Олимпиада по русскому языку для учащихся
олимпиадные задания по русскому языку на тему
Олимпиада в школе повышает самооценку учащихся и уверенность в себе и своих
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_5-6kl.doc | 49 КБ |
olimpiada_7-8kl.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку для 5-6 кл.
1. Решите языковую задачу и ответьте на вопросы.
Мать и сын идут ко граду
Лишь ступили за ограду
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон
- Можно ли назвать выделенные слова однокоренными?
- Каково происхождение выделенных слов, что они обозначали раньше и что теперь?
- Подберите к выделенным словам пару с тем же корнем.
- Каково происхождение подчеркнутого слова.
- Подберите к выделенному слову пару.
Внесите ответ в таблицу для ответов
2. Запишите слова в транскрипции
Счастье, расчет, шоколад, частокол, в избе, переводчик, безжалостный.
Внесите ответ в таблицу для ответов
3. Даны слова: колесо, колея, калач, кольцо, около.
Определите исторический корень данных слов. Какой исторический процесс привел к современному состоянию данных слов? Дайте комментарий в 4-5 предложениях.
Внесите ответ в таблицу для ответов
4. Даны слова: котенок, лисенок, опенок. Почему слово опенок нельзя разобрать по составу как о-пен-ок? Как слово опята связано со словами лисята, котята? Дайте комментарий в 4-5 предложениях.
Внесите ответ в таблицу для ответов
5. Установите правила выбора уменьшительного суффикса (-ок, -ик, или –чик) для следующих примеров: катерок, вечерок, погребок, желобок, куполок, теремок, тетеревок, столик, слоник, дворик, клопик, холмик, коврик, ослик, кадрик, штампик, ромбик, цилиндрик, оркестрик, комарик, топорик, стульчик, планчик, карманчик, локончик, бульварчик, моторчик, сиропчик, перерывчик. Дайте комментарий в 6-8 предложениях.
Внесите ответ в таблицу для ответов
6. Придумайте пять фраз, где подлежащее может смешиваться с дополнением, например:
Дочь любит мать. Кто здесь кого любит? И мать может быть подлежащим и дочь.
Внесите ответ в таблицу для ответов
7. Заполните таблицу (запишите ответ цифрами в соответствующие столбики таблицы)
А | Б | В | Г | Д |
А. В каком слове звуков больше, чем букв
1) изморось, 2) гиря, 3) область, 4) зеркало.
Б. какое слово имеет одну морфему
1) отныне, 2) шоссе, 3) хорошо, 4) нигде
В. В слове беспр..станно вместо точек вставьте пропущенную букву и обоснуйте ответ
1) словарное слово, 2) в значении очень долго, 3) можно заменить приставкой пере-, 4) неполнота действия.
Г. В каких словах ошибка?
1) смешон, лишон, ножовая рана, пастушок, чужой, размежовка
Д. Найдите в данных предложениях из произведений П.П. Ершова и А.С. Пушкина устаревшие с точки зрения современного языка слова и формы слов. Выпишите их в таблицу.
1)
Тут Иванушка заплакал
И, рыдаючи, просил,
Чтоб конек его простил.
2)
Гирей сидел, потупя взор
3)
Имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках.
Внесите ответ в таблицу для ответов
8.Попробуйте определить, какого цвета были куртки членов гребной команды Кембриджского университета, если они назывались блейзерами на студенческом сленге 1880 годов?
Внесите ответ в таблицу для ответов
9.Даны глагольные формы старописьменного японского языка с переводом на русский:
1) тасукэдзарубэкарики -он не должен был помогать
2)тасукэдзарураси – он, наверное, не помогал
3)тасукэрарэсикаба – если бы ему помогали
4)тасукэсасэрарэкэри – его заставляли помогать (давно)
5)тасукэсасэки – он заставлял помогать
6)тасукэрарэтарики – ему помогли
7)тасукэтакарикэри – он хотел помогать (давно)
Переведите на старописьменный японский язык: ему помогали (давно)
Используйте перевод :
Если бы он не хотел помогать – тасукдзаруэтакарисикаба
Он помог - тасукэтарики
Учитывайте, что элемент дзару – отрицание (не), сикаба – условность (если бы), Ки – прошедшее время, кэри – давно прошедшее время, тари – совершенный вид глагола.
Внесите ответ в таблицу для ответов
10. Разберите слово простыня по составу. Каков исторический корень этого слова? Какому изменению подверглась морфемная структура этого слова(1-2 предложения)?
Внесите ответ в таблицу для ответов
Таблица для ответов на задания по русскому языку
Укажите ваш класс |
№ задания | Ответ |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 |
Инструкция по заполнению таблицы.
При наличии вариантов ответов в задании выберите и введите правильный номер ответа напротив соответствующего номера задания. Если в каком-либо задании вариантов ответов не предусмотрено, то введите свой ответ.
Спасибо за участие!
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку для 7-8 кл.
1. Угадайте слово, означающее непорядок, хаос, развившееся из названия монастыря в пригороде Лондона в середине 13 века. Название его – монастырь святой Марии Вифлиемской. В 16 веке в здании монастыря разместилась лондонская психиатрическая больница. Называлась она – Hospital of St. Mary Bethlehem.
Внесите ответ в таблицу для ответов
2. Заполните таблицу (запишите ответ цифрами в соответствующие столбики таблицы)
А | Б | В | Г | Д |
А. В каких словах следует писать и:
1) пр..возмочь боль, 2) пр..клоняться перед красотой, 3) пр..чудливый рисунок, 4)пр..бывать на отдыхе, 5) пр..увеличивать опасность, 6) седой пр..вратник.
Б. Как пишется слово с частицей не в предложении (Не) растворимые в воде кристаллы, обоснуйте:
1) потому что без не не употребляется;
2)потому что образовано новое слово;
3)потому что есть зависимое слово;
4)потому что есть отрицательное слово.
В. В каких словах нет ошибок?
1) параличем, 2) щетка, 3) чорный, 4)поджог бурьяна, 5) холщёвый
Г. Среди слов найдите наречие, образованное суффиксальным способом
1) по-простому, 2) привычно, 3) поныне, 4) вечером.
Д. Найдите правильное объяснение предложения
Не надо спешить () и не нужно уповать на везение
1) запятая; сложносочиненное предложение, включает два простых односоставных.
2)нет запятой, однородные сказуемые.
3) нет запятой, сложносочиненное с двумя безличными, в составе которых имеются слова-синонимы.
4)тире; неожиданное присоединение.
Внесите ответ в таблицу для ответов
3. Укажите, используя цифры, как связаны друг с другом предложения в тексте.
Например, «2-1; 3-2; 4-1,2,3; 5 – 1. Означает: второе с первым, третье со вторым, четвертое с первым, вторым и третьим, пятое – с первым. Ищите в последующем предложении информацию, которая уже была высказана ранее в предыдущем (или предыдущих) предложениях.
1.«Дорогой мистер Шерлок Холмс, вы действительно великолепно все это разыграли. 2. На первых порах я отнеслась к вам с доверием. 3. До пожарной тревоги у меня не было никаких подозрений. 4. Но затем, когда я поняла, как выдала себя, я не могла не задуматься. 5. Уже несколько месяцев назад меня предупредили, что если король решит прибегнуть к агенту, он, конечно, обратится к вам. 6. Мне дали ваш адрес. 7. И все же вы заставили меня открыть то, что вы хотели узнать. 8. Несмотря на мои подозрения, я не хотела дурно думать о таком милом, добром, старом священнике… 9. Но вы знаете, я сама была актрисой. 10. Мужской костюм для меня не новость. 11. Я часто пользуюсь той свободой, которую он дает. 12. Я послала кучера Джона следить за вами, а сама побежала наверх, надела мой костюм для прогулок, как я его называю, и спустилась вниз, как раз когда вы уходили. 13. Я следовала за вами до ваших дверей и убедилась, что мною действительно интересуется знаменитый Шерлок Холмс. 14. Затем я довольно неосторожно пожелала вам доброй ночи и поехала в Темпл, к мужу.
Внесите ответ в таблицу для ответов
4. Прочитайте стихотворение в старой орфографии и выполните задания к нему.
И.А. Бунин Вечеръ
О счастьѢ мы всегда лишь вспоминаемъ.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вотъ этотъ садъ осеннiй за сараемъ
И чистый воздухъ, льющiйся в окно.
Въ бездонномъ небѢ легкимъ бѢлымъ краемъ
Встаетъ, сiяет облако. Давно
СлѢжу за нимъ… Мы мало видимъ, знаемъ,
А счастье только знающимъ дано.
Окно открыто. Пискнула и сѢла
На подоконникъ птичка. И отъ книгъ
Усталый взглядъ я отвожу на мигъ.
День вечерѢетъ, небо опустѢло.
Гулъ молотилки слышен на гумнѢ…
Я вижу, слышу, счастливъ. Все во мнѢ
1. С чем связано различное написание слова счастье?
2. Определите подлежащее и сказуемое в предложениях: А счастье всюду. Окно открыто. Все во мне. Определите тип сказуемого в этих предложениях.
3. Определите разряд прилагательных: осенний, чистый, усталый, бездонный. В каком из прилагательных есть «следы» глагольной формы? Что это за следы?
4. Определите спряжение глаголов сесть, следить, видеть.
5. Найдите частицу, определите ее разряд.
Внесите ответ в таблицу для ответов
5. Поставьте в родительный, дательный и предложный падежи числительные 200, 465 (конвертов).
Внесите ответ в таблицу для ответов
6.Определите, к какой части речи относятся выделенные слова в отрывке из стихотворения А.Т. Твардовского?
Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекл.
Шел ночью снег густой и белый –
От снега в комнате светло.
Внесите ответ в таблицу для ответов
7. Каково лексическое значение слова возмутительный в предложениях из повести Пушкина «Капитанская дочка»? Каково современное значение этого слова?
Новое обстоятельство усилило беспокойство коменданта. Схвачен был башкирец с возмутительными листами.
Внесите ответ в таблицу для ответов
8. Сгруппируйте однокоренные слова.
Удар, давнишний, предание, придавать, давление, подарок, подавляющий, издавна, давность, преподаватель.
Внесите ответ в таблицу для ответов
9.Прочитайте отрывок из поэмы «Медный всадник» А.С. Пушкина и подумайте, почему два последних в ряду однородных члена не разделяются запятой, хотя союз и повторяющийся.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Внесите ответ в таблицу для ответов
10.Определите, по какому признаку объединены слова. Найдите «лишнее» слово в каждом ряду.
1) рагу, бра, купе, леди, такси
2) салями, какао, лобби, резюме
3)коммюнике, шимпанзе, кенгуру, кофе
4)сани, кольраби, сливки, тиски
5)запевала, плакса, особа, сирота.
Внесите ответ в таблицу для ответов
Таблица для ответов на задания по русскому языку
Укажите ваш класс |
№ задания | Ответ |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 |
Инструкция по заполнению таблицы.
При наличии вариантов ответов в задании выберите и введите правильный номер ответа напротив соответствующего номера задания. Если в каком-либо задании вариантов ответов не предусмотрено, то введите свой ответ.
Спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по русскому языку для учащихся 5 классов.
Предлагаемые задания могут быть использованы для проведения олимпиады по русскому языку в 5 классах, для работы с одаренными детьми. Каждое задание оценивается определенным количеством баллов. Материа...
Олимпиада по русскому языку для учащихся 5-6 классов
Данный материал предназначен ля проведения школьной олимпиады между 5-6 классами...
Задания 1 тура школьной олимпиады по русскому языку для учащихся 2-3 классов
В этом материале даны материалы для олимпиады по русскому языку для учащихся 2-3 классов...
Олимпиада по русскому языку для учащихся 11 класса
Задания олимпиады помогут учителю подготовить учащихся к региональному этапу.олимпиад....
Олимпиада по русскому языку для учащихся 7-11 классов
Задания муниципального уровня олимпиады...
Олимпиада по русскому языку для учащихся 10-11 классов
Задания для муниципальной олимпиады по русскому языку...
Олимпиада по русскому языку для учащихся 5 класса
Олимпиадные задания для учащихся 5 класса с ответами....