Урок русского языка по теме "Фразеология".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Первый урок по теме "Фразеология" в 6 классе; по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_alimova_yu.r.docx | 117.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе по теме «Фразеология»
Тип урока: открытие нового знания.
Основные цели:
- Знакомство учащихся с понятием «фразеология». Выявление особенностей фразеологизмов и их употребления в речи.
- Развитие речевых, орфографических навыков учащихся.
- Закрепление знания этапов учебной деятельности и их содержания, умения самостоятельного осуществления учебной деятельности.
Ожидаемые результаты:
предметные:
- Умение толковать значение фразеологизмов, заменять их синонимами и антонимами;
- Умение употреблять фразеологизмы в речи с учетом сферы и ситуации общения, использовать иллюстрации, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них.
метапредметные:
- Адекватное понимание информации сообщения;
- Определение темы и цели урока;
- Формирование навыков отбора, систематизации материала на данную тему;
- Умение оценивать достигнутых результатов.
личностные:
- Осознание обучающимися эстетической ценности русского языка.
Ход урока.
- Этап мотивации.
Проверка домашнего задания:
- устный рассказ в учебно-научном стиле на тему «Богатство русского языка» (по плану)
Заслушивается 1-2 сообщения.
Вопросы учащимся:
- Как вы считаете, полными ли были сообщения ребят?
- Соответствуют ли они научному стилю?
- Что вы могли добавить по теме «Лексика» к выступлению одноклассников?
- Этап актуализации.
- Как вы думаете, мы много знаем по изученной теме? (Да)
- А есть ли что-либо, ещё неизвестное вам? (Конечно)
- Вы правы. Сегодня нас ждёт ещё одно интересное понятие.
Определяем проблему урока.
- Послушайте отрывок из детского рассказа А. Н. Толстого «Как ни в чем не бывало».
- Отстань, пожалуйста, со своим шкафом, у меня и без того руки отваливаются.
Митя, услышав эти слова, испугался и долго ходил за матерью, ждал, когда у неё начнут отваливаться руки.
- Вам смешно? Почему? Чего не знал маленький мальчик? ( Что слово отваливаются в сочетании со словом руки имеет другое значение – устал, нет сил).
- Как вы считаете, есть ещё такие фразы, которые мы используем в переносном значении и которые можно заменить одним словом?
- Приведите примеры.
Хорошо, правильно.
А что вы про них знаете или можете предположить?
- Трудно? Тогда давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. (познакомиться с сочетанием слов в переносном значении)
- Правильно. Только у этих сочетаний есть название.
Посмотрите как называется параграф учебника.
Тема записывается на доске.
«Фразеологизмы»
- Давайте «понаблюдаем» за ними.
- Сравните предложения из каждого столбика:
У него денег кот наплакал.
Кот замяукал тихо и жалобно.
В этом деле комар носу не подточит.
В разговорах он собаку съел.
Комар тонко пищал над ухом.
Сын давно просил купить собаку.
- Объясните смысл предложений в 1-м столбике. Говорится ли в них о животных (насекомых)?
- Выпишите сочетания, которые можно заменить одним словом. Каким?
- Это и есть фразеологизмы. Попробуйте предположить, какими признаками они должны обладать.
- Что в них общего?
- Можно ли вывести общее значение выражений, записанных вами, из значений отдельных слов, входящих в них?
- Какой вывод можете сделать?
( смысл имеет вся фраза в целом.)
- Попробуйте заменить в выписанных вами выражениях какое-нибудь слово.
( кот сидел, собаку увидел)
- Что получилось?
Какой вывод можете сделать?
( В фразеологизме нельзя заменять слова.)
- Давайте попробуем обобщить добытые вами знания.
(ответы учащихся)
- А теперь посмотрим материал учебника.
( Читают, определяют то, что не сказали)
Фиксируют в тетради новые знания.
- Этап: Отработка способов действия.
Развиваем умения.
Найти в данных парах сочетания в переносном смысле:
Потерять голову
Отвечать головой
Голова идет кругом
Голова болит
Даю голову на отсечение
Идти в ногу
Путаться под ногами
Потерять почву под ногами
Грязные ноги
Хоть глаз выколи
С глазу на глаз
Мозолить глаза
Голубые глаза
На работу отводится 3 минуты. Результаты на доске.
- Все справились с заданием? (Да)
- Были ли трудности? (Да)
- Таким образом, можете ли вы определить, как вы находите фразеологизмы? (Да. Можно подобрать к ним синонимы).
- Сформулируйте, каким образом мы находим фразеологизмы.
Сделать вывод о выборе словосочетаний
Дети проговаривают алгоритм, учитель записывает на доске:
1) Найти устойчивое словосочетание
2) Объяснить значение
3) Подобрать синоним
4) Если можно заменить слово, то не фразеологизм
5) Если нельзя заменить слово, то фразеологизм
- Запишите фразеологизмы, объясните смысл каждого из них.
- Устно составьте с каждым предложение. В каком стиле у вас получились предложения?
Попасть впросак, ищи ветра в поле, ломать голову, себе на уме, гонять лодыря, шевелить мозгами, довести до белого каления, лезть на стенку, подлить масла в огонь, сесть в лужу.
Следующее задание выполняется в группах, время ограничено:
- Обратитесь к своему речевому опыту.
- Вспомните и запишите фразеологизмы, в состав которых входят данные имена существительные.
- Объясните смысл каждого фразеологизма.
1)Нос. Нос не дорос, остаться с носом,…
2)Голова. Горячая голова, человек с головой,…
3)Глаз. С глаз долой, с глазу на глаз,…
4)Ухо. Держать ухо востро, краем уха,…
Проверяется выполнение, определяется группа, которая подобрала наибольшее количество фразеологизмов и правильно их объяснила.
- Рефлексия учебной деятельности:
- Ребята, заканчивается урок. Что надо сделать? (Подвести итог).
- Какова была цель урока? ( Познакомиться с сочетаниями слов, которые называются фразеологизмами, научиться «видеть» их в речи, определять их смысл).
- Достигли ее? (Да).
- В чем вы испытали затруднения? (Мы не могли сразу найти фразеологизмы).
- Что помогло вам в работе? (работа в группах, алгоритм).
А давайте попробуем оценить свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:
- Как сказать о тех, кто работал усердно, хорошо, активно?
(Работал засучив рукава
Работал в поте лица…)
- А о тех, кто много и напряженно думал?
(ломал голову…)
- Если есть уже теперь те, кто прекрасно разобрался в теме, как про них можно сказать?
(Знают как дважды два, как свои пять пальцев…)
- Есть ли такие, кто ничего не делал или ничего не понял? Как мы можем сказать о них?
( бил баклуши, работал спустя рукава, считал ворон, хлопал ушами…)
- Вот и решите, какой фразеологизм точнее определяет вашу сегодняшнюю работу на уроке.
Домашнее задание:
- Сообщение о фразеологизмах.
- Рассказать историю происхождения любого из них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...