ОГЭ – 2015. Задание 11 .Теория
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и
сложноподчинённом предложениях. Определение количества грамматических основ в предложении
Пример задания 11: «Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой.»
Разбор предложения: 1) Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, 2) но душа её молчала, 3) и голос сына более не звучал в ней. (Ответ: 3)
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОГЭ – 2015. Задание 11
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и
сложноподчинённом предложениях. Определение количества грамматических основ в предложении
Пример задания 11: «Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой.»
Разбор предложения: 1) Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, 2) но душа её молчала, 3) и голос сына более не звучал в ней. (Ответ: 3)
- Выполняя задание, подчёркивайте все основы в предложении.
- Помните, что
Осложнено однородными членами | К полудню прогревается и море, и окрестный берег. |
Осложнено вводными словами, междометиями | В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее зеленого дуба. |
Осложнено обращением | Вы откуда будете, молодые люди? |
Осложнено обособленными: | |
определением | На двух треногах лежала палка, порядком обгоревшая. |
приложением | Серебристая дымка, предвестник жаркого дня, окутала город. |
обстоятельством | И месяц, скучая в облачной мгле, бросил в горницу тусклый взор. Звезды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. Дело подвигалось плохо, несмотря на все мои хлопоты. |
дополнением | В столовой, кроме играющих, нет никого. |
уточняющим членом предложения | За логом, у болота, сонно журчал родник. У болота - уточняющее обстоятельство. |
- Простое предложение может быть осложнённым
- Вспомните виды сложных предложений:
Бессоюзные сложные | Союзные | |
сложносочинённые | сложноподчинённые | |
Средство связи - интонация | Средство связи - сочинительные союзы | Средство связи - подчинительные союзы и союзные слова ( наречия, относит. местоимения) |
Сыр выпал — с ним была плутовка такова. [ ] – [ ]. Начинался ветер, деревья мерно раскачивались. [ ] , [ ]. В актовом зале горного техникума свободных мест не было: народу набилось битком. [ ] : [ ]. Морозило; на черном небе сверкали крупные звезды. [ ] ; [ ]. | Роса уже пала, и ночной воздух пахнет влажными травами. [ ] , и [ ]. С юга надвигалась туча, но весенний вечер был еще ясен и тёпел. [ ] , но [ ]. Дедушка всю дорогу кряхтел и вздыхал, Сергей ЖЕ сохранял на лице злое, решительное выражение. [ ] , […же... ]. | Пока офицеры завтракали, теплоход пришвартовался к деревянному причалу. (Пока…), [ ]. Сторож бежал тяжело и один раз даже остановился, чтобы перевести дух. [ ], (чтобы…). Книжки, какие у меня были, я все очень скоро перечитал. […, (какие…), … ]. |
- Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены.
Сравните:
От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра – простое предложение с однородными сказуемыми, 1 основа;
Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать можно – сложносочинённое предложение, 2 основы.
- Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения).
Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу.
Исключение составляют союзы тоже, также, частицы-союзы же, только. Они обязательно занимают или могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения).
Мы с сестрой плакали, мать также плакала.
Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину.
Поэтому при разборе такие сложносочинённые предложения можно спутать с бессоюзными сложными предложениями.
- Иногда нет запятой между частями сложносочинённого предложения. Запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение.
Например:
По улицам двигались тяжёлые грузовики и мчались легковые автомобили. (есть общий второстепенный член) – 2 основы
Звезды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском. (есть общее придаточное предложение) – 3 основы
- Нет запятой между придаточными в сложноподчинённом предложении с союзом И при наличии однородного подчинения.
Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла. – 3 основы
- Придаточное в сложноподчинённом предложении может присоединяться к главному при помощи частицы ЛИ, употреблённой в значении союза.
Например: Он не знал, придёт ли завтра. – 2 основы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОГЭ – 2015. Задание 3 .Теория
Выразительные средства лексики и фразеологии...
ОГЭ – 2015. Задание 4 .Теория
Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи...
ОГЭ – 2015. Задание 5 .Теория
I. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)II. Правописание -Н- и - НН- в различных частях речиIII. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего в...
ОГЭ – 2015. Задание 6 .Теория
Замена данного слова или выражения стилистически нейтральным синонимом...
ОГЭ – 2015. Задание 7 .Теория
СловосочетаниеПример задания 7.Замените словосочетание «озиралась грациозно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напиши...
ОГЭ – 2015. Задание 8 .Теория
Грамматическая основа предложенияПример задания 8: «Выпишите грамматическую основу предложения 22».- Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы. (Ответ: создают)...
ОГЭ – 2015. Задание 9 .Теория
Осложнённое простое предложение Пример задания. Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.– (24)А зачем нам ваши копи...