Морфологические способы образования слов
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МКОУ «СОШ №3 ст. Зеленчукской »
Тема:
Морфологические способы образования слов
Подготовила учитель русского языка и литературы I-ой квалификационной категории МКОУ «СОШ №3 ст. Зеленчукской» Жежеря И. Е.
29.10.2014г.
Свой мастер класс мне хотелось бы начать такими словами : Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
Вы уже догадались, что речь пойдет о словообразовании, а точнее о морфологических способах образования слов. На первый взгляд, тема кажется несложной, но на своем опыте я убедилась, что во время проведения ЕГЭ 60-70% обучающихся не справляются с такими заданиями. И то, что типичные задания в этом учебном году убрали из ЕГЭ, по моему мнению, является большой ошибкой, ведь при помощи этой темы можно ликвидировать многие орфографические недочеты обучающихся. Сегодня я хочу поделиться своими наработками по теме «Морфологические способы образования слов».
А для начала вспомним немного теории по данной теме.
Напомню, что в этом задании встречаются две формулировки:
1) дано какое-либо слово, и нужно определить, каким способом оно образовано;
2) нужно найти в тексте слово, образованное указанным способом.
Все мы знаем, что слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания. Причина самых распространенных ошибок в том, что многие обучающиеся просто не знают, что такое словообразовательный анализ и чем он отличается от морфемного. Я напомню, что морфемный анализ – это разбор слова по составу, т.е. выделение в нем всех частей (морфем): корня, окончания, приставки, суффикса.
А при словообразовательном анализе нужно определить, какую морфему прибавили последней, чтобы получилось это слово. Слова образуются по цепочке – от самого короткого, в котором меньше всего морфем, до самого длинного. Обычно каждый раз прибавляется только одна морфема:
Для русского языка характерны различные способы словообразования, подскажите, пожалуйста. Верно, основными способами являются морфологический и неморфологический способы, но сегодня мы рассмотрим некоторые морфологические способы, которые являются основными. Итак, это
Приставочный: образование слов с помощью приставок: например, слово потемнеть образовалось от слова темнеть при помощи приставки по-.
Суффиксальный: образование слов с помощью суффиксов: например, слово березовая образовалось от слова берёза при помощи суффикса -ов-.
Приставочно-суффиксальный: образование слов одновременно с помощью приставок и суффиксов (кстати, это задание встречается очень часто): например, слово узаконить образовалось от слова закон при помощи приставки у- и суффикса -и -. Этот способ словообразования наиболее труден для понимания обучающихся, Чтобы найти такие слова в тексте, я разработала следующий алгоритм:
1) выделить в тексте все слова, имеющие приставку и суффикс;
2) у каждого из выделенных слов попробовать «отбросить» сначала приставку, потом суффикс – если при этом получаются существующие в природе слова, значит это слово образовано либо приставочным, либо суффиксальным способом и, следовательно, нам не подходит.
Правильный вариант выглядит, например, так:
по-дорож-ник.
В русском языке нет ни слова дорожник, ни слова подорож. Поэтому, чтобы получилось слово подорожник, мы к основе слова дорога прибавили приставку и суффикс одновременно.
Но ещё не стоит забывать о суффиксах невидимках. Для этого стоит
- Обратить внимание на окончания. Обучающиеся иногда неверно его выделяют. С этой морфемой почему-то к старшим классам начинают обращаться неаккуратно, забывая о том, что это изменяемая часть слова.
Например, в слове созвездие окончание -Э, а не -ИЕ (созвездие, созвездия, созвездию и т.п.), а -ИЙ- – это суффикс. Так что это слово образовано не приставочным, а приставочно-суффиксальным способом:
со-звезд-ий-э (от звезда – нет слов созвезда или звездие).
- Как вы думаете, каким способом образовано слово взморье? Уж точно не приставочным, потому что, если мы уберем приставку ВЗ-, останется непонятное морье. В чем «фишка»?
Здесь не выраженный буквой суффикс -Й- скрыт в окончании -Е:
вз-мор-й-э (от море – приставочно-суффиксальный способ).
Похожие слова встречаются не так уж редко.
Предлагаю вам посмотреть ещё несколько подобных заданий.
А сейчас речь пойдёт о бессуффиксном способе.
Этим способом образуются исключительно имена существительные.
Основой для их образования служат глаголы и имена прилагательные.
При бессуффиксном способе происходит усечение суффикса (он пропадает), в результате чего и образуется новое слово. Например, слово переход образовалось от слова переходить при помощи усечения суффикса -и-. Слова образуются бессуффиксным способом, если действие переходит в результат действия (глагол – существительное) и
если отдельно названное качество переходит в новое качество, которое становится сутью какого-либо явления (имя прилагательное – имя существительное).
Но не стоит еще забывать о том, что в русском языке есть словообразовательные и словоизменительные (или формообразующие) морфемы. Поговорим о последних, к ним относя окончания и некоторые суффиксы. Формообразующие суффиксы – это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть, -ти: читать, идти, суффикс прошедшего времени –л: ходил, повелительного наклонения -и: смотри, степени сравнения прилагательных и наречий –е: тише, ближе и т. д.
Обучающимся я предлагаю вот такие задания: распределите слова на две группы по функции выделенных морфем.
1) слова со словоизменительными морфемами;
2) слова со словообразовательными морфемами.
Читай-те, рас-судить, бел-е-ть, величественн-ее, наи-лучший, велич-ав-ый, крепч-е, шуме-л-а, де-маскировать, велич-айш-ий, волч-ий.
Но теория без практики мертва, поэтому я предлагаю ребятам работу на тренажерах, а также онлайн тесты, письменные задания, как на уроках, так и дома.
Анализируя результаты своего труда по этой теме прошлого выпуска детей с нынешним, я пришла к выводу, что такая работа дает свои плоды.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока, построенный по модульному принципу "Приставочный и суффиксальный способы образования слов"
Интегрирующая дидактическая цель: дать представление о механизмах образования слова, познакомить с приставочным и суффиксальным способами образования слов. Целевой план действий для учащихся:·...
Урок-путешествие по теме Основные способы образования слов в русском языке" 6 класс
Повторительно-обобщающий урок по теме "основные способы образования слов в русском языке" в 6 классе коррекционно- развивающего обучения (7 вида)...
Способы образования слов в русском языке
Урок закрепления знаний по теме "Способы образования слов"....
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Морфологический способ образования слов"
учебная презентация может быть использована не только на уроках в 6 классе...
Мультимедийный проект "Морфологический способ образования слов".
Этот мультимедийный проект. Благодаря данной презентации, ученики ознакомятся с понятием "морфологический способ словообразования", с производными и производящими словами, с аффиксацией, бессуффиксным...
Состав слова. Приставочный способ образования слов.
Презентация по теме "Приставки. Приставочный способ образования слов" содержит повторение материала о родственных словах и корне слова, необходимых для понимания темы. Так же даны упра...