ОГЭ – 2015. Задание 13 .Теория
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Синтаксический анализ сложного предложения

Пример задания: «Среди предложений 25-27 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.»

Вместо слова «однородным»могут стоять другие слова: последовательным или параллельным.  В таком сложноподчинённом предложении должно быть минимум 3 предложения: одно главное и два придаточных

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГЭ-2015. Задание 13. Синтаксический анализ сложного предложения

Пример задания: «Среди предложений 25-27 найдите сложноподчинённое предложение с  однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.»

Вместо слова «однородным» могут стоять другие слова: последовательным или параллельным.  В таком сложноподчинённом предложении должно быть минимум 3 предложения: одно главное и два придаточных.

Тип подчинения

Определение

Пример

Последовательное

Первое придаточное подчиняется главному, а остальные последовательно друг за другом:  2-ое придаточное 1-ому придаточному, 3-е придаточное - 2-ому и т.д.  Придаточные присоединяются к главному разными союзами или союзными     словами.

Чаще всего главное предложение стоит перед придаточными.

[Молодые казаки ехали и удерживали слезы], (так как боялись отца), (который был тоже несколько смущён), (хотя старался этого не показать).

[    ], (так как…), (который… ), ( хотя… ).

Но может быть и другой порядок:

-  главное предложение может также стоять после придаточных;

(Когда человек настолько уязвлён), (что не в силах проявить великодушие), [в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке].

(Когда…), (что…), [     ].

- одно придаточное может находиться внутри другого (при стыковке двух союзов).

[Вода обрушилась так страшно],          (что,  (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки).

[   ], (что, (когда…), ….).

Сравни:

[Вода обрушилась так страшно],           (что     (когда солдаты бежали внизу),  то им вдогонку уже летели бушующие потоки).

[   ], (что   (когда…), то ….).

Параллельное

(Внимание! Параллельный тип подчинения называют также и неоднородным.)

Придаточные относятся к разным словам одного и того же главного предложения и отвечают на разные вопросы  (относятся к разным видам).  Придаточные присоединяются к главному разными союзами или союзными     словами.

Главное  предложение может находиться между придаточными…

(Когда бричка была уже на конце деревни), [Чичиков подозвал к себе первого мужика], (который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно,тащил его на плечах). 

( Когда…),  [    ],  ( который…).

… или перед придаточными.

[Я должен был нанять быков], (чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору), (потому что была уже осень и гололедица).

[    ], (чтобы…), (потому что… ).

Однородное

Придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос (относятся к одному и тому же виду).

Чаще всего придаточные присоединяются одинаковыми союзами или союзными словами…

(!!! Если придаточные связаны союзом И, то запятая между ними не ставится.)

[Она знала],  (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты),  (что чувствуют они себя связанно).


[     ], (что… ), (что…).

Сравни:

[Она знала],  (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты)  и  (что чувствуют они себя связанно).


[     ], (что… ) и (что…).

…но могут присоединяться и разными.

[В своих письмах я не пытаюсь объяснить], (что такое добро) и (почему добрый человек внутренне красив).

[     ], (что… ) и (почему…).

Подчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его легко восстановить по первому придаточному.

[Ему уже не было страшно],  (хотя гром трещал по-прежнему)  и  (молния полосовала всё небо).


[    ], (хотя…) и ( … ).

Придаточные могут быть связаны сочинительными союзами А, НО, запятая при этом ставится перед сочинительным союзом, а перед подчинительным союзом или союзным словом не ставится.

[А Любка обняла Улю], (с которой она подружилась с того совещания у Туркенича), но (с которой ещё не успела поздороваться).

[ … ], (с которой…), но (с которой…).

Придаточные могут стоять в середине главного.

[А Любка обняла Улю, (с которой она подружилась с того совещания у Туркенича), но (с которой ещё не успела поздороваться), и поцеловала её как сестру].

[ – =, (с которой…), но (с которой…), и  =].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОГЭ – 2015. Задание 3 .Теория

Выразительные средства лексики и фразеологии...

ОГЭ – 2015. Задание 4 .Теория

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи...

ОГЭ – 2015. Задание 5 .Теория

I.  Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)II. Правописание -Н- и - НН- в различных частях речиIII. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего в...

ОГЭ – 2015. Задание 6 .Теория

Замена данного слова или выражения стилистически нейтральным синонимом...

ОГЭ – 2015. Задание 7 .Теория

СловосочетаниеПример задания 7.Замените словосочетание «озиралась грациозно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напиши...

ОГЭ – 2015. Задание 8 .Теория

Грамматическая основа предложенияПример задания 8: «Выпишите грамматическую основу предложения 22».- Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.  (Ответ: создают)...

ОГЭ – 2015. Задание 9 .Теория

Осложнённое простое предложение Пример задания. Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.– (24)А зачем нам ваши копи...