КИМы
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Контрольно-измерительные материалы
5 класс
Контрольная работа № 1
Тема: «Повторение изученного материала в начальных классах»
Вариант 1
1. Расставить ударение в словах:
Библиотека, алфавит, документ, добыча, километр, квартал, молодежь, магазин, портфель, шофер, портрет.
2. Найти однокоренные слова. Обозначить в них корень.
Косилка, коса, косьба, кость.
Водить, провод, водяной.
3. Вставить пропущенные буквы. Выделить приставки.
З..болел, н..кормил, п..кормил, пер..тащил, о..дал, по..держал, по..бил, о..правил, (с/з)гореть.
4. Раскрыть скобки. Обозначить предлоги и приставки.
Сильно рванул ветер и (с)шумом, (со)свистом (за)кружил (по)степи. (За)холмами глухо (про)гремел гром, (по)дуло свежестью.
5. Какое слово неправильно разобрано по составу? Выделить, исправить.
а) осен-н-ий;
б) объ-един-ит;
в) лип-ов-ый;
г) пере-ход;
д) ус-меш-к-а.
6. Вставить там, где это необходимо, разделительный ъ и ь.
От..ход, при..ход, об..явление, за..явление, в..езд, раз..езд, л..ет, коп..е, об..ем.
7. В каком слове гласная проверяется? Вставить все, привести проверочное слово к проверяемой гласной.
К..мбайн, т..варищ, упр..влять, п..мидор, ..гроном.
8. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.
Пог..дел, посм..трел, отцв..тает, ни..кий, Бере..ка, сколь..кий, чес..ный, радос..ный, интерес..ный.
9. В каком слове есть непроизносимая согласная?
а) коллекти..;
б) поз..ний;
в) опас..ный;
г) фу..бол;
д) интерес..ный.
10. Какая из перечисленных частей речи является служебной?
а) глагол;
б) союз;
в) местоимение;
г) наречие;
д) прилагательное.
11. Какая из перечисленных частей речи является самостоятельной?
а) Местоимение;
б) предлог;
в) союз;
г) частица.
12. Как изменяется имя существительное? Выбрать правильный(ые) ответ(ы).
а) по лицам;
б) по падежам;
в) по временам;
г) по числам.
13. В каком падеже существительные 1-го склонения имеют окончание –и?
а) в родительном;
б) в дательном;
в) в винительном;
г) в предложном.
14. Вставить пропущенные окончания. В скобках указать склонение и падеж имен существительных.
На сирен.. распустились душистые цветы. Цветы сирен.. хорошо пахнут. К ел.. подошли дети. По дорог.. мчатся машины. По площад.. идут люди.
15. В каком падеже существительные 3-го склонения имеют окончание –и?
а) в родительном;
б) в дательном;
в) в винительном;
г) в предложном.
16. Найти существительные 2-го склонения:
а) шалаш;
б) наш;
в) ключ;
г) ночь;
д) луч;
е) могуч.
17. Найти существительные 3-го склонения:
а) брош..;
б) ваш..;
в) реч..;
г) полноч..;
д) товарищ.. .
18. Имя прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак действия;
в) признак предмета;
г) действие.
19. Вставить пропущенные окончания, графически объяснить свой выбор.
Со старш.. братом; зимн.. вечером; в соснов.. лесу; стар.. дуба; на обратн.. пути.
20. Какой из перечисленных глаголов относится к I спряжению?
а) стро..ть;
б) обид..ть;
в) дежур..ть;
г) слуш..ть;
д) завис..ть.
21. С каким глаголом не пишется слитно?
а) (Не)пишет;
б) (не)навидит;
в) (не)боится;
г) (не)спорит;
д) (не)возражает.
22. В каком глаголе пишется –ться?
а) Мальчик учит..ся.
б) Спортсмены соревнуют..ся.
в) Самолет начинает снижат..ся.
г) Девочка красиво одевает..ся.
23. От данных глаголов образовать формы 1-го, 2-го и 3-го лица единственного числа настоящего времени по образцу (стоить – строю, строишь, строит).
Кормить, чинить, видеть.
24. Найти ложное утверждение:
а) подлежащее – главный член предложения;
б) подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу;
в) предложение может не иметь второстепенных членов;
г) наличие главных членов – признак распространенного предложения.
25. В каком предложении неверно выделено подлежащее?
а) Малина растет в саду.
б) Город украшает бульвар.
в) Мальчик нашел гриб.
26. В каком предложении неверно выделено сказуемое?
а) Солист напевал мелодию.
б) Весело лилась музыка.
в) Начинает играть оркестр.
г) Музыкант играл на трубе.
27. Вставить недостающие знаки препинания. Найти предложение с однородными членами, выделить их графически.
Дерево одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы. Дерево дает нам бревна доски для постройки жилищ. Столы стулья скамейки кровати лодки корабли делают из дерева. На деревьях вырастают яблоки груши сливы вишни.
(По Д.Кайгородову.)
Вариант 2 (в формате ЕГЭ)
Часть А
А1. В каком слове все согласные звонкие?
а) Язык;
б) пешка;
в) береза;
г) порог.
А2. В каком ряду во всех словах пропущена буква т?
а) Доблес..ный, завис..ливый, извес..ный, грус..ный;
б) прекрас..ный, извес..ный, чудес..ный, прелес..ный.
А3. В каком ряду слов во всех словах пишется разделительный твердый знак?
а) П..еса, в..езд, в..юга, сер..езный;
б) с..езд, раз..яснение, под..езд, об..явление.
А4. В каком ряду во всех словах мягкий знак не пишется?
а) Тиш.., печ.., (желпю) удач.., циркач.. ;
б) ткач.., (остров) сокровищ.., (мороз) жгуч.., грач.. .
А5. В окончаниях слов какого ряда пишется и?
а) В деревн.., в постел.., в Сибир.., в детств.. ;
б) в тетрад.., (о) дочер.., (без) памят.., (возле) деревн.. .
А6. В каком предложении в глаголах не пишется мягкий знак?
а) Ученица очень старает..ся, поэтому буквы в тетради получают..ся красивыми.
б) Ученику нужно добират..ся в школу издалека, поэтому он никогда не опаздывает.
А7. В каком предложении написание слов с гласным после шипящих регулируется разными орфограммами?
а) Уч..стники похода отправились в ч..щ.. леса собирать ш..шки.
б) Посетители смогли увидеть замеч..тельную коллекцию редких ч..рно-белых фотографий.
А8. Укажите, какие слова (слово) нужно писать слитно:
а) (у)тебя;
б) (у)стены;
в) (у)дар;
г) (у)него.
А9. В каком ряду во всех словах пропущенаудвоенная согласная?
а) Ал..ея, метал.., рас..тение, двен..адцать;
б) один..адцать, рас..тояние, пас..ажир, кол..ектив.
А10. Укажите, в каком слове не пишется слитно:
а) (не)отдыхать;
б) (не)годовать;
в) (не)дышать;
г) (не)удивлять.
А11. В каком ряду во всех словах пишется и?
а) Ж..мчужина, расш..рять, ж..вой, ш..рстяной;
б) ш..фровка, ож..реть, ож..влять, ш..роковатый.
А12. В каком слове буква ю обозначает один звук?
а) Вьюга;
б) съежиться;
в) здание;
г) создание.
А13. В каком слове нет приставки?
а) Сбежать;
б) съежиться;
в) здание;
г) создание.
А14. В каком ряду во всех словах в окончаниях пишется е?
а) Дума..т, пиш..т, дыш..т, служ..т;
б) улыба..тся, паш..т, чеш..т, слуша..т.
А15. В каком ряду однокоренных слов оказалось лишнее слово?
а) Умирать, примирять, замереть, вымирать;
б) водяной, подводный, водичка, водоем.
Часть В
Прочитайте текст и выполните задания В1 – В8.
(1)За окном сентябрь.
(2)Озябла в холодные туманные ночи и захворала осинка.
(3)Пригорюнилась, свесила листы.
(4)Вскоре после осинки занедужила березка.
(5)Лисьим хвостом приникла к земле ее желтая прядка.
(6)Побледнела с испуга рябина.
(7)Пригнула свои ветви с сочными пылающими гроздьями и начала ронять фасонистые резные листья.
(8)Жгучий осенний утренник ошпарил и лиственницу.
(9)Наступила осень.
В1. Укажите номер предложения, в котором содержится основная мысль текста.
В2. Укажите номера предложений, которые осложнены однородными сказуемыми.
В3. В каком предложении однородные члены предложения связаны только интонацией и разделяются запятой.
В4. Укажите, в каких предложениях глаголы употреблены в переносном значении.
В5. Укажите нераспространенное предложение.
В6. Укажите предложение, в котором отсутствует сказуемое.
В7. Укажите предложение, в котором отсутствует подлежащее.
В8. В каком предложении союз и не служит для связи однородных членов или простых предложений в составе сложного?
Часть С
Вариант 1.
Вам понравился текст? Попробуйте объяснить, почему этот текст оставляет приятное и теплое чувство? Какие художественные приемы помогают с такой любовью и так зримо создать словесное описание осени?
Вариант 2.
Попробуйте, сохранив интонацию и стиль текста, продолжить его и рассказать о том, как встречают осень лесные обитатели. Будьте внимательны и бережны к слову.
Контрольный диктант
I вариант
В лесу
Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.
Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.
В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.
Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути.
(88 слов)
II вариант
На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьет подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.
Низкий берег покрыт зеленым ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.
Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются.
(81 слово)
(По Н.Ф.Ефимовой)
Контрольная работа № 2
Тема: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
Вариант 1
1. Какое предложение является побудительным по цели высказывания?
1) Савраска плетется ни шагом, ни бегом,
Не встретишь души на пути. (Н.Некрасов.)
2) «То-то, - сказал я, - не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!» (Н.Некрасов.)
2. Какое предложение соответствует характеристике: побудительное по цели высказывания, восклицательное по эмоциональной окраске?
1) Дети, не бойтесь! Смелее, смелее!
2) Только ручей да осиновый лист
Что-то до боли родное бормочут! (В.Боков.)
3. Определите в предложениях цель высказывания.
1) Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. (А.Чехов.)
2) Алеша, Алеша, помоги мне поймать курицу! (А.Погорельский.)
А. Сообщение.
Б. Вопрос.
В. Побуждение.
4. Определите, словосочетаниями или предложениями являются примеры.
1) В повести говорится; кажется мне; давно уехал.
2) Начинается жизнь; карман набит; озеро далеко.
А. Словосочетание.
Б. Предложение.
5. Какой знак стоит в конце предложения?
1) От кого у тебя перстенек золотой (Н.Некрасов.)
2) Не падай духом Не умирай раньше времени (К.Ушинский.)
3) Ах, это ты, Чернушка (А.Погорельский.)
А. Точка.
Б. Вопросительный знак.
В. Восклицательный знак.
6. Охарактеризуйте предложения по наличию второстепенных членов.
1) Здравствуй, хозяин! Жив ли ты?
2) Садись ко мне на спину.
3) Журка в воду – и поплыл через море. (Из сказок.)
А. Распространенное.
Б. Нераспространенное.
7. Что является признаком вопросительного предложения?
1) А ты берешься помочь царевичу?
2) Съешь ли ты меня?
3) Чем же ты провинился? (Из сказок.)
А. Интонация.
Б. Вопросительное слово – местоимение.
В. Вопросительное слово – частица.
8. Определите подлежащее в предложении.
О чем ты воешь, ветр ночной? (Ф. Тютчев.)
А. Ветр.
Б. Ты.
9. Какое предложение не имеет подлежащего?
1) И этот звон люблю я! (М.Лермонтов.)
2) Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный! (М. Лермонтов.)
10. Определите сказуемое в предложении.
Москва – столица России.
А. Москва.
Б. Столица.
11. Определите необходимость запятой между однородными членами перед союзом и.
1) Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М.Лермонтов.)
2) И помнил я кольчуги звон и блеск ружья и гордый непреклонный взор и молодых моих сестер... (М.Лермонтов.)
А. Запятая ставится.
Б. Запятая не ставится.
12. Определите предложение с обращением.
1) – Оловянные солдатики! Оловянные солдатики! – закричал мальчик и от радости захлопал в ладоши. (Ему подарили солдатиков в день рождения.)
2) – Эй ты, оловянный солдатик! – крикнул тролль. – Не заглядывайся на плясунью.
13. Определите предложение с неправильной пунктуацией при обращении.
1) Кто волны, вас остановил? (А.Пушкин.)
2) Жученька, Жучок, беленькие ножки, шелковый хвостик, пусти погреться! (Сказка.)
14. Укажите правильную схему предложения с прямой речью.
1) «П? – а».
2) «П? – А».
3) «П?» - а.
Вариант 2 (в формате ЕГЭ)
Часть А
А1. Укажите словосочетание:
а) пришла осень;
б) яблоко румяно;
в) из-под стола;
г) оказать поддержку.
А2. Укажите нераспространенное предложение:
а) Прохлада освежает и бодрит.
б) Плыли по небу тучки.
в) Утром похолодало.
г) Месяц встал над лугом.
А3. Укажите побудительное предложение:
а) Сырой туман висел над рекой.
б) Кто там стучится у ворот?
в) Закружилась листва золотая.
г) А когда, дедушка, не спит сова?
д) Расскажи мне об этом писателе.
А4. Укажите предложение, в котором необходимо поставить тире:
а) Большие глазастые ромашки хороши.
б) Цыплят по осени считают.
в) Июль макушка лета.
г) Зима снежная и мягкая.
А5. Укажите предложение, в котором все однородные члены связаны только интонацией:
а) Через поле и лесок раздается голосок.
б) Наконец-то поспели грибы, ягоды и орехи.
в) Луна освещала сад, дорожки, беседку.
г) Не по словам судят, а по делам.
А6. Укажите предложение, в котором есть обобщающее слово:
а) Весна чувствовалась повсюду: в прозрачном звенящем воздухе, в звонких утренних песнях синичек, в веселой капели.
б) На полках магазина красовались куклы с большими голубыми глазами, игрушечные машины с блестящими кузовами, веселые ярко-оранжевые неваляшки.
в) Лес был полон ягод, грибов, орехов.
г) Все пришли на праздник и очень радовались этому.
А7. Найдите простое предложение:
а) Потом она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок.
б) В тот же миг Снежная королева подхватила мальчика, и они взвились на черное облако.
в) Утенок узнал этих прекрасных птиц, и его охватила какая-то непонятная грусть.
г) Наконец настал день свадьбы, и крот пришел за невестой.
А8. Укажите сложносочиненное предложение:
а) Напротив императорского трона поставили золотой шест, и на самой верхушке его сидел соловей.
б) Рано утром девочка отправилась дальше и вдруг встретила старушку с корзиной ягод.
в) Среди комнаты стоял золотой сундук, на котором сидело настоящее страшилище.
г) Всю зиму прожила ласточка в подземелье и не заметила наступления весны.
А9. Укажите предложение с обращением:
а) Учитель обратился к ребятам с важной просьбой.
б) «Спасибо тебе, милая крошка!» - сказала больная ласточка.
в) «Чего тебе надобно?» - спросила золотая рыбка у старика.
г) Ты придешь сегодня в гости?
А10. Укажите восклицательное предложение:
а) Победители соревнований шумно радовались своему успеху.
б) Зрители были очень эмоциональны и во время спектакля не раз громко восклицали.
в) Прекрасна осень в лесу!
г) Срочно примите телеграмму.
А11. Укажите номер высказывания, которое неверно:
а) Синтаксис – раздел русского языка, изучающий слова и их лексические значения.
б) Единицы синтаксиса – словосочетание и предложение.
в) Пунктограмма – место в предложении, где требуется применить пунктуационное правило.
г) Предложение – несколько слов, связанных по смыслу и интонационно.
А12. Укажите термин, который не имеет отношения к разделу «Синтаксис и пунктуация»:
а) часть речи;
б) интонация;
в) член предложения;
г) пунктограмма.
А13. Укажите схему, в которой знаки препинания расставлены неправильно:
а) [О и О], и [О и О];
б) О и О, и О и О;
в) или О, или О;
г) О, но О.
А14. Укажите сочинительное словосочетание:
а) бабушка с дедушкой;
б) веселые подружки;
в) бабушка и дедушка;
г) сочинять сказку.
А15. Укажите признак, относящийся к обращению:
а) является подлежащим;
б) не является членом предложения;
в) не выделяется запятыми;
г) зависит от сказуемого.
Часть В
Прочитайте текст, выполните задания В1 – В5.
(1) Было у матери семь дочек.
(2) Однажды она поехала к сыну.
(3) Вернулась через неделю.
(4) Дочки стали говорить, как они скучали.
(5) Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе, как цветочек по солнечному лучу».
(6) «Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды», - проговорила вторая.
(7) «Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке», - сказала третья дочь.
(8) «Мне было без тебя, как пчелке без цветка», - прощебетала четвертая.
(9) «Ты снилась мне, как розе снится капля росы», - промолвила пятая.
(10) «Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья», - прошептала шестая.
(11) А седьмая дочка ничего не сказала.
(12) Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.
(По В.Сухомлинскому.)
В1. Укажите номер предложения, в котором прямая речь стоит после слов автора.
В2. Укажите номер предложения с однородными сказуемыми.
В3. Укажите предложение, в котором отсутствует подлежащее.
В4. Укажите предложения, в которых есть обращения.
В5. Укажите в 5-м и 7-м предложениях слова, в которых есть орфограмма «Правописание е-и в суффиксах существительных».
Часть С
Вариант 1.
Попробуйте объяснить, почему седьмая дочка ничего не сказала маме.
Вариант 2.
Напишите небольшое сочинение на тему «В чем проявляется забота о человеке».
Контрольная работа № 3
Тема: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
Контрольный диктант
I вариант
Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдет», - проговорила Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.
(100 слов)
(По В.Астафьеву)
Грамматическое задание
1. Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов.
2. Графически объяснить пунктуацию двух-трех предложений (по указанию учителя).
II вариант
Без пословицы речь не молвится.
Язык – богатство народа. В метком и выразительном русском языке с давних пор живут пословицы. Их сложил народ. Это мудрые рассуждения о жизни, о людях. В коротких фразах пословицы рассказывают, как жил наш народ, что ценил. В них народ отдает должное честности, доброте, прославляет смелость, умение трудиться, смеется над жадными, ленивыми. Широко известны пословицы о труде, книгах, пользе знаний.
Эти мудрые изречения можно легко и быстро запомнить, потому что они похожи на короткие стихи. Они украшают нашу речь, делают ее яркой, образной, живой.
А какие пословицы знаете вы, ребята?
(92 слова)
Грамматическое задание
1. Подчеркнуть грамматические основы предложений: 1 вариант – второго предложения; 2 вариант – последнего предложения.
Контрольная работа № 4
Тема: «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»
Вариант 1
1. Какие буквы из указанных названы неверно?
а) б (бэ);
б) в (эв);
в) г (гэ);
г) л (эл);
д) с (сэ).
2. После ж, ш, ч, щ пишутся буквы и, у, а, но не пишутся буквы ы, ю, я. Назовите слова, которые отступают от данного правила:
а) сч..стье;
б) ш..нель;
в) ч..шка;
г) ч..вство;
д) брош..ра;
е) пощ..да;
ж) ж..ри;
з) ж..лет;
и) параш..т;
к) рощ.. .
3. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:
а) рожь;
б) въезд;
в) яблоко;
г) соль;
д) лён;
е) съёмка;
ж) семья;
з) лямка;
и) здесь;
к) известно;
л) юг;
м) ёлка.
4. Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение:
а) случай;
б) столяр;
в) портфель;
г) звонит;
д) средства;
е) километр;
ж) ремень;
з) цыган;
и) партер;
к) красивей.
5. Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием:
а) лодка;
б) пробка;
в) скользкий;
г) старушка;
д) утка;
е) город;
ж) гром;
з) кружка;
и) глотка;
к) гладкий.
6. Укажите слова, в которых есть несоответствие написания и произношения:
а) сводка;
б) стол;
в) текст;
г) теннис;
д) скот;
е) пастбище;
ж) ошибка;
з) указка;
и) вязок;
к) скользкий.
7. Укажите слова с ударением на последнем слоге:
а) арбуз;
б) верба;
в) документ;
г) магазин»
д) ненависть;
е) звонишь;
ж) свекла.
8. Найдите «третье лишнее» слово:
а) 1) что; 2) чтобы; 3) нечто;
б) 1) конечно; 2) нарочно; 3) игрушечный;
в) 1) теннис; 2) тема; 3) текст;
г) 1) свитер; 2) ателье; 3) тенор;
д) 1) чувство; 2) баловство; 3) да здравствует.
9. Какие из данных букв являются шипящими?
а) ч; б) ж; в) ф; г) ш; д) х.
10. Какие из данных согласных являются глухими?
а) ч; б) ж; в) т; г) с; д) к; е) л.
Вариант 2 (в формате ЕГЭ)
Часть А
А1. Определите ряд слов с неправильным ударением.
1) ДОговор, квАртал, облЕгчить, стОляр, зАвидно, бАловать, Арест.
2) ВЕрба, дозвонИтся, агЕнт, принУдить, ржАветь, фарфОр, хозЯева, чЕрпать.
А2. В каких словах допускается двоякое произношение и [чн] и [шн]?
1) Конечно.
2) Яичница.
3) Гречневый.
4) Булочная.
А3. Отметьте строку, в которой во всех словах есть непроизносимый согласный.
1) Ровес..ник, вкус..ный, чудес..ный, опас..ный.
2) Чу..ство, сверс..ник, чес..ный, праз..ник.
А4. В каких словах совпадает количество букв и количество звуков?
1) Яблоко.
2) Чудо.
3) Июнь.
4) Ярко.
А5. Отметьте ряд слов, в котором все слова имеют ударение на втором слоге.
1) Начал, поняла, инструмент, рельсы, снайпер.
2) Щавель, сюжет, партер, агент, звонит.
А6. В каком слове букв меньше, чем звуков?
1) Съезд.
2) Сердце.
3) Юла.
А7. Отметьте ряд слов, в котором ударение падает на последний слог.
1) Цемент, нефтепровод, мусоропровод, гектар.
2) Дремота, августовский, красивее, роман.
А8. В каких словах предложения количество букв и звуков разное?
На краю леса краснеет рябина.
1) Леса, рябина.
2) Краснеет, краю.
А9. Согласный перед е произносится твердо в слове:
1) Шинель.
2) Термин.
3) Рельсы.
4) Пюре.
5) Свитер.
6) Музей.
А10. В каком слове пишется буква а?
1) Р..сток.
2) Пор..сль.
3) Р..стовщик.
4) Отр..сль.
А11. В каком ряду расположены слова, в котором все согласные звуки звонкие?
1) Деревня, царица, небесный.
2) Малина, сбросил, чемодан.
3) Южный, мороз, резвый.
4) Ножны, сделали, вьюжная.
Часть В
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Пришли однажды вечером к Солнышку Кузнецы-великаны и говорят: «Солнышко, Солнышко, молоты железные у нас уже разбились, скоро нечем будет ковать серебряные нити. Наковальня тоже старая. Отпусти нас на землю, мы возьмем железа». (2) Отпустило Солнышко Кузнецов. (3) Стали идти Кузнецы-великаны к людям, но путь преградили темные облака. (4) Посмотрели Кузнецы через облака на землю – высоко-высоко, как же опуститься? (5) Возвратились к Солнышку и говорят: «Солнышко, Солнышко, как же нам спуститься на землю? Сделай какой-нибудь мост». (6) Перекинуло Солнышко свои лучи через темные тучи, засверкал в небе солнечный мост. (7) А с земли люди увидали золотую радугу. (8) Кузнецы спустились на землю и по солнечному мосту опять возвратились к Солнышку. (9) Как только увидело Солнышко их белые бороды, убрало золотые лучи, исчезла радуга. (10) С той поры, как только появятся на небе темные тучи, посылает Солнышко на землю Кузнецов-великанов за железом…
В1. В каких словах количество звуков и букв не совпадает (предложение №3)?
1) Путь.
2) Преградили.
3) Темные.
4) Людям.
В2. Какая характеристика предложения №8 является верной?
1) Сложносочиненное предложение.
2) Простое предложение, односоставное.
3) Простое, двусоставное, осложненное однородными членами.
В3. В каких словах все согласные звуки звонкие (предложение №7)?
1) Золотую.
2) Люди.
3) земли.
В4. В каком слове буква о обозначает звук [а]?
1) Кузнецов.
2) Отпустило.
В5. В каком слове все согласные звуки твердые (предложение №8)?
1) Спустились.
2) Мосту.
3) Опять.
Часть С
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему зимой на небе нет золотой радуги?», используя сюжет текста сказки.
Контрольный диктант
I вариант
Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчел. Они спешили собрать медовый урожай.
На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моем ведерке плескалась рыба.
Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. Слегка повеяло сыростью. Становилось все темнее. Замолкли птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь.
Мы побежали домой, но вымокли до нитки.
(97 слов)
Грамматическое задание
Выписать слова, в которых: а) звуков больше, чем букв; б) букв больше, чем звуков.
II вариант
Обоз продвигался по гладкой санной дороге в степной местности. С утра солнце слепило глаза, а к вечеру на востоке показалось белое облачко. Оно быстро приближалось и несло с собой ненастье. В последний раз появился из-за облака бледный луч солнца, и гигантская снеговая туча задернула густой пеленою всю окрестность. Яростные порывы ветра несли колючий снег.
Лошади остановились. Старшой властно крикнул: «Останавливайтесь, ребята, буран!» Всю ночь гулял по степи буран, а утром на небе появилось солнце. Радостное чувство охватило людей, когда они поняли, что опасность миновала.
(105 слов)
(По Н.Ефимовой)
Грамматическое задание
1. Объяснить графически написание безударных гласных в корнях глаголов.
2. Выписать по два слова с непроизносимой согласной в корне.
3. Составить схему четвертого предложения первого абзаца.
III вариант
В грозу
Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром.
И вот облака уже закрыли солнце. Оно выглянуло в последний раз и исчезло. В природе все резко изменилось.
Налетел вихрь, задрожала осиновая роща. От порывов сильного ветра молодые осинки гнутся к земле. Пучки сухой травы летят через дорогу. У речки глухо шумит густой камыш. Сверкнула молния, и раздался оглушительный удар грома. Упала первая крупная капля дождя. Хлынул ливень.
(85 слов)
Грамматическое задание
Выписать два слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
Контрольная работа № 5
Тема: «Морфемика. Орфография. Культура речи»
Вариант 1
1. Какая основа в слове пригодиться?
1) Пригодить -.
2) Пригодии – ся.
2. Укажите слова, не имеющие окончаний.
1) Пламя.
2) Громко.
3) Высоко.
3. Слова каких частей речи не имеют окончаний?
1) Глагол.
2) Имя числительное.
3) Наречие.
4. Укажите слово с нулевым окончанием.
1) Озноб.
2) Над.
3) Наугад.
5. Какое утверждение правильно?
1) В словах сам, шрам, там нулевое окончание.
2) В словах сам, шрам, там нет окончания.
3) В словах сам, шрам (склоняемых) нулевое окончание, а несклоняемое наречие там его не имеет.4) В словах сам, шрам, там окончание одинаковое - -ам.
6. В каком слове –ей является окончанием?
1) Ручей.
2) Ножей.
3) Соловей.
7. В каких словоформах –ой входит в состав основы?
1) Конвой.
2) Большой.
3) Отвагой.
8. Какие слова являются однокоренными?
1) Запах, пахарь, пахать, пахнуть, пахучий.
2) Краса, красивый, краска, украшение, красильня.
9. Какие слова имеют приставку?
1) Долбить.
2) Довезти.
3) Высота.
4) Выстрел.
10. Какую приставку имеют слова?
1) Отапливать, отоварить, отощать.
а) От-.
б) Ото-.
в) О-.
2) Подарок, подать, поделить.
а) По-.
б) Под-.
11. Одинакова ли приставка в словах надавить, надоить, нашить?
1) Да.
2) Нет.
12. Какое слово соответствует схеме: корень + суффикс + суффикс + окончание –а?
1) Ленивица.
2) Львица.
13. Какие приставки имеют значение высшей степени качества, проявления признака?
1) При-, над-.
2) Пре-, сверх-.
14. Какое слово и какой суффикс соответствует выражению следующих лексических значений?
1) Заботящийся о своем доме, материальном благополучии, достатке.
а) Домашний (-ашн-).
б) Домовитый (-овит-).
в) Домовой (-ов-).
2) Обладающий сильным звонким голосом.
а) Голосистый (-ист-).
б) Голосовой (-ов-).
15. Укажите слово, в котором корень никогда не выступает без суффикса или окончания.
1) Багряный.
2) Газетчик.
Вариант 2
1. Найдите слово, образованное с помощью приставки:
а) пригорок;
б) стальной;
в) сопротивление;
г) иссушить;
д) сговорчивый.
2. Найдите слово, образованное с помощью приставки и суффикса одновременно:
а) презабавный;
б) подножный;
в) посмотреть;
г) распределение;
д) мастерская.
3. Укажите слова, в которых имеется разделительный мягкий знак:
а) в..юга;
б) с..емка;
в) бар..ер;
г) под..езд;
д) руж..е.
4. Укажите слова, в которых пишется твердый знак:
а) бул..он;
б) от..езд;
в) вороб..и;
г) с..едобный;
д) об..ект.
5. Укажите слова, в которых пишется о:
а) ш..рстка;
б) ш..лк;
в) ш..рты;
г) ц..кот;
д) ш..в.
6. Укажите слова, в которых пишется ы:
а) ц..фра;
б) станц..я;
в) с улиц..;
г) ц..пленок;
д) ц..почки.
7. Укажите слова, в которых пишется с:
а) ..бил;
б) ..десь;
в) ..делал;
г) Ра..болтал;
д) ..двинуть.
8. Укажите слова, в которых пишется ы:
а) под..грать;
б) контр..гра;
г) роз..грыш;
д) пред..стория.
9. Укажите слова, которые пишутся через дефис:
а) пол..океана;
б) пол..моря;
в) пол..книги;
г) пол..Амура;
д) пол..города.
10. Найдите «третье лишнее» слово:
а) в гос..ти;
б) прос..ба;
в) кон..чик.
11. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется а?
а) З..ря, пол..гать, раск..лить, выр..стить;
б) к..снуться, Р..стов, з..рница, прил..гать;
в) возл..жить, заг..р, к..сательная, пл..вец.
Контрольный диктант
I вариант
Летняя гроза
Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.
Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.
Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки.
(85 слов)
(По Б.Тимофееву)
Грамматическое задание
По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.
II вариант
Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришел в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.
Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у нее с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.
В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.
(98 слов)
(По В.Арсеньеву)
Грамматическое задание
Объяснить графически пунктуацию двух-трех предложений (на усмотрение учителя).
Контрольная работа № 6
Тема: «Морфология. Орфография. Культура речи»
«Имя существительное»
Вариант 1
1. На какие вопросы отвечает существительное?
а) Что делать? Что сделать?
б) Какой? Чей?
в) Кто? Что?
2. Что обозначает существительное?
а) Предмет.
б) Признак предмета.
в) Действие предмета.
3. Чем, как правило, является в предложении существительное?
а) Подлежащим.
б) Определением.
в) Сказуемым.
4. Как изменяется существительное?
а) Спрягается.
б) Склоняется.
в) Не изменяется.
5. Найти существительное 3-го склонения.
а) В степи.
б) На солнце.
в) У дерева.
г) На краю.
6. Найти существительное мужского рода.
а) Горечь.
б) Впечатление.
в) Тюль.
г) Степь.
7. Найти существительное, имеющее только форму ед.ч.
а) Темнота.
б) Пустыня.
в) Стена.
г) Мороз.
8. Найти существительное, имеющее только форму мн. ч.
а) Прятки.
б) Солдатики.
в) Игрушки.
г) Книжки.
9. В каких существительных надо поставить букву и?
а) На станции.. .
б) На вокзал.. .
в) На перрон.. .
г) В отъезд.. .
10. В каком случае нужен ь ?
а) Плащ.. .
б) Овощ.. .
в) С пастбищ.. .
г) Брош.. .
11. В каком случае нужно вставить о?
а) За границ..й.
б) С сестриц..й.
в) Куриц..й.
г) Отц..м.
12. В каком случае необходимо вставить и?
а) Ц..ркуль.
б) Ц..ганский.
в) Молодц.. .
г) Синиц..н.
13. Каким членом предложения является слово танк в предложении Игрушечный танк подарил мне брат?
а) Подлежащим.
б) Определением.
в) Дополнением.
Вариант 2
1. Что обозначает имя существительное?
а) Предмет.
б) Признак предмета.
в) Действие.
2. На какие вопросы отвечает имя существительное?
а) Что? Где? Когда?
б) Какой? Какая? Какое?
в) Что делать? Что сделать?
г) Кто? Что?
3. Продолжите фразу. Имя существительное:
а) склоняется;
б) спрягается.
4. Имена существительные бывают:
а) собственными и нарицательными;
б) качественными, относительными, притяжательными;
в) частными и общими;
г) личными и неличными.
5. Большинство имен существительных изменяется:
а) только по родам;
б) не только по родам;
в) по числам и падежам;
г) по временам.
6. Существительные бывают:
а) одушевленными и неодушевленными;
б) живыми и неживыми;
в) полными и краткими;
г) собственными и несобственными.
7. Большинство имен существительных можно распределить по группам склонения:
а) 1-е, 2-е;
б) 1-е, 2-е, 3-е;
в) 1-е, 2-е, 3-е, 4-е;
г) 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е.
8. Определите род существительных.
Мышь, малыш, пустошь, апрель, руль, тень, кровать, окно, сарай, небо, тополь, фасоль, фланель, путь, ферзь.
9. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы:
Отборная рож.., холодная полноч.., камыш..м, над крыш..й, туч..й, глуш.., железный ключ.., плеч..м к плечу, черная туш.., исполнили туш.., сторож.., марш..м, пастбищ..м, плащ.. .
Контрольная работа № 7
Тема: «Морфология. Орфография. Культура речи»
«Имя существительное»
Контрольный диктант
I вариант
О Михаиле Пришвине
Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.
Еще мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шепот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.
С ружьем и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.
А вы, ребята, читали его книги?
(92 слова)
Грамматическое задание
Сделать морфологический разбор слов: 1 вариант – Пришвина; 2 вариант – к деревне.
II вариант
После путешествия по Карелии мы с мамой отправились отдыхать до осени к дедушке в среднюю полосу России.
Мой дедушка – известный в своей округе лесник.
От станции мы шли по просеке, потом свернули по тропинке к речке, перешли мостик и направились к лесу. На опушке росли заросли малины. В ее густой зелени легко поцарапаться, но через минуту в ладони лежит кучка красных ягод. Пьянеешь от их запаха!
Какая тишь! С ветки на ветку перепархивают птицы. Из-под куста вылезает еж. Пошуршал в траве и исчез.
Доходим до рощи, а за ней на полянке избушка дедушки. Нас радостно встречают дедушка и пес Дружок.
(100 слов)
Грамматическое задание
Подчеркнуть грамматические основы предложений: 1 вариант – второе предложение; 2 вариант – первое предложение третьего абзаца.
Контрольная работа № 8
Тема «Имя прилагательное»
Вариант 1
1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает:
а) признак предмета;
б) действие предмета;
в) признак признака.
2. Имя прилагательное изменяется (найдите неверное утверждение):
а) по родам;
б) по временам;
в) по числам;
г) по падежам.
3. Прилагательное:
а) зависит от глагола и согласуется сним;
б) зависит от существительного и согласуется с ним.
4. В какой строке в окончаниях всех имен прилагательных пишется о?
а) Дремуч..го, свеж..го;
б) рыж..го, бледнолиц..го;
в) чуж..го, больш..й.
5. Найдите «третье лишнее» слово:
а) свеч..й;
б) больш..й;
в) ш..пот.
6. В каком случае после шипящих не пишется мягкий знак?
а) Мороз жгуч..;
б) русская реч..;
в) высокая рож.. .
7. Найдите «третье лишнее» слово:
а) на свеж..м;
б) храбрец..м;
в) хорош..го.
8. Укажите словосочетание, в котором употреблено имя прилагательное в форме родительного падежа мужского рода:
а) о гибком тростнике;
б) в лесной избушке;
в) из-за далекого горизонта.
9. В каком предложении прилагательное является сказуемым?
а) Пейзаж чудесный;
б) красивый вид;
в) у девчонок всегда аккуратный почерк.
10. В каком предложении прилагательное является определением?
а) Мороз трескуч;
б) ветер силен;
в) все мечтают о счастливой жизни.
11. Укажите словосочетание, в состав которого входит прилагательное с окончанием –им:
а) на зимн..м холоде;
б) жить сегодняшн..м днем;
в) на завтрашн..м экзамене.
12. Укажите предложение, в состав которого входит прилагательное в полной форме:
а) В белом инее черные елки на подтаявшем снеге стоят. (А.Ахматова.)
б) Белы, как снег, земля и небеса. (А.Полежаев.)
Вариант 2
1. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) Что делать? Что сделать?
б) Какой? Чей?
в) Кто? Что?
2. Прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие предмета.
3. Прилагательное в полной форме является в предложении как правило:
а) подлежащим;
б) определением;
в) дополнением.
4. Прилагательное в краткой форме является:
а) подлежащим;
б) сказуемым;
в) определением.
5. Найдите в тексте имена прилагательные.
Долгое время наручные часы носили только женщины. Мужчины предпочитали карманные часы на цепочке. Но во время Первой мировой войны солдаты поняли, что наручные часы удобнее. Вскоре их стали носить все.
6. Замените полные прилагательные краткими.
Трескучий мороз – мороз... .
Пахучий ландыш – ландыш... .
Жгучий ветер – ветер .. .
Могучий дуб – дуб .. .
Горячий чай – чай .. .
7. Найти краткие прилагательные.
Колюч, скрипуч, певуч, свеж, грач, училищ.
8. В каких случаях нужна буква о?
Ключ..выя вода, плеч..вой сустав, парч..вые одежды, холщ..вый мешок, песц..вый мех, ситц..вый платок, свинц..вый блеск.
9. В каких случаях нужны буквы ё,е?
а) Больш..го, хорош..го, могуч..го, горяч..го, свеж..го, ш..лковый, колюч..го.
10. Образовать от данных существительных с помощью суффикса –н- имена прилагательные, разобрать их по составу.
Длина - ..., плен - ..., телефон - ..., осень - ..., имена - ... .
Контрольный диктант
Профессия дирижабля
I вариант
В небе Сибири будут перемены. Воздушный транспорт станет другим. Скоро самые большие, самые тяжелые грузы дирижабли возьмут на себя. Тысячи тонн грузов, целые горы по силам поднять дирижаблю и перевезти на любую, самую дальнюю стройку.
Большую помощь окажет дирижабль рыбакам. Приводнится он и замрет над водой таежного озера. Пожалуйста, готовый рыболовецкий сейнер.
Для геологов кабина дирижабля – дом. В самый глухой уголок долетит дирижабль, сядет на поляне. Огромная кабина станет домом для людей, которые ищут новые месторождения.
(78 слов)
(По М.Аджиму.)
Грамматическое задание
1. Найти в тексте слова с изученными орфограммами (1-й вариант – падежные окончания существительных, 2-й вариант – падежные окончания прилагательных), обозначить графически.
2. Выполнить синтаксический разбор: 1 вариант – первое предложение, 2 вариант – первое предложение второго абзаца.
3. Разобрать по составу слова воздушный, сибирские, перемен, кладовые, сядет.
4. Объяснить знаки препинания в сложном предложении.
II вариант
Озеро
Среди высочайших гор есть прекрасное голубое озеро. Страшны над горным озером бури. Высокие волны гуляют на широком просторе. Горе маленькой рыбачьей лодке, если она застигнута на озере бурей.
В тихую ясную погоду спокойна голубая озерная гладь. Легкие волны прибоя ласково набегают на береговой чистый песок. После трудного пути путешественнику приятно погрузиться в их прохладную влагу.
Прозрачны воды горного озера. В хорошую погоду на большой глубине видно озерное дно. Маленькие пароходы совершают обычные рейсы по высокогорному озеру. Капитан парохода может показать место, где на дне озера лежит древний город. Не раз добывали рыбаки со дна озера древнюю утварь.
(96 слов)
(По И.Соколову-Микитову.)
Грамматическое задание
1. Найти в тексте слова с изученными орфограммами, обозначить их графически.
2. Выполнить синтаксический разбор предложения: 1 вариант – второе предложение первого абзаца; 2 вариант – первое предложение второго абзаца.
3. Разобрать по составу слова маленький, береговой, озерная, прозрачны.
4. Объяснить знаки препинания в сложном предложении.
Контрольная работа № 9
Тема: «Глагол»
Вариант 1
1. Глагол – это часть речи, которая обозначает:
а) действие предмета;
б) признак предмета;
в) предмет.
2. Глаголы изменяются:
а) по падежам и родам;
б) временам и числам;
в) лицам и падежам.
3. Среди категории времени нет:
а) настоящего;
б) прожитого;
в) прошедшего;
г) будущего времени.
4. В предложении глагол обычно бывает:
а) подлежащим;
б) дополнением;
в) сказуемым.
5. Какой глагол из перечисленных ниже не относится к I спряжению?
а) Брить;
2) дышать;
в) думать;
г) рисовать;
д) вышивать.
6. Укажите ряд, все глаголы которого относятся к совершенному виду:
а) увидеть, убежать, застелить;
б) шить, прыгать, открыть;
в) решить, решать, печатать.
7. Укажите словосочетание, в состав которого входит глагол с –ться:
а) медленно плетет..ся;
б) радостно смеят..ся;
в) легко дышит..ся;
г) слегка колышет..ся.
8. Укажите «третье лишнее» слово:
а) мыш..;
б) молодеж..;
в) пишеш.. .
9. Укажите строку, во всех глаголах которой в окончании пишется и:
а) стро..т, гон..т, ход..т;
б) бре..т, стел..т, ненавид..т;
в) улыбает..ся, задыхает..ся, держит..ся.
10. Не с глаголом пишется:
а) раздельно;
б) слитно;
в) через дефис.
11. Укажите строку, во всех глаголах которой не с глаголами пишется слитно:
а) (не)здоровится, (не)достает, (не)придет;
б) (не)побрился, (не)навидит, (не)хочет;
в) (не)взлюбил, (не)доумевал, (не)годует.
Вариант 2 (в формате ЕГЭ)
Часть А
А1. Укажите глагол со значением «трудовые действия»:
а) решать (задачу);
б) косить (траву);
в) проявлять (характер).
А2. Укажите глаголы со значением «настроение человека»:
а) печалиться;
б) просыпаться;
в) стареть.
А3. Укажите глаголы, называющие то, что происходит в природе:
а) нездоровится;
б) подмораживает;
в0 тревожится.
А4. Укажите словосочетание с главным словом глаголом:
а) рано вставать;
б) пора вставать.
А5. В какой пословице употреблен инфинитив?
а) Со счастьем хорошо и по грибы ходить.
б) У кого много дел впереди, тот назад не оглядывается.
А6. Какие признаки глагола имеет инфинитив?
а) Время;
б) вид;
в) называет действие.
А7. Какое из перечисленных грамматических свойств не присуще инфинитиву?
а) Вид;
б) возвратность/невозвратность;
в) лицо.
А8. В какой пословице употреблен возвратный глагол?
а) На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся!
б) Кстати промолчать – что большое слово сказать.
А9. Укажите номера предложений, в которых глагол стоит в форме 3-го лица и пишется с –тся:
а) Где-где только светят..ся узенькие окна.
б) Меж тем Руслан далеко мчит..ся.
в) Желая светлым днем вполне налюбоват..ся, Орел поднебесью летал...
А10. В какой строке все глаголы пишутся слитно с не?
а) (Не)домогать, (не)годовать, (не)навидеть;
б) (не)догнать, (не)годится, (не)накрывать.
А11. В какой строке все глаголы несовершенного вида?
а) Расправлять, загореть, требовать, закрыть;
б) расправлять, заплывать, читать, дышать.
А12. В каком предложении употреблен глагол совершенного вида?
а) Во весь опор назад он скачет.
б) С середины неба глядит месяц.
в) Песни умолкли.
А13. В каких словах не пишется мягкий знак?
а) Молчиш..;
б) зажеч..;
в) грач..;
г) отреж.. .
А14. В какой строке все глаголы относятся к I спряжению?
а) Леп..т, смотр..шь, завис..т, леч..м, держ..те;
б) просе..т, стел..шь, зеленее.т, Красне..те, ропщ..т.
Часть В
Прочитайте текст и выполните задания В1 – В6.
(1) Старый учитель жил один. (2) Однажды к нему пришли два мальчика и сказали: «Наши мамы прислали нас помочь вам по хозяйству». (3) Учитель попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку, которая стояла в саду. (4) Около нее были сложены лейки и ведра. (5) Один из мальчиков взял большое железное ведро и побежал к колодцу. (6) Другой выбрал маленькое игрушечное ведерко и не спеша пошел за товарищем.
(7) Когда кадка была наполнена, ребята вошли в дом. (8) Учитель поблагодарил их, потом поставил на стол глиняный кувшин и стакан с медом.
(9) «Отнесите этот мед своим матерям. (10) Пусть каждый из вас возьмет то, что заслужил», - сказал учитель.
По В.Осеевой.)
В1. В каком предложении заключается основная мысль текста?
В2. В каком предложении глагол употреблен в форме настоящего времени?
В3. В каком предложении употреблен глагол в форме будущего времени?
В4. В каком предложении есть глагол в неопределенной форме с основой на шипящую?
В5. Укажите номер предложения, в котором прямая речь стоит после автора.
В6. В каком предложении придаточное предшествует главному?
Часть С
Расскажите, о чем данный текст заставляет задуматься.
Контрольная работа № 10
Тема: «Глагол»
Контрольный диктант
I вариант
В лесу
Молодые осинки и стройные березки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идет полная талой воды дорожка. Рядом вьется сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес.
Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных сережек. Вершины молодых берез стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на березовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдет день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зеленые язычки молодых листьев.
Это самое хорошее время в лесу. Он еще не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!
(99 слов)
(По Г.Скребицкому)
Контрольный диктант
II вариант
День кончается. Солнце уже спускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.
Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку еще видны лучи солнца. Высоко над елкой заблестели звезды. Время от времени раздается одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.
(93 слова)
(По К.Паустовскому)
III вариант
У каждого есть своя река. Она привлекает тихими заводями омутов, дарит удачную поклевку, радует светлым журчанием на каменистых перекатах. И кто не мечтал найти ее исток?! С трудом пробираешься сквозь густые заросли ивняка, стараешься пройти по узкому ручью. Куда же девалась богатырская ширь голубой речки? Останавливаешься в изумлении перед чистым зеркальцем родника и с наслаждением пьешь из него воду.
Грустно становится, когда видишь иные наши родники. Многим людям дарят они отдых. Но попробуй напиться из родника, если вода в нем мутная, дно забито мусором. Тут только разведешь руками и долго будешь ждать, пока отстоится вода. Но пить ее уже нельзя.
(«Юный натуралист»)
Грамматическое задание
Объяснить графически безударные личные окончания глаголов.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 11
Тема: «Повторение и систематизация изученного в V классе»
Вариант 1
1. Укажите звонкие согласные:
а) к; б) д; в) т; г( с.
2. Какая часть слова образует форму слова:
а) корень»
б) суффикс;
в) приставка;
г) окончание.
3. Укажите суффикс глагола прошедшего времени:
а) -ал-;
б) –л-;
в) –ну-;
г) –и-.
4. Найдите слово, строение которого соответствует схеме:¬∩^^ .
а) местность;
б) исписала;
в) безбрежный;
г) разговор.
5. Укажите слово, в котором безударная гласная корня проверяется ударением:
а) расст..яние;
б) распол..гаться;
в) уд..вительный;
г) разл..жить.
6. Найдите верный ответ:
а) скрипач – имя сущ., ж.р.;
б) написала – глагол прош.вр., ж.р.;
в) пахуч – глагол наст.вр.;
г) написать – глагол несов.в.
7. Найдите слово, на конце которого не пишется мягкий знак:
а) дышиш..;
б) тиш..;
в) жгуч..;
г) испеч.. .
8. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме:
. (Знаки препинания не расставлены.)
а) Ветер засвистел в ушах и поднялась снежная пыль.
б) Вдруг вспыхнула молния и осветила низкие кустарники.
в) Вот появилось солнце и его лучи залили окрестность светом.
г) Он сделал все чтобы мы пришли вовремя.
9. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:
,и . (Знаки препинания не расставлены.)
а) Когда я вернулся домой мама уже спала.
б) Капли дождя редко стучали и шлепали по листьям.
в) Наступила осень и птицы медленно потянулись к югу.
г) Трава появилась там где сильнее припекало солнце.
10. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:
(Знаки препинания не расставлены.)
а) Я провожу тебя и мы обсудим эти вопросы.
б) Мы боялись что от первой же спички лес вспыхнет.
в) Раздался страшный гром и вскоре над лесом зашумел дождь.
г) Птица взмахнула крыльями и полетела в сторону леса.
11. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:
а) Сергей закричал: «Ребята лес горит!»
б) Мы знали, что скоро прилетят скворцы.
в) Тундра – родина птиц.
г) Мы принесли березу из леса и посадили ее в саду.
Вариант 2
1. Найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков:
а) боюсь;
б) сиять;
в) вернешься;
г) польет.
2. Найдите слово с ударением на втором слоге:
а) алфавит;
б) документ;
в) красивее;
г) средства.
3. Какая из указанных морфем образует форму слова:
а) корень;
б) приставка;
в) суффикс;
г) окончание.
4. Найдите слово, строение которого соответствует схеме: ∩^^ ^.
а) вскипятила;
б) встретился;
в) встряхнула;
г) встрепенуться.
5. Укажите слово, в котором безударная гласная в корне проверяется ударением:
а) бл..снуть;
б) р..стительность;
в) р..скошный;
г) зам..реть.
6. Найдите верный ответ в определении грамматических признаков слова:
а) прочитать – гл. несов.в.;
б) дышать – гл. I спр.;
в) жгуч (ветер) – гл. прош.вр., м.р.;
г) построила – гл. прош.вр., ж.р.
7. Укажите окончания глагола II спряжения:
а) –ат;
б) –ишь;
в) –ет;
г) –ем.
8. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:
,и . (Знаки препинания не расставлены.)
а) Вот показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом.
б) Вдруг вспыхнула молния и осветила окрестность.
в) Ветер засвистал и поднялась страшная буря.
г) Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птенцы.
9. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме:
. (Знаки препинания не расставлены.)
а) Ночью я вышел на улицу и меня потрясло поразительное зрелище.
б) При свете сияния я увидел темные макушки деревьев и крыши домов.
в) Стояла необычная тишина и нарушал ее лишь лай собак.
г) Лесная мышь пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.
10. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме:
(Знаки препинания не расставлены.)
а) За грачами скоро прилетят скворцы покажутся на весенних проталинках первые жаворонки.
б) Лишь некоторые наблюдательные люди знают что красногрудые клесты всю зиму проводят в хвойных лесах.
в) Большая белая шапка упала с дерева и осыпала кусты снежной пылью.
г) На колючих ветвях развесистых елей лежит белый снег и под тяжестью снега согнулись молодые березки.
11. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:
а) Сова по-прежнему сидела на жердочке и смотрела на меня своими круглыми глазами.
б) Опытные охотники говорят, что медведица с осени берет в берлогу только одного медвежонка, а другого выгоняет из своей берлоги.
в) Ежи – смирные и кроткие животные.
г) «Дедушка выходи скорее!» - крикнул в открытое окно внук.
Контрольный диктант
I вариант
Летнее утро легко поднимает с постели.
Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадет в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами.
Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик.
Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или на тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь еще штук пять.
И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.
(98 слов)
Грамматическое задание
Объяснить графически постановку знаков препинания в предложениях: первое предложение третьего и четвертого абзацев.
II вариант
(без грамматического задания)
Коротка летняя пора на севере тундры. В мае еще в воздухе вьются снежинки, бушуют буйные ветры по ее бескрайним просторам. Потом вдруг проясняется небо, тает снег, начинают оживать и цвести первые растения.
В это время сюда возвращаются птицы. Тундра – родина этих птиц. На берегах светлых озер они строят свои гнезда. Здесь они могут спокойно отложить яйца, выкормить птенцов и не беспокоиться о пище. Мошки и комары сами лезут им в рот!
Быстро проходит летняя пора. Птенцы вырастают и отправляются за далекие горы, леса и моря. Весной они опять вернутся сюда.
Наступает день, когда солнце не поднимется из-за горизонта. Теперь его не увидишь до весны. Долгая полярная ночь простирается над необъятными просторами тундры, и только синие сумерки освещают землю.
(118 слов.)
Ответы
Контрольная работа № 1
Вариант 1
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 15 | 16 | 17 | 18 | 20 | 21 | 22 | 24 | 25 | 26 | |
д | б | б | а | б, г | а | а, б, г | а, в, д | а, в, г | в | г | б | в | г | б | в |
Вариант 2
А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | |
в | а | б | б | б | а | б | в |
А9 | А10 | А11 | А12 | А13 | А14 | А15 | |
б | б | б | в | в | б | а | |
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 |
9 | 2,3,7 | 3 | 2,3,4,6,8 | 9 | 1 | 3 | 8 |
Контрольная работа № 2
Вариант 1
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
2 | 1 | 1-в 2-в | 1-а 2-б | 1-б 2-в 3-а | 1-б 2-а 3-а | 1-а 2-в 3-б | б | 2 | б | 1-б 2-а | 2 | 1 | 3 |
Вариант 2
А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | |
г | а | д | в | в | а | а | а |
А9 | А10 | А11 | А12 | А13 | А14 | А15 | |
б | в | а | а | б | в | б | |
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | |||
5 | 12 | 3 | 5,7 | цветочек, птенчик |
Контрольная работа № 3
Вариант 2
А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | А11 | |
1 | 3,4 | 2 | 2,3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 4,5 | 4 | 4 |
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | ||||||
1,3 | 3 | 2,3 | 2 | 2 |
Контрольная работа № 4
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
В1 | 2 | 2,3 | 3 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2,4 | 1в, 2а | 1 | 1 | 2 | 1б, 2а | 1 |
В2 | г | б | а, в,д | б, г,д | в, г,д | в, г,д | а, в,д | а, г,д | а, г | б | а | - | - | - | - |
Контрольная работа № 5
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
В1 | 2 | 2, 3 | 3 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2, 4 | 1в, 2а | 1 | 1 | 2 | 1б, 2а | 1 |
В2 | г | б | а, в, д | б, г, д | в, г, д | в, г, д | а, в, д | а, г, д | а, г | б | а | - | - | - | - |
Контрольная работа № 6
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
В1 | в | а | а | б | а | в | а | а | а | г | г | а | в |
В2 | а | г | а | а | в | а | б | - | - | - | - | - | - |
Контрольная работа № 8
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
В1 | а | б | б | в | в | а | б | в | а | в | б | а |
В2 | б | б | б | б | - | - | - | - | - | - | - | - |
Контрольная работа № 9
Вариант 1
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
а | б | б | в | б | а | б | в | а | а,б | в |
Вариант 2
А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | А11 | А12 | А13 | А14 | |
б | а | б | а | а | б,в | в | а | а,б | а | б | в | в | б |
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | - | - | - | - | - | - | - | - |
10 | 9 | 10 | 2 | 2 | 7 | - | - | - | - | - | - | - | - |
Контрольная работа № 11
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
В1 | 2 | 4 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 |
В2 | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 1,2 | 3 | 2,4 | 2 | 4 |
_--
___
и
и
__--
___
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для обучающихся 5 класса "Конкурс знатоков русского языка"
Тема: "Обобщение орфографических правил правописания гласных и согласных в приставках, корнях и суффиксах".
Цель: обобщение изученного в I полугодии материала на орфографические правила в темах "Имя существительное", "Имя прилагательное", "Состав слова и словообразование"; систематизация изученного через сравнительные модули; пробуждение интереса к предмету через игровую форму конкурсов; воспитание уважительного отношения к образованию, школе, одноклассникам, умения проявлять инициативу, развивать творчество, укреплять память.
Форма проведения: работа в группах (две команды с капитанами).
Оборудование: таблицы орфографических правил, словари, карточки.
Ход урока
I. Разминка
Замена развернутых определений синонимом, состоящим из одного слова.
- Молодой лес /поросль/.
- Определенная область производства, науки /отрасль/.
- Частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место /заросли/.
- Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок /шепот/.
- Глухой звук от трения, соприкосновения чего-либо с чем-либо /шорох/.
- Число, которое складывается с другим с помощью сложения /слагаемое/.
- Основной закон государства /конституция/.
- Точная выдержка из какого-либо текста /цитата/.
- Прикрикнуть на кого-то с угрозой /цыкнуть/.
- Инструмент для вычерчивания окружности и измерения длины на чертежах /циркуль/.
- Систематическое собрание каких-нибудь предметов /коллекция/.
- Плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины /цитрусовые/.
- Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью /циклон/.
- Тихая погода, полное отсутствие ветра /безветрие/.
- Ростки хлебных злаков, показавшиеся из-под земли /всходы/.
- Сообщение, уведомление о чем-либо /извещение/.
- Тревожное состояние, волнение /беспокойство/.
Примечание: слова со следующими орфограммами: и-ы после ц; о-ё после шипящих; приставки на з и с; о-а в корнях с чередованием.
II. Задание 1. Различение омонимичных корней.
Составить словосочетания с разными омонимичными корнями.
Команда № 1
Команда № 2
свила – свела
примирять – примерять
спишите – спешите
развивать – развевать
зализать – залезать
отворить – отварить
посветить – посвятить
сторожил – старожил
выпарите – выпорите
частота – чистота
разредить – разрядить
посидеть – поседеть
увидать – увядать
полоскать – поласкать
навивать – навевать
проживать – прожевать
слепить – слипаться
накалите – наколите
придут – прядут
Задание 2. К данным существительным подобрать синонимы.
Орфограмма: правописание о-ё после шипящих и ц.
а)
Доктора
воина
юношу
поэта
свидетеля
по-другому называют:
– " –
врачом;
бойцом;
хлопцем;
стихотворцем;
очевидцем.
Задание 3. "Подскажи словечко!"
Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждет:
Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдет?
- На улицу утром приходит весна,
Сосульки несет за... плечом,
И каждый сугроб открывает она
Каким-то волшебным... ключом.
- Несется клич во все... концы:
"Весна пришла! Даешь скворцов!
Добро пожаловать,.. скворцы!"
- Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе... зонтик.
- Через несколько минут опустился... парашют.
- Елка слишком высока, достает до... потолка.
- Взял художник краски, рисует на... терраске.
- Солнце по небу гуляло и за тучу... забежало.
- Не шумит в реке камыш, не шуршит под полом... мышь.
- Темноту замкнув на ключ, месяц вышел из-за... туч.
- В этот час такая тишь, только слышно: "Спи,.. малыш".
- Осень лесу каждый год платит золотом за... вход.
- Листья с ветром улетели, а деревья... почернели.
- Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь... щелку.
- Раскрывают звезды очи и желают доброй... ночи.
- Капель на землю падает, звенит и сердце... радует.
- Я подошел к окошку и луч поймал в... ладошку.
Примечание: слова на правописание мягкого знака после шипящих; правописание исключений и словарных слов.
Задание 4. "Кто слово найдет?"
Орфограммы: о-ё после шипящих в корне слова; и и ы после ц.
Слова пишутся на доске, балл засчитывается команде, если слово написано без ошибок.
- Костяная спинка,
Жесткая щетинка.
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
/зубная щетка/
- По десятку на шесточке
Сели умные кружочки.
И считают громко вслух,
Только слышится: стук-стук.
/счеты/
- Не моторы, а гудят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
/пчелы/
- Зубастая пила в лес густой с утра зашла.
Весь лес обходила, ничего не находила.
/расческа/
- В золотой клубочек спрятался дубочек.
/желудь/
- Он циркач такой лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу.
/циркуль/
- Пятерка братцев неразлучна.
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.
/пальцы/
- Явился в желтой шубке,
Прощайте, две скорлупки!
/цыпленок/
Задание эрудитам
Каждая команда выбирает по одному человеку, которым дается время. Команды выполняют другое задание.
1. Замените словосочетания одним подходящим по смыслу словом с двумя з или двумя с на стыке приставки и корня.
Команда № 1
прекратить знакомство
провести следствие
начать смеяться
сесть по своим местам
беспечное настроение
– расстаться;
– расследовать;
– рассмеяться;
– рассесться;
– беззаботное.
Команда № 2
лишенная смысла речь
жестокий поступок
очевидная истина
на что-то надеяться
о чем-либо повествовать
из-за чего-нибудь огорчиться
– бессмысленная;
– бессердечный;
– бесспорная;
– рассчитывать;
– рассказывать;
– рассердиться, расстроиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cистема КИМов и дидактических материалов - необходимый инструментарий оценки качества знаний(из опыта работы)
На современном этапе развития общества возросла потребность в подготовке школьника к тем условиям, в которых он будет жить. Новая концепция образования требует таких методов и приемов обучения, ...
КИМы по физике
КИМы пробного ЕГЭ по физике 24 февраля 2011 года, Свердловская область...
КИМы по английскому языку для 3 класса
Контрольно измерительный материал для 3 класса по теме "Post office"...
КИМы по английскому языку для 4 класса
Тест для 4 класса по теме "School"...
КИМЫ ГИА-2012 по русскому языку
Здесь представлены 10 вариантов КИМов с ответами. Очень полезный материал для подготовки к ГИА (в соответствии с ДЕМОверсией 2012 г.)...
КИМЫ по географии, 1 полугодие, 10 класс
Контрольно-измерительные материалы по географии в 6- ти вариантах включают в себя: а) тестовое задание (11 вопросов), б). решение задачи на определение ресурсообеспеченности; в) работу по контур...
тематические КИМы для подготовки к экзаменам в 9 классе
Представлены разноуровневые варианты заданий типа ГИА по обществознанию...