ОГЭ – 2015. Задание 14 .Теория
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Сложные предложения с разными видами связи между частями

 

Пример задания: «Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну… (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…».

Ответ: 53

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГЭ-2015. Задание 14.

Сложные предложения с разными видами связи между частями

Пример задания: «Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну… (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». 

Ответ: 53

Алгоритм работы при решении задания

  1. Найди предложение, в котором БОЛЕЕ ДВУХ грамматических основ.
  2. Установи тип связи между простыми предложениями в составе сложного:

а)  сочинительный тип связи: предложения относительно самостоятельны, связаны союзами  И, ДА(=И), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО), А, ИЛИ, ЛИБО, ТО-…ТО…;

б)  подчинительная связь: от одного предложения (главного) к другому   (придаточному) можно задать вопрос; союзы   и союзные слова: ЧТО, КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ТАК КАК, ПОТОМУ  ЧТО, БУДТО, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ И Т. Д.;

в)  бессоюзная связь: части сложного предложения связаны без союзов, по смыслу; между ними может стоять один из разделительных знаков препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие или тире.

3.     Запиши номер найденного предложения в бланк ответов № 1.

Теория

Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединённые между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной.

  1. Сочинительная + подчинительная связь

Это сложное предложение, в котором присутствует как сочинительная, так и подчинительная связь.

Например: Ближний лес, в котором мы часто бываем, полон ягод и грибов, а текущая неподалеку река спасает от летнего зноя.

 […  , ( в котором …) , …  ] ,  а  [    ].

  1. Сочинительная + бессоюзная связь

Например: Всё небо затянуто, идёт мелкий холодный дождь, но по свежей зелени деревьев можно догадаться: наступает весна.

[    ],  [     ] , но [     ] :  [    ].

  1. Подчинительная + бессоюзная связь

Например: Люблю весенний полдень: звенит за окном капель, которая радует душу.

[    ] :  [   ] , ( которая … ) .

  1. Бессоюзная + подчинительная + сочинительная связь

Например: Хороша наша природа зимой: всё вокруг усыпано снегом, который искрится на солнце, и легкий морозец бодрит.

[  ] : [  ],  ( который…) , и [   ].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОГЭ – 2015. Задание 3 .Теория

Выразительные средства лексики и фразеологии...

ОГЭ – 2015. Задание 4 .Теория

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи...

ОГЭ – 2015. Задание 5 .Теория

I.  Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)II. Правописание -Н- и - НН- в различных частях речиIII. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего в...

ОГЭ – 2015. Задание 6 .Теория

Замена данного слова или выражения стилистически нейтральным синонимом...

ОГЭ – 2015. Задание 7 .Теория

СловосочетаниеПример задания 7.Замените словосочетание «озиралась грациозно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напиши...

ОГЭ – 2015. Задание 8 .Теория

Грамматическая основа предложенияПример задания 8: «Выпишите грамматическую основу предложения 22».- Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.  (Ответ: создают)...

ОГЭ – 2015. Задание 9 .Теория

Осложнённое простое предложение Пример задания. Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.– (24)А зачем нам ваши копи...