ОГЭ – 2015. Задание 12 .Теория
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях

Примеры заданий:

1) В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую в сложносочинённом предложении.

Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки,(1) начертанные ровно линии,(2) взяла пузырек с тушью, (3) аккуратненько вылила ее на весь проект, (4)и краска залила чертёж.Ответ: 4

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГЭ – 2015. Задание 12

Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях

Примеры заданий:

1) В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую в сложносочинённом предложении.

Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки,(1) начертанные ровно линии,(2) взяла пузырек с тушью, (3) аккуратненько вылила ее на весь проект, (4) и краска залила чертёж. Ответ: 4

2) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5) чтобы я слышала. Ответ: 235

ССП.  Теория

Сложносочинённое предложение - это такое предложение, в котором простые предложения связываются сочинительными союзами. Простые предложения в составе ССП равноправны по отношению друг к другу и между ними можно поставить точку. Простые предложения в составе ССП отделяются друг от друга только запятой.

Чем отличается ССП от СПП и БСП?

В сложноподчинённом предложении (СПП) простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными слова и состоят из главного предложения и придаточного (придаточное подчиняется главному).
В
бессоюзном сложном предложении (БСП) простые предложения связаны без помощи союзов и союзных слов, а части БСП могут быть отделены друг от друга не только запятой, но и точкой с запятой, двоеточием и тире. 

Запомним все сочинительные союзы:

и
да (= и)
да и
тоже
также
причём
притом
или (иль)
либо

то есть
а именно

ни — ни
то — то
не то — не то
то ли — то ли
а
но
да (= но)
зато
однако
же
только

Рассмотрим схемы ССП и примеры


[ ], и [ ].  
[Дверь хлопнула], и [из нее показался гражданин].
[ ], да [ ]. 
[Только иволги кричат], да [кукушки отсчитывают непрожитые годы].
Ни [ ], ни [ ]. 
Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет].
[ ], или [ ].   [
Залает пёс дворовый], или [ветерок зашелестит].
То [ ], то [ ]. 
То [солнце тусклое блестит], то [туча чёрная висит].

[ ], то есть [ ].   [Так же вот жилось в родных Лозищах и Осипу], то есть [жилось неважно].
[ ], а именно [ ]. 
[Мужская прислуга была доведена у нас до минимума], а именно [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев].


[ ], [... же... ]. 
[Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером].

Внимание! Союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово.

[ ], [...тоже... ].  
[Лицо её было бледно], [слегка раскрытые губы тоже побледнели] .

Внимание! Союзы тоже и также по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго.

Алгоритм выполнения задания

1. В поисках запятой, разделяющей части ССП, ориентируйтесь в первую очередь на сочинительные союзы. Помните, что союзы ЖЕ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ стоят не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения (союз ЖЕ) и внутри второго предложения (союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ).

2. Помните о том, что сочинительные союзы могут связывать не только простые предложения в составе ССП, но и однородные члены. Запятая между однородными членами не имеет никакого отношения к ССП.

3. Внимательно читайте задание! Обратите внимание, сколько цифр вас просят указать - одну или несколько. Учтите также, что, к сожалению, задание в КИМах может быть сформулировано некорректно, то есть, например, вас просят указать всего одну запятую, стоящую между частями ССП, а в указанном предложении на самом деле не одна запятая, а две или более. И наоборот. Кроме того, задание может быть сформулировано неопределённо: то ли одну запятую надо найти, то ли несколько. Поэтому тщательно проверяйте каждую запятую!

СПП. Теория

1. Ориентируйтесь на подчинительный союз или союзное слово.

Средства связи частей СПП


2. Помните, что перед союзным словом КОТОРЫЙ может стоять
предлог или другое слово. Например: Зрители, перед которыми выступали артисты, аплодировали стоя.
3. Не путайте придаточное предложение с
вводным предложением, указывающим на источник сообщения. Например: Завтра, как предсказывали синоптики, будет дождь.
4. Помните, что придаточное может находиться
не только после главного, а также то, что в предложении может быть несколько придаточных. Указываем все запятые, которые отделяют придаточные от главного или выделяют их.
5. Если придаточное стоит
 перед главным, тогда подчинительный союз или союзное слово находится в начале предложения, а после запятой, разделяющей главное и придаточное, этого союза нет, но номер запятой нужно указать.
(Союз  …   ), 1 [  ].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОГЭ – 2015. Задание 3 .Теория

Выразительные средства лексики и фразеологии...

ОГЭ – 2015. Задание 4 .Теория

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи...

ОГЭ – 2015. Задание 5 .Теория

I.  Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)II. Правописание -Н- и - НН- в различных частях речиIII. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего в...

ОГЭ – 2015. Задание 6 .Теория

Замена данного слова или выражения стилистически нейтральным синонимом...

ОГЭ – 2015. Задание 7 .Теория

СловосочетаниеПример задания 7.Замените словосочетание «озиралась грациозно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напиши...

ОГЭ – 2015. Задание 8 .Теория

Грамматическая основа предложенияПример задания 8: «Выпишите грамматическую основу предложения 22».- Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.  (Ответ: создают)...

ОГЭ – 2015. Задание 9 .Теория

Осложнённое простое предложение Пример задания. Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.– (24)А зачем нам ваши копи...