Урок "День славянской письменности и культуры"
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) на тему
ель
Цель урока: сформировать интерес к изучению родной культуры и языка.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с историческими событиями, которые привели к появлению славянского алфавита, с личностью просветителей славян Кирилла и Мефодия;
- сравнить современную азбуку с азбукой наших предков;
- познакомить учеников с текстами на церковнославянском языке;
- сформировать уважительное отношение к родному слову и интерес к изучению истории языка.
Практическая часть урока:
- Чтение на церковнославянском и перевод на русский «Притчи от талантах», сравнение и анализ текстов;
- Анализ лексики из «Притчи…» в историческом аспекте, поиск родственных слов.
Творческая часть урока:
коллективное создание рукописной книги «Азбуки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_slavyanskaya_pismennost.docx | 399.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Гимназия №1 г.о. Краснознаменск
Открытый урок по теме
«День славянской письменности и культуры»
в 5 классе
(2 академических часа)
Моргулева Ольга Михайловна
Учитель русского языка и литературы
Цель урока: сформировать интерес к изучению родной культуры и языка.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с историческими событиями, которые привели к появлению славянского алфавита, с личностью просветителей славян Кирилла и Мефодия;
- сравнить современную азбуку с азбукой наших предков;
- познакомить учеников с текстами на церковнославянском языке;
- сформировать уважительное отношение к родному слову и интерес к изучению истории языка.
Практическая часть урока:
- Чтение на церковнославянском и перевод на русский «Притчи от талантах», сравнение и анализ текстов;
- Анализ лексики из «Притчи…» в историческом аспекте, поиск родственных слов.
Творческая часть урока:
- коллективное создание рукописной книги «Азбуки».
Оформление:
На доске эпиграф «Всякий человек письмом поучается»
Портрет святых Кирилла и Мефодия (на доске), церковно-славянская азбука (плакат на доске), церковно-славянская азбука (распечатанный материал на каждой парте), текст «Притчи о талантах» (на каждой парте), выставка книг на церковно-славянском языке (Библия конца 19 века, фрагмент Псалтири 18 века, фотокопия страниц «Слова о полку Игореве…»), журналы и книги по теме из школьной библиотеки.
План первого урока:
Вступительное слово учителя.
24 мая во многих славянских странах отмечается праздник. В Болгарии в этот день заканчиваются школьные уроки, а учителя и ученики выходят на улицу с флагами, плакатами, хоругвями и, распевая песни, торжественно шествуют по городу. В 1986 году Россия тоже стала ежегодно отмечать этот день. Как вы думаете, о каком празднике идет речь?
Ребята, видя оформление класса, делают вывод.
Объявление задач урока. Сегодня мы узнаем о том, как появился в России алфавит, которым мы с вами пользуемся, с какими событиями это связано и кто его великие создатели.
А еще мы научимся читать на церковно-славянском языке и попробуем свои силы в роли переводчиков.
В конце урока вас ждет творческое задание и викторина.
Опрос учеников, который ставит целью вызвать интерес к теме урока и актуализировать имеющиеся знания по этой теме. (Кто такие братья Кирилл и Мефодий, в каком году появился алфавит, кто и зачем их попросил создать азбуку, что люди читали в то время, пользуются ли сейчас тем самым алфавитом в неизменном виде и др.).
Рассказ учителя об истории создания алфавита.
Из "Повести временных лет" мы узнаём, что однажды славянские князья Ростислав и Святополк отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами: "Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их".
Тогда вызвал к себе царь Михаил двух учёных братьев - Константина и Мефодия и послал их в славянскую землю. Первоучители славян Кирилл и Мефодий родились и жили в Греции в г. Солуни в IX веке. Они славились своей учёностью и образованностью, глубокой верой в Бога и хорошим знанием славянского языка. Поэтому греческий патриарх Фотий и царь Михаил направили их проповедовать Слова Божие славянским народам на языке понятном им, поэтому-то мы и называем их равноапостольными, так как подобно ученикам Христа они несли слово Божие другим народам.
Свершилось это в 863 году. Святые братья сложили письмена, изобрели славянскую азбуку, специально приспособленную для точной передачи славянской речи, и перевели Апостол и Евангелие. Вместе со своими учениками они перевели все Книги Священного Писания с греческого языка на язык, понятный каждому славянину. К нам на Русь церковнославянский язык пришел в 988г. после того, как князь Владимир принял святое крещение, а затем крестилась и вся Русь. "И рады были славяне, что услышали о величии Божьем на своём языке".
Вопросы к классу:
- в каком году и с какими событиями свялано появление церковнославянского алфавита, когда он пришел к нам на Русь, что вас больше всего удивило в этой истории;
- если появился алфавит, значит, нужно было его начинать изучать. Что вы знаете о школах того времени?
Рассказ учителя об образовании в Древней Руси:
В древней Руси грамоте детей учили церковнослужители: священники или дьяконы. Писали на глиняных дощечках острыми палочками, расщепленными с одной стороны, одним концом писали, а другим стирали написанное. Отметки детям не ставили, а за невыученные уроки детей пороли розгами, ставили в угол, оставляли без обеда. Как выглядел школьный класс. Особо одаренные ученики становились писцами при монастырях. Монастыри – источники и хранители письменности, прадедушки наших университетов. В старину писали гусиными перьями, писцы при монастырях переписывали книги от руки, и на изготовление одной книги уходил год и больше. Буквы были ровные, прямые, чёткие. Часто украшали заглавные буквы орнаментами, похожими на растения, животных. Назывались заглавные буквы буквицами. А чернила делали из чернильных орешков, вишнёвого клея, дубильных веществ. Первые книги изготавливали из пергамента - специально обработанной свиной или телячьей кожи. На Руси их называли «хартийные свитки».
Всем нам известны слова: однокашники, нацарапать письмо. Что они обозначают? Обсуждение.
Знакомство с алфавитом.
Как называется первая учебная книга каждого школьника? Попробуйте объяснить, почему её так назвали «азбука»? Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Прочитайте, как назывались буквы А и Б (Аз, Буки). Из этих названий и получилось слово «азбука». А слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». Так и живут у нас слова–близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и то же; все буквы расположены в установленном порядке. Каждая буква имеет свое постоянное место и название.
Работа с раздаточным материалом. Сравнение кириллицы и глаголицы. Выводы об удобстве использования, красоте письма.
1. Объяснение понятий титла, зачем они нужны, какие слова писались с титлами: запись слов на доске и чтение их (ангел, святой, Господь, милостивый, Богородица, сын, дух, отец, царствие, пророк, праведный, Младенец, Крест, слава, Воскресение, Небесный), объяснение смысла непонятных слов.
2. «Буквы-призраки». Знакомство с буквами, утраченными в процессе реформ орфографии: ять, ер, ерь, юсы, знакомство с правилами их употреблениями, сравнения слов парами в дореволюционной орфографии и в современном варианте.
3. Правила употребления буквы ЯТЬ:
Ять в русском языке применялась трояко: во-первых, в корнях некоторых исконно русских слов - всего 130 корней, во-вторых, в некоторых суффиксах и, в-третьих, в окончаниях дательного и предложного падежа существительных I склонения (водѣ, о книгѣ), а также дательной и предложной формы личных местоимений - мнѣ, тебѣ, о себѣ, а также в местоимении Онѣ, представлявшем собой форму местоимения они для женского рода.
(Вопрос: вспомните строчки из сказки Пушкина о царе Салтане, где используется местоимение ОНЕ)
Теперь перейдём к корням.
Ять писалась в начале слова в двух корнях:
ѣда, ѣмъ, ѣсть (не путать с глаголом «есть» в значении существовать). Отсюда обѣдъ, обѣдня, сыроѣжка, сыроѣга, медвѣдь, снѣдь...
ѣхать,ѣздить. Отсюда поѣздъ, поѣздка
Ученики заучивали слова с Ятем с помощью стихотворения:
Белый бедный бледный бес
Убежал обедать в лес.
Пешим (белкой) по лесу он бегал,
Редькой с хреном пообедал,
И за горький тот обед
Дал обет наделать бед.
В 1918 году – реформа русской орфографии, декрет Луначарского, отмена буквы ять. Ее эхо слышно во многих словах (смягченный вариант Э). Задние: поискать слова с Ять.
План второго урока. Практическая часть:
- Постановка задачи: прочитать текст на церковно-славянском языке «Притчи о талантах» и перевести один абзац на русский язык.
- Чтение переводов, обсуждение.
- Прослушивание канонического перевода притчи.
- Обсуждение смысла притчи, фразеологизма «зарыть талант в землю».
- Рефлексия по практической части: с какими трудностями столкнулись, что понравилось в этой работе, что оказалось проще, чем ожидалось, хотели бы вернуться к той орфографии.
Творческая часть.
Раздать плотные листы А4, распределить буквы между учениками, дать задание оформить страницу со своей буквой. Материалы: цветные карандаши, фломастеры, маркеры. Подумать над стилем страницы. Учитель во время урока консультирует по поводу оформления страницы и выбора слов для иллюстрации буквы. В конце урока все листы сшиваются. Ученики высказывают свое мнение о получившейся рукописной книге, о процессе работы.
В конце урока предлагается викторина:
- Как звали до принятия монашества Кирилла?
- В каком году был создан славянский алфавит?
- В каком году он пришел на Русь и в связи с каким событием?
- На чем писали ученики в первых русских школах?
- Какое выражение связано с письмом на глиняных дощечках?
- Какие буквы исчезли из нашего алфавита во время революции?
- В каких словах писалась буква Ять?
- Ъ и Ь – гласные или согласные?
- Как назывался алфавит более древний, чем кириллица?
- Как называются буквы (на доске их рисунок)
- Какого числа мы отмечаем День славянской письменности и культуры?
Итоги урока:
Сегодня мы узнали о появлении нашей азбуки, о святых братьях Кирилле и Мефодии, научились читать на церковно-славянском языке, прочитали в оригинале Притчу о талантах, познакомились с буквами-призраками.
Зачем нам нужно знать об истории языка и о создании азбуки?
Знание истории и любовь к родному языку делает нас мудрее и сильнее, без прошлого нет настоящего и невозможно будущее.
Рефлексия:
Что сегодня больше всего запомнилось, что было новым, что оказалось трудным, что было наиболее интересным, хотели бы вернуться к этой теме?
Работа над рукописной страницей «Азбуки» и результат творческой работы.
Приложение 1. Притча о талантах. Евангелие от Матфея, глава 25.
25:14 | [Зач. 105.] …человѣ́къ нѣ́кiй отходя́ призвá своя́ рабы́ и предадé и́мъ имѣ́нiе своé: | … человек некий, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: |
|| 25:15 | и óвому ýбо дадé пя́ть талáнтъ, óвому же двá, óвому же еди́нъ, комýждо проти́ву си́лы егó: и оти́де áбiе. | и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. |
25:16 | Шéдъ же прiéмый пя́ть талáнтъ, дѣ́ла въ ни́хъ и сотвори́ другíя пя́ть талáнтъ: | Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; |
25:17 | тáкожде и и́же двá, приобрѣ́те и тóй другáя двá: | точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; |
25:18 | прiéмый же еди́нъ, шéдъ вкопá [егó] въ зéмлю и скры́ сребрó господи́на своегó. | получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. |
25:19 | По мнóзѣ же врéмени прiи́де господи́нъ рáбъ тѣ́хъ и стязáся съ ни́ми о словеси́. | По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. |
25:20 | И пристýпль пя́ть талáнтъ прiéмый, принесé другíя пя́ть талáнтъ, глагóля: гóсподи, пя́ть талáнтъ ми́ еси́ прéдалъ: сé, другíя пя́ть талáнтъ приобрѣтóхъ и́ми. | И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. |
|| 25:21 | Речé же емý госпóдь егó: дóбрѣ, рáбе благíй и вѣ́рный: о мáлѣ бы́лъ еси́ вѣ́ренъ, надъ мнóгими тя́ постáвлю: вни́ди въ рáдость гóспода твоегó. | Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. |
25:22 | Пристýпль же и и́же двá талáнта прiéмый, речé: гóсподи, двá талáнта ми́ еси́ прéдалъ: сé, другáя двá талáнта приобрѣтóхъ и́ма. | Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. |
25:23 | Речé [же] емý госпóдь егó: дóбрѣ, рáбе благíй и вѣ́рный: о мáлѣ [ми́] бы́лъ еси́ вѣ́ренъ, надъ мнóгими тя́ постáвлю: вни́ди въ рáдость гóспода твоегó. | Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. |
25:24 | Пристýпль же и прiéмый еди́нъ талáнтъ, речé: гóсподи, вѣ́дяхъ тя́, я́ко жéстокъ еси́ человѣ́къ, жнéши, идѣ́же не сѣ́ялъ еси́, и собирáеши идѣ́же не расточи́лъ еси́: | Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпáл, |
25:25 | и убоя́вся, шéдъ скры́хъ талáнтъ твóй въ земли́: [и] сé, и́маши твоé. | и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. |
25:26 | Отвѣщáвъ же госпóдь егó речé емý: лукáвый рáбе и лѣни́вый, вѣ́дѣлъ еси́, я́ко жнý идѣ́же не сѣ́яхъ, и собирáю идѣ́же не расточи́хъ: | Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпáл; |
25:27 | подобáше ýбо тебѣ́ вдáти сребрó моé торжникóмъ, и пришéдъ áзъ взя́лъ бы́хъ своé съ ли́хвою: | посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; |
25:28 | возми́те ýбо от негó талáнтъ и дади́те имýщему дéсять талáнтъ: | итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, |
|| 25:29 | имýщему бо вездѣ́ данó бýдетъ и преизбýдетъ: от неимýщаго же, и éже мни́тся имѣ́я, взя́то бýдетъ от негó: | ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и тó, чтó имеет; |
|| 25:30 | и неключи́маго рабá ввéрзите во тмý кромѣ́шнюю: тý бýдетъ плáчь и скрéжетъ зубóмъ. Сiя́ глагóля возгласи́: имѣ́яй ýшы слы́шати да слы́шитъ. | а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! |
|| 25:31 |
Приложение 2.
Кириллица
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"День славянской письменности и культуры"
Внеклассная работа по предмету. Устный журнал «День славянской письменности и культуры» знакомит с историей создания славянской азбуки, её основоположниками. Дается в двух папках: №1 - основной м...
Презентация: 24 мая День славянской письменности и культуры
презентация к интеллектуальной игре«Вопросы древности-ответы современности»...
Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.
Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры. Подготовила заместитель директора по ВР Костюченко Лариса Владимировна. (Мальчик Ваня разглядывает старос...
Конкурсная программа к Дню славянской письменности и культуры
Праздник и конкурсная программа с включением инсценировок...
Урок - экскурсия День славянской письменности и культуры.
В материале урока содержится демонстрация учащимся историко-культурной взаимосвязи народов, проживающих на территории Российской Федерации, знакомство учащихся с миссией просветителе...
Открытый урок по ОПК «Глаголь. Добро. Урок в славянской школе.», посвящённого Дню славянской письменности и культуры
Цели урока: приобщить подрастающее поколение к православной культуре России, в интерактивной игровой форме «урока и весёлой переменки» преподнести знания о значении письменности для народов России, о ...
Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого Дню славянской письменности и культуры «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ»
24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник восходит к церковной традиции, сущ...