Конспект по ООД. Тема: « Родной язык».
план-конспект по русскому языку на тему

Сихаджок Елена Евгеньевна

Цель: продолжать знакомить детей с родным языком  Адыгеи.

Задачи: дать сведения о том, что в Адыгее два государственных языка, продолжать  знакомить с обычаями и традициями русского народа и адыгов;  познакомить с некоторыми адыгейскими названиями предметов, учить произносить их, обогатить словарь: къушъэ – люлька, зубок – лъэтегъэуцу; развивать фонематический слух, память, внимание. Воспитывать уважение к родному языку, чувство патриотизма, приобщать к истокам двух культур и исторического наследия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Конспект  по ООД

                                    Тема: « Родной язык».

Цель: продолжать знакомить детей с родным языком  Адыгеи.

Задачи: дать сведения о том, что в Адыгее два государственных языка, продолжать  знакомить с обычаями и традициями русского народа и адыгов;  познакомить с некоторыми адыгейскими названиями предметов, учить произносить их, обогатить словарь: къушъэ – люлька, зубок – лъэтегъэуцу; развивать фонематический слух, память, внимание. Воспитывать уважение к родному языку, чувство патриотизма, приобщать к истокам двух культур и исторического наследия.

Материал: люлька, кукла, игрушки, костюмы адыгов, русский народный костюм.

Методические приемы:

  1. Вступительное слово о родных языках Адыгеи.

В Адыгее проживает много людей различных национальностей. Это и русские, и адыги, и татары, и армяне, и греки, и многие другие. Два языка являются государственными: русский и адыгейский. Хочется сказать словами поэтессы Т. Хлопковой:

Родной язык не выбирают, как и мать.
Его приобретают вместе с жизнью.
Нельзя его забыть и потерять,
Врастает в сердце навсегда, отчизна.
Какой бы ни была её судьба,
Я из её руки не выну руку.
И как ни тяжела её борьба,
Нам вместе принимать и боль, и муку.

Издревле на земле наших предков жили Адыги. Этот народ славился свободолюбием, гостеприимством, почитанием старших, уважением к женщинам, величайшей заботой о детях. И нельзя лучше сказать о Родине, чем сказали об этом поэты Адыгеи: Р.Нехай, И. Машбаш и многие другие. Стих. (отрывок) И.Машбаша «Адыги»:

Адыги на земле моей живут,

Их издревле черкесами зовут,

Смеются солнцу, добрых ждут дождей,

Живут адыги на земле людей.

А ты о них не знаешь ничего –

Ни песен их гортанных, ни традиций.

Когда в ауле человек родится,

То дерево сажают в честь него.

Дети на адыгейском языке читают стихи.

Хочется услышать стихи о России. Это отрывок стихотворения В.Гудимова:

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

 

Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия, –

Мы в горе и счастье – с тобой!

Песня о Родине.

У каждого народа есть своя история, но одинаково радуются все появлению в семье малыша. С большой ответственность подходят к выбору имени, ведь имя несет в себе судьбу ребенка. На Руси часто давали имена святых людей, чтобы дети взяли от них много хорошего.

Все будущие родители, независимо от вероисповедания хотят, чтобы у их будущего ребенка было красивое, приятное на слух и подходящее имя. Для мусульманских семей важно, чтобы в имени присутствовал «исхан» - благодеяние. Поэтому имена девочек мусульманские современные выбираются, не только исходя из исторического значении имени, но и по звучанию.

Игра «Твое имя»

С уверенностью можно сказать, что история люльки началась с рождением первых людей, праотцев человечества. Не всегда матери могли укачивать своё дитя на своих руках, нужно было поддерживать очаг, готовить еду, вести хозяйство. И тогда заботливые отцы сооружали подобие материнских рук для своего ребёнка, чтобы дитя также сладко покачивалось во сне и в тепле.

Люльки в разных местах изготавливались по-разному и из самых разнообразных материалов: дерева (долблёные, дощатые люльки), ивовых прутьев, ротанга, кожи, коры. У большинства народов европейской части России, Сибири колыбель подвешивалась не только из соображений удобства. Верили, что приподнятый над полом ребёнок находится под покровом небесных сил. Считалось также, что в состоянии приподнятости ребёнок растёт лучше. Как пел Юрий Антонов, "...только в полёте живут самолёты, только в полёте растёт человек" ;-), веревок (люльки-гамаки).

У  Адыгов кроватка создавалась из боярышника и чётко по размеру родившегося ребенка. С возрастом ребенка увеличивался размер кроватки. Считалось, что боярышник – охраняющее и «доброе» дерево. Боярышник, нарубленный в лесу, через реку не переносили,  чтобы он не потерял свою магическую силу.

Показ обряда къушъэхапхь – укладывание малыша в люльку первый раз. Знакомство детей с адыгейской люлькой (къушъэ). Исполнение колыбельной на адыгейском языке. В честь такого события гостей угощали сладостями и танцевали адыгейские танцы.

Дети танцуют адыгейский танец.

Появлению первого зуба у малыша в каждой семье очень рады. В русских семьях принято было дарить серебряную ложку. До этого материнское молоко было единственным, причем "бактерицидным", блюдом младенца. А вместе с прикормом он рискует получить "посторонние" бактерии, значит, требуется дополнительное "средство защиты.   На Руси на протяжении веков безраздельно господствовало серебро. Поэтому новорожденному дарили серебряную монетку, серебряное украшение. Такой подарок становился залогом его обеспеченной, богатой жизни. 

В адыгейских семьях с появлением первого зуба варили рассыпчатую кашу из пшена, чтобы в дальнейшем остальные зубы прорезались легко.

И ребенок делал первые шаги.

Адыгейская игра с малышом ясельной группы «Выбери профессию». (Перед ребенком раскладывают различные предметы, и тот, который он выбирал, становился для него знаковым).

Адыгейская игра с детьми «Папаха».

Первые слова, которые произносит малыш – это, конечно же, мама, папа. И на всех языках мира они звучат примерно одинаково нежно.

Дети на адыгейском языке читают стихи.

Ребенку один год. На Руси день рождения не отмечали. Праздновали только день ангела (или именины).

В адыгейских семьях широко праздновался день рождения ребенку. Устаивался праздник, который сопровождался всеобщим весельем, добрыми пожеланиями ребенку, угощениями и приготовлением сладостей.

Песня «Мой аул».

Обобщение материала.

Если язык исчезает-

Это не просто беда.

Это как будто родную

Мать потерять навсегда.

Адыгейский язык для того, чтоб в аулах

Гордые песни слагать…

Древний язык наш не должен,

Точно родник, высыхать.

Мать и язык - две святыни.

Будем всегда почитать. (Р.Нехай)

Угощение детей национальными адыгейскими сладостями и русским караваем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление в РГМО в педагогических чтениях для учителей родных языков, посвященных Международному Дню родных языков по теме: «Башҡорт теле һәм әҙәбиәте дәрестәрендә яңы уҡыу-уҡытыу һәм информацион технологиялар»

Выступление в РГМО в педагогических чтениях для учителей родных языков, посвященных Международному Дню родных языков по теме: «Самообразование педагога как средство повышения его профессиональной комп...

Презентация по родному русскому языку на тему "Роль родного языка в жизни общества." (6 класс)

Презентация подготовлена мною для урока родного русского языка и литературы, где есть интересные задания, увлекательный материал и много новой информации для обучающихся....

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...

Разработка открытого занятия посвященный Международному дню родного языка Тема: «Как прекрасен мой родной язык»

Международный день родного языка отмечается с 2000 года по инициативе 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (ноябрь 1999) с целью сохранения и развития исчезающих языков, поощрения лингвистическо...

Доклад на тему «Родной язык (русский) в школе: зачем, что и как изучать».

Мы живем в прекрасной большой стране, в которой на протяжении многих веков сосуществуют дружно и в равенстве множество разных национальностей. Народы России на своем пути встречали  много т...

«Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО» (удостоверение).

laquo;Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО»...

Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях ФГОС»

Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в...