ОГЭ – 2015. Задание 14 .Теория
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Сложные предложения с разными видами связи между частями
Пример задания: «Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну… (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…».
Ответ: 53
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОГЭ-2015. Задание 14.
Сложные предложения с разными видами связи между частями
Пример задания: «Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну… (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…».
Ответ: 53
Алгоритм работы при решении задания
- Найди предложение, в котором БОЛЕЕ ДВУХ грамматических основ.
- Установи тип связи между простыми предложениями в составе сложного:
а) сочинительный тип связи: предложения относительно самостоятельны, связаны союзами И, ДА(=И), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО), А, ИЛИ, ЛИБО, ТО-…ТО…;
б) подчинительная связь: от одного предложения (главного) к другому (придаточному) можно задать вопрос; союзы и союзные слова: ЧТО, КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, БУДТО, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ И Т. Д.;
в) бессоюзная связь: части сложного предложения связаны без союзов, по смыслу; между ними может стоять один из разделительных знаков препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие или тире.
3. Запиши номер найденного предложения в бланк ответов № 1.
Теория
Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединённые между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной.
- Сочинительная + подчинительная связь
Это сложное предложение, в котором присутствует как сочинительная, так и подчинительная связь.
Например: Ближний лес, в котором мы часто бываем, полон ягод и грибов, а текущая неподалеку река спасает от летнего зноя.
[… , ( в котором …) , … ] , а [ ].
- Сочинительная + бессоюзная связь
Например: Всё небо затянуто, идёт мелкий холодный дождь, но по свежей зелени деревьев можно догадаться: наступает весна.
[ ], [ ] , но [ ] : [ ].
- Подчинительная + бессоюзная связь
Например: Люблю весенний полдень: звенит за окном капель, которая радует душу.
[ ] : [ ] , ( которая … ) .
- Бессоюзная + подчинительная + сочинительная связь
Например: Хороша наша природа зимой: всё вокруг усыпано снегом, который искрится на солнце, и легкий морозец бодрит.
[ ] : [ ], ( который…) , и [ ].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОГЭ – 2015. Задание 3 .Теория
Выразительные средства лексики и фразеологии...
ОГЭ – 2015. Задание 4 .Теория
Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи...
ОГЭ – 2015. Задание 5 .Теория
I. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)II. Правописание -Н- и - НН- в различных частях речиIII. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего в...
ОГЭ – 2015. Задание 6 .Теория
Замена данного слова или выражения стилистически нейтральным синонимом...
ОГЭ – 2015. Задание 7 .Теория
СловосочетаниеПример задания 7.Замените словосочетание «озиралась грациозно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напиши...
ОГЭ – 2015. Задание 8 .Теория
Грамматическая основа предложенияПример задания 8: «Выпишите грамматическую основу предложения 22».- Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы. (Ответ: создают)...
ОГЭ – 2015. Задание 9 .Теория
Осложнённое простое предложение Пример задания. Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.– (24)А зачем нам ваши копи...