зачёт по теме "Частица"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему
Полная проверка знаний учащихся по теме "Частица" 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chastitsa_zachyot.docx | 31.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ВАРИАНТ 1
(1)Огромный купол неба шевелился в непрестанном мерцании звезд. (2)Яркие и крупные, они вспыхивали то здесь, то там, отчётливо казалось, будто они меняются местами.
(3)Млечный Путь длинным, светящимся облаком, пересекавшим весь небосвод, тоже как бы колыхался. (4)В нем точно все время происходили какие-то бесшумные изменения. (5)Голубоватый его туман непрерывно менял очертания, усиливая свет в одной своей части, чтобы тотчас же мягко просиять в другой. (6)Темноте на небе не находилось места. (7)Лишь кое-где глубокие незвездные места зияли действительно темными провалами в бесконечность. (8)Все же остальное небесное пространство мерцало, вспыхивало, переливалось живыми, играющими огнями далеких бесчисленных звезд.
(9)В этом удивительном свете темной южной ночи глазу скоро стало видно и море. (10)На горизонте его едва ли можно было бы отличить от неба, потому что в нижних слоях атмосферы звезды светились не так ярко, как в высоте, и небо здесь как бы продолжало собой море. (11)Зато вблизи катера можно было уже видеть черную массу воды и даже угадывать на ней мерное колебание пологой зыби, покачивающей на себе отраженный свет звезд.
(12)Ветерок, всего лишь чуть-чуть усилившийся к ночи, передвигал над морем невидимый воздух, и вся мерцающая тьма, казалось, жила своей таинственной жизнью, не обращая внимания на крохотный катерок, пробиравшийся в ней по каким-то своим делам.
(13)Решетников уже долго пробыл на мостике. (14)Холодные струйки, обдувая лицо, забирались в рукава и под воротник, но не студили тело, а вливали в него бодрость.
(15)Некоторое время ему ещё всё-таки казалось, что все идет прекрасно и что поход не может закончиться неудачно. (16)Так огромна и спокойна была жизнь, наполнявшая небо, воздух и море, такая величественная тишина стояла в ночи, что война, которая в любой миг могла ворваться в нее огненным столбом мины или желтой вспышкой залпа, казалась невероятной и несуществующей.
(17)Но вот это полное, почти блаженное чувство покоя стало исчезать, и он заметил, что ночь не так-то уж хороша. (18)На палубе, действительно, почти ничего нельзя было различить, если бы звёзды не сияли так ярко. (19)Оба орудия, командоры в тулупах, матросы на корме, - всё выделялось из темноты ещё более плотной тенью. (20)Следовательно, со стороны также можно было заметить и силуэт самого корабля.
(По Л. Соболеву)
А1 Укажите верную морфологическую характеристику слова ЕЩЁ (предложение 15).
1. местоимение 2. подчинительный союз 3. указательная частица 4. усилительная частица
А2 Укажите предложение, в котором имеется частица, образующая форму условного наклонения глагола.
1. 5 2. 7 3. 10 4. 11
А3 В каком предложении имеется частица ЖЕ?
1. 3 2. 8 3. 11 4. 20
А4 В каком варианте ответа указаны правильно все с/с, в которых НЕ является отрицательной частицей?
А Закончиться (не)удачно Б (Не)обращая внимания В (Не)видимый воздух Г (Не)находилось места
1) АБВ 2) БВГ 3) АВ 4) БГ
А5 Укажите верную синтаксическую характеристику слова ТОЧНО (предложение 4).
1. не является членом предложения 2. обстоятельство
3. дополнение 4. определение
В1 Напишите разряд частиц, входящих в состав 11 предложения.
В2 В предложениях 3-4 найдите уточняющую частицу.
В3. Из 17 предложения выпишите выделительно-ограничительную частицу.
В4 В предложениях 9-11 найдите частицу со значением сомнения
В5 В предложениях 18-19 найдите формообразующую частицу
В6 В предложениях 16-17 найдите указательную частицу
В7 Из 12 предложения выпишите слово, в котором отрицательная частица выполняет функцию приставки
В8 Замените частицу ЛИШЬ (предложение 7) на частицу синоним
ВАРИАНТ 2
(1)Как красива речная дорога! (2)Кругом, куда ни глянешь, лежит живописный горный пейзаж. (3)Вдали разливается жаркий блеск по воде. (4)А ещё дальше тянется лабиринт гор и перевалов, прячется в них река, как ручей среди камней. (5)Всё здесь радует глаз, всё удивляет. (6)И трудно сказать, какой именно вид красивее.
(7)Вот гора, одетая в зелёный плющ, с острой, как шпиль колокольни, вершиной. (8)Вот чуть пожелтевшие полотнища лесов, укрывшие собой уходящую в небо ложбину, над которой кружатся лишь орлы. (9)Вот голая скала, повисшая над водой, как огромная птица, у которой крылья окаменели именно в тот момент, когда она сделала ими широкий взмах. (10)А вот ещё стоит, едва не упираясь в небо, утёс из жёлтого известняка. (11)Срез у него от вершины до подошвы ровный, точно кто-то одним взмахом сабли отсёк вторую его половину, которую уже давно почти размыла река. (12)Но этот срез всё же и теперь рябит норками, как стена крепости бойницами. (13)Лодка кажется всего-навсего щепкой у ног этого великана. (14)Она проплывает как раз под утёсом, а вверху гремит оглушительный птичий хор. (15)Что за красота кругом!
(16)Вдруг горы раздвинулись, а река потекла по долине – в зелени и солнечном сиянии. (17)На её левом берегу – станица. (18)Она растянулась вдоль берега Кубани. (19)Сады, только местами тронутые желтизной ранней осени, подходят к самой воде. (20)С лодки хорошо видны даже ветки с созревшими абрикосами. (21)К берегу тянется неширокая, поросшая бурьяном улочка. (22)Она обрывается как раз у спуска, ведущего на отлогий и каменистый берег. (23)Мальчуганы неторопливо поят коней, купаются. (24)(23)Мальчуганы неторопливо поят коней, купаются. (24)На камнях стоят две женщины и полощут бельё. (25)Заметив сплавщиков, они распрямляют спины и с нескрываемым любопытством смотрят на плывущих в лодках людей.
(По С. Бабаевскому)
А1 Укажите верную морфологическую характеристику слова ТОЧНО (предложение 11)
1. местоимение 2. подчинительный союз 3. наречие 4. уточняющая частица
А2 В каком предложении имеется частица КАК?
1. 1 2. 9 3. 12 4. 4
А3 Какое утверждение о частице НИ, входящей в состав второго предложения, является правильным?
1. служит для усиления отрицания 2. является отрицательной частицей
3. употребляется в устойчивом выражении 4. служит для усиления утверждения
А4 Укажите словосочетание, в котором НЕ является отрицательной частицей.
1. с (не)скрываемым любопытством 2. (не)широкая улочка
3. (не)упираясь в небо 4. (не)торопливо поят
А5 Укажите верную синтаксическую характеристику слова ИМЕННО (предложение 9).
1. обстоятельство 2. не является членом предложения 3. дополнение 4. определение
В1 Напишите разряд частицы, входящей в состав 15 предложения.
В2 В предложениях 5-7 найдите уточняющую частицу.
В3 Из 8 предложения выпишите выделительно-ограничительную частицу
В4 Из 11 предложения выпишите усилительную частицу
В5 В предложениях 20-22 найдите уточняющую частицу
В6 Из предложения 23 выпишите слово, в котором отрицательная частица выполняет функцию приставки.
В7 В предложениях 4-7 найдите указательную частицу.
В8 В 19 предложении замените частицу ТОЛЬКО на частицу-синоним.
ВАРИАНТ 3
(1)Не проблеснула ни одна звезда. (2)Высокие облака закрыли чуть не весь небосвод сплошным ковром. (3)Необычный закат серебряного солнца с тусклой зарёй лишь в самой маковке неба обещал не менее странную ночь…
(4)Над горами ярко полыхнула молния. (5)Раз ярко полыхнула молния, то должен также проворчать гром. (6)Грома не последовало, это была определённо глухонемая молния.
(7)Молнии полыхали всё чаще и чаще, но гром даже не воркнул. (8)Пылало всё небо. (9)На что это похоже? (10)Неужели на северное сияние? (11)Вот и мы с Алексеем Максимовичем искали сравнений, но только не находили их.
(12)»Воробьиная ночь» - редкость. (13)Тому, кто не видел хоть раз в жизни «воробьиной ночи», трудно поверить, что немые, но пронзительно яркие молнии полыхали непрерывно со всех сторон горизонта, заливая светом всё небо.
(14)К рассвету порхающий сине-зелёный свет молний начал всё-таки утихать, растворяясь в спокойном свете утра. (15)Всем знакомы эти синие утра, когда после ночи, проведённой без сна при искусственном свете, выйдешь на рассвете из комнаты и, ошеломлённый, остановишься на пороге. (16)Что за красота! (17)Особенно эффектны бывают в эти минуты синие снега. (18)Разве это не чудо? (19)Ну, конечно, я знаю, что тут нет никакого чуда и всё объясняется устройством нашего глаза. (20)Но видеть мир хотя бы на мгновение преображённым и подышать хоть несколько минут упоительным воздухом после ночной духоты – какое счастье!
(21)Вот и тут мы оба собственными глазами после «воробьиной ночи», перед самым восходом солнца видели мир волшебно преображённым. (22)На краткое мгновение всё, что мы видели, оказалось залитым огненно-красным светом. (23)Вон Волга, пески за ней, каменные обрывы гор пламенеют всеми оттенками живого огня. (24)А гривы лугового берега, зелень кустов и сосны на горах стали чёрными.
(По С. Григорьеву)
А1 Укажите верную морфологическую характеристику слова ОПРЕДЕЛЁННО (предложение 6)
1. наречие 2. прилагательное 3. утвердительная частица 4. вопросительная частица
А2 В каком предложении имеется частица?
1. 19 2. 22 3. 4 4. 16
А3 Какое утверждение о частице НИ, входящей в состав первого предложения, является правильным?
3. служит для усиления отрицания 4. является отрицательной частицей
2. употребляется в устойчивом выражении 1. служит для усиления утверждения
А4 В каком варианте ответа указаны правильно все с/с, в которых НЕ является отрицательной частицей?
А. Закат (не)обычный Б. Полыхали (не)прерывно В. Грома (не)последовало Г. Ночь (не)менее странную
1) АБ 2) ВГ 3) АВГ 4) АБГ
А5 Укажите верную синтаксическую характеристику слова ХОТЬ (предложение 20).
1. обстоятельство 4. не является членом предложения 2. дополнение 3. определение
В1 Напишите разряд частицы, входящей в состав 13 предложения.
В2 В предложениях 4-7 найдите усилительную частицу.
В3 Из 11 предложения выпишите выделительно-ограничительную частицу
В4 В предложениях 17-20 выпишите вопросительную частицу
В5 В предложениях 14-16 найдите восклицательную частицу
В6 В предложениях 1 - 3 выпишите слово, в котором отрицательная частица выполняет функцию приставки.
В7 В предложениях 22-23 найдите указательную частицу.
В8 Во втором предложении замените частицу ЧУТЬ на частицу-синоним.
ВАРИАНТ 4
(1)Ранним утром 12 апреля мы прибыли в штаб группы встречи. (2)В нескольких больших комнатах расставлены столы с репродукторами, телефонами. (3)Операторы уже заняли свои места. (4)Вокруг тишина ожидания, которую не с чем сравнить. (5)Все, кто здесь сидит, знают, что вот-вот начнётся космический полёт человека. (6)Зазвонил телефон, все резко повернулись к оператору, взявшему трубку, но волнение напрасное. (7)Всего-навсего с аэродрома рапортуют, что самолёты группы встречи загружены, вырулили…
(8)Второй, третий звонок – опять с аэродрома. (9)Теперь к телефонным звонкам относятся спокойнее. (10)Вот ещё один звонок – трубку берёт руководитель группы встречи. (11)Он сосредоточенно слушает, что-то говорит в ответ, а потом громко обращается к нам:
- Старт прошёл успешно, корабль ещё не вышел на орбиту, но космонавт уже передал, что видит Землю, покрытую дымкой.
(12)Почти тут же и радиоприёмник знакомым всем голосом Левитана передаёт сообщение ТАСС о начале исторического полёта. (13)Как рассказать о гордости, переполнившей всех нас?
(14)Мы знаем, что чуть меньше полутора часов потребуется кораблю-спутнику «Восток», чтобы пронести первого человека над земным шаром. (15)Когда-то Магеллану пришлось плыть три года по океанам, чтобы обогнуть планету. (16)Космос – иная дорога. (17)Скорость – около восьми километров в секунду, почти тридцать тысяч километров в час.
(18)Пройдёт ли человек через испытания космосом? (19)Ведь кругом лишь только безвоздушное пространство и холод, который и измерить трудно.
(20)Полтора часа пролетели мгновенно, и корабль Гагарина вот-вот должен появиться над районом посадки. (21)И вдруг раздался телефонный звонок:
- Юрий Гагарин у нас!
(22)Звонят люди, которые уже успели пожать космонавту руку. (23)Приземление прошло отлично, и Юрий Гагарин, не дожидаясь положенного по программе вертолёта, сам пошёл навстречу колхозникам, увидевшим его ещё в небе.
(24)Из штаба машины мчат нас на аэродром. (25)Город взбудоражен вестью, наверное, так же, как вся наша страна, как весь мир.
(26)Солнце и ветер высушили взлётно-посадочную полосу. (27)Стараемся уместиться на её краю – на середину начальник аэропорта не пускает, а позади – жидкая грязь. (28)Кажется, очень долго смотрим на юг, как раз оттуда должен прилететь самолёт с Гагариным.
(29)Самолёт появился тем не менее неожиданно. (30)Сделал круг над аэродромом и ушёл нацеливаться на полосу.
(31)Обычно никто не обращает внимания на то, как открывается дверь самолёта, как спускают из него к земле лесенку, но тут все замерли в ожидании. (32)Ведь сейчас покажется он, единственный в мире человек, видевший Землю со стороны.
(33)Дверь открылась, и мы увидели Гагарина. (34)Он улыбался. (35)Как восхитительна эта улыбка! (36)Есть ли на Земле человек, которого не радовала бы гагаринская улыбка?
(37)Юрий Алексеевич Гагарин – гордость нашего времени. (38)Он был первым, и к этому ничего не надо добавлять.
(По Г. Остроумову)
А1 Укажите верную морфологическую характеристику слова ВЕДЬ (предложение 32)
1. наречие 4. местоимение 2. усилительная частица 3. утвердительная частица
А2 В каком предложении имеется частица?
1. 14 2. 15 3. 36 4. 10
А3 В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых слово КАК является частицей
А. 18 Б. 13 В. 31 Г. 35
1) АБ 2) АГ 3) БВГ 4) АБГ
А4 В каком варианте ответа указаны правильно все примеры, в которых НЕ является отрицательной частицей?
А. Никто (не)обращает Б. Прошёл (не)дожидаясь В. появился (не)ожиданно Г. Ничего (не)надо
1) АБ 2) БВГ 3) АБГ 4) АВГ
А5 Укажите верную синтаксическую характеристику слова УЖЕ (предложение 3).
1. обстоятельство 4. не является членом предложения 2. дополнение 3. определение
В1 Напишите разряд частицы, входящей в состав 17 предложения.
В2 В предложении 11 найдите усилительные частицы.
В3 Из 19 предложения выпишите выделительно-ограничительную частицу
В4 В предложениях 13-14 найдите уточняющую частицу
В5 В предложениях 16-19 найдите вопросительную частицу
В6 В предложениях 1 - 3 найдите слово, в котором отрицательная частица выполняет функцию приставки.
В7 В предложениях 33-36 найдите формообразующую частицу.
В8 В 28 предложении замените уточняющую частицу КАК РАЗ на частицу-синоним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачёт по теме "Политика"
Данную презентацию нужно использовать для зачета по теме " Политика" в 11 классе. На слайде,после нажатия мышкой, возникает вопрос. На обдумывание вопроса и написание ответа отводится 60 сек, после че...
Урок-зачёт по биологии тема "Кровь. Кровообращение"
Урок-зачёт по биологии 8 класс тема "Кровь. Кровообращение"...
Зачёт -практикум по теме "Основы цитологии"
Урок биологии проводится в 10 классе в профильной группе с применением цифрового микроскопа. Урок только практической направленности, основан на теоретических знаниях учащихся. Предлагаю большой спект...
Зачёт по теме_9кл._Размножение и развитие организмов_В1, В2
Зачёт по теме_9кл._Размножение и развитие организмов_В1, В2...
Зачёт по теме_9кл._Основы учения о клетке_В2
Зачёт по теме_9кл._Основы учения о клетке_В2...
Зачёт по теме_ 8кл._Дыхательная система
Зачёт по теме_ 8кл._Дыхательная система...
Зачёт по теме _Размножение и развитие организмов (№2)
Зачёт по теме _Размножение и развитие организмов (№2)...