Интеллектуальный марафон по русскому языку для 6-7 классов
методическая разработка по русскому языку (6, 7 класс) на тему

Кожина Валентина Юрьевна

Задания разных уровней сложности, доступные для  6 - 7 классов. При составлении использовала сборник издательства "Учитель".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnyy_marafon_po_russkomu_yazyku_dlya_6.docx58.71 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальный  марафон по русскому языку для 6-7классов

1. Переведите старорусские слова на современный русский: око, чело, перст, рыло, длань, чрево, ланиты, уста, выя,  десница, шуйца. 

2. Укажите в каждом ряду лишнее слово и объясните свой ответ: а) М.В.Ломоносов, В.И.Даль, Н.Коперник, Д.Н.Ушаков;   б) А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, Д.И.Менделеев; в) вестимо, присно, всуе, только.

3. Являются ли слова ЦИРК и ЦИРКУЛЬ родственниками?

4. Есть ли связь между словами МЕШОК и МЕХ?

5.На вашем пути -топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется Ь, - ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без Ь. Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны:

ералаш__,  горяч_, наотмаш_,  испеч_,  мелоч_,  острич_ся,  навзнич_,  любуеш_ся , тягуч_, пахуч_,  ландыш_,  вскач_ , устроиш_ся,  шалаш_.

6. Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой. Выпишите слова с пропущенной  буквой О:

 розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г  руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.  

7. Если вы добрались до этого задания, значит, позади уже много испытаний. Но они не закончились. Впереди - дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то и это препятствие будет преодолено:

Ка(с,сс)ета, па(с,сс)ивный, ба(с,сс)ейн, те(р,рр)а(с,сс)а, ба(л,лл)анс, па(с,сс)ажир, а(п,пп)етит, ко(р,рр)еспондент. ми(с,сс)ия, э(ф,фф)ект, а(п,пп)атия, ка(р,рр)икатура, га(л,лл)ерея, иди(л,лл)ия, те(р,рр)итория, або(н,нн)емент.

8. В каждом ряду найдите лишнее слово. Объясните свой выбор:

а). Он бре_т, стел_т, пиш_т, дыш_т.

б). Крыж_вник, ш_мпол, ч_лка, трущ_ба.

в). Ц_рк, ц_ганчонок, ц_фровой, ц_тата.

г). О матер_, о мамочк_, о мам_, о матушк_.

9. Подберите синонимы к английским фразеологизмам:

а) Следовать за собственным носом;

б) Толкать палец в каждый пирог;

в) Много плотников - дом косой.

г) Одной рукой двух лягушек не поймаешь.

д)Один раз укусит змея - три года будешь бояться пеньковой веревки.

ж)Насколько прольешь пота - на сколько съешь каши.

10. Догадайтесь, о каком слове идет речь:

а) Раньше так называли человека, который за плату получал помещение и питание в чужой семье; сейчас так называют того, кто живет на чужие средства.

б) Раньше так называлось богатое женское платье для бала, сейчас -грубая рабочая одежда.

в) Раньше  - вензель (инициалы и фамилия, красиво сплетенные между собой), сейчас - система условных знаков для передачи секретных сведений.

г) Раньше- художник, который расписывает здание или стены, потолки в помещении, сейчас - тот, кто выписал какое-либо печатное издание.

11)Подберите современные эквиваленты к устаревшим словам:

 поварня, орало, оковы, душегуб, лепота, тать, нюхалка, лихва.

12) Подберите синонимы к заимствованным словам:

аббревиатура, фиаско, эскиз,  патология, корректировать, коммуникабельный, толерантный.

13) Составьте словосочетания с предложенными словами. чтобы смысл слов стал понятен:

Кампания  - компания

абонемент  -  абонент

завешенный  -  завешанный

 застланный - засланный  

14) Распределите слова в три колонки так, чтобы было:

а) букв > звуков

б) букв <   звуков

в) букв  =  звуков 

  юла, шитьё, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.  

15)Придумайте 5 слов, начинающихся со слога  пар-:

пар - - -; пар - - -; пар - - -; пар - - - ; пар - - - .

16)Угадайте слово по его описанию:

а) " глаз" автомобиля;

б)"слово" регулировщика;

в) "архитектурное" строение пчел;

г) шляпка на ножке;

д) лесной барабанщик;

17) Разгадайте шарады (шарады - это отгадывание слов по частям, обычно по слогам):

а) "Первое - нота, второе - тоже, а целое - на горох похоже"

б)Часть первая на земле остается, когда по ней кто-то пройдет; Вторая - дается ошибками в долгом труде; А словом охотник зовется, что зверя отыщет в тайге.

18) В своё время адмирал-академик Шишков предлагал заменить немецкие по происхождению слова"калоши" и "горизонт" на русские "мокроступы" и "колозем". Эти слова не прижились в родном русском  языке. Попробуйте дать эквиваленты устаревшим и не прижившимся в языке словам:

ветродуй, ошейник, костотряс, топталище, мыльня, скоропись.

  19) После каких согласных никогда не пишется Ь:

а) после Г, К,Х;

б) после К, Ц,Ш;

в) после Ж, Ш, Щ;

г) после Ч, Ш, Щ;

д) после Ц, Х, Ш.

20) Вообразите, что перед вами стихотворение и прочитайте его с "поэтической" интонацией. Запишите его в тетрадь, заменив цифры словами:

714, 15, 3247,

16, 318, 140, 327.

3, 28, 220, 126, 145,

615, 18,2225.        

713, 116, 512, 43,

2000000, 320, 17,333.

21)Разгадайте метаграмму (различные слова, состоящие из одного и того же числа букв):

Я  качество товара означаю,

А с "б" я в стенку судна обращусь,

Но если букву "б" на "т" сменяю,

Кондитерским изделием становлюсь.

22) Прочитайте стихотворение. Сколько в нем слов с окончанием -О?

                                         Весло везло осла в село,

                                         Седло свисало всем назло,

                                         И, весело свистя, звало

                                        Сто мух вокруг с собой в тепло...

23)Коренной житель Америки - индеец. А как называется  коренная жительница?

а) индейка;

б) индеанка;

в) индийка;

г) индианка;

д) среди ответов  а-г  нет правильного.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон по русскому языку. 6 класс

Интеллектуальная игра по русскому языку. 6 класс...

Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе. 5 класс.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В 5-Х КЛАССАХ.ЦЕЛИ:1)ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ ПРОЯВЛЯТЬ СВОИ УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, А...

Интеллектуальный марафон по русскому языку (5-6 классы)

Данный материал предсятавляет собой задания по русскому языку для 5 - 6 классов  для школьного интеллектуального марафона....

Интеллектуальный марафон по русскому языку (9-10 кл.)

Материалы внекласнного мероприятия по русскому языку могут быть использованы для обобщающих занятий, в качестве дополнительного материала к урокам, для проведения предметной недели в вашем учебном зав...

Задания для интеллектуального марафона по русскому языку 8 класс

Задания для этапа интеллектуального марафона по русскому языку для 8 класса с ответами....

Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе для 6-11 классов

Задания интеллектуального марафона могут быть использованы не только при проведении внеклассных мероприятий, но и на уроках русского языка и литературы при повторении материала...