«Суффиксы – чик и –щик»
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах; даль понятия омонимичность и синонимичность суффиксов; развивать орфографическую зоркость; формировать умения использовать алгоритм орфографического правила.
Задачи:
Обучающие:
- научиться узнавать суффиксы -чик (-щик);
- научить правильно писать суффиксы -чик (-щик);
- устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв Ч и Щ в суффиксах;
- обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
Воспитательные: вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.
Методы обучения:
1. Репродуктивный (для формирования ЗУН).
2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.
3. Практический – для развития практических умений и навыков.
Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Правописание суффикса -чик (-щик)».
Тип урока: урок получения новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse_po_teme.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе по теме:
Тема: «Суффиксы – чик и –щик»
Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах; даль понятия омонимичность и синонимичность суффиксов; развивать орфографическую зоркость; формировать умения использовать алгоритм орфографического правила.
Задачи:
Обучающие:
- научиться узнавать суффиксы -чик (-щик);
- научить правильно писать суффиксы -чик (-щик);
- устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв Ч и Щ в суффиксах;
- обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
Воспитательные: вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.
Методы обучения:
1. Репродуктивный (для формирования ЗУН).
2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.
3. Практический – для развития практических умений и навыков.
Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Правописание суффикса -чик (-щик)».
Тип урока: урок получения новых знаний;
ХОД УРОКА
Организационный момент. Вступительное слово учителя:
-Добрый день, дорогие ребята, можете садиться. Начинаем урок. Все необходимые принадлежности (книги, тетради, ручки) должны лежать на столе.
-Открываем тетради, записываем число, «Классная работа».
Актуализация знаний.
- Орфографический минимум: к..согор, к..сичка, соб..рать, раст..рать, прик..снулся, к..сарь, подл..жил, прил..гательное, сл..жение, кр..пива, дли(н,нн)ый, дли(н,нн)а, п.ртфель, ж..рнов.
- Дополнительное задание: Разберите по составу слова косарь, сложение.
- Назовите известные вам морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание).
- Какую функцию выполняют приставки и суффиксы в слове? (образуют новые слова).
- Замечательно, мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов.
Формулировка темы и целей урока.
- Выполнение тренировочного упражнения №232.
– Определите, в каких словах суффикс –чик имеет значение «производитель действия», а в каких – уменьшительно-ласкательное значение. Запишите слова в таблицу.
Производитель действия | Уменьшительно- ласкательное значение |
- Работа с теоретическим материалом стр. 104 – 105 (освоение понятий «омонимичные и синонимичные» суффиксы).
- Мне надо правильно написать слово «ПЕРЕПИС,,,ИК»(на доске). Я не знаю, какую букву мне нужно написать в суффиксе. Вы мне подскажите?
…(варианты ответов)
-так какую же букву писать: Ч или Щ? Какую орфографическую проблему Вы обнаружили?
- как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего занятия?( научиться находить суффиксы -чик (-щик), научить правильно писать суффиксы -чик (-щик); объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах; находить по опознавательным признакам места применения правил).
Формулировка правила:
- Для того, чтобы сформулировать правило самостоятельно, я предлагаю вам понаблюдать за словами.
переводчик сварщик,
грузчик бетонщик
вкладчик сменщик
автоматчик приёмщик
лётчик гонщик
подписчик пильщик
Формулировка вывода самими учащимися.
Кто сформулирует вывод? (перед д-т, з-с, ж пишем ч).
-Давайте сравним с правилом: чтение правила стр. 105. Мы что-то пропустили, формулируя вывод?
Выполнение тренировочных упр. №233
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Лексический диктант
-предлагаю Вам лексический диктант. Ваша цель- по лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности; объяснить написание букв ч и щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму:
1. Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик.
2. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь – подносчик.
3. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик.
4. Рабочий, специалист по типографскому набору – наборщик.
5. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь – учётчик.
6. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик.
7. Работник бани, обслуживающий посетителей – банщик.
Игра «корректор» -предлагаю поиграть в корректора (исправить допущенные ошибки в толкованиях слов). Лингвистическая задачка.
Итоги.
-Над какой орфограммой мы работали? (тема)
-что нового узнали на уроке(что когда пишется)
-о чем Вам должны напомнить буквы д,т,з,с,ж?(пишем -чик)
-с какими пчелками дружит суффикс –чик-?
.Домашнее задание: упр 234 (на «5» составить предложения со словосочетаниями.
Рефлексия. В конце урока, как всегда, мы должны оценить свои знания по новой изученной орфограмме.
Урок окончен, можете быть свободными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
грамматические таблицы Пары наречий с суффиксом и без суффикса -ly
averbs hard - hardly...
Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)
Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...
Словообразование: образование существительных от глаголов, существительных, прилагательных. Таблица суффиксов и значение суффиксов. ч. 1
Данная таблица может помочь при изучении тем по словообразованию. В первой части размещены суффиксы, при помощи которых образуются существительные от глаголов, других существительных, прилагател...
УРОК НА ТЕМУ «ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)»
....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов имён прилагательных (Н и НН в суффиксах прилагательных)"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику Е.А.Быстровой....
Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»
Теоретический и практический материал урока связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и тема урока, связана с музыка...
Маршрутный лист к уроку "Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. Правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц."5 класс
Действия учеников при изучении данных тем....