Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Гусева Татьяна Владимировна

Тема урока: Н и НН в прилагательных, образованных от существительных»

Тип урока: урок закрепления знаний

Вид урока: урок-путешествие с героями мультфильма

Технология: интеграция (русский язык + география)

Цель: формирование навыка правильного написания отыменных прилагательных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема урока: Н и НН в прилагательных, образованных от существительных»

Тип урока: урок закрепления знаний

Вид урока: урок-путешествие с героями мультфильма

Технология: интеграция (русский язык + география)

Цель: формирование навыка правильного написания отыменных прилагательных

Знать: орфограмму «Н и НН в отыменных прилагательных»

Уметь: составлять слова и словосочетания с указанной орфограммой; правильно их писать

Попутное повторение орфографии: правописание собственных имен существительных

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация урока, контурные карты, тесты, тетради, учебники.

                                             Ход урока

   Этап урока

      Задача

Формы, методы, приемы

    Результат

1.

Организационный момент

слайд

№ 1

Настроить детей на урок, активизировать внимание;

Фронтальная форма, словесно-наглядные, игровой момент

Оптимальная готовность учащихся

слайд № 2

Ребята, сегодня на уроке русского языка я предлагаю вам совершить путешествие вокруг света за 40 минут вместе с героями мультфильма.

слайд № 3

Филлеас Фогг решил жениться на племяннице лорда Мэйза Белинде, но лорд поставил условие («Обогните Землю за 40 минут»).

Кто желает помочь героям мультфильма?

слайд № 4

«Мистер, что взять с собой?»

«Мудрым пользуйся девизом: «Будь готов к любым сюрпризам!»

2. Сообщение темы и цели

Сформулировать тему и цели урока учащимися

Фронтальная, связь с жизнью (телеграмма)

Самостоятельно сформулировали тему и цели урока

слайд № 5

«Паспарту, отправь телеграмму Белинде.

слайд № 6

«Драгоце(н, нн)ая Белинда, мы с Паспарту отправляемся в кругосветное путешествие. Време(н, нн)ая разлука нам не страшна.        Филлеас Фогг».

- Ребята, почему Паспарту не может отправить телеграмму?

слайд № 7

- Как называется это правило?

  (Тема урока: «Н и НН в прилагательных, образованных от существительных»).

- А зачем нам надо знать это правило? (Цели урока: 1) научиться применять данное правило при написании имён прилагательных; 2)совершить кругосветное путешествие).

Для этого нам понадобится карта.

- Как обозначаются города на карте? Названия городов?

Останавливаясь в городах, мы будем выполнять различные задания, зарабатывая баллы.

Находить и отмечать города вы можете в парах. Напоминаю правила работы в парах: 1) говорить так, чтобы тебя слышал только сосед; 2) как только прозвучал мой голос об окончании работы – в классе наступает тишина.  

3. Актуализация знаний

Повторить правило написания н и нн в прилагательных.

Фронтальная,

Индивидуальная;

опорная схема; работа с правилом

Вспомнили правило и слова-исключения

слайд № 8

«Паспарту, ты знаешь, какие прилагательные называются отыменными?»

«Отыменные прилагательные – это прилагательные, образованные от

 существительных»

(правило читают хором).

Задание. Образуйте от существительных чувство, лён, вагон прилагательные.

слайд № 9

- Как узнать, сколько Н пишется в этих прилагательных?

слайд № 10

 называют правило

слайд № 11

называют слова-исключения

4.Закрепление

Формировать умение концентрировать внимание, применять изученное правило при решении практических заданий

Фронтальная, парная, индивидуальная формы;

частично-поисковый, наглядный,

элементы технологии развивающего обучения;

работа с тестами,

с тренажером;

самооценка взаимопроверка

Успешно выполнены все задания

слайд № 12

Вооружившись багажом знаний, мы отправляемся в путь.

«В путь, Паспарту!»

слайд № 13

«Выезжаем во вторник, 19 января, в 14 часов 30 минут»

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Лондон.

Задание. Отметьте на карте Лондон.

слайд № 14

«Помешай им, Фокс!»

«Я задам им такие задания!»

слайд № 15

Париж.

Задание: Определите высоту Эйфелевой башни.

слайд № 16

Образуйте прилагательные от существительных и запишите их:

вода –

лошадь –

кожа –

(высота – 324 м)

слайд № 17

- Соедините пунктирной линией Лондон и Париж.

слайд № 18

Турин – город на северо-западе Италии. Имя города означает «маленький бык».

слайд № 19

Город славится выпуском машин.

Задание. Машины какой марки выпускает знаменитая компания?

Образуйте прилагательные от существительных и запишите их:

жизнь –

торжество –

лекция –                                  («FIAT»)

слайд

№ 20

Бриндизи. Мраморная колонна на месте окончания Аппиевой дороги.

слайд № 21

Задание. Пройдите Аппиеву дорогу, длиной 560 км, и составьте словосочетания со словами-исключениями (стеклянный, деревянный, оловянный, ветреный).

слайд № 22

Суэц. Суда проходят Суэцкий канал, длиной 163 км, за ½ части суток.

слайд № 23

Задание. Чтобы быстрее проплыть по каналу, найдите лишнее слово: старина, картина, мышь, машина. Тренажёр.

- Объясните свой выбор.

слайд № 24

Бомбей. Бомбей – город контрастов.

слайд № 25

Задание. Чтобы перебраться из трущоб в элитные кварталы, преобразуйте словосочетания в имена прилагательные:

дом из камня –

гора из песка –

сок лимона – 

слайд № 26

Калькутта. Пора отдохнуть.

Физкультминутка

слайд № 27

Сингапур. В Сингапуре человек проходит пешком 22 метра за 10 с.

слайд № 28

Задание. Быстро и правильно выполните задание теста.

Взаимопроверка

слайд № 29

Иокогама.

Задание. Помогите японским ныряльщицам собрать жемчуг, придумав по 3 слова на каждую схему.

слайд № 30

Сан-Франциско. Золотая лихорадка подтолкнула Сан-Франциско к развитию банковской системы.

Задание. Помогите Фоксу стать добрым.

«Чи(н, нн)ый Фокс принял решение открыть собстве(н, нн)ое дело в этом городе».

слайд № 31

Нью-Йорк. Назовите главную достопримечательность Нью-Йорка.

5. Итог

Определить, достигнуты ли цели урока

Фронтальная,

наглядный

Заполнена карта, подсчитаны баллы, самооценка

Общая оценка = самооценка уч-ся + оценка за домашнюю работу

слайд № 32

«Подведем итог», - произнес Филлеас Фогг.

«Достигли ли вы своих целей?» - поинтересовалась Белинда.

(вспоминают цели, повторяют правило, подсчитывают баллы)

«5» -  25-30                        «4» -  19-24                    «3» - 13-18

слайд № 33

Карта кругосветного путешествия

(доказывают)

6. Домашнее задание

Формировать умение объективно оценивать свои способности; умение применить полученные ЗУН по данной теме при решении практической задачи

компетентностный подход, исследовательский метод, элементы разноуровнего обучения

Предполагаю, что результат будет удовлетворительный

слайд № 34

Домашнее задание. Газетная статья.

I уровень. Найти прилагательные с Н и НН, образованные от имени существительного;

II уровень. Найти прилагательные с Н и НН, образованные от имени существительного, графически объяснить написание;

III уровень. Из найденных слов составить заметку на любую тему.

7. Рефлексия

Выяснить впечатления учащихся об уроке

Незаконченное предложение

Дали положительную оценку уроку

слайд № 35

Закончите предложение: «Во время путешествия я узнал…»

слайд № 36

Спасибо за урок!

                                Фрагменты анализа урока

      Вопросы

                                    Ответы

1. Каково место урока в теме, разделе?

Это третий урок по теме «Имя прилагательное».

2. Связан ли этот урок с предыдущими, на что он опирается?

На предыдущих уроках ученики познакомились с правилами написания отыменных прилагательных с Н и НН и научились их применять.  На этом этапе создания мотивации обучения учитель еще раз напоминает учащимся о том, что для правильного написания слов необходимо знать правило.

3. Как этот урок работает на последующие?

Анализируемый урок призван подготовить учащихся к умению видеть основные случаи правописания суффиксов и умение различать значение суффиксов, эмоционально воздействовать на сознание учащихся и повысить интерес к предмету

4. Как были учтены особенности учащихся при планировании урока?

При разработке данного урока были учтены следующие особенности учащихся:

* потребность в ярком и образном закреплении материала (учитель использовал при закреплении презентацию);

* стремление расширить свои знания по географии;

* разные уровни способностей учащихся (разноуровневые задания)

5. Какие задачи были решены на уроке?

А) образовательные:

- систематизировать знания по теме «Н и НН в отыменных прилагательных»;

- формировать умение применять полученные знания при решении практических заданий. 

Б) развивающие:

- развивать творческое воображение;

- способствовать интеллектуальному развитию ребенка;

- формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

В) воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к слову;

- формировать умение «слышать и слушать»;

- вовлечь в активную деятельность учащихся.

6. В чем заключалась особенность вида урока?

Вид урока – урок-путешествие.

 Учащиеся вместе с героями мультфильма совершили путешествие вокруг света за 40 минут, что способствовало познавательной активности и творческой самостоятельности учеников. Занимательность урока обеспечивала развитие мыслительной активности (нестандартные виды заданий, интересный иллюстративный и познавательный материал).

7. Как реализовывался принцип научности?

До учащихся были доведены только строго проверенные данные. По каждому городу информация собиралась индивидуально.

8. Как реализовывался принцип наглядности?

На уроке использовалась красочная презентация  с различными заданиями.

9. Как реализовывался принцип прочности, осознанности и системности ЗУН?

В начале урока воспроизведен изученный материал предыдущих уроков. Работа в течение урока позволила применить воспроизведенные и закрепленные на новом уровне знания на практике.

10. Как реализовывался принцип доступности и посильности в обучении?

Осуществление данного принципа происходило за счет работы с учебником и рабочими тетрадями. Соблюдение этого принципа наблюдается и в домашнем задании (каждый учащийся может выбрать посильное задание).

Задание базового уровня (уровень «3») носило репродуктивный характер. Задание уровня «4» предполагало не только нахождение слов с изученной орфограммой, но и их графическое объяснение.  Задание уровня «5» имело творческий подход.

11. Как обеспечивался на уроке частично-поисковый и исследовательский  метод?

На уроке было организовано решение следующих проблемно-познавательных задач:

- применение знаний в типичных условиях (образовать прилагательное от существительного; составить словосочетание со словами-исключениями);

- применение знаний в условиях сложности (найти «лишнее»; из словосочетания преобразовать в прилагательное; по заданной схеме подобрать слово);

- применение знаний из другой области (работа с контурной картой);

- применение знаний в нетипичных условиях (создание текста дома по «собранным» словам).

12. Как использовалась технология развивающего обучения?

В течение урока учащиеся выполняли различные виды заданий, которые были направлены на развитие потенциальных возможностей учеников.

Закрепление материала носило занимательный характер и сопровождалось иллюстративным материалом.

С одной стороны, учащиеся повторяли правило написания отыменных прилагательных с Н и НН. С другой стороны, предлагались различные задания, что позволило привлечь образное мышление учащихся и помочь им усвоить правило. Работа по усвоению знаний включала задания, предусматривающие умение выявлять, сопоставлять и обобщать языковые явления.

13. Какие способы организации познавательной деятельности использовались?

Эффективность способов деятельности

1) коллективная работа (на этапе актуализации);

2) групповая работа (при заполнении карты);

3) индивидуальная работа (при выполнении заданий, теста);

Темп работы – быстрый. Работа с различными заданиями позволила проконтролировать уровень усвоения материала. Степень эстетического воздействия урока на учащихся высокая.

14. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся?

За счет привлечения ИКТ, интересных и увлекательных заданий

15. Как на уроке реализовывались требования к знаниям, умениям, навыкам?

Языковая компетенция (ЯК)

На этапе актуализации учащиеся вспомнили и проговорили правило, изученное на предыдущем уроке.

Речевая компетенция (РК)

Учащиеся составляли словосочетания с использованием отыменных прилагательных с изученной орфограммой; работали с предложением; домашнее задание ориентировано на создание собственного текста.

Правописная компетенция (РК)

Сама тема урока предполагает основательное рассмотрение орфографического правила.

Кроме того, учащиеся познакомились с правописанием собственных существительных (название городов).

16. Какова позиция учащихся  

Работоспособность;

достаточно высокая степень усвоения материала.

17. Какова позиция учителя на уроке?

Поставленных целей на уроке добилась:

дети научились применять правило.

Удалось создать творческую, эмоционально-насыщенную, доброжелательную атмосферу.

18. В чем заключается нестандартность данного урока?

* урок построен с учетом психологических особенностей школьников;

* эмоциональное закрепление материала сочетается с яркими и необычными заданиями;

* интегрированный урок русского языка с географией;

* этапы урока связаны логически и тематически;

* домашнее задание направлено на закрепление материала;

* учащиеся получили дополнительные сведения из другой области знаний (достоверные), что способствовало расширению кругозора.

                                     

                                       Список литературы

  1. Т.Г. Браже  Интеграция предметов в современной школе.// Литература в школе. – 1996. - № 5. – с. 150-154.
  2. Е.А. Гмыская, Е.В. Титова. Межпредметные связи в обучении. – Тула, 1980. – с. 44.
  3. И.А. Григорьева. Чтобы что-нибудь получилось, не обязательно долго мучиться.// Учительская газета, 1998. - № 3. – с. 6-7.
  4. Е.В. Коротаева. Технология встречных усилий на уроках русского языка //РЯШ. – М., 2001.- № 4.
  5. Сайт. Сеть творческих учителей (Innovative Teachers). Сообщества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...