Подготовка к написанию сочинения - рассуждения "С чего начинается Родина"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Сабко Анастасия Михайловна

Данный материал поможет учителям выпускных классов в подготовке к части С (сочинение - рассуждение)ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_10_klass_2.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема урока: Подготовка к написанию сочинения – рассуждения   «С чего начинается Родина?»

10 класс

Цель урока:

- подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения;

- продолжить работу над особенностями рассуждения как типа речи;

- воспитывать у учащихся морально-ценностные чувства, в частности, любовь к Родине.

Оборудование: проектор, словарь Ожигова, этимологический словарь, рабочий лист

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя:

---) Здравствуйте, ребята! Впереди у нас целых 40 минут... И чтобы это время прошло  незаметно, давайте улыбнемся, подарим друг другу хорошее настроение и начнём наш урок... (Слайд 2)
      Начать сегодняшний урок мне хочется со слов профессора императорского женского педагогического института Н. К. Кульмана: «…самодеятельность доставляет ученику то наслаждение, которое всегда связано с исканием мысли,…всегда бодрит, поднимает энергию, создает независимость мышления, прививает любовь к знанию»

    Сегодня у вас будет возможность в полной мере проявить самодеятельность. Вы проведете небольшое исследование, успех которого, как и успех всего урока, будет зависеть от вклада каждого.

 

У кого есть настоящая Родина и чувство ее, тот не нищ.

Б. К. Зайцев.

- Наш урок называется «Подготовка к написанию  сочинения -рассуждению

. - Прочитайте эпиграф и подумайте, о чем мы  будем говорить на уроке, попытайтесь понять тему урока.

(о Родине, о значении Родины в жизни человека,)

(правильно, если конкретнее то  « С чего начинается Родина??»)

- Сегодня мы будем вести диалог с текстом. Ребята, ни один автор не садится за письменный стол для того, чтобы просто записать фабулу (сюжет), он всегда хочет донести до читателя свои мысли и чувства, свое отношение к миру. Вы уже работали над анализом текстов, сегодня мы будем совершенствовать этот навык.

- Как вы думаете, какова  цель нашего урока? Где эта вам пригодиться?

 цель урока.        

1. Научиться анализировать художественный текст:

- определять проблематику текста;

- определять позицию автора по проблематике текста (аргументы);

- определять основную мысль текста.

2. Выразить собственное мнение по проблематике текста и аргументированно доказывать его. 

3. Развить навык излагать свои мысли последовательно, точно, используя разнообразные грамматические формы.

Использовать при подготовки к сочинению в части С ЕГЭ.

        

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний
  3. Лингвистический анализ текста.
  4. Работа над сочинением.
  5. Домашнее задание.

Итог урока

 - Посмотрите на план урока, подумайте, какова задача урока? (осмыслить авторский текст и создать свой на его основе)

         Итак, мы готовимся к написанию сочинения-рассуждения, т.е. к сдаче ЕГЭ, чтобы к концу 11 – ого класса прийти с определенным багажом знаний, с отработанными навыками и уверенно сдать экзамен на положительные оценки.

2. Повторение изученного материала.

А прежде чем мы приступим к работе, вспомним основные понятия о тексте и проведем терминологический диктант:

Терминологический диктант

 

(СЛАЙД – 3,4)

1. Ряд предложений, расположенных в  определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств - текст

2. Основной вопрос, поставленный и решаемый автором текста - это проблема.

3. То, о чём говорится в тексте, часто отражается в заглавии – это тема.

4. Отношение автора к предмету и содержанию речи, то, что он доказывает, в чем желает убедить читателя – это идея, основная мысль текста.

5. Главное утверждение текста, которое необходимо доказать – тезис.

6. Доказательства, приводимые в поддержку текста – аргументы.

7. Тема текста раскрывается через систему других, более узких тем, каждая из которых в свою очередь излагается по отдельности и оформляется как отдельный абзац – микротема.

  1. Объяснение нового материала.

Мы с вами знаем, что написание сочинения-рассуждения подчинено определенному алгоритму, который четко отражает все этапы работы.  Какому?

Алгоритм написания сочинения-рассуждения    (СЛАЙД -  10)

  1. Вступление.
  2. Проблемы, над которыми размышляет автор.
  3. Комментарий.
  4. Выявление позиции автора.
  5. Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора).
  6. Первый аргумент.
  7. Второй аргумент.
  8. Вывод (заключение).

II. А сейчас посмотрите на экран    (Показ слайдов с видами Южно - Подольска)    (СЛАЙДЫ – 11- 20)

-    Узнали места? Знакомые сердцу, правда? Как все мы это назовём одним словом? (Родина, малая Родина, страна, где ты родился, вырос, страна твоего детства).

     

-   Да …сегодня нам предстоит ответить на самые сложные вопросы, которые на первый взгляд кажутся простыми:,, Почему человек любит тот край, где он родился? Почему его влечёт туда, где  он давно не был?  Задумывались ли вы над тем, почему люди собираются и едут в те деревни, которых давно уже нет, чтобы просто постоять на том месте, где прошло их детство, угадывая родной дом, могилки родных и знакомых, чтобы встретиться с друзьями своего детства.

-     Ребята, есть стихотворения, которые становятся культовыми, знаковыми в сознании  целого народа. Эта песня, которую поёт вся страна, сегодня немного подзабыта, но строчки из неё повторяют часто. Такой песней  является  песня на слова  М. Бернеса  «С чего начинается Родина?»  Послушаем отрывок из неё.

(Звучит песня на слова М. Бернеса  “ С чего начинается Родина?”) (1-ый куплет)                     

1. Беседа.     

                                                                                                                                                                  - Для вас, с чего начинается Родина? (ответы: она начинается с малого; мы постигаем буквы, язык, начинается с природы, красивого пейзажа)

К теме Родины, патриотизма мы не раз обращались на уроках. Сегодня, работая над текстом, вы попробуете ответить на вопрос: из чего вырастает огромная любовь к Родине? Это будет вашим письменным домашним заданием.

С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь об этом, то слышу шум листвы, птичий щебет и  ощущаю, как солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату.  Открываю глаза и вижу утро. Оно ласкает меня и обещает погожий день, поэтому ко мне возвращается ощущение полноты жизни. А ещё я вижу необъятные поля, волнующиеся хлебом, бескрайние степи и тёплый  ветер, пролетающий над ними.

Мое понимание Родины восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет, обнадеживает. На нее можно опереться: она надежна. В таком случае вспоминаются строки Александра Межирова:

Что означает Родину любить?

Во-первых, отовсюду к ней тянуться,

Чтобы в конечном счёте к ней вернуться –

Не прерывать связующую нить.

2. Беседа.

- Когда мы произносим слово Родина, то оно часто соединяется в нашем сознании со зрительными образами. Прошу вас закрыть глаза и попробовать уловить, что вы видите, произнося это слово.

(Родина, отчий дом, домашний очаг, родные места, близкие люди, мама, друзья детства, дорогие сердцу предметы, родной язык, героические страницы истории, великая культура).

(Деревенский дом бабушки… Стадо коров… Пруд с карасями…Белоснежную церковь с золотыми куполами… Васильки в поле ржи… Рябинку у дома… Берёзку у дороги.. голос мамы, первый школьный звонок, резные ворота соседского дома, гирлянды на праздничной ёлке)

Итак, на столе у каждого есть рабочий лист, где вы будите записываете всё, что, по-вашему мнению, пригодится для создания сочинения-рассуждения.

- Найдём значение слова «Родина»  в словаре Ожегова

Родина, -ы, ж.  

1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.

2. Место рождения, происхождения кого-н., возникновения чего-нибудь..: Москва  – его родина. Индия – родина шахмат.

Спасибо! Вы убедились: это понятие очень широко, слово «Родина» многозначно.

- А сейчас посмотрим происхождение этого слова по этимологическому  словарю.

Родина. общеслав. Суффиксальное производное от «род». Исходное значение семья,  далее место рождения.

-  Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне: (что-то родное, близкое, своё по рождению, духу).

- Подберите однокоренные слова к слову Родина (родинка, родители, родник, родня, родственники, народ, род, родной, родительский, родство, рождение).слайд

- Подберите контекстуальные синонимы к слову Родина:  (отечество, страна, государство, земля.)

- Что, по-вашему, можно назвать малой Родиной?  

Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины.

  1. Работа с текстом.  (СЛАЙД – 22)

А сейчас мы с вами познакомимся с фрагментом рассказа замечательного писателя Василия Белова «На родине». Красной нитью через все его творчество проходит тема Малой Родины, из которой рождается и вырастает наша Великая Родина, Великая Россия.

(Текст читает вслух учитель).

Текст у каждого на столе и проецируется через мультимедиапроектор,

 Учащиеся выявляют в нём:

  • тему,
  • основную мысль,
  • формулируют проблему и комментируют её.

На родине.

Мне кажется, что я слышу,  как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдергиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на рыбий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают  водяные круги.

Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной! Но будет ли предел тишине!

Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым березам, а к белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки: «Ук-ку, ук-ку!» - словно дует кто-то коротко и ритмично в пустую бутылку. И вновь трепетно нарастает березовый шелест.

И мне чудится в шелесте берез укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков и мстительную тяжесть дубинам…

(В. И. Белов)

 

4. Беседа по прочитанному. (Выявление первичного восприятия, создание мотивации для написания своего текста.)

- Какое впечатление вы получили, познакомившись с этим текстом?

 - Как бы вы его озаглавили?  

«Тихая моя Родина», «Родная земля»

 

- Чем для вас интересен этот текст?

 - Назовите тему этого текста.        

ТЕМА (любовь к малой родине)

(В этом тексте Василий Белов раскрывает тему Родины. Автор рассказывает о своей любви к малой родине, о неразрывной связи с местом, где родился. Писатель уверен, что любовь к родине, к ее природе – это чувство, которое не дает человеку стареть душой. /тезис, основная мысль  (Основная мысль – признание в любви к родине).

Работа в группах:

  1. группа

  1. - Определите стиль текста. Докажите свою точку зрения.

(Стиль художественно-публицистический. Автор размышляет о том, какое воздействие оказывает на него родная природа, и в то же время создает художественный образ родины)

  1. - Выпишите из текста  художественные средства выразительности, объясните их роль в тексте.  (На рабочий лист)

(Текст эмоциональный, образный. В. Белов использует восклицательные предложения, которые помогают нам почувствовать взволнованность автора, понять, как дороги ему эти места. В тексте много метафор: “синяя тугая вода”, “прохладная русалочья постель”, “умирают водяные круги”; эпитетов: “зеленая тишина”, "стыдливо полощут"; сравнений, “как хитрая лисичка”, “белые сказки моей земли” и др. Они помогают автору создать сказочный образ родины, скромный, простой и в то же время прекрасный. В последнем абзаце используется предложение с однородными членами, чтобы показать тесную связь природы с крестьянским бытом.)

2 группа

1.

- Определите тип речи. Докажите свою точку зрения.

(Тип речи – рассуждение с элементами описания. В свои размышления автор включает описание природы родного края).привести примеры описания…..

2.

- Что тревожит писателя? Какую проблему он поднимает в тексте?  

ПРОБЛЕМА: «человеку нельзя жить без Родины».

Определите КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ:

 (Конечно нет, только на родине человек может ощутить себя счастливым в полной мере, именно от прикосновения с прошлым он получает заряд энергии, вдохновляется и, действительно, именно родина не дает стареть, лечит душу)

(В. Белов по-своему отвечает на вопрос, как воспитать чувство Родины)

(Проверка проделанной работы в группах) 

Безусловно, каждому Родина дорога по-своему. Скажите, какие языковые средства использует автор, чтобы подчеркнуть это?

Работа с классом:

- Какова авторская позиция?

Писатель уверен, что любовь к родине, к ее природе – это чувство, которое не дает человеку стареть душой

«Чувство Родины» оно у каждого свое. Зная свое прошлое, представляя пройденный путь, любой человек, будь он взрослым или ребенком  через всю свою жизнь пронесет любовь и уважение ко многим поколениям людей,  к уголку, который всегда любим и дорог.

- Рассмотрим предметы, явления, которые, по мнению автора, могут символизировать для русского человека Родину?

(река; тропка, ведущая к ней; берёза)  

- Вы обратили внимание, какие трогательные в своей простоте предметы стали символами России для автора. Как вы думаете, почему?

(Символические  представления человека о Родине зависят от его внутреннего мира. Духовно богатому человеку дорога родная земля не за богатства и неописуемые красоты, а  за то, что дала ему жизнь, вырастила и воспитала, поэтому символами Родины становятся предметы, напоминающие об этом.)

Учитель.

Мы  вновь видим, что понятия Родина, Отечество, Земля, Дом неразрывны.

Тема Родины находит отражение и в лирике. Русская поэзия, созерцая, любуясь, чувствуя, размышляя, осваивает близкие сердцу уголки. Благодаря поэзии, прозе, родина становится очарованием не только для глаз, но и для сердца.

Послушайте стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя Родина», которое посвящено В. Белову. (Читает Милько Юлия )

Какое родство душ, не правда ли?

Тема Родины – очень важная тема для каждого из нас. Современного человека волнуют самые разные аспекты этой темы: чувство Родины, судьба Отечества (прошлое, настоящее, будущее), судьба родного языка, родной природы, проблемы исторической памяти, исторических корней, национальных традиций.

   - Согласны ли вы с В.Беловым, что «человеку нельзя жить без Родины».

 

Одна из главных мыслей Белова: человек счастлив, пока у него есть ощущение Родины. Практически все произведения Белова пронизаны доброжелательностью, совестливостью, трудолюбием и жизнелюбием.

Писатель как бы отражает величие Большой Родины, которая состоит из звеньев Малой родины

С автором нельзя не согласиться. Я тоже считаю, что любовь к Родине живет в сердце человека всегда. Воспоминания о родной земле связаны у нас с первыми радостями жизни, с, может быть, еще не осознанной благодарностью за нее.

Работа в группах по шаблонам.(составление сочинения по проделанной работе )

 Подведем итоги аналитической работы. Для этого, воспользовавшись клише, создайте собственный текст на тему: «В чём состоит мудрость жизни?» Каждая группа будет работать над отдельной частью текста, затем из кусков мы соберём полный текст.

1 группа

1. Вступление (должно быть коротким и ярким)

а) можно взять риторические вопросы (например: В чём смысл жизни? Для чего живёт человек? Что такое любовь к родине? и т.д.)

б) можно сказать о теме текста (Темой текста В. Солоухина является …)

в) или можно взять сообщение об авторе (Прочитанный мною текст принадлежит перу известного русского поэта …Его имя хорошо известно нам по таким произведениям, как …. В своих творениях поэт обычно повествует о.. . Данный текст не исключение. В нём речь идёт о …)

г) можно взять цитату из текста, в которой заключена его главная мысль

2 группа

2.Основная часть

А) Формулировка проблемы текста (та, над которой размышляет автор, к которой не раз возвращается, по которой отчётливо заявлена авторская позиция. Проблема = вопрос.

Авторская позиция может быть:

Поставлена

Изложена

Рассмотрена

Поднята

Сформулирована

Затронута

Исследована

Проанализирована

(Например: Представленный для анализа текст Солоухина посвящён проблеме (чего? )

В тексте рассматривается (анализируется, поднимается, затрагивается и т. д.- проблема (чего?) экологии добра и зла)

Или: В предложенном для анализа тексте автор рассматривает ряд важных проблем, наиболее значимой из которых является проблема (чего?)…

Если затруднился с определением проблемы, то найди в тексте АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ (задайся вопросом: для чего написан это текст?) Авторская позиция, как правило, и есть ответ на главную проблему текста.

Шаблон введения (конструкция):

- Автор рассматривает вопрос (о чём?)

- Автор рассматривает проблему (чего?)

Б) КОММЕНТАРИЙ к сформулированной проблеме (это трудное дело) Но – решаемое.

ЗАПОМНИ:

- В КОММЕНТАРИИ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПЕРСКАЗА ТЕКСТА.

- РАССУЖДЕНИЙ ПО ПОВОДУ ВСЕХ ПРОБЛЕМ.

- КОММЕНТАРИЕВ О ДЕЙСТВИЯХ ГЕРОЕВ.

- ОБЩИХ РАССУЖДЕНИЙ О ТЕКСТЕ.

А что должно быть?

а) к какой категории относится проблема (общественно значимая, нравственная, социальная, философская, политическая, идеологическая, межнациональная, морально-этическая);

б) актуальность проблемы, что делает её злободневной, является ли эта проблема важной для всех или она – для узкого круга специалистов, почему она привлекла автора, актуальна ли она всегда;

в) новая это проблема или одна из «вечных»;

г) как раскрывается проблема в тексте? (что делает автор, на какие аспекты обращает внимание, какие стороны проблемы рассматривает детально, что выделяет, что его тревожит и волнует, как оценивает проблему);

д) как автору удалось привлечь внимание к проблеме (яркими образами, доступным языком, обращением к читателю, призывностью, эмоциональностью);

е) как характеризует автора выбор данной проблемы (как настоящего патриота, как неравнодушного человека, как человека с активной жизненной позицией, как глубокого знатока человеческой души).

Шаблоны ввода формулировок комментария к проблеме:

Автор раскрывает проблему на примере… Он обращает внимание на …(сообщает, отмечает, подчёркивает, указывает, выделяет, замечает, цитирует, описывает, разбирает, подробно комментирует, ссылается на …, приводит примеры, факты, полемизирует, спорит и т. д.)

В) Позиция автора. (Его мнение, его убеждение по рассматриваемой проблеме). Она может быть выражена чётко, прямо, непосредственно:

- в названии текста;

- через ряд аргументов;

- через риторические вопросы;

- автор может положительно (отрицательно, осуждающе, саркастически, неоднозначно, скептически, иронически) относиться к изображаемому;

В художественном тексте, в отличие от публицистических, часто позиция автора не высказана прямо, но мы ощущаем авторское присутствие. Его мнение помогают понять: речь героя, его портрет, мысли, поступки, пейзаж, интерьер, оценка героя другими действующими лицами.

Шаблоны введения авторской позиции:

- С автором трудно спорить относительно …

- Позиция автора такова …

- Автор выступает против того, чтобы ….

- Суть позиции автора заключается в следующей фразе …

- Автор обращает наше внимание на… и призывает (учит, советует, заставляет задуматься, приводит к выводу, что)…

- Автору важно обратить внимание читателя на …

- Вот основная идея текста …

- Вот итог авторских раздумий по основной проблеме ….

- Позиция автора очевидна …

Г) Аргументация собственного мнения по проблеме.

ЗАПОМНИ:

- без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, твоя позиция не считается СФОРМУЛИРОВАННОЙ.

Например:

- С удовольствием прочитал … нельзя оставаться равнодушным.

- К немалому удивлению, узнал …

- Оригинальное решение автором данной проблемы вызывает восхищение …

- Интересно то, как автор …

Аргументация должна соотноситься с выбранной тобой проблемой текста и быть созвучна позиции автора.

Твоя аргументация строится как сочинение-рассуждение в миниатюре.

Тезис - это твоя позиция по сформулированной проблеме (согласие и эмоции по поводу авторской позиции).

Аргументация (доказательства) – в виде двух примеров.

Вывод – общий итог.

Шаблоны введения своей позиции.

- С мнением (позицией, доводами) автора трудно не согласиться.

- Нельзя не согласиться с точкой зрения (позицией, доводами) автора.

- Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения

- Не может не вызвать сочувствия…

- Достойна уважения…

- И я согласен с тем, что …

- Я разделяю позицию автора.

- Мне близки мысли (идеи, позиции, убеждения) автора.

ПЕРЕХОД ОТ ТЕЗИСА К АРГУМЕНТАМ

- Попытаюсь доказать это …

- Справедливость собственной позиции могу доказать с помощью следующих доводов …

- Всё вышесказанное могу подтвердить примерами из своего читательского опыта…

- Попытаюсь проиллюстрировать свою точку зрения (своё мнение)

- Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции.

- Ярчайшими примерами тому могут служить не только ,…но и …

- Сошлюсь в качестве примера на …

3 группа

3. Заключение

(Содержит вывод из написанного: о справедливости тезиса, о верности позиции)

В финальной части необходимо развернуть мысль, высказанную во вступлении, или логически завершить её:

- можно подчеркнуть солидарность с автором, передав общее впечатление о прочитанном;

- можно использовать кольцевую композицию и «закруглить «текст, дав ответ на вопрос, поставленный во вступлении (это особенно хорошо – логично и стройно);

- уместно привести афоризм, цитату, пословицу.

Шаблоны введения вывода:

- В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, ещё раз обратить внимание на ...

- В заключение можно отметить …

- Особо следует выделить…

- Как видим, писатель (публицист, поэт, академик, журналист Солоухин), как всегда, затрагивает важные проблемы жизни и предлагает различные способы их решения.

- Подытоживая сказанное, следует подчеркнуть …

У ЧИТЕЛЬ после прочтения составленных частей сочинения

Но у каждого из вас только один фрагмент сочинения, ваша задача на следующий урок: дописать сочинение, построить целостный текст.

Подведение итогов урока..

4. Рефлексивно-оценочный этап.

-Итак, давайте подведем итог проделанной сегодня на уроке работы. Что у нас получилось? Что не очень? Какое задание у вас вызвало затруднение? Что вы поняли сегодня на уроке? Какие выводы сделал каждый из вас для себя?

- Я понял, что каждый из нас в силах сделать свою речь богатой и выразительной, если будет проявлять уважение к родному языку, к себе и к окружающим людям. Для этого необходимо все время работать над собой, обогащать свою речь и использовать средства выразительности языка.

- Работа в паре помогла мне лучше понять содержание анализируемого материала, так как в случае затруднения я всегда мог обратиться за помощью к товарищу.

- Я определил, что у меня много пробелов в знании терминологии, и над этим необходимо дополнительно поработать, используя словари и справочный материал учебника.

- Добился ли каждый из вас выполнения тех целей, которые были заявлены в начале урока? - Над чем нам необходимо с вами поработать на следующих уроках?

- Да, мы повторили все, что знали о ТЕКСТЕ И сочинении – рассуждении из курса средних классов, отработали умения находить проблему в тексте и позицию автора по данной проблеме

- Мы располагаем всеми необходимыми средствами для того, чтобы выучить то, что знаем не очень крепко, и подготовиться к хорошей сдаче ЕГЭ.

Вернемся еще раз к словам Б. Зайцева: “У кого есть настоящая Родина, тот не нищ”.  

- А как считаете вы, из чего вырастает настоящая любовь к родине? (ответы учащихся).

(Любовь вырастает из детства человека, из воспоминаний, из времени проведенных в особенных местах нашей Родины (в деревне). Мы начинаем вспоминать и хотеть обратно на Родину, когда мы далеко от нее)

Рефлексия  

Закончить наш урок я предлагаю рефлексией, которая основана на цветовых ассоциациях. Она называется : «Букет настроения ».По мнению психологов

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.

“Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.  Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

И напоследок ,напомню вам слова Элисон Кинг: « Умеющие мыслить –умеют задавать вопросы.» Итак, критически мыслящий человек задаст себе вопрос: «Что я знаю?», «Что я узнал нового?», «Как изменились мои знания?»,» Что я буду с этим делать?»Надеюсь, что полученные сегодня знания ,вам пригодятся в дальнейшей вашей жизни

- Всем спасибо за урок! Удачи на экзаменах! –

 

РАБОЧИЙ  ЛИСТ

П.п

Задание

Ответ

1.

Значение слова Родина в словаре Ожегова

2.

Происхождение слова Родина (по этимологическому  словарю)

3.

Однокоренные слова к слову Родина

4.

Контекстуальные синонимы к слову Родина

5.

Как бы вы его озаглавили?

6.

Тема текста

7.

Стиль текста

8.

Проблема текста

9.

Художественные средства выразительности

9.

Составьте комментарии к тексту

10.

Позиция автора

11.

Собственная позиция (согласие или несогласие с позицией автора)

12

Аргументы

1 - ый  аргумент

2 – ой  аргумент

13.

Вывод (заключение)

Н. Рубцов

Тихая моя родина 

В. Белову

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи...

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

- Где тут погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу. -

Тихо ответили жители:

- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил...

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зелёный простор.

Словно ворона весёлая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..

Время придёт уезжать -

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

[1964]

МИНИАТЮРА   В. БЕЛОВА.            НА РОДИНЕ
     
     
Вот опять родные места встретили меня сдержанным шепотом ольшаника. Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своем стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишечьи богатства.
      Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно-Старый наш дом заколочен. Я ставлю поклажу на крыльцо соседки и ступаю в солнечное поле, размышляя о прошлом. Смешное детство! Оно вписалось в мою жизнь далеким неверным маревом, раскрасило будущее яркими мечтательными мазками. В тот день, когда я уходил из дому, так же, как и сегодня, вызванивали полевые кузнечики, так же лениво парил надо мной ястреб, и только сердце было молодым и не верящим в обратную дорогу.
      И вот опять уводит меня к лесным угорам гибельная долгая гать, и снова слушаю я шум летнего леса. Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор, и нет ему до меня никакого дела. И над бором висит в синеве солнце. Не солнце — Ярило.
      Оно щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои червонцы, а над мхами, словно сморенные за пряжей старухи, дремлют смолистые ели; они глухо шепчут порой, как будто возмущаясь щедростью солнц, а может быть, собственным долголетием. Под елями — древний запах папоротника. Я иду черной лошадиной тропой, на лицо липнут невидимые нити паутины, с детским беззащитным писком вьются передо мной комары, хотя кусают они совсем не по-детски. Мой взгляд останавливается на красных, в белых накрапах, шапках мухоморов, потом вижу, как дятел, опершись на растопыренный хвост, колотит своим неутомимым носом сухую древесину; в лицо мне хлещут ветки крушины, и вот уже я на сухом месте, и нога едет на скользких иглах. Загудел в сосенной бронзе сухоросный ветер, и сосны отозвались беззащитным ропотом, и мне кажется, что в их кронах вздыхает огромный богатырь-тугодум, который с наивностью младенца копит свою мощь не себе, а другим. Под это добродушное дыхание, словно из древних веков, нечеткой бел опару сной армадой выплывают облачные фрегаты.
      Мне кажется, что я слышу, как растет на полянах трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдергиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на рыжий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги.
      Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной! Но будет ли предел тишине!
      Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым березам, а к белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки: «Ук-ку, ук-ку!»— словно дует кто-то коротко и ритмично в пустую бутылку. И вновь трепетно нарастает березовый шелест.
      Я сажусь у теплого стога, курю и думаю, что вот отмашет время еще какие-то полстолетия, и березы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как и люди. И мне чудится в шелесте берез укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков и мстительную тяжесть дубинам...
      Я выхожу на зеленый откос и гляжу туда, где еще совсем недавно было так много деревень, а теперь белеют одни березы. Нет, в здешних местах пожары не часты, и лет пятьсот уже не было нашествий. Может быть, так оно и надо? Исчезают деревни, а взамен рождаются веселые, шумные города?.. Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками.
      Шумят невдалеке сосны, шелестят березы. И вдруг в этот шум вплетается непонятный нарастающий свист, он разрастается, заполняет весь этот тихий зеленый мир. Я смотрю в небо, но серебряное туловище реактивного самолета уже исчезает за горизонтом.
      Как мне понять, что это? Или мои слезы, а может быть, выпала в полдень скупая соленая роса?

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ:

1. Ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств -  ______________________

2. Основной вопрос, поставленный и решаемый автором текста - ________________________

3. То, о чём говорится в тексте, часто отражается в заглавии -  ___________________________

4. Отношение автора к предмету и содержанию речи, то, что он доказывает, в чем желает убедить читателя – ________________________

5. Главное утверждение текста, которое необходимо доказать - __________________________

6. Доказательства, приводимые в поддержку текста - ___________________________________

7. Тема текста раскрывается через систему других, более узких тем, каждая из которых в свою очередь излагается по отдельности и оформляется как отдельный абзац - ______________________

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ:

1. Ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств -  ______________________

2. Основной вопрос, поставленный и решаемый автором текста - ________________________

3. То, о чём говорится в тексте, часто отражается в заглавии -  ___________________________

4. Отношение автора к предмету и содержанию речи, то, что он доказывает, в чем желает убедить читателя – ________________________

5. Главное утверждение текста, которое необходимо доказать - __________________________

6. Доказательства, приводимые в поддержку текста - ___________________________________

7. Тема текста раскрывается через систему других, более узких тем, каждая из которых в свою очередь излагается по отдельности и оформляется как отдельный абзац - ______________________

Речевые стандарты – клише

Компоненты содержания структуры текста

Лексические средства

1. Проблема данного текста (статьи), его актуальность

  • В статье автор затрагивает (ставит, освещает) следующие проблемы…
  • Автор данной статьи (особо) останавливается на следующих проблемах (вопросах, фактах)…
  • Автор касается следующих проблем (вопросов, фактов)…
  • Сущность проблемы сводится к … (заключается, состоит) в …
  • Именно об этом заставляет (предлагает) задуматься автор текста.

2. Иллюстрация позиции автора, оценка изложенной автором информации; комментарий к тексту

  • Автор приводит пример (цитату, факты, данные)…
  • Автор ссылается на…
  • Автор иллюстрирует…
  • В статье (тексте) приводится (дается)…
  • Автор убедительно показывает…
  • Постараемся теперь объяснить…
  • Автор говорит, анализирует, характеризует, раскрывает (сущность, суть), описывает, выдвигает (тезис, вопрос, гипотезу), останавливается, касается, отмечает, подчеркивает, утверждает, доказывает…
  • Автор считает, полагает, стоит на точке зрения, придерживается точки зрения, отстаивает точку зрения, разделяет точку зрения…
  • Автор сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, противопоставляет…
  • Автор соглашается (согласен), возражает, опровергает, полемизирует, критикует, выдвигает возражения, аргументы, доказательства…
  • Автор ссылается на, опирается на, исходит из того, иллюстрирует, приводит пример, цитату, цитирует, обосновывает, имеет в виду, видит причину этого в том, что…
  • Для того чтобы повлиять на убеждения читателей, автор использует особый стиль (разговорный, научный, официальный, публицистический, художественный), особую композицию и специально подобранные изобразительно-выразительные средства русского языка
  • Для того чтобы привлечь внимание читателя (молодого поколения) к исследуемой проблеме,…
  • Чтобы поддержать интерес к предмету разговора, автор использует некоторые изобразительно-выразительные средства языка, помогающие воздействовать не только на разум, но и на чувства читателя…
  • Через всё рассуждение автор проводит мысль…
  • В тексте приводится аргументация (чего-либо, против чего-либо)…
  • Автор размышляет о том, что …
  • Реализация авторского замысла достигнута (достигается)…
  • Основная (главная) ценность содержания текста (состоит, заключается) в…
  • Автор данного текста предстает перед нами…
  • Яркая образная речь текста отражает личную позицию автора.
  • Личная позиция автора…
  • В тексте рассматриваются проблемы (вопросы), имеющие большое значение для…
  • Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что…
  • Тема статьи представляет большой интерес для…
  • Тема, затронутая автором, действительно важна (актуальна) сейчас, когда…
  • Представляется, что данный текст имеет большое значение для…
  • Проблема, поставленная в тексте, безусловно, вызывает интерес…
  • Безусловной заслугой автора является…
  • Автор сумел увидеть насущные проблемы нашего времени и донести их до понимания читателя.
  • Его рассуждения эмоциональны, его доводы убедительны.

3. Заключение, выводы, позиция  автора текста

  • Автор приводит (подводит нас) к выводу (заключению)…
  • Автор делает вывод (заключение), подводит итог (говорит, утверждает)…
  • В итоге делается вывод…
  • В заключении говорится…
  • Сущность проблемы сводится к тому, что (чтобы)…
  • Основная (главная) задача автора состоит (заключается) в том, чтобы…
  • Особо следует выделить (следующие положения)…
  • В заключение следует сказать (отметить, остановиться, подчеркнуть)…
  • Автор приводит нас к очень важному пониманию…

4. Выражение согласия (несогласия) с автором текста

  • Нельзя (не) согласиться с…
  • Я согласен с позицией автора…
  • Не могу не согласиться с автором…
  • С этим утверждением нельзя не согласиться…
  • Позиция автора во многом близка мне…
  • Нельзя не признать правоту автора в том, что …
  • Вызывают возражения (сомнения)…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ролевая игра при подготовке к написанию сочинения "Москва - сердце Родины"

материалы можно использовать как при работе над развитием речи учащихся, так и на классном часе...

ролевая игра при подготовке к написанию сочинения "Москва - сердце Родины"

материалы можно использовать как при работе над развитием речи учащихся, так и на классном часе...

Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"

Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"...

Итоги конкурса «С чего начинается Родина» по номинации «Моя семья- моя Родина»

Итоги конкурса «С чего начинается Родина» по номинации «Моя семья- моя Родина»...

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения " С чего начинается Родина "

Разработка направлена на развитие языковой компетенции, формирования интеллектуальных умений и бережного, сознательного отношения к языку. Воспитание патриотических и гражданских качеств студентов. ...