все имеющиеся способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход. Ученики довольно бойко перечисляют их, но на этом все и заканчивается. Когда дело доходит до практики, вся бойкость куда-то исчезает, а ошибки при распознавании способов словообразования множатся. А данная тема крайне важна, в том числе и для грамотного письма.
Итак, проследим поэтапно, как же следует организовать работу по изучению данной темы вне зависимости от возраста учащихся. То есть, рассмотрим успешную стратегию распознавания способа словообразования.
Прежде всего, проводим подготовительную работу по усвоению следующих понятий:
- Учим детей, что такое основа слова. Основа – все слово без окончания.
В качестве подобных заданий можно использовать следующие:
- Определи часть речи и выдели окончания: вода, водный, приводниться, наводнение, водяной, водичка. Помни, что окончание – это изменяемая часть лова. Изменяй слова и находи окончания. Пример рассуждения: вода – имя существительное, значит, изменяется по падежам. Изменяю слово: вода, воды, воде. Выделяю окончание и основу. Приводниться – глагол. Изменяется по лицам и числам и временам. Изменяю слово: приводниться- приводнился, приводнимся. Выделяю окончание и основу.
- Найди изменяемые и неизменяемые части речи: горе, горький, горевать, горько (плакать), горько (на вкус).
- Обрати внимание на то, что однокоренные слова имеют общий корень, но разные основы.
- Учим школьников распознавать основы производные и непроизводные.
Производная основа – основа, в которой можно выделить несколько морфем (корень и суффикс, корень и приставку, приставку, корень и суффикс и т.д.)
Непроизводная основа – основа, которая не делится на морфемы. Среди приведённых слов выдели слова, имеющие производные морфемы: гора, пригорок, горный, горнорабочий, горнодобывающий. Пример рассуждения: гора – основа не делится на морфемы, объяснить слово через однокоренное нельзя. Значит, это слово, имеющее непроизводную основу. ПРИГОРОК– маленькая горка. В этом слове видны, кроме корня, и другие морфемы. Основа производная. Морской – находящийся около моря, принадлежащий морю, следовательно, основа слова МОРСКОЙ – производная.
МОРЕ – лексическое значение слова объяснить через однокоренное невозможно, следовательно, основа слова МОРЕ непроизводная.
- Даем учащимся понятие производной и производящей основы. Эта работа идет значительно легче, если перед этим учащиеся усвоили понятия производной и непроизводной основ. Основа слова, через которое мы объясняем лексическое значение другого слова – производящая. Основа объясняемого слова – производная.
К примеру:
Понятия производная и непроизводная основа также даются на примерах.
Слово МОРСКОЙ образовано от слова МОРЕ. Та основа, от которой образовано слово, называется производящей, а основа полученного слова – производной.
Вот теперь можно начинать непосредственную работу по формированию навыка распознавания способа словообразования.
После проведения подготовительного этапа можно работать над схемой ориентировочных основ деятельности (далее СХООД) распознавания способов словообразования.
Схема распознавания способа словообразования.
- Записываю слово.
- Определяю часть речи для того, чтобы верно выделить основу.
- Определяю основу слова.
- Объясняю лексическое значение слова через однокоренное. Если это можно сделать, то основа производная и можно говорить о способе словообразования.
- Записываю это найденное однокоренное слово в начальной форме.
- Выделяю производящую основу.
- Сравниваю производную и производящую основы.
- Разница в морфемах указывает на способ словообразования.
- Проверяю себя, заглянув в черный ящик.
ЧЁРНЫЙ ЯЩИК.
Здесь содержатся те сведения, которые необходимо иметь в виду при распознавании способа словообразования.
- Бессуффиксным способом образуются только существительные от глаголов и прилагательных. Их производная основа короче производящей на суффикс.
- Причастия образуются только от глаголов суффиксальным способом словообразования.
- Глаголы несовершенного вида с ударным суффиксом –ВА- образуются от глаголов совершенного вида. (раздавать ← раздать)
- Наречия, образованные от существительных с предлогом (вглубь, вдаль, вниз) образуются путем перехода из одной части речи в другую
Дети, даже пятиклассники, успешно справляются с любыми заданиями подобного рода. Кроме того, можно устраивать целые соревнования по распознаванию способа словообразования. Это крайне положительно влияет на грамотность, потому что ученики видят состав слова, подбирают однокоренные слова, видят логику построения слов в языке, и многое непонятное становится простым и ясным.
Главное – уметь разделить любой вид деятельности на понятные ученику действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"
Цели урока:познавательные :· формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.
Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...
Контрольное тестирование в 6 классе по теме "Словообразование. Основные способы словообразования"
Тест включает на сложные задания, но важные для усвоения темы....
Формирование навыка распознавания способа словообразования на основе теории П.Я.Гальперина
Пути решения проблем распознавания способа словообразования на основе теории П.Я. Гальперина....
Сообщение "Технология поэтапного формирования умственных действий. Реализация теории П.Я. Гальперина в рамках организации и проведения общешкольного проекта"Неделя детской книги".
В сообщении представлены этапы формирования умственных действий, показано использование метода проекта как пример применения данной технологии....
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования....
Открытый урок в 5 кл."Словообразование. Способы словообразования"
Данный урок направлен на изучение нового материала, формирование представления об основных способах образования новых слов....