Опорный конспект "Правописание корней"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (5 класс) на тему

Хоменко Ольга Викторовна

Обучение на основе блоков, объединенных общей темой, опорных карточек, опорных конспектов помогает обучающимся в системе усвоить большее количество учебной информации без увеличения учебного времени за счет ее систематизации; также лучше понять и осмысленно повторить материал к экзаменам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blok_pravopisanie_korney.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Блок «Правописание корней»

Гласные в корне слова

Согласные в корне слова

Не изменяющиеся на письме

Изменяющиеся (чередующиеся) на письме

Неясные

Непроизносимые

непроверяемые

проверяемые

О//А

Данное правило связано с процессами оглушения – озвончения и применяется при написании парных согласных

б – п

в – ф

г – к

ж – ш

з – с

д – т

Необходимо подбирать однокоренные слова, чтобы после этих согласных стояла гласная.

Наиболее часто создают проблему: Д, Т, В, Л, Н…

Необходимо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы этот звук слышался отчётливо.

Запоминай словарные слова

Например, обоняние- ощущение запаха

обаяние – привлекательность

компания – группа людей

кампания – мероприятие и др.

Требующие проверки

Алгоритм действий:

1. Поставь ударение

2. Выдели корень

3. Проверь этим корнем посадил

4. Если не проверяется, подбирай проверочные слова с ударным корнем

прибивал - бил

1) Написание корней, зависящих от суффикса а:

- кос – кас а –

- лож – лаг â –

Не забывай о корнях – омофонах, например разрядил ружье – разряд

разредил морковь - редкий

2) Написание корней, зависящих от последующего согласного.

а) -  раст, ращ, рос, росл

Искл: росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, отрасль, подростковый

б) – скак -   скоч 

искл: скачок, скачу

Помни об исторических чередованиях в корнях: гласных

оро // ра

оло // ла

ере // ре

еле // ле

о // е

о // а

о // ы

о // е // и

о // ы // у

согласных:

к // ч

х // ш

г // ж з

д // ж // жд

к // ч // щ

ц // к // ч

б // бл

п // пл

в // вл

ф // фл

м // мл …

3) написание корней, зависящих от ударения

а) – гор – без ударения, - гар – под ударением

б) в корнях – зор ( - зар -) под ударением О, без ударения А;  зóрька, заря' Искл: зоревать, зорянка

в) клон (-клан-) под ударением и О,и А, без ударения – только О

4) плав – плов – О пишется только в двух словах: пловец, пловчиха

5) Корни, зависящие от значения:

мок – насквозь, мак – погружать во что – то.

ровн – гладкий, равн – равный, наравне

е // и

В корнях с чередованием Е – И с особенным вниманием на суффикс посмотри. Если в суффиксе есть А, в корне И пиши всегда.

бер – бира, дер – дира

мер – мира, пер – пира

тер – тира, блест – блиста

жег – жига, стел – стила

чет – чита (искл:сочетать,сочетание)

ня - нима


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение опорных систем в жизни организмов.Опорные системы растений

Методическая разработка и презентация урока биологии в 6 классе по программе Н.И. Сонина...

Презентация к уроку биологии "Опорно-двигательная система.Значение опорных систем в жизне животных и растений."

Презентация урока разработана к учебнику Сонина Н.И. Биология.6класс. Живой организм....

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии

Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие  и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...

Интегрированный урок «Влияние двигательной активности на опорно-двигательную систему» (обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система») Для учащихся 8 класса.

Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Для тех, кто х...

Опорные конспекты и упражнения по теме "Корни с чередованием" 9-11 кл

правила в кратких схемах и практические упражения по теме "КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ" при подготовке к экзаменам ГИА и ЕГЭ 9-11 класс...

Опорные таблицы как наиболее оптимальная форма изучения нового материала и повторения изученного при подготовке к аттестации (Методические рекомендации по использованию опорных таблиц на уроках литературы)

Использование на уроках литературы опорных таблиц или схем позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность обучающихся в течение всего учебного времени, отводимого н...