Статья к уроку по теме "Алфавит" (5 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
В статье дана история возникновения письма (от ирокезского [вампу и кипу], пиктограмм, иероглифов, рун до возникновения латиницы и кириллицы). Эта информация, как показала практика, очень интересна пятиклассникам. Чтение статьи использовала как элемент урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alfavit.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Задумывались вы когда-нибудь о том пути, которое прошло человечество, создавая современную письменность? 2.Что мы знаем об этапах создания письма?
3.Изначально люди не обладали никакой письменностью, поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. 4. Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников скифов. 5. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. 6. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. 7. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. 8.Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. 9. Однако один из мудрецов возразил Дарию. 10.Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». 11.Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец оказался прав.
12.Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. 13.Известными историческими примерами предметного письма также являются вампу (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и кипу (перуанское письмо, в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках). 14. Так, например, в кипу (на языке индейцев «кечуа» – «узел») к шерстяным или хлопчатобумажным веревкам привязывали ряды шнурков, число которых доходило до сотни, а на них навязывали узлы различной формы. 15.Количество и форма узлов обозначала числа. 16. Наиболее удаленные от веревок узлы соответствовали единицам, чуть ближе располагались десятки, еще ближе – сотни, затем тысячи. 17. С помощью этих узелков, напоминающих костяшки счет, выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет. 18. Бурый цвет символизировал картофель, желтый – золото, красный – воинов и т.д. 19. Кипу позволяло чиновникам передавать различную информацию о налогах, числе воинов в той или иной провинции, обозначать людей, ушедших на войну, количество погибших, родившихся или умерших и многое иное.
20.Следующим этапом на пути формирования письменности стало письмо на основе изображений (пиктограмм). 21. Сущность пиктографического письма заключается в том, что с помощью определенного знака выражается некоторое понятие. 22. Например, понятие «человек» может быть передано изображением человека. 23. Однако пиктография не могла выполнять все потребности письма, возникающие с развитием понятий и абстрактного мышления, и тогда рождается идеография («письмо понятиями»). 24. Она используется для передачи того, что не обладает наглядностью. 25. Например, для обозначения понятия «зоркость», которое нарисовать невозможно, изображали тот орган, через который оно проявляется, то есть — глаз. 26.Таким образом, рисунок глаза как пиктограмма означает «глаз» и как идеограмма— «зоркость». 27.Следовательно, рисунок мог иметь прямое и переносное значения.
28. Однако нельзя подразумевать под идеографией иероглифическое письмо, так как в иероглифическом письме зачастую трудно различить исходное изображение, лежащее в его основе. 29.Современный китайский язык насчитывает около 50 000 знаков, причем в течение четырех тысяч лет он не менялся. 30. Поэтому, чтобы прочитать современную газету китайцу надо знать 3-4 тысячи символов. 31. Тем не менее, это письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток: оно не имеет никакой связи с произношением слова. 32.В результате письменная и устная речь существуют как бы по отдельности.
33. Также интерес представляет письменность древних германцев – руны, которая употреблялась на территории современных Дании, Швеции, Норвегии с I-XII век, а в Исландии и Гренландии по X—XIII века, а в шведской провинции Даларна вплоть до XIX века. 34. Также, предполагаемая письменность русов до IX века. 35. Сам термин «руны» имеет связь с древнегерманским корнем run («тайна»). 36. Всего известно около 5000 рунических надписей, из них 3000 — в Швеции. 37. Крупное собрание рунических камней находится в коллекции университета Уппсалы. 38. А если вы побываете в Стокгольме, то в районе Гамластан на углу спуска Кэкбринкен увидите в цоколе жилого дома вмонтированный древний камень с хорошо сохранившейся вязью рунических надписей. 39. Наиболее древние памятники рунического письма обнаружены в Дании, всего там было найдено около 500 рунических надписей. Около 600 рунических надписей найдено в Норвегии, около 140 — на Британских островах, около 60 — в Гренландии, около 70 — в Исландии.
40. Изначально знаков 24, позднее от 16 до 33. 41. Каждая руна имела свое название. 42. Интересен тот факт, что в нацистской символике СС по указу Гиммлера использовалось 14 рун, с помощью которых обозначались основные этапы карьерного продвижения по службе и личные характеристики членов организации. 43. В СС-овских ритуалах использовались различные предметы, украшенные рунами, в том числе кольца, йольские светильники, кинжалы и др. 44. А в художественной литературе, в частности, в серии книг о Гарри Поттере в школе волшебства Хогвартс есть предмет «Изучение древних рун». 45. В четвёртой же книге фигурирует Кубок огня, на котором были высечены руны, а в седьмой книге английской писательницы фигурирует книга «Сказки барда Бидля», полностью написанная рунами. 46. Почему же страны Северной Европы с таким богатым наследием отказались от своей письменности? 47. Причина в том, что с принятием христианства руны как письменность были вытеснены латиницей.
48. Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. 49.Так финикийское письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. 50. Именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница, кириллица и соответственно большинство современных письменностей.
(Дубовицкая Е.А.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья:"Работа на уроках информатики в классах для детей с ЗПР (VII вид)
В статье размещена информация о некоторых принциах работы на уроках иформатики в классах для детей с ЗПР (VII вид)...
Презентация к уроку в 7 классе по "Как не стать жертвой домогательтва и насилия"
В представленной работе рассматриваются вопросы поведения в криминогенной ситуации на улице, способы самозащиты с использованием различных подручных средств....
Кто хочет стать отличником. Урок - игра 5 класс
Урок - игра для 5 класа...
Из опыта работы: статья и разработка урока в 9 классе
Я хочу поделиться опытом работы с учащимися одного 9 класса.В связи особенностями некоторых учащихся, проводить сдвоенные уроки математики, используя традиционные формы урока, почти невозможно. Мне не...
У меня все получится! (развитие умения управлять ситуацией)/ Глагол (5 класс) / Статья и урок веб-квест в школе / Презентации к урокам
Данный проект направлен на развитие у обучающихся позитивного стиля мышления, позволяющего самостоятельно анализировать и успешно решать жизненные ситуации. ...
Статья "значение изучения критических статей на уроках литературы"
статья гаправлена на привлечение внимания к изучению критики на уроках литературы...
Статья «Интегрированный урок как средство создания развивающей среды на уроке литературы в 9 классе на примере повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».
Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение многогранное, многоаспектное, является благодатным материалом для остановки и решения учащимися социальных, психологических и нравственных пр...