Проведение общешкольного мероприятия "День славянской культуры и письменности".
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему

Крайнова Лариса Васильевна

Занятие посвящается Дню славянской письменности и культуры, ежегодно отмечаемому в России и других славянских странах. Подготовка к празднику предполагала большую самостоятельную работу обучающихся: изучение научно-популярных и художественных изданий о возникновении письма, о жизни и деятельности просветителей Кирилла и Мефодия, подготовка  презентаций, разработка дидактического материала. Использование в ходе занятия наглядности, художественной литературы, разнообразного  дидактического материала (пословиц, поговорок, кроссвордов, викторин), компьютерных слайдов способствовало активизации познавательной деятельности учащихся,  сделало праздник ярким и заметным событием, воспитывает интерес и уважение к русскому языку и к  русской культуре в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_slavyanskoy_pismennosti_i_kultury.docx455.09 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

общешкольного мероприятия, посвященного

Дню славянской письменности и культуры

                                             Разработал  учитель русского языка и литературы

                           МБОУСОШ №28

                                              Крайнова Лариса Васильевна

Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного Дню славянской письменности и культуры.

Аннотация. Занятие посвящается Дню славянской письменности и культуры, ежегодно отмечаемому в России и других славянских странах. Подготовка к празднику предполагала большую самостоятельную работу обучающихся: изучение научно-популярных и художественных изданий о возникновении письма, о жизни и деятельности просветителей Кирилла и Мефодия, подготовка  презентаций, разработка дидактического материала. Использование в ходе занятия наглядности, художественной литературы, разнообразного  дидактического материала (пословиц, поговорок, кроссвордов, викторин), компьютерных слайдов способствовало активизации познавательной деятельности учащихся,  сделало праздник ярким и заметным событием, воспитывает интерес и уважение к русскому языку и к  русской культуре в целом.

         Цель: приобщение подрастающего поколения к культурно – историческому наследию России, духовно – нравственное воспитание молодёжи посредством изучения славянской письменности и культуры.

         Задачи:

- изучение культурно – исторического наследия и традиций русского народа;

- расширение  знаний и представлений учащихся об истории возникновения славянской письменности и ее роли в развитии человечества;

- создание условий для пробуждения  интереса к истории письменности и культуры своего народа;

- развитие  образного лингвистического и исторического мышления;

- развитие  речи, мышления, творческих способностей учащихся;

- воспитание духовно – нравственных ценностей  подрастающего поколения на примерах лучших образцов славянской письменности и культуры;

- воспитание бережного отношения к великому русскому языку;

- сохранение подлинной языковой культуры;

-  проявление соборности;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- воспитание уважения и понимания русской культуры,  славянских традиций. 

Подготовка к празднику. За месяц до праздника каждый класс получил задание: стиха, стенгазета, выступление с презентацией (см. ход праздника ), рисунки, плакаты.

         Оформление зала: рисунки детей, плакаты с текстами, написанными современным славянским шрифтом, стенды: «Создатели славянской азбуки», «Кириллица и глаголица», «Реформа азбуки», «История букв славянского алфавита», высказывания русских писателей о русском языке, шары, грамоты победителям «Лингвистического турнира». 

Оборудование: магнитофон, иллюстрации, компьютерные презентации каждого класса, карточки с раздаточным материалом (см. Приложение),  мультимедийный проектор, компьютер.         

Ход мероприятия:

Звучит песня «Край березовый» 
( на экране слайды с зарисовками русской природы) 

Выходят ведущие (ученики в русских народных костюмах) 

ВЕДУЩИЙ: Добрый день, гости дорогие! Снова на русскую землю пришел праздник весны, юный и древний - День Славянской письменности и культуры. 

ВЕДУЩИЙ: Праздник пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет. В нашей стране он стал отмечаться с 1986 года. Центрами празднования в разные годы были города Мурманск, Вологда, Новгород, Москва, Белгород, Псков. 

ВЕДУЩИЙ: И, конечно же, Смоленск. Повсюду вспоминают создателей славянской грамоты – просвещенных братьев Константина (в монашестве Кирилла) и Мефодия. 

На экране появляется икона с изображением Кирилла и Мефодия. 

На фоне струнной музыки 

ВЕДУЩИЙ: Святые Кирилл и Мефодий пред нами, 
Их праздник великий и славный мы чтим. 
Украсьте же, люди, икону цветами, 
Пролейте слезу благодарности им. 

ВЕДУЩИЙ: Простые их буквы - не искры ли это? 
Не брызги ли это небесных лучей? 
Снопами великого вечного света 
Они воссияли над жизнью людей. 

ВЕДУЩИЙ: 

На север славянский от светлого юга 
Те искры святые они принесли, 
И их не задула суровая вьюга, 
Они разгорелись по лону земли. 

На фоне славянской этно-музыки (гусли) 

ВЕДУЩИЙ: 

Взять бы гусли мне, гусли звонкие, 

Гусли звонкие, сладкогласные, 

Спеть бы песню мне о былых годах, 

Песню чудную, песнь прекрасную. 

ВЕДУЩИЙ: 

Вас потешу я словом искренним 

О делах давно уж минувших дней, 

Родилась когда наша письменность 

Слово Истины воссияло в ней! 

ВЕДУЩИЙ: 

Давайте же и мы заглянем в глубины истории. 

Выходят братья (Константин) Кирилл и Мефодий 

Константин 

Скоро нам, Мефодий, - в Моравию, 

Император наш повелел идти. 

Надо нам славянам Писание 

На язык славянский перевести. 

Мефодий 

Это дело, брат, очень сложное, 

Сомневаюсь я, - нам по силам ли? 

Константин 

Я надеюсь на помощь Божию, 

Посвятим Ему все труды свои! 

Мефодий 

Как же нам тогда, брат, переводить: 

МИР и БЛАГОДАТЬ, ИСТИНА и СВЕТ, 

АНГЕЛ и МОНАХ, ЧЕЛОВЕК и ЖИЗНЬ? 

В языке славян слов-то этих нет! 

Константин 

Если можно их из славянских слов 

Нам образовать, - так и сделаем! 

Иль из греческих создадим основ, 

Новый смысл славянам поведаем 

Мефодий 

Да, ты прав, мой брат! Просветить славян 

Надо нам с тобой Словом Божиим. 

Службы служатся на латинском там, 

То чужой язык! Так поможем им! 

Уходят 

ВЕДУЩИЙ: Итак, Кирилл и Мефодий принялись за дело. «Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела»,- сразу решили братья. 

ВЕДУЩИЙ: Потрудиться им пришлось немало. День за днем стояли они бок о бок и длинными палками чертили на песке различные знаки. Стирали их, писали новые. 

ВЕДУЩИЙ: Все получалось у них легко. Азбука складывалась, как мозаичная картина, и, наконец, Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна: «В начале было слово». Таким образом, письменность на земле Русской началась Священным Писанием. 

ВЕДУЩИЙ: Новый язык был выразителен, красив и музыкален. На этом удивительно добром, певучем языке наши предки молились Богу и Пресвятой Богородице, просили помощи в своей нелегкой жизни и избавлении Руси от диких, жестоких врагов. 

Просмотр отрывка из фильма «Садко» ( песня Садко) 

Звучит колокольный звон 

ВЕДУЩИЙ: 

По широкой Руси – нашей матушке 

Колокольный звон разливается. 

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий 

За груды свои прославляются. 

ВЕДУЩИЙ: 

Все народы, что пишут кириллицей, 

Что зовутся издревле славянскими, 

Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей 

ВЕДУЩИЙ: 

В храмах Божиих братьев чтут, к святым 

Их причислили, благодарные, - 

Через их труды, по молитвам их 

Стала Русь святой, Православною. 

Звучит отрывок из оперы М.Глинки «Славься»
 

На экране слайд с изображением славянской азбуки 

ВЕДУЩИЙ: Славянская азбука - память о нашей славной истории, наша святыня и сокровище, которое надо беречь и обязательно сохранить. 

ВЕДУЩИЙ: Родной язык, родные звуки- 

Отца и матери язык, 

Которым с детства радость, муки 

И мысль я выражать привык. 

ВЕДУЩИЙ: Время оставляет след - вчера, сегодня, завтра. В событиях, фактах, камнях, руинах .В сердце и памяти народной.

ВЕДУЩИЙ: Нити времени, соединяясь, плетут правдивую летопись, которой нет конца. История отражается в жизни людей, в облике городов и сел, в красках художника, в резце скульптора, в рифмах поэта, в слове писателя. 

ВЕДУЩИЙ: История - в песне народной. Музыке композитора, в летописи времен. Мы сегодня прикоснулись к истории дней минувших и напомнили вам о создателях Кириллицы, благодаря которой появился русский язык - прекрасный и могучий. 

ВЕДУЩИЙ: 

Язык наш славен и велик! 

Храни родную речь! 

Язык любви сердца целит, 

Тебе его беречь . 

Звучит славянская патриотическая песня «Гей,славяне».

Викторина

1.Кто создал славянскую азбуку?  (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига  носил Кирилл?(Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий?  (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином?  (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание?  (Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества?  (Киев)

9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники?  (Глаголицей)

10.Какой язык является древнейшим литературным языком?  (Славянский)

11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском            языке.  ( «Повесть временных лет»,  «Русская правда» - свод законов,    «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)

12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

15.Кто был первопечатником на Руси?    (Иван Фёдоров)

16.Когда вышла его первая книга и как она называлась?(в 16в.,«Апостол»)

17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)

18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке?  (ё, й)

19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию?   (Михаил -III)

20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей»  (Ломоносов)

21.К какой группе языков относятся славянские языки? (Индоевропейской)

22.К какому алфавиту восходит кириллица? (К греческому уставному письму)

23.На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки? (Восточнославянские, западнославянские, южнославянские)

24.Как назывались церковные рукописи, «написанные русскими письменами», которые видел Константин в Корсуне (Крым)?  (Евангелие, Псалтырь)

25.Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие)

26.Когда образовались три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский? (В 13-16 в.в.). Далее - просмотр док. фильма о слав просветителях.

Анкета

  1. Что нового вы узнали?
  2. Какая информация вам была наиболее интересна?
  3. Как вы оцениваете это мероприятие по 5-тибальной шкале?

0

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

иконы свв. Кирилла и Мефодия

Славянская азбука

Михаил Задорнов: Запах Запада (продолжение)

Для ВСЕХ кто ЛЮБИТ ПРИРОДУ!!!: . Просмотр фото - Рыбалка, Охота и Туризм - первая социальная сеть для рыбаков, охотников, путеше

Сценарий "День славянской письменности"

Сценарий на день славянской письменности в помощь библиотекарю и классному руководителю.
Классный час, посвященный дню славянской письменности, может проводиться в библиотеке, украшенной в честь праздника шарами, цветами, веточками березы.
Ведущие: ученики (мальчик и девочка).
Часть 1 - Открытие праздника - стих, посвященный Кириллу и Мефодию
Ведущие наизусть рассказывают первое четверостишье:
Не каждый знает, что сегодня
Мы отмечаем день Кирилла и Мефодия.
Для тех, кто слышит имена их в первый раз,
Начнем, пожалуй, этот длинный сказ…

Далее ведущие разворачивают заранее приготовленный свиток с распечатанными словами и зачитывают:
"В далекие, далекие года
Такие, что представить даже трудно,
В Солониках (Солуни назывался он тогда)
В семье два брата жили дружно.
Тот, что постарше - был Мефодий,
Помладше брат - был Константин,
Славянами считались все они в народе
И жили долго, до седин…
Мефодий стал военным, как отец,
А Константин был образован - чтец,
Учился вместе с ним и малолетний император - Михаил
И Константин с отличием свою учебу завершил.
А в Греции, затем, ученым знаменитым стал
И философию в университете преподавал.
За ним ученых степеней тянулся караван,
Он выучил латынь, арабский, он читал Коран.
Интересовался муж риторикой, наукой
И не испытывал он муку,
Когда учил на память он святого Богослова,
Он мог пересказать Писание из слова в слово.

В те времена славяне из Моравии
Мечтали получить побольше знаний о православии.
Все потому, что греческий, латынь они не знали
И проповеди в церкви плохо понимали.
Ведь не было письменности у славян своей
И с просьбою к царю обратились ото всех людей.
Поэтому царь греков Михаил
Придумать алфавит скорее Константину поручил.
А обещал ему помочь в этом Мефодий,
Который отслужил 14 лет и был уже в народе,
На горе Олимп, среди святых,
Он принял постриг и жил теперь у них.
Два брата попросили помощи у Бога
И в 863 году они создали Алфавит свой понемногу.
Их письмена были просты, красивы и понятны,
Слова Евангелия Константин писал все внятно
И перевел с латыни для славян Писание Святое.
Молитвы и ученье Божье стало всем доступное, простое.
А, приняв постриг, Константин в миру Кириллом стал
И алфавит его народ кириллицей прозвал.
Обоих братьев - и Кирилла, и Мефодия
С тех пор все стали звать в народе
Святыми просветителями всех славян
И имена их помнят до сих пор и благословят!"
Часть 2 - Гимн, посвященный Святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян.
Звучит музыка, дети, выучив заранее слова, поют гимн все вместе.

Часть 3 - Знакомство с алфавитом
Требуется заранее приготовить плакаты с буквами славянского алфавита - кириллицы. 
Ведущие говорят: "Для лучшего запоминания Азбуки болгарские книжники - ученики Кирилла и Мефодия создали "Азбучную молитву", которая считается первым славянским стихотворением".
Дети выходят каждый со своим плакатом, на них - буквы, встав друг за другом, поочередно знакомят всех присутствующих каждый со своей буквой и зачитывают самый понятный вариант Азбучной молитвы:
Аз - Аз есмь свет миру
Буки - Бог есмь прежде всех век
Веди - Ведаю всю тайну в человеце и мысль
Глаголь - Глаголю людям закон Мой
Добро - Добро есть творящим волю Мою…

(Плакаты затем нужно расставить на свободные стулья).

Ведущие рассказывают о том, что до сих пор ученые всего мира бьются над точной расшифровкой послания, заложенного в славянском алфавите. Существует много трактовок и предположений, а ведущие обращают внимание школьников на доступный всем смысл послания, заложенный уже в первых буквах алфавита:
"Я буквы ведаю, чтобы говорить добро…"

Часть 4 - О красоте русского языка
Ведущие:
"Более 700 лет славянский язык и письменность просуществовали в неизменном виде. Лишь при Петре I изменили количество букв, внесли новые (Ё и Й).
В 1918 г была проведена реформа русского языка - алфавит упростили: в нем оставили лишь 33 буквы, которыми мы все пользуемся и по сей день.
До сих пор русский язык считается одним из красивейших в мире и вызывает восхищение у большинства великих людей".
В качестве примера ведущие приводят высказывания:
1. А.Куприна: "Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью".
2. Г.Державина: "Славяно - российский язык, по свидетельствам самих иностранцев-эстетов, не уступает латинскому ни в мужестве, греческому ни в плавности, превосходит все европейские языки: итальянский, испанский и французский, не говоря уже о немецком".
3. Ч.Айтматова: "Бессмертие народа - в его языке".
4. А.Ахматовой (отрывок из стихотворения "Мужество"):
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Часть 5 - Конкурс (на знание русских поговорок)
Ученики стараются вспомнить как можно больше поговорок и пословиц, посвященных родному языку, азбуке.
Ведущие имеют заранее подготовленный список и дают подсказки.
Победителю вручается приз - книга, содержащая буквы древнего языка. (Например, любая сказка, в который присутствует камень, на котором буквами кириллицы написано: "Направо поедешь - себя спасать, коня потерять…"). 

Часть 6 - Юмористическая сценка
На сцене появляются два старца (Кирилл и Мефодий). Их изображают ученики, накинувшие на голову и плечи большие темные плащи до пят с капюшонами, надев бороды от костюмов Деда мороза.
"Старцы" с удивлением осматривают зал, в котором проводится праздник, плакаты с буквами кириллицы и говорят:
Кирилл:
Посмотри сюда, Мефодий -
Это ж наши с тобой буквы,
Говорил тебе - в народе
Наши буквы помнить будут!
Знать, трудились не напрасно,
Видишь - торжество какое,
Посмотри-ка, жизнь - прекрасна!
Видно, празднество большое.
Мефодий:
Слышал, гимн пропели и тебе и мне,
Значит, мы прославили Россию на Земле.
Такой язык красивый создали не зря,
Ты видишь - все славяне нас благодарят.
Однако, кто это кричит,
А речь мне не понятна?

"Старцы" отходят в сторонку. На сцене появляются мальчик и девочка (в очках), ведущие между собой диалог (громко):
Мальчик: "Эй, очкарик, прикинь - училка по физ-ре вконец оборзела, мне пару вкатила за то, что я с полурока сорвался. Мне теперь предки на Макдональдс бабки не дадут!"
Девочка: "А мой фазер запретил мне купить прикид от Дольче и Габанна, видать - с дуба рухнул. В чем мне теперь на тусовку подрулить?"

Мальчик и девочка, оживленно жестикулируя, удаляются.
Снова на сцену выходят "старцы":
Кирилл:
Видать заморские слова
Проникли в речь на Русь
И трудно будет их изжить, боюсь…
Мефодий:
Да нет, ведь это отроки младые,
Не выучили все они слова красивые, простые,
А как прочтут Толстого, Пушкина все книжки,
То враз их головы наполнятся умишком,
Поймут они, что никогда нельзя предать
Язык родной, как Родину и Мать!

Часть 7 - Заключительная
Ведущие:
"Сегодняшний день считают праздником славянской письменности и культуры. Все мы, россияне, славяне, должны помнить наши корни и пропагандировать нашу русскую культуру, помнить наши традиции.
Мы приглашаем выступить с номерами художественной самодеятельности наших учеников".
На сцену выходят несколько учеников и исполняют известные старинные русские народные песни, все кто знают слова - им подпевают. Звучит музыка песен "Порушка-поранья", "Во поле березка стояла" и т.д.
Если имеются соответствующие костюмы и желающие танцевать, исполняются национальные танцы.
На этом классный час в библиотеке, посвященный дню славянской письменности, заканчивается.

Сценарий мероприятия к дню славянской письменности и культуры

Иван Бунин «Слово»

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

СЦЕНАРИЙ

лингвистического праздника, посвящённого

ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

(На сцене двое ведущих, рядом с ними стенд, на котором буквы славянского алфавита)

1-й ведущий: Начинаем наш праздник, посвященный Дню Славянской письменности и культуры.

Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия.

2-й ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков славян своей письменности.

1-й ведущий: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали Первый Славянский Алфавит и перевели Евангелие на славянский язык.

2-й ведущий: Создатели славянской письменности  писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.

1-й ведущий: Жизнь великих братьев была служением славянской культуре, служением Богу. Святые братья искали жизни с Богом более чем славы среди людей. Они оставили важные государственные дела и стали монахами, богословами - учителями веры в Бога.

2-й ведущий: Братья - Константин (после принятия монашеского сана Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника, детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде – мать была гречанка, отец - болгарин. Всё население Солуни говорило на двух языках, только латинский язык не был известен солунцам.

1-й ведущий: В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была “Энеида” Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.

2-й ведущий: После долгих поисков Кириллу, наконец, посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику.

(На сцену выходят «Кирилл» и «Приезжий человек»)

“Кирилл”: Я слышал, что Вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.

“Приезжий человек”: Зачем тебе это нужно? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы пояснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, мне много пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.

“Кирилл”: И все же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.

“Приезжий человек”:  Попробуй. Только я тебе в этом не помощник.

(“Кирилл” и “Приезжий “уходят, затем вновь возвращаются)

1-й ведущий: Через год приезжий человек повстречал Кирилла.

“Приезжий человек”:  Послушай мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своём желании?

“Кирилл”: Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.

“Приезжий человек”: Как можно самому научиться незнакомому языку?

“Кирилл”: Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя их фразу с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только “Энеида”, но и другие латинские книги мне понятны.

(“Кирилл” и “Приезжий “уходят за кулисы)

2-й ведущий: Так ещё в детстве Константин обручился с богиней мудрости Софией, которую в семилетнем возрасте увидел в пророческом сне - теперь для него знания, книги стали смыслом всей жизни.

1-й ведущий: В дальнейшем Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Он стал одним из самых образованных людей Византии, за великую мудрость его прозвали Философом.

2-й ведущий: Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию. Знания, полученные во время обучения, не остались лежать мертвым грузом.

1-й ведущий: По поручению византийского императора Михаила-III Кирилл приступил к созданию Славянской Азбуки. Но создание письменности - непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату - Мефодию. Брат Мефодий был его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восстание славян, Мефодий ушел с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.

2-й ведущий: После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва рассветало, и ложились спать поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. А когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви.

1-й ведущий:  В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном – латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!

(Стихотворение Валентина Сидорова «Кириллица» читает Марина Липунова)

             Так вот они – наши истоки,

             Плывут, в полумраке светясь,

             Торжественно – строгие строки,

             Литая славянская вязь.

             Так вот где, так вот где впервые

             Обрёл у подножия гор

             Под огненным знаком Софии

             Алмазную твёрдость глагол.

             Великое таинство звука,

             Презревшее тленье и смерть,

             На синих днепровских излуках

             Качнуло недвижную твердь.

             И Русь над водой многопенной,

             Открытая вольным ветрам,

            «Я есмь!» - заявила Вселенной,

            «Я есмь!» - заявила векам.

1-й ведущий: В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры. Всю жизнь солунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам, не придавая значения почестям и славе, терпя порой злобу, клевету, гонения.

2-й ведущий:

Младший Константин много читал, размышлял, писал проповеди, переводил, а старший Мефодий был хорошим организатором, «издавал» книги, руководил школой учеников.

1-й ведущий: Константину не суждено было вернуться на родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял монашеский постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме.

2-й ведущий: Мефодий позже занимался переводческой, просветительской работой, был учителем до самых последних дней. Умер и похоронен в Моравии.

1-й ведущий: Послушайте отрывок из стихотворения болгарской поэтессы Лилианы Стефановой «Смерть Кирилла», читают Морев Антон и Башков Вова

Морев

В колокола трезвонил Рим,

Поплыли бронзовые звуки.

Детей славянских перед ним,

Читавших медленно: аз, буки,

Видение вставало зримо,

И чудо тонких строчек плыло…

Башков

И мудрый сеятель изрек:

«Взошли на ниве семена

И стала полем целина,

Рукой засеянная щедрой»

2-й  ведущий:

После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, претерпело неудачу у западных славян, которые по-прежнему используют латинскую азбуку,  но зато новая азбука для славян прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию, Румынию и на Русь.

1-й ведущий: Ученики Кирилла и Мефодия открывают свои школы, и к концу IХ века уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке.

Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди,

М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…

2-й ведущий: Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах:

Знать на ять – знать досконально, на отлично.

Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.

Стоять фертом  - стоять руки в боки, как буква Ф

Сперва аз да буки, а потом и науки – т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.

1-й ведущий: Послушайте отрывок из стихотворения поэта Сергея Крыжановского

Читает Ильичёва Вика

«Старославянский язык»:

Отчего, обжигая горло,

Разбирая часами подряд

Сочетания «оло»и «оро» -

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий име два сына…»

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян…

Сто-ро-на.

Го-ло-са.

До-ро-га.

Я усвоил твёрдо азы:

С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык!»

2-й ведущий: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

1-й ведущий: Лишь в царствование Петра Первого славянская азбука была заменена «гражданской», были внесены изменения в алфавит. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы “юс малый”, “юс большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”, которые стали обузой в русском алфавите.

(Ведущий показывает на стенде названные буквы)

2-й ведущий: Во 2-й половине 18-го столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.

Это буквы “Й” и “Ё”.

(Показывает на стенде)

1-й ведущий: В начале 20-го века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году. Указом Наркома Просвещения упраздняются буквы: “десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица”, буква “ер” на конце слов.

(Подходит к стенду, показывает устаревшие буквы алфавита)

2-й ведущий: Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием,  содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Так, в английском языке, состоящем из 26 букв, звук «ч» изображается двумя буквами «ch», “Ш” - двумя «sh».

В русском языке есть специальные буквы для изображения сочетаний звуков [jа]-я, [jу]-ю.

1-й ведущий:  Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.

2-й ведущий: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия. Память великих братьев чтят словами праздничного песнопения:

 " Радуйтесь, Мефодий и Кирилл, народов славянских богомудрые учителя!

1 –чтец – Зайцев Павел

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

2 чтец – Авдеева Ксюша

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных, равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии!

3 чтец – Анисимова Света

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

1-ведущий: Послушайте слова гимна «Кирилл и Мефодий», написанного Стояном Михайловским в Болгарии, где очень любят и чтут братьев- просветителей:

1 чтец - Морев

Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

     Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый – путь вперёд!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отечества живёт.

2 чтец - Башков

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

     К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия – Кирилли

В славянстве будут жить века!

Викторина

1.Кто создал славянскую азбуку?  (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига  носил Кирилл?(Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий?  (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином?  (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание?  (Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества?  (Киев)

9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники?  (Глаголицей)

10.Какой язык является древнейшим литературным языком?  (Славянский)

11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском            языке.  ( «Повесть временных лет»,  «Русская правда» - свод законов,    «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)

12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

15.Кто был первопечатником на Руси?    (Иван Фёдоров)

16.Когда вышла его первая книга и как она называлась?(в 16в.,«Апостол»)

17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)

18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке?  (ё, й)

19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию?   (Михаил -III)

20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей»  (Ломоносов)

21.К какой группе языков относятся славянские языки? (Индоевропейской)

22.К какому алфавиту восходит кириллица? (К греческому уставному письму)

23.На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки? (Восточнославянские, западнославянские, южнославянские)

24.Как назывались церковные рукописи, «написанные русскими письменами», которые видел Константин в Корсуне (Крым)?  (Евангелие, Псалтырь)

25.Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие)

26.Когда образовались три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский? (В 13-16 в.в.)Далее - просмотр док. фильма о слав просветителях.

Ход мероприятия:

1 ведущий: Добрый день, уважаемые гости! Открываем Праздник славянской письменности и культуры! Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита великих просветителей Кирилла и Мефодия.

2 ведущий: Со второй половины IX века дошли до нас сочинения, посвященные подвигу Кирилла и Мефодия – созданию славянской азбуки, славянского литературного языка. Они первыми в Европе перевели Святое Писание с мёртвого латинского языка на живой народный язык.

Болгарский книжник конца IX века Храбр в своём сказании «О письменах» сообщает об этом выдающемся событии так: «Прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен… Когда же приняли христианство, то пробовали записывать свою речь латинскими и греческими буквами. Но нельзя хорошо записать греческими буквами славянские слова. И так было многие годы…»

И вот в IX веке великий просветитель славян Кирилл изобразил греческими буквами звуки, общие у славян и греков. Каждый новый звук, неизвестный греческому языку, Кирилл старался записывать так, что он по своему стилю, написанию не отличался от уже готовых букв. Каждая новая буква должна была быть простой и четкой – легкой для письма, а также красивой, чтобы человек, увидевший букву, сразу захотел овладеть письмом.

Из славянских языков древнее глаголица, на это указывают и палимпсесты (рукописи на пергаменте, в которых старый текст соскоблен и по нему написан новый). На всех сохранившихся палимпсестах соскоблена глаголица и новый текст написан кириллицей. Нет ни одного палимпсеста, в котором была бы соскоблена кириллица и по ней написана глаголица.

2 ведущий: (раскрывает свиток и показывает его всем). И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку.

До сих пор азбука, составленная Кириллом и Мефодием, остается самой простой и удобной. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а воспользовались латинским, и сейчас страдают от неудобств.

Например: звук «ш» по-английски изображается «sh», «ч» – «ch», звук «щ» изображается тремя буквами «sch», по-французски – четырьмя «stch», а немцам приходится писать аж семь букв, чтобы изобразить звук «щ»: «schtsch». Нет в этих языках и специальных букв для изображения звуков «я», «ю»

Науке неизвестны имена создателей греческого, латинского, древнееврейского алфавитов, неизвестны создатели китайских и японских иероглифов. А вот имя создателя славянской азбуки нам известно точно, причем сам алфавит наречен его именем и зовется «кириллицей».

О славянской азбуке надо рассказать подробнее, поскольку этой письменностью на Руси пользовались вплоть до XVIII века. При Петре I (и затем еще несколько раз) менялся алфавитный состав, то есть количество букв и их написание. Последняя реформа кириллицы была в 1917-18 гг. в ходе всех реформ алфавита было исключено 12 букв, а две введены новые: «й» и «ё».

1 ведущий: Выучить старославянский алфавит было непросто. Произносились не звуки, а названия букв, сложные сами по себе: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть и т.д.

Сложные названия букв не были взяты, что называется, «с потолка». Каждое название несло большой глубокий смысл и нравственное содержание.

Когда ученик повторял за учителем «аз, буки, веди», он говорил целую фразу: «Я буквы ведаю». Дальше следовали г, д, е – «Глаголь, добро, есть». В перечислении этих букв подряд заложено большое нравственное наставление человеку, чтобы зря словами не бросался, поскольку «слово добро есть». Если мы внимательно посмотрим далее на азбучный ряд, то нам откроется удивительная жизненная заповедь, дошедшая до нас из глубины веков. Судите сами: а – азъ; б – боукы, в – вьдь; г – глагола; и – иже; к – како; л – люди; м – мыслите; N – Nашь… Получается: Я буквы ведаю (изучаю), глаголю добро, живя на земле, как люди мыслили пошли…

Посмотрим, что означали такие буквы, как «р», «с», «т». Их называли «рцы», «слово», «твердо», т.е. «говори слово внятно, толково», «отвечай за свои слова». Хорошо бы многим из нас этому научиться как в произношении, так и в ответственности за сказанное слово.

Между прочим долгое время на Руси цифры также изображались кириллицей.

И все же напрашивается вопрос, что послужило причиной, толчком к созданию славянской письменности?

2 ведущий: Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо обратиться к истории.

Вторая половина IX века. Это было тревожное и смутное время раннего европейского средневековья, прошло уже около четырех веков, как под напором германских племен распалась когда-то могущественная Римская империя. А вместе с рабовладельческим Римом рухнула и великая античная культура. Процветающие города римских провинций пустели и разрушались, ремесла и торговля замирали, мощенные камнем дороги зарастали травой. Грамотность сохранялась только среди духовенства и монашества.

На развалинах Римской империи возникли воинственные германские и иные королевства. Единственное, что объединяло их – это воспринятая от Рима христианская религия. При этом Римская церковь в союзе с немецкими князьями всячески стремилась подавить у соседних народов развитие национальной культуры, языка и письменности. Только 3 языка – латинский, греческий и еврейский – считались Римом достойными священного писания.

1 ведущий: Другой христианский центр находился на Востоке, в Византийской империи. Столицей восточной Византии был город Константинополь. В отличие от Рима и германских феодальных государств, здесь в большей мере сохранялись традиции античной культуры, продолжали развиваться крупные города, многочисленные школы, ремесла.

Византия удачно была расположена географически: между Европой и Азией, что способствовало ее экономическому процветанию. В то время Византия активно занималась торговлей. Корабли доставляли сюда зерно из Египта, шелк из Китая, специи из Индии, золото и слоновую кость из Африки, меха и древесину из России.

Византийские императоры не препятствовали мирному расселению славян на территории своей империи, охотно включая смелых в бою славянских воинов в свои войска, и даже допускали славянскую знать к участию в государственном управлении. Восточно-христианская церковь и Византия не препятствовали, а даже способствовали созданию у народов, населявших византийскую империю, своей письменности, развитию на этой основе народной культуры, переводу на местные языки богослужебных книг. Поэтому, естественно, что славянские народы больше тяготели к восточной византийской, чем к западной римской церкви.

2 ведущий: В конце 862 г. в столицу Византии г. Константинополь, который был в то время центром православия, прибыло посольство от князя Великой Моравии Ростислава. Великая Моравия была сильным и обширным христианским государством западных славян. Князь Ростислав стремился к культурной независимости от Священной Римской империи и немецкого духовенства, совершавших богослужение не непонятной славянам латыни. Посольство передало византийскому императору Михаилу III и патриарху Фотию просьбу: прислать учителей, которые могли бы научить священников Моравии вести церковную службу на родном языке если бы богослужение и далее велось на чуждом и непонятном славянском языке – латинском или греческом, – их культурное развитие потерпело бы ущерб, не говоря уже о развитии письменности и литературы. А для этого нужна была своя, славянская письменность. Решено было поручить это важное дело братьям Кириллу и Мефодию.

1 ведущий: Выбор был не случаен. Братья были одними из самых образованнейших людей Византийской империи. Они родились в Солуни (ныне Салоники в Греции), где издавна жило много славян. Константин и Мефодий с детства знали славянские наречия и обычаи. Более того их отец был болгарином, т.е. братья имели в роду славянские корни. Их отец был крупным военачальником.

По его стопам в начале своей деятельности пошел и старший брат – Мефодий: получив хорошее образование, он в молодости был назначен воеводой опять же в одну из славянских областей Византии. Но позже Мефодий покинул военную службу и присоединился к просветительской деятельности Кирилла.

2 ведущий: Когда Кирилл родился, родители назвали его Константином. За свою мудрость его прозвали Философом. А Кириллом Константин стал уже будучи зрелым человеком, когда принял монашеский постриг под именем Кирилл. Константин с детства был слаб здоровьем, прожил он всего 42 года, умер в 869 г. Старший брат Мефодий дожил до глубокой старости и умер в 885 г.

Хотя в историю создания славянской письменности и первой славянской азбуки вошли оба брата, все же более интересной фигурой нам представляется младший брат Константин. Именно Константин-Кирилл создал азбуку и письменность для славян, что означало вовлечение в орбиту общечеловеческой культуры значительной части населения Европы. Великий просветитель Константин вобрал мудрость античного мира, овладел достижениями культуры своего времени, был одним из самых эрудированных людей в Византии.

Константин Философ знал несколько языков: славянский, греческий, латынь, арабский. Он изучал грамматику, риторику, философию, математику, музыку, астрономию. Он изучил книги Птолемея, Архимеда, Платона, Аристотеля, познакомился с медицинскими и юридическими трактатами. Книги Константин брал в Патриаршей библиотеке при соборе св.Софии.

1 ведущий: Он мечтал стать библиотекарем в Патриаршей библиотеке. На это Логофет Феоктист – богатый родственник Константина, в доме которого он воспитывался после смерти отца – сказал: «Это место, конечно, требует от человека большой учености, но оно слишком низко для тебя. Что скажут другие – ведь ты рос в моем доме?»

2 ведущий: В 863 г. Солунские братья, вооружившись азбукой и книгами, направились в Моравию, где и развернули свою просветительскую деятельность. В Велеграде, столице Моравии, и деревнях Кирилл и Мефодий читали привезённые с собой книги, выбирали учеников и обучали их славянской азбуке, продолжали переводить греческие труды.

Успешная миссия Кирилла и Мефодия вызвала резкое недовольство немецкого духовенства. Они понимали, что просвещение окончательно лишит их власти над славянами.

Чтобы защитить начатое великое дело, дело просвещения славян, братья едут в Венецию, на встречу с латинскими епископами. Казалось, что задача перед Кириллом и Мефодием стояла невыполнимой: как могли они одни противостоять всей римской церкви? Однако глубокой убежденности, ораторскому мастерству великих просветителей латинские богословы ничего противопоставить не смогли. В конце концов им пришлось согласиться с доводами Кирилла.

1 ведущий: Длительное и трудное путешествие в Венецию, напряженная борьба с непримиримыми врагами славянской письменности подорвали здоровье Кирилла. Он простудился и 14 февраля 869 г. скончался.

Похоронили его в Риме, в церкви святого Климента.Перед смертью он подозвал к себе Мефодия и сказал ему: «Брат, мы были с тобой парой в одной упряжке и пахали одну и ту же борозду, и вот я падаю на поле, окончив жизнь вою. Я знаю, ты очень любишь родной Олимп, но не смей даже ради него оставить учительство твое».

2 ведущий: На Мефодия, который по завету брата продолжал учительство свое, обрушились нескончаемые невзгоды, его преследовали, подвергали пыткам, сажали в тюрьму. Но никакие физические страдания и моральные унижения не словами его воли, не изменили предначертанной цели – служения делу славянского просвещения.

Оба брата прожили высокодуховную жизнь, стремясь к воплощению своих убеждений и идей, не придавая значения ни мирским радостям, ни богатству, ни карьере, ни славе. Братья всю жизнь скитались, так и не создав себе дома или постоянного пристанища, и даже умерли оба на чужбине.

Кирилл и Мефодий оставили после себя множество учеников, которые переписывали переведённые своими великими учителями книги, делали новые переводы и создавали свои произведения, творя и совершенствуя язык, распространяя славянские книги в Болгарии, Македонии, Сербии, на Руси.

Вскоре после смерти Мефодия (885 г.) папа римский под страхом отлучения от церкви запретил славянское богослужение в Моравии. Ближайших учеников Кирилла и Мефодия арестовали и после истязаний изгнали из страны. Римские епископы на кострах сжигали книги на славянском языке.

1 ведущий: Начиная с XI столетия центр славянской письменности, литературы и книжного дела постепенно перемещается в Киевскую Русь.

Поднималось солнце над великим государством русским. В стольном граде Киеве первые грамотные русичи, чьи имена не удалось угадать за тьмою веков, спешили записать предания своей земли. И по их трудам историки-летописцы Никон да мудрый Нестор создали «Повесть временных лет», «Откуда есть пошла русская земля». И расцвела грамотность в городах и сёлах государства русичей. И каждый, кто учился азбуке, хранил в памяти имена первых учителей славянских: Кирилла да брата его Мефодия.

О ПРАЗДНОВАНИИ ДНЯ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Впервые на государственном уровне День славянской письменности и культуры был отмечен в 1863 году, в связи с 1000-летием создания славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием, в том же году был принят указ о праздновании Дня памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 по новому стилю). 

Однако до 2010 года, в том числе в годы советской власти, празднование Дня славянской письменности и культуры проходило в различных регионах страны и не имело четко прописанного сценария. 

16 марта 2010 года Президент Российской федерации подписал Указ № 323 «О праздновании Дня славянской письменности и культуры», выходом которого постоянным местом празднования была определена Москва. 

Еще через два месяца распоряжением правительства № 730-р от 14 мая 2010 года был утвержден состав Российского организационного комитета по подготовке и проведению празднования Дня славянской письменности и культуры. Сопредседателями оргкомитета стали Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В оргкомитет вошло 36 человек. В соответствии с Положением об оргкомитете организационно-техническое обеспечение его деятельности осуществляет Министерство культуры Российской Федерации. 

Праздник в Москве традиционно включает следующие основные мероприятия: 

1. божественную литургию в Успенском соборе Кремля; 

2. возложение цветов к памятнику Кириллу и Мефодию на Славянской площади послами славянских государств; 

3. Московский международный фестиваль славянской музыки; 

4. международную научно-практическую конференцию «Славянский мир: общность и многообразие»; 

5. комплекс мероприятий Правительства Москвы, среди которых: театрализованный фестиваль клубов исторической реконструкции «Улица истории IX-XX вв.», цикл книжно-иллюстративных выставок, интернет – марафон «Дни славянской письменности и культуры»; конференции, круглые столы, творческие мастерские и др. 

6. проведение урока, посвященного празднику, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. 

В 2013 году по предложению Патриаршего совета по культуре формат основного мероприятия был изменен – его кульминацией стал большой хоровой праздник с участием профессиональных и любительских хоров. В концерте на Красной площади в Москве приняли участие 2000 человек. 

Главным хормейстером концерта стал Руководитель военно-оркестровой службы Вооруженных сил Российской Федерации, заслуженный деятель искусств России Валерий Халилов. В программе концерта прозвучали хоровые сочинения отечественных композиторов, хоровые переложения популярных песен советских и российских композиторов, народных и детских песен. По мнению экспертов и зрителей, праздник прошел с большим успехом. Телеканал «Культура» по многочисленным обращениям телезрителей повторил в записи его трансляцию. 

Одновременно в субъектах Российской Федерации прошли другие мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры. В большинстве регионов проводились фестивали народного искусства, литературно-фольклорные праздники, фестивали православной культуры, хоровые ассамблеи. 

Подведомственные Минкультуры России учреждения также провели мероприятия, приуроченные к 24 мая. Среди них концертные программы, фестивали духовной музыки, постановки спектаклей, тематические экскурсии, выставки, конференции, симпозиумы, презентации печатных изданий и специальные публикации, тематические уроки. Так, театр кукол им. С.В.Образцова представил спектакль «Царь-девица» в стенах Митрополичьих палат, ансамбль им. Игоря Моисеева выступил с программой «Танцы славянских народов», музей А.С.Пушкина на Мойке организовал выставку «Водились Пушкины с царями», филармония на Кавминводах провела фестиваль духовной музыки «Ликуй, молись и пой, Святая Русь!», Московская филармония - концерт «Славянская душа», театр «Сатирикон» представил фольклорный спектакль по мотивам произведений А.Афанасьева и В.Даля. 

В 2014 году формат центрального мероприятия празднования Дня славянской письменности и культуры был сохранен и расширен. Хоровые праздники прошли 24 мая одновременно во всех столицах субъектов Российской Федерации в 12.00 по московскому времени с исполнением единого репертуара, основанного на песнях Анны Пахмутовой. В программе концерта также прозвучали популярные песни ведущих российских композиторов. Из Владивостока, Владикавказа, Севастополя и Санкт-Петербурга прошли прямые телевизионные включения. Участников праздника в прямом эфире из Санкт-Петербурга поздравил Президент Российской Федерации Владимир Путин. 

Новая форма проведения центрального мероприятия праздника вызвала большой интерес, привлекла внимание значительного числа жителей регионов. Особо необходимо отметить качество подготовки и проведения праздника в Астраханской, Калининградской, Московской, Орловской, Рязанской и Ярославской областях, в Республике Татарстан. 

В настоящее время утверждена программа хорового концерта, который пройдет 24 мая 2015 года в 12.00 в Москве на Красной площади и во всех столицах субъектов Российской Федерации.

«День Славянской письменности и культуры» 

Цель: познакомить учащихся с историко-культурным наследием славянской письменности. 

Задачи : воспитывать чувство гордости и уважения к родному языку и богатой духовной культуре русского народа; познакомить учащихся с истоками русской письменности, славянской азбукой и её создателями. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Славянская культура и письменность".

открытый классный час по славянской культуре и письменности...

День славянской культуры и письменности

Отчёт о проделанной работе....

ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПИСЬМЕННОСТИ В МОСКОВСКОМ ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ ИМЕНИ ИВАНА ФЁДОРОВА

В статье рассказывается о том, как в ГБПОУ "МИПК им. И. Фёдорова" прошло под моим руководством празднование Дня славянской культуры и письменности (24 мая 2016 г.). Акцентируется внимание на методолог...

Викторина "День славянской культуры и письменности"

Викторина "День славянской культуры и письменности"...

Сценарий "День славянской культуры и письменности"

Сценарий "День славянской культуры и письменности"...

«История славянской и русской письменности»: Урок-викторина для 9-11 классов, посвященный Дню славянской письменности и культуры

Цель: воспитание  уважительного отношения учащихся к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку....

Тема: "Славянская культура и письменность"

Тема: "Славянская культура и письменность" Дата:  Класс: 7 Форма проведения: этическая беседа с практической деятельностью. Планируемый результат:Личностны...