ОГЭ – 2015. Задание 10 .Теория
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Знаки препинания в предложениях сословами и конструкциями, грамматическине связанными с членами предложения

Пример задания 10: «В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованывсе запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула с облегчением:

– Ступайте,(6) дети. Я очень устала.»  Ответ: 12

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГЭ – 2015. Задание 10

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Пример задания 10: «В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула с облегчением:

– Ступайте,(6) дети. Я очень устала.»  Ответ: 12

  • Задание направлено на нахождение  вводных слов, вводных предложений и обращений.
  • Они не являются членами предложения, поэтому и «грамматически не связаны с членами предложения».

  • Повторим теорию

Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью: Паша, это ты?

- Обращения обычно выражены именами существительными одушевлёнными, реже прилагательными или причастиями в значении существительных: Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём.

- В роли обращений чаще всего выступают собственные имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии: Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей.

- Личные местоимения 2 лица ТЫ и ВЫ чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица: Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя?

- В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, используются обращения к неодушевлённым предметам: Красуйся, град Петров, и стой

                                                     Неколебимо, как Россия.

- Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

Обращение выделяется запятыми

Наташа, иди сюда!

Вперёд тебе наука, друг. 

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы.

Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.

Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая часть.

Отколе, умная, бредёшь ты, голова?

Вводные слова — это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает, например: Эта безлунная ночь, казалось, была всё так же великолепна, как и прежде.

Вводные слова при произношении выделяются интонацией, а на письме запятыми.

Обратите внимание, что если вводное слово находится в середине предложения, то оно обособляется двумя запятыми, поэтому вам необходимо указать обе цифры.

Значения вводных слов

Примеры

  1. Различная степень уверенности:      

а) большая степень уверенности (конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно);

б) меньшая степень уверенности, предположение (кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй).

2. Различные чувства (к счастью, общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению).

3. Источник сообщения (кому принадлежат сообщение) (по сообщению, по словам, по мнению (кого-либо).

4.  Порядок мыслей и их связь (во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец;  следовательно,  значит,   итак, напротив, наоборот, например).

5. Замечания о способах оформления мыслей (одним словом, иначе говоря, лучше сказать).

Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.

Возможно, я отношусь к языку с преувеличенной строгостью.

К несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.

 

По мнению врача, больного выпишут из  больницы через неделю.

Во-первых, я плохо знал эту местность, во-вторых,  одно желание пользы заставило меня напечатать отрывки из журнала.

Одним словом, в школе стало в тысячу раз интереснее.

   Эти значения выражаются не только вводными словами, но и вводными предложениями: А любители соловьиного пения (их было всегда много на Руси) с нетерпением ждали времени, когда у берёзки «развернётся лист».  Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала.

    Вставные конструкции, выражающие дополнительные замечания или пояснения, выделяются скобками или, реже, тире, например: Когда мы вошли в избу, девки их было человек десять — распевая какую-то бесконечную песню, чинно сидели вокруг стола. Сестра — имени её я, право, не знаю — с раннего утра принималась за хозяйство. К обеду он приходил обыкновенно нагруженный новостями (преимущественно политического свойства), которые и сообщал сестре.

Легко найти обращения, вводные слова и конструкции по следующим признакам:

                                   - к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения;

                                   - они заменяются синонимичными вводными словами и конструкциями;

                                   - они легко убираются из текста без потери смысла.

Алгоритм выполнения задания

  1. Найдите специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает (они выделены запятыми, реже – тире или скобками).
  2. Уберите их из предложения. Смысл не поменялся? Это вводные слова или вводные предложения.
  3. Попробуйте задать вопрос к слову, которое, как вы думаете, является вводным. Если не задаётся, скорее всего, оно вводное и выделяется запятыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОГЭ – 2015. Задание 3 .Теория

Выразительные средства лексики и фразеологии...

ОГЭ – 2015. Задание 4 .Теория

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи...

ОГЭ – 2015. Задание 5 .Теория

I.  Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)II. Правописание -Н- и - НН- в различных частях речиIII. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего в...

ОГЭ – 2015. Задание 6 .Теория

Замена данного слова или выражения стилистически нейтральным синонимом...

ОГЭ – 2015. Задание 7 .Теория

СловосочетаниеПример задания 7.Замените словосочетание «озиралась грациозно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напиши...

ОГЭ – 2015. Задание 8 .Теория

Грамматическая основа предложенияПример задания 8: «Выпишите грамматическую основу предложения 22».- Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.  (Ответ: создают)...

ОГЭ – 2015. Задание 9 .Теория

Осложнённое простое предложение Пример задания. Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.– (24)А зачем нам ваши копи...