ОГЭ – 2015. Задание 11 .Теория
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Пунктуационный анализ.  Знаки препинания в сложносочинённом и

сложноподчинённом предложениях. Определение количества грамматических основ в предложении

 

Пример задания 11: «Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой.» 

Разбор предложения: 1) Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, 2) но душа её молчала, 3) и голос сына более не звучал в ней. (Ответ: 3)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГЭ – 2015. Задание 11

Пунктуационный анализ.  Знаки препинания в сложносочинённом и

сложноподчинённом предложениях.  Определение количества грамматических основ в предложении

Пример задания 11: «Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой.»  

Разбор предложения: 1) Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, 2) но душа её молчала, 3) и голос сына более не звучал в ней. (Ответ: 3)

  • Выполняя задание, подчёркивайте все основы в предложении.

  • Помните, что

Осложнено однородными членами

К полудню прогревается и  море,  и окрестный берег.  

Осложнено вводными словами, междометиями

В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее зеленого дуба. 

Осложнено обращением

Вы откуда будете, молодые люди?

Осложнено обособленными:

определением

На двух треногах лежала палка, порядком обгоревшая.

приложением

Серебристая дымка,  предвестник жаркого  дня,  окутала  город.

обстоятельством

И месяц, скучая в облачной мгле, бросил в горницу тусклый взор.

Звезды,  как  вербочки, распухают в  прозрачных облаках.

Дело подвигалось плохо, несмотря на все мои хлопоты.

дополнением

В столовой, кроме играющих, нет никого.  

уточняющим  членом  предложения

За логом, у болота, сонно журчал родник.

У болота - уточняющее обстоятельство.

  • Простое предложение может быть осложнённым

  • Вспомните виды сложных предложений:

Бессоюзные сложные

Союзные

сложносочинённые

сложноподчинённые

Средство связи - интонация

Средство связи - сочинительные союзы

Средство связи - подчинительные союзы и союзные слова ( наречия, относит. местоимения)

Сыр   выпал —   с ним была плутовка такова.  

[  ] – [  ].

Начинался ветер,  деревья мерно раскачивались.

[  ] ,  [  ].

В актовом зале горного техникума свободных мест не было:  народу набилось битком.

[  ] :  [  ].

Морозило; на черном небе сверкали крупные звезды. 

[  ] ; [  ].

Роса уже пала,  и ночной воздух  пахнет  влажными  травами.  

[  ] , и [  ].

С юга надвигалась туча, но весенний вечер был еще ясен и тёпел.

[  ] , но [  ].

Дедушка всю дорогу кряхтел и вздыхал, Сергей ЖЕ сохранял на лице злое, решительное выражение.

[  ] , […же... ].

Пока офицеры завтракали, теплоход пришвартовался к деревянному причалу.

(Пока…), [  ].

Сторож бежал тяжело и один раз даже остановился, чтобы перевести дух.

[  ],  (чтобы…).

Книжки, какие у меня были, я все очень скоро перечитал. […, (какие…),  … ].

  • Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены.

Сравните: 

От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра – простое предложение с однородными сказуемыми, 1 основа;

Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать можно – сложносочинённое предложение, 2 основы.

  • Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения).

Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу.

Исключение составляют союзы тоже, также, частицы-союзы же, только. Они обязательно занимают или могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения).

Мы с сестрой плакали, мать также плакала.

Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину.

Поэтому при разборе такие сложносочинённые предложения можно спутать с бессоюзными сложными предложениями.

  • Иногда нет запятой между частями сложносочинённого предложения. Запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение.

Например:

По улицам двигались тяжёлые грузовики и мчались легковые автомобили. (есть общий второстепенный член) – 2 основы

Звезды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском. (есть общее придаточное предложение) – 3 основы

  • Нет запятой между придаточными в сложноподчинённом предложении с союзом И при наличии однородного подчинения.

Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла. – 3 основы

  • Придаточное в сложноподчинённом предложении может присоединяться к главному при помощи частицы ЛИ, употреблённой в значении союза.

Например: Он не знал, придёт ли завтра. – 2 основы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОГЭ – 2015. Задание 3 .Теория

Выразительные средства лексики и фразеологии...

ОГЭ – 2015. Задание 4 .Теория

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи...

ОГЭ – 2015. Задание 5 .Теория

I.  Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)II. Правописание -Н- и - НН- в различных частях речиIII. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего в...

ОГЭ – 2015. Задание 6 .Теория

Замена данного слова или выражения стилистически нейтральным синонимом...

ОГЭ – 2015. Задание 7 .Теория

СловосочетаниеПример задания 7.Замените словосочетание «озиралась грациозно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напиши...

ОГЭ – 2015. Задание 8 .Теория

Грамматическая основа предложенияПример задания 8: «Выпишите грамматическую основу предложения 22».- Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.  (Ответ: создают)...

ОГЭ – 2015. Задание 9 .Теория

Осложнённое простое предложение Пример задания. Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.– (24)А зачем нам ваши копи...