ОГЭ – 2015. Задание 13 .Теория
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Синтаксический анализ сложного предложения
Пример задания: «Среди предложений 25-27 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.»
Вместо слова «однородным»могут стоять другие слова: последовательным или параллельным. В таком сложноподчинённом предложении должно быть минимум 3 предложения: одно главное и два придаточных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oge-2015._zadanie_13._sintaksicheskiy_analiz_slozhnogo_predlozheniya._teoriya.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЭ-2015. Задание 13. Синтаксический анализ сложного предложения
Пример задания: «Среди предложений 25-27 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.»
Вместо слова «однородным» могут стоять другие слова: последовательным или параллельным. В таком сложноподчинённом предложении должно быть минимум 3 предложения: одно главное и два придаточных.
Тип подчинения | Определение | Пример |
Последовательное | Первое придаточное подчиняется главному, а остальные последовательно друг за другом: 2-ое придаточное 1-ому придаточному, 3-е придаточное - 2-ому и т.д. Придаточные присоединяются к главному разными союзами или союзными словами. | |
Чаще всего главное предложение стоит перед придаточными. | [Молодые казаки ехали и удерживали слезы], (так как боялись отца), (который был тоже несколько смущён), (хотя старался этого не показать). [ ], (так как…), (который… ), ( хотя… ). | |
Но может быть и другой порядок: - главное предложение может также стоять после придаточных; | (Когда человек настолько уязвлён), (что не в силах проявить великодушие), [в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке]. (Когда…), (что…), [ ]. | |
- одно придаточное может находиться внутри другого (при стыковке двух союзов). | [Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки). [ ], (что, (когда…), ….). Сравни: [Вода обрушилась так страшно], (что (когда солдаты бежали внизу), то им вдогонку уже летели бушующие потоки). [ ], (что (когда…), то ….). | |
Параллельное (Внимание! Параллельный тип подчинения называют также и неоднородным.) | Придаточные относятся к разным словам одного и того же главного предложения и отвечают на разные вопросы (относятся к разным видам). Придаточные присоединяются к главному разными союзами или союзными словами. | |
Главное предложение может находиться между придаточными… | (Когда бричка была уже на конце деревни), [Чичиков подозвал к себе первого мужика], (который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно,тащил его на плечах). ( Когда…), [ ], ( который…). | |
… или перед придаточными. | [Я должен был нанять быков], (чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору), (потому что была уже осень и гололедица). [ ], (чтобы…), (потому что… ). | |
Однородное | Придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос (относятся к одному и тому же виду). | |
Чаще всего придаточные присоединяются одинаковыми союзами или союзными словами… (!!! Если придаточные связаны союзом И, то запятая между ними не ставится.) | [Она знала], (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты), (что чувствуют они себя связанно).
Сравни: [Она знала], (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты) и (что чувствуют они себя связанно). | |
…но могут присоединяться и разными. | [В своих письмах я не пытаюсь объяснить], (что такое добро) и (почему добрый человек внутренне красив). [ ], (что… ) и (почему…). | |
Подчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его легко восстановить по первому придаточному. | [Ему уже не было страшно], (хотя гром трещал по-прежнему) и (молния полосовала всё небо).
| |
Придаточные могут быть связаны сочинительными союзами А, НО, запятая при этом ставится перед сочинительным союзом, а перед подчинительным союзом или союзным словом не ставится. | [А Любка обняла Улю], (с которой она подружилась с того совещания у Туркенича), но (с которой ещё не успела поздороваться). | |
Придаточные могут стоять в середине главного. | [А Любка обняла Улю, (с которой она подружилась с того совещания у Туркенича), но (с которой ещё не успела поздороваться), и поцеловала её как сестру]. [ – =, (с которой…), но (с которой…), и =]. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОГЭ – 2015. Задание 3 .Теория
Выразительные средства лексики и фразеологии...
ОГЭ – 2015. Задание 4 .Теория
Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи...
ОГЭ – 2015. Задание 5 .Теория
I. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)II. Правописание -Н- и - НН- в различных частях речиIII. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего в...
ОГЭ – 2015. Задание 6 .Теория
Замена данного слова или выражения стилистически нейтральным синонимом...
ОГЭ – 2015. Задание 7 .Теория
СловосочетаниеПример задания 7.Замените словосочетание «озиралась грациозно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напиши...
ОГЭ – 2015. Задание 8 .Теория
Грамматическая основа предложенияПример задания 8: «Выпишите грамматическую основу предложения 22».- Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы. (Ответ: создают)...
ОГЭ – 2015. Задание 9 .Теория
Осложнённое простое предложение Пример задания. Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.– (24)А зачем нам ваши копи...