Открытый урок по литературе для 9 класса
план-конспект урока (9 класс) по теме
Урок-размышление, целькоторого познакомить обучающихся с понятиями жанра, с понятиями "Философия", с творчеством и темами лирики М.Лермонтова..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Философский смысл лирики М.Ю. Лермонтова
(урок-раздумье в 9 классе)
Цели: помочь учащимся услышать и понять , как в стихах Лермонтова решаются проблемы счастья жизни и смерти, любви и ненависти ,постичь мир лирического героя Лермонтова , соотнести его с произведениями музыки и живописи.
Оборудование: плакаты с высказываниями М.Ю. Лермонтова и высказывания о нем; картины М. Врубель «№Демон», И. Левитан «Владимировка», В. Перов «Последний кабак у заставы»; грамзапись «Выхожу один я на дорогу», симфония 35 Бетховена.
Эпиграф к уроку: Тем я несчастлив, добрые люди,
Что звезды и небо- звезды и небо!
А я –человек…
I IОрганизационный момент. Постановка цели урока.
Вводные слова учителя.
Сегодня мы с вами снова погружаемся а мир поэзии М.Ю. Лермонтова, снова будем стараться понять его лирического героя – этого странного человека : сильного и в то же время слабого, злого и доброго, любящего и ненавидящего одновременно. Вчитайтесь в тему. Не кажется ли вам ее формулировка несколько парадоксальной? (Лирика и смысл?)
- Почему такая постановка темы оправдана , если мы говорим о лирике Лермонтова? (Всякое чувство у него проходит не только через сердце, но и через голову)
Итак, цель нашего урока - провести небольшое исследование на материале стихотворений Лермонтова и рассмотреть философские проблемы:
- добро и зло
- Жизнь и смерть;
- Смысл человеческой жизни;
- Счастье;
- Любовь и ненависть;
- Природа и человек.
Что такое философия? Это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Основной вопрос –что первично: материя или сознание?
-Что лежит в основе лирики Лермонтова? Идея (душа) или что-то материальное? В чем он ищет опору?
Сравнение с эпиграфом.
II Проверка домашнего задания
Вначале надо разобраться , что же он за человек?
В.Г. Белинский сказал о поэте: «Нет, это не Пушкин, это другой»
- Почему же он не Пушкин, не Байрон? В чем проявляется то, что он другой?
Учащиеся высказываются относительно Лермонтова – человека и поэта.
Подведение итогов учителем.( Человек , живущий в эпоху реакции, вынужденный скрывать свои чувства и мысли , пишет стихи. Именно в них раскрывает свою душу. Что таится в ней?
Перед учащимися стояла задача : проанализировать стихотворение, попытаться проникнуть в мир лирического героя, понять его мысли и состояние .А также учащимся предложено найти картину , наиболее близкую по духу.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова | Картина , соответствующая настроению лирического героя произведения |
«Родина» | |
«Пленный рыцарь» | |
«Я не хочу чтоб свет узнал» | |
«Дума» | |
Я не для ангелов и рая» | |
Выступления учащихся.
Учитель после выступления учащихся предлагает послушать музыку, в которой тоже есть душа, настроение. Есть ли сходство с произведениями Лермонтова? («На смерть поэта».)
III Работа по теме урока
1.Тема добра и зла.
Учитель: «Вы почувствовали , каким противоречивым характером обладал поэт?»
Какие стороны светлые и темные преобладают в его характере?
Основываясь на анализе стихотворений давайте определим добрым или злым является лирический герой?
-- Чтение и анализ стихотворений «Как часто пестрою толпою окружен…», « Я не для ангелов и рая»
О, как мне хочется
Смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза
Железный стих, облитый горечью и злостью!
Противопоставляется раю –демон, исчадье зла. Какой он? Демонстрация картин Врубеля.
К чему ближе лирический герой? Кто он? Идеалист? Материалист? (разбор этих слов)
Учащиеся высказывают свое мнение(обоснованное)
2 Тема жизни и смерти
Слово учителя о понятии этих значений. Ставится вопрос – Если жить , то для чего? Стоит ли жертвовать для других? Чтение стихотворения «Я жить хочу…», «Смерть», «Для чего я не родился…»
После выводов учащихся следует рассматривание картины И. Крамского «Христос в пустыне» с комментарием.
Учитель делает вывод: по разбору картины , стихотворений , а в особенности стихотворения «Выхожу я на дорогу» четко видна душа лирического героя , которому неуютно в этом мире. Не случайно цвета красок выбраны поэтом: синий, черный, голубой… он не жалеет ни о чем, не ждет ничего. Его путь «кремнистый. (объяснение значения слова)
Рассказ учителя о стихотворении «Выхожу один я на дорогу. (прилагается)
Слушание романса «Выхожу один я на дорогу». Обсуждение услышанного.
Чтение стихотворения учащимися.
IV Подведение итогов.
Кто же такой лирический герой Лермонтова?
Какое стихотворение поэта является программным, т.е. выражает всю сущность его представлений о мире?
(чтение эпиграфа)
Звезды и небо и человек – в стремлении к их единению есть смысл человеческого существования на Земле.
Главная проблема философских размышлений поэта о жизни - его проблема вечного противостояния добра и зла.
Парус его души остался одиноким и недосягаем. Звучит стихотворение «Парус».
Учитель
Я от всей души желаю каждому из вас в этой непростой жизни найти свой парус, а в минуту жизни трудную пусть на помощь вам придет М.Ю. Лермонтов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...
Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"
Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников", разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...
Открытый урок в 5 классе " История географических открытий "
Знакомство детей с открытием Австралии и Антарктиды....

Открытый урок по теме: "Класс Пресмыкающиеся или Рептилии" 15.12.2018г. В рамках проведения Дня открытых дверей в МБОУ лицей №4.
Открытый урок по теме: "Класс Пресмыкающиеся или Рептилии" 15.12.2018г. В рамках проведения Дня открытых дверей в МБОУ лицей №4....
открытый урок во 2 классе по теме "Чтение гласных "A"и "E"в открытом слоге.Союз "или"
Цели урока: обучающие: обучать общению на иностранном языке, создать условия для формирования коммуникативной компетентности; ...