Олимпиада по русскому языку для учащихся
олимпиадные задания по русскому языку на тему

Алексеева О.А.

Олимпиада в школе  повышает самооценку учащихся и уверенность в себе и своих

силах, прежде всего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_5-6kl.doc49 КБ
Microsoft Office document icon olimpiada_7-8kl.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку для 5-6 кл.

1. Решите языковую задачу и ответьте на вопросы.

Мать и сын идут ко граду

Лишь ступили за ограду

Оглушительный трезвон

Поднялся со всех сторон

  1. Можно ли назвать выделенные слова однокоренными?
  2. Каково происхождение выделенных слов, что они обозначали раньше и что теперь?
  3. Подберите к выделенным словам пару с тем же корнем.
  4. Каково происхождение подчеркнутого слова.
  5. Подберите к выделенному слову пару.

Внесите ответ в таблицу для ответов

2. Запишите слова в транскрипции

Счастье, расчет, шоколад, частокол, в избе, переводчик, безжалостный.

Внесите ответ в таблицу для ответов

3. Даны слова: колесо, колея, калач, кольцо, около.

Определите исторический корень  данных слов. Какой исторический процесс привел к современному состоянию данных слов? Дайте комментарий в 4-5 предложениях.

Внесите ответ в таблицу для ответов

4. Даны слова: котенок, лисенок, опенок. Почему слово опенок нельзя разобрать по составу как о-пен-ок? Как слово опята связано со словами лисята, котята? Дайте комментарий в 4-5 предложениях.

Внесите ответ в таблицу для ответов

5. Установите правила выбора уменьшительного суффикса (-ок, -ик, или –чик) для следующих примеров: катерок, вечерок, погребок, желобок, куполок, теремок, тетеревок, столик, слоник, дворик, клопик, холмик, коврик, ослик, кадрик, штампик, ромбик, цилиндрик, оркестрик, комарик, топорик, стульчик, планчик, карманчик, локончик, бульварчик, моторчик, сиропчик, перерывчик. Дайте комментарий в 6-8 предложениях.

Внесите ответ в таблицу для ответов

6. Придумайте пять фраз, где подлежащее может смешиваться с дополнением, например:

Дочь любит мать. Кто здесь кого любит? И мать может быть подлежащим и дочь.

Внесите ответ в таблицу для ответов

7. Заполните таблицу (запишите ответ цифрами в соответствующие столбики таблицы)

А

Б

В

Г

Д

А. В каком слове звуков больше, чем букв

1) изморось, 2) гиря, 3) область, 4) зеркало.

Б. какое слово имеет одну морфему

1) отныне, 2) шоссе, 3) хорошо, 4) нигде

В. В слове беспр..станно вместо точек вставьте пропущенную букву и обоснуйте ответ

1) словарное слово, 2) в значении очень долго, 3) можно заменить приставкой пере-, 4) неполнота действия.

Г. В каких словах ошибка?

1) смешон, лишон, ножовая рана, пастушок, чужой, размежовка

Д. Найдите в данных предложениях из произведений П.П. Ершова и А.С. Пушкина устаревшие с точки зрения современного языка слова и формы слов. Выпишите их в таблицу.

1)

Тут Иванушка заплакал

И, рыдаючи, просил,

Чтоб конек его простил.

2)

Гирей сидел, потупя взор

3)

Имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках.

Внесите ответ в таблицу для ответов

8.Попробуйте определить, какого цвета были куртки членов гребной команды Кембриджского университета, если они назывались блейзерами на студенческом сленге 1880 годов?

Внесите ответ в таблицу для ответов

9.Даны глагольные формы старописьменного японского языка с переводом на русский:

1) тасукэдзарубэкарики  -он не должен был помогать

2)тасукэдзарураси – он, наверное, не помогал

3)тасукэрарэсикаба – если бы ему помогали

4)тасукэсасэрарэкэри – его заставляли помогать (давно)

5)тасукэсасэки – он заставлял помогать

6)тасукэрарэтарики – ему помогли

7)тасукэтакарикэри – он хотел помогать (давно)

Переведите на старописьменный японский язык: ему помогали (давно)

Используйте перевод :

Если бы он не хотел помогать – тасукдзаруэтакарисикаба

Он помог - тасукэтарики

 Учитывайте, что элемент дзару – отрицание (не), сикаба – условность (если бы), Ки – прошедшее время, кэри – давно прошедшее время, тари – совершенный вид глагола.

Внесите ответ в таблицу для ответов

10. Разберите слово простыня по составу. Каков исторический корень этого слова? Какому изменению подверглась морфемная структура этого слова(1-2 предложения)?

Внесите ответ в таблицу для ответов

Таблица для ответов на задания по  русскому языку

Укажите ваш класс

№ задания

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Инструкция по заполнению таблицы.

При наличии вариантов ответов в задании выберите и введите правильный номер ответа напротив соответствующего номера задания. Если в каком-либо задании вариантов ответов не предусмотрено, то введите свой ответ.

Спасибо за участие!



Предварительный просмотр:

Олимпиада по  русскому языку для 7-8 кл.

1. Угадайте слово, означающее непорядок, хаос, развившееся из названия монастыря в пригороде Лондона в середине 13 века. Название его – монастырь святой Марии Вифлиемской. В 16 веке в здании монастыря разместилась лондонская психиатрическая больница. Называлась она – Hospital of St. Mary Bethlehem.

Внесите ответ в таблицу для ответов

2. Заполните таблицу (запишите ответ цифрами в соответствующие столбики таблицы)

А

Б

В

Г

Д

А. В каких словах следует писать и:

1) пр..возмочь боль, 2) пр..клоняться перед красотой, 3) пр..чудливый рисунок, 4)пр..бывать на отдыхе, 5) пр..увеличивать опасность, 6) седой пр..вратник.

Б. Как пишется слово с частицей не в предложении (Не) растворимые в воде кристаллы, обоснуйте:

1) потому что без не не употребляется;

2)потому что образовано новое слово;

3)потому что есть зависимое слово;

4)потому что есть отрицательное слово.

В. В каких словах нет ошибок?

1) параличем, 2) щетка, 3) чорный, 4)поджог бурьяна, 5) холщёвый

Г. Среди слов найдите наречие, образованное суффиксальным способом

1) по-простому, 2) привычно, 3) поныне, 4) вечером.

Д. Найдите правильное объяснение предложения

Не надо спешить () и не нужно уповать на везение

1) запятая; сложносочиненное предложение, включает два простых односоставных.

2)нет запятой, однородные сказуемые.

3) нет запятой, сложносочиненное с двумя безличными, в составе которых имеются слова-синонимы.

4)тире; неожиданное присоединение.

Внесите ответ в таблицу для ответов


3. Укажите, используя цифры, как связаны друг с другом предложения в тексте.

Например, «2-1; 3-2; 4-1,2,3; 5 – 1. Означает: второе с первым, третье со вторым, четвертое с первым, вторым и третьим, пятое – с первым. Ищите в последующем предложении информацию, которая уже была высказана ранее в предыдущем (или предыдущих) предложениях.

1.«Дорогой мистер Шерлок Холмс, вы действительно великолепно все это разыграли. 2. На первых порах я отнеслась к вам с доверием. 3. До пожарной тревоги у меня не было никаких подозрений. 4. Но затем, когда я поняла, как выдала себя, я не могла не задуматься. 5. Уже несколько месяцев назад меня предупредили, что если король решит прибегнуть к агенту, он, конечно, обратится к вам. 6. Мне дали ваш адрес. 7. И все же вы заставили меня открыть то, что вы хотели узнать. 8. Несмотря на мои подозрения, я не хотела дурно думать о таком милом, добром, старом священнике… 9. Но вы знаете, я сама была актрисой. 10. Мужской костюм для меня не новость. 11. Я часто пользуюсь той свободой, которую он дает. 12. Я послала кучера Джона следить за вами, а сама побежала наверх, надела мой костюм для прогулок, как я его называю, и спустилась вниз, как раз когда вы уходили. 13. Я следовала за вами до ваших дверей и убедилась, что мною действительно интересуется знаменитый Шерлок Холмс. 14. Затем я довольно неосторожно пожелала вам доброй ночи и поехала в Темпл, к мужу.

Внесите ответ в таблицу для ответов

4. Прочитайте стихотворение в старой орфографии и выполните задания к нему.

И.А. Бунин Вечеръ

О счастьѢ мы всегда лишь вспоминаемъ.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вотъ этотъ садъ осеннiй за сараемъ

И чистый воздухъ, льющiйся в окно.

Въ бездонномъ небѢ легкимъ бѢлымъ краемъ

Встаетъ, сiяет облако. Давно

СлѢжу за нимъ… Мы мало видимъ, знаемъ,

А счастье только знающимъ дано.

Окно открыто. Пискнула и сѢла

На подоконникъ птичка. И отъ книгъ

Усталый взглядъ я отвожу на мигъ.

День вечерѢетъ, небо опустѢло.

Гулъ молотилки слышен на гумнѢ

Я вижу, слышу, счастливъ. Все во мнѢ

1. С чем связано различное написание слова счастье?

2. Определите подлежащее и сказуемое в предложениях: А счастье всюду. Окно открыто. Все во мне. Определите тип сказуемого в этих предложениях.

3. Определите разряд прилагательных: осенний, чистый, усталый, бездонный. В каком из прилагательных есть «следы» глагольной формы? Что это за следы?

4. Определите спряжение глаголов сесть, следить, видеть.

5. Найдите частицу, определите ее разряд.

Внесите ответ в таблицу для ответов

5. Поставьте в родительный, дательный и предложный падежи числительные 200, 465 (конвертов).

Внесите ответ в таблицу для ответов

6.Определите, к какой части речи относятся выделенные слова в отрывке из стихотворения А.Т. Твардовского?

Кружась легко и неумело,

Снежинка села на стекл.

Шел ночью снег густой и белый –

От снега в комнате светло.

Внесите ответ в таблицу для ответов

7. Каково лексическое значение слова возмутительный в предложениях из повести Пушкина «Капитанская дочка»? Каково современное значение этого слова?

Новое обстоятельство усилило беспокойство коменданта. Схвачен был башкирец с возмутительными листами.

Внесите ответ в таблицу для ответов

8. Сгруппируйте однокоренные слова.

Удар, давнишний, предание, придавать, давление, подарок, подавляющий, издавна, давность, преподаватель.

Внесите ответ в таблицу для ответов

9.Прочитайте отрывок из поэмы «Медный всадник» А.С. Пушкина и подумайте, почему  два последних в ряду однородных члена не разделяются запятой, хотя союз и повторяющийся.

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз,

Бег санок вдоль Невы широкой,

Девичьи лица ярче роз,

И блеск, и шум, и говор балов,

А в час пирушки холостой

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

Внесите ответ в таблицу для ответов

10.Определите, по какому признаку объединены слова. Найдите «лишнее» слово в каждом ряду.

1) рагу, бра, купе, леди, такси

2) салями, какао, лобби, резюме

3)коммюнике, шимпанзе, кенгуру, кофе

4)сани, кольраби, сливки, тиски

5)запевала, плакса, особа, сирота.

Внесите ответ в таблицу для ответов

Таблица для ответов на задания по  русскому языку

Укажите ваш класс

№ задания

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Инструкция по заполнению таблицы.

При наличии вариантов ответов в задании выберите и введите правильный номер ответа напротив соответствующего номера задания. Если в каком-либо задании вариантов ответов не предусмотрено, то введите свой ответ.

Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку для учащихся 5 классов.

Предлагаемые задания могут быть использованы для проведения олимпиады по русскому языку в 5 классах, для работы с одаренными детьми. Каждое задание оценивается определенным количеством баллов. Материа...

Олимпиада по русскому языку для учащихся 5-6 классов

Данный материал предназначен ля проведения школьной олимпиады между 5-6 классами...

Задания 1 тура школьной олимпиады по русскому языку для учащихся 2-3 классов

В этом материале даны  материалы для олимпиады по русскому языку для учащихся 2-3 классов...

Олимпиада по русскому языку для учащихся 11 класса

Задания олимпиады помогут учителю подготовить учащихся к региональному этапу.олимпиад....

Олимпиада по русскому языку для учащихся 7-11 классов

Задания муниципального уровня олимпиады...

Олимпиада по русскому языку для учащихся 10-11 классов

Задания для муниципальной олимпиады по русскому языку...

Олимпиада по русскому языку для учащихся 5 класса

Олимпиадные задания для учащихся 5 класса с ответами....