Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Тема урока: Н и НН в прилагательных, образованных от существительных»
Тип урока: урок закрепления знаний
Вид урока: урок-путешествие с героями мультфильма
Технология: интеграция (русский язык + география)
Цель: формирование навыка правильного написания отыменных прилагательных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема урока: Н и НН в прилагательных, образованных от существительных»
Тип урока: урок закрепления знаний
Вид урока: урок-путешествие с героями мультфильма
Технология: интеграция (русский язык + география)
Цель: формирование навыка правильного написания отыменных прилагательных
Знать: орфограмму «Н и НН в отыменных прилагательных»
Уметь: составлять слова и словосочетания с указанной орфограммой; правильно их писать
Попутное повторение орфографии: правописание собственных имен существительных
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация урока, контурные карты, тесты, тетради, учебники.
Ход урока
Этап урока | Задача | Формы, методы, приемы | Результат | ||
1. Организационный момент слайд № 1 | Настроить детей на урок, активизировать внимание; | Фронтальная форма, словесно-наглядные, игровой момент | Оптимальная готовность учащихся | ||
слайд № 2 | Ребята, сегодня на уроке русского языка я предлагаю вам совершить путешествие вокруг света за 40 минут вместе с героями мультфильма. | ||||
слайд № 3 | Филлеас Фогг решил жениться на племяннице лорда Мэйза Белинде, но лорд поставил условие («Обогните Землю за 40 минут»). Кто желает помочь героям мультфильма? | ||||
слайд № 4 | «Мистер, что взять с собой?» «Мудрым пользуйся девизом: «Будь готов к любым сюрпризам!» | ||||
2. Сообщение темы и цели | Сформулировать тему и цели урока учащимися | Фронтальная, связь с жизнью (телеграмма) | Самостоятельно сформулировали тему и цели урока | ||
слайд № 5 | «Паспарту, отправь телеграмму Белинде. | ||||
слайд № 6 | «Драгоце(н, нн)ая Белинда, мы с Паспарту отправляемся в кругосветное путешествие. Време(н, нн)ая разлука нам не страшна. Филлеас Фогг». - Ребята, почему Паспарту не может отправить телеграмму? | ||||
слайд № 7 | - Как называется это правило? (Тема урока: «Н и НН в прилагательных, образованных от существительных»). | ||||
- А зачем нам надо знать это правило? (Цели урока: 1) научиться применять данное правило при написании имён прилагательных; 2)совершить кругосветное путешествие). Для этого нам понадобится карта. - Как обозначаются города на карте? Названия городов? Останавливаясь в городах, мы будем выполнять различные задания, зарабатывая баллы. Находить и отмечать города вы можете в парах. Напоминаю правила работы в парах: 1) говорить так, чтобы тебя слышал только сосед; 2) как только прозвучал мой голос об окончании работы – в классе наступает тишина. | |||||
3. Актуализация знаний | Повторить правило написания н и нн в прилагательных. | Фронтальная, Индивидуальная; опорная схема; работа с правилом | Вспомнили правило и слова-исключения | ||
слайд № 8 | «Паспарту, ты знаешь, какие прилагательные называются отыменными?» | ||||
«Отыменные прилагательные – это прилагательные, образованные от существительных» (правило читают хором). | |||||
Задание. Образуйте от существительных чувство, лён, вагон прилагательные. | |||||
слайд № 9 | - Как узнать, сколько Н пишется в этих прилагательных? | ||||
слайд № 10 | называют правило | ||||
слайд № 11 | называют слова-исключения | ||||
4.Закрепление | Формировать умение концентрировать внимание, применять изученное правило при решении практических заданий | Фронтальная, парная, индивидуальная формы; частично-поисковый, наглядный, элементы технологии развивающего обучения; работа с тестами, с тренажером; самооценка взаимопроверка | Успешно выполнены все задания | ||
слайд № 12 | Вооружившись багажом знаний, мы отправляемся в путь. «В путь, Паспарту!» | ||||
слайд № 13 | «Выезжаем во вторник, 19 января, в 14 часов 30 минут» Откройте тетради, запишите число и тему урока. Лондон. Задание. Отметьте на карте Лондон. | ||||
слайд № 14 | «Помешай им, Фокс!» «Я задам им такие задания!» | ||||
слайд № 15 | Париж. Задание: Определите высоту Эйфелевой башни. | ||||
слайд № 16 | Образуйте прилагательные от существительных и запишите их: вода – лошадь – кожа – (высота – 324 м) | ||||
слайд № 17 | - Соедините пунктирной линией Лондон и Париж. | ||||
слайд № 18 | Турин – город на северо-западе Италии. Имя города означает «маленький бык». | ||||
слайд № 19 | Город славится выпуском машин. Задание. Машины какой марки выпускает знаменитая компания? Образуйте прилагательные от существительных и запишите их: жизнь – торжество – лекция – («FIAT») | ||||
слайд № 20 | Бриндизи. Мраморная колонна на месте окончания Аппиевой дороги. | ||||
слайд № 21 | Задание. Пройдите Аппиеву дорогу, длиной 560 км, и составьте словосочетания со словами-исключениями (стеклянный, деревянный, оловянный, ветреный). | ||||
слайд № 22 | Суэц. Суда проходят Суэцкий канал, длиной 163 км, за ½ части суток. | ||||
слайд № 23 | Задание. Чтобы быстрее проплыть по каналу, найдите лишнее слово: старина, картина, мышь, машина. Тренажёр. - Объясните свой выбор. | ||||
слайд № 24 | Бомбей. Бомбей – город контрастов. | ||||
слайд № 25 | Задание. Чтобы перебраться из трущоб в элитные кварталы, преобразуйте словосочетания в имена прилагательные: дом из камня – гора из песка – сок лимона – | ||||
слайд № 26 | Калькутта. Пора отдохнуть. Физкультминутка | ||||
слайд № 27 | Сингапур. В Сингапуре человек проходит пешком 22 метра за 10 с. | ||||
слайд № 28 | Задание. Быстро и правильно выполните задание теста. Взаимопроверка | ||||
слайд № 29 | Иокогама. Задание. Помогите японским ныряльщицам собрать жемчуг, придумав по 3 слова на каждую схему. | ||||
слайд № 30 | Сан-Франциско. Золотая лихорадка подтолкнула Сан-Франциско к развитию банковской системы. Задание. Помогите Фоксу стать добрым. «Чи(н, нн)ый Фокс принял решение открыть собстве(н, нн)ое дело в этом городе». | ||||
слайд № 31 | Нью-Йорк. Назовите главную достопримечательность Нью-Йорка. | ||||
5. Итог | Определить, достигнуты ли цели урока | Фронтальная, наглядный | Заполнена карта, подсчитаны баллы, самооценка Общая оценка = самооценка уч-ся + оценка за домашнюю работу | ||
слайд № 32 | «Подведем итог», - произнес Филлеас Фогг. «Достигли ли вы своих целей?» - поинтересовалась Белинда. (вспоминают цели, повторяют правило, подсчитывают баллы) «5» - 25-30 «4» - 19-24 «3» - 13-18 | ||||
слайд № 33 | Карта кругосветного путешествия (доказывают) | ||||
6. Домашнее задание | Формировать умение объективно оценивать свои способности; умение применить полученные ЗУН по данной теме при решении практической задачи | компетентностный подход, исследовательский метод, элементы разноуровнего обучения | Предполагаю, что результат будет удовлетворительный | ||
слайд № 34 | Домашнее задание. Газетная статья. I уровень. Найти прилагательные с Н и НН, образованные от имени существительного; II уровень. Найти прилагательные с Н и НН, образованные от имени существительного, графически объяснить написание; III уровень. Из найденных слов составить заметку на любую тему. | ||||
7. Рефлексия | Выяснить впечатления учащихся об уроке | Незаконченное предложение | Дали положительную оценку уроку | ||
слайд № 35 | Закончите предложение: «Во время путешествия я узнал…» | ||||
слайд № 36 | Спасибо за урок! |
Фрагменты анализа урока
Вопросы | Ответы |
1. Каково место урока в теме, разделе? | Это третий урок по теме «Имя прилагательное». |
2. Связан ли этот урок с предыдущими, на что он опирается? | На предыдущих уроках ученики познакомились с правилами написания отыменных прилагательных с Н и НН и научились их применять. На этом этапе создания мотивации обучения учитель еще раз напоминает учащимся о том, что для правильного написания слов необходимо знать правило. |
3. Как этот урок работает на последующие? | Анализируемый урок призван подготовить учащихся к умению видеть основные случаи правописания суффиксов и умение различать значение суффиксов, эмоционально воздействовать на сознание учащихся и повысить интерес к предмету |
4. Как были учтены особенности учащихся при планировании урока? | При разработке данного урока были учтены следующие особенности учащихся: * потребность в ярком и образном закреплении материала (учитель использовал при закреплении презентацию); * стремление расширить свои знания по географии; * разные уровни способностей учащихся (разноуровневые задания) |
5. Какие задачи были решены на уроке? | А) образовательные: - систематизировать знания по теме «Н и НН в отыменных прилагательных»; - формировать умение применять полученные знания при решении практических заданий. Б) развивающие: - развивать творческое воображение; - способствовать интеллектуальному развитию ребенка; - формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; В) воспитательные: - воспитывать бережное отношение к слову; - формировать умение «слышать и слушать»; - вовлечь в активную деятельность учащихся. |
6. В чем заключалась особенность вида урока? | Вид урока – урок-путешествие. Учащиеся вместе с героями мультфильма совершили путешествие вокруг света за 40 минут, что способствовало познавательной активности и творческой самостоятельности учеников. Занимательность урока обеспечивала развитие мыслительной активности (нестандартные виды заданий, интересный иллюстративный и познавательный материал). |
7. Как реализовывался принцип научности? | До учащихся были доведены только строго проверенные данные. По каждому городу информация собиралась индивидуально. |
8. Как реализовывался принцип наглядности? | На уроке использовалась красочная презентация с различными заданиями. |
9. Как реализовывался принцип прочности, осознанности и системности ЗУН? | В начале урока воспроизведен изученный материал предыдущих уроков. Работа в течение урока позволила применить воспроизведенные и закрепленные на новом уровне знания на практике. |
10. Как реализовывался принцип доступности и посильности в обучении? | Осуществление данного принципа происходило за счет работы с учебником и рабочими тетрадями. Соблюдение этого принципа наблюдается и в домашнем задании (каждый учащийся может выбрать посильное задание). Задание базового уровня (уровень «3») носило репродуктивный характер. Задание уровня «4» предполагало не только нахождение слов с изученной орфограммой, но и их графическое объяснение. Задание уровня «5» имело творческий подход. |
11. Как обеспечивался на уроке частично-поисковый и исследовательский метод? | На уроке было организовано решение следующих проблемно-познавательных задач: - применение знаний в типичных условиях (образовать прилагательное от существительного; составить словосочетание со словами-исключениями); - применение знаний в условиях сложности (найти «лишнее»; из словосочетания преобразовать в прилагательное; по заданной схеме подобрать слово); - применение знаний из другой области (работа с контурной картой); - применение знаний в нетипичных условиях (создание текста дома по «собранным» словам). |
12. Как использовалась технология развивающего обучения? | В течение урока учащиеся выполняли различные виды заданий, которые были направлены на развитие потенциальных возможностей учеников. Закрепление материала носило занимательный характер и сопровождалось иллюстративным материалом. С одной стороны, учащиеся повторяли правило написания отыменных прилагательных с Н и НН. С другой стороны, предлагались различные задания, что позволило привлечь образное мышление учащихся и помочь им усвоить правило. Работа по усвоению знаний включала задания, предусматривающие умение выявлять, сопоставлять и обобщать языковые явления. |
13. Какие способы организации познавательной деятельности использовались? Эффективность способов деятельности | 1) коллективная работа (на этапе актуализации); 2) групповая работа (при заполнении карты); 3) индивидуальная работа (при выполнении заданий, теста); Темп работы – быстрый. Работа с различными заданиями позволила проконтролировать уровень усвоения материала. Степень эстетического воздействия урока на учащихся высокая. |
14. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся? | За счет привлечения ИКТ, интересных и увлекательных заданий |
15. Как на уроке реализовывались требования к знаниям, умениям, навыкам? | Языковая компетенция (ЯК) На этапе актуализации учащиеся вспомнили и проговорили правило, изученное на предыдущем уроке. Речевая компетенция (РК) Учащиеся составляли словосочетания с использованием отыменных прилагательных с изученной орфограммой; работали с предложением; домашнее задание ориентировано на создание собственного текста. Правописная компетенция (РК) Сама тема урока предполагает основательное рассмотрение орфографического правила. Кроме того, учащиеся познакомились с правописанием собственных существительных (название городов). |
16. Какова позиция учащихся | Работоспособность; достаточно высокая степень усвоения материала. |
17. Какова позиция учителя на уроке? | Поставленных целей на уроке добилась: дети научились применять правило. Удалось создать творческую, эмоционально-насыщенную, доброжелательную атмосферу. |
18. В чем заключается нестандартность данного урока? | * урок построен с учетом психологических особенностей школьников; * эмоциональное закрепление материала сочетается с яркими и необычными заданиями; * интегрированный урок русского языка с географией; * этапы урока связаны логически и тематически; * домашнее задание направлено на закрепление материала; * учащиеся получили дополнительные сведения из другой области знаний (достоверные), что способствовало расширению кругозора. |
Список литературы
- Т.Г. Браже Интеграция предметов в современной школе.// Литература в школе. – 1996. - № 5. – с. 150-154.
- Е.А. Гмыская, Е.В. Титова. Межпредметные связи в обучении. – Тула, 1980. – с. 44.
- И.А. Григорьева. Чтобы что-нибудь получилось, не обязательно долго мучиться.// Учительская газета, 1998. - № 3. – с. 6-7.
- Е.В. Коротаева. Технология встречных усилий на уроках русского языка //РЯШ. – М., 2001.- № 4.
- Сайт. Сеть творческих учителей (Innovative Teachers). Сообщества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...