«Суффиксы – чик и –щик»
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах; даль понятия омонимичность и синонимичность суффиксов; развивать орфографическую зоркость; формировать умения использовать алгоритм орфографического правила.

Задачи:

Обучающие:

 - научиться узнавать суффиксы -чик (-щик);

 - научить правильно писать суффиксы -чик (-щик);

 - устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв Ч и Щ в суффиксах;

 - обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.

Воспитательные: вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.

Методы обучения:

1. Репродуктивный (для формирования ЗУН).

2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.

3. Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Правописание суффикса -чик (-щик)».

Тип урока: урок получения новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse_po_teme.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе по теме:

Тема: «Суффиксы – чик и –щик»

Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах; даль понятия омонимичность и синонимичность суффиксов; развивать орфографическую зоркость; формировать умения использовать алгоритм орфографического правила.

Задачи: 

Обучающие:

 - научиться узнавать суффиксы -чик (-щик);

 - научить правильно писать суффиксы -чик (-щик);

 - устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв Ч и Щ в суффиксах;

 - обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.

Воспитательные: вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.

Методы обучения:

1. Репродуктивный (для формирования ЗУН).

2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.

3. Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Правописание суффикса -чик (-щик)».

Тип урока: урок получения новых знаний;

ХОД УРОКА

Организационный момент. Вступительное слово учителя:

-Добрый день, дорогие ребята, можете садиться. Начинаем урок. Все необходимые принадлежности (книги, тетради, ручки) должны лежать на столе.

-Открываем тетради, записываем число, «Классная работа».

Актуализация знаний.

  1. Орфографический минимум: к..согор, к..сичка, соб..рать, раст..рать, прик..снулся, к..сарь, подл..жил, прил..гательное, сл..жение, кр..пива, дли(н,нн)ый, дли(н,нн)а, п.ртфель, ж..рнов.
  2. Дополнительное задание: Разберите по составу слова косарь, сложение.

- Назовите известные вам морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание).

 - Какую функцию выполняют приставки и суффиксы в слове? (образуют новые слова).

 - Замечательно, мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром  суффиксов.

Формулировка темы и целей урока.

  1. Выполнение тренировочного упражнения №232.

 – Определите, в каких словах суффикс –чик имеет значение «производитель действия», а в каких – уменьшительно-ласкательное значение. Запишите слова в таблицу.

Производитель действия

Уменьшительно- ласкательное значение

  1. Работа с теоретическим материалом стр. 104 – 105 (освоение понятий «омонимичные и синонимичные» суффиксы).
  2. Мне надо правильно написать слово «ПЕРЕПИС,,,ИК»(на доске). Я не знаю, какую букву мне нужно написать в суффиксе. Вы мне подскажите?

…(варианты ответов)

-так какую же букву писать: Ч или Щ? Какую орфографическую проблему Вы обнаружили?

- как вы думаете, какова  цель нашего сегодняшнего занятия?( научиться находить суффиксы -чик (-щик), научить правильно писать суффиксы -чик (-щик); объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах; находить по опознавательным признакам места применения правил).

Формулировка правила:

 - Для того, чтобы сформулировать правило самостоятельно, я предлагаю вам понаблюдать за словами.

переводчик                              сварщик,

грузчик                                      бетонщик

вкладчик                                    сменщик

автоматчик                                приёмщик

лётчик                                        гонщик

подписчик                                 пильщик

Формулировка вывода самими учащимися.

Кто сформулирует вывод? (перед д-т, з-с, ж пишем ч).

-Давайте сравним с правилом: чтение правила стр. 105. Мы что-то пропустили, формулируя вывод?

Выполнение тренировочных упр. №233

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Лексический диктант

-предлагаю Вам лексический диктант. Ваша цель- по лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности; объяснить написание букв ч и щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму:
1. Рабочий, специалист по бетонным работам –
бетонщик.
2. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь –
подносчик.
3. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке –
каменщик.
4. Рабочий, специалист по типографскому набору –
наборщик.
5. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь –
учётчик.
6. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь –
смазчик.
7. Работник бани, обслуживающий посетителей –
банщик.

Игра «корректор»  -предлагаю поиграть в корректора (исправить допущенные ошибки в толкованиях слов). Лингвистическая задачка.

Итоги.

-Над какой орфограммой мы работали? (тема)

-что нового узнали на уроке(что когда пишется)

-о чем Вам должны напомнить буквы д,т,з,с,ж?(пишем -чик)

-с какими пчелками дружит суффикс –чик-?

.Домашнее задание: упр 234 (на «5» составить предложения со словосочетаниями.

Рефлексия. В конце урока, как всегда, мы должны оценить свои знания по новой изученной орфограмме.

Урок окончен, можете быть свободными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...

Словообразование: образование существительных от глаголов, существительных, прилагательных. Таблица суффиксов и значение суффиксов. ч. 1

Данная таблица может помочь при изучении тем по словообразованию. В первой части размещены суффиксы,  при помощи которых образуются существительные от глаголов, других существительных, прилагател...

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...