Урок по реквиему
рабочая программа по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Иванюта Евгения Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гиагинская СОШ № 2 им. А. Асеева и Ю.Голикова»
Трагедия личности и трагедия народа в поэме
А. А. Ахматовой «Реквием»
Цели:
- развивающие
-учить понимать, формулировать авторскую мысль, оценивать её значимость в контексте времени;
- совершенствовать навыки погружения в литературное произведение, его глубинного анализа, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами истории страны, библейскими мотивами, биографией автора, - с тем, что непосредственно связано с произведением;
- формировать умение понять, воспринять и объяснить творческую лабораторию поэта: видеть и толковать своеобразные ахматовские образы-символы, ключевые слова, поэтические тропы (метафоры, эпитеты, сравнения), стилистические фигуры (анафоры, перекличка заголовков стихов);
-развивать способность воспринимать литературный процесс в культурном пространстве, взаимосвязанный, обогащающий поэтические личности.
- Воспитательные
- способствовать воспитанию патриотизма: чувства сопричастности к судьбе своего народа, своей страны, памяти и уважения к прошлому, истории. Воспитание гражданского мужества на примере судьбы и творчества Ахматовой;
-через духовно-эмоциональное восприятие «Реквиема» - к чувствам сострадания, сочувствия.
- Образовательные
- продолжить знакомство учащихся с личностью Ахматовой, своеобразием её «Реквиема»; обратить внимание учеников на приметы времени, показать, как история страны переплавляется в своеобразные ахматовские художественные образы;
- обеспечить представление о страшном периоде массовых репрессий в истории России, трагической судьбе поэта в сталинское время.
Методы обучения – работа по слайдам презентации; беседа по проблемным вопросам; «В творческой лаборатории поэта» - исследовательский анализ отдельных стихотворений «Реквиема»; экскурсы в библейские тексты и к историческим аналогиям, решение проблем.
Тип урока - комбинированный.
- Через анализ лиро-эпического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэтессы в раскрытии темы произведения.
- Развивать у учащихся навыки постижения и восприятия поэмы Ахматовой, соотнесения их со своими внутренними представлениями.
- На примере поэмы А.Ахматовой воспитывать любовь к Родине, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
Оборудование:
- «Реквием» Моцарта (аудиозапись)
- Репродукция картины В.Сурикова «Утро стрелецкой казни».
- Аудиозапись «Реквиема» в исполнении А. А. Ахматовой.
- Тексты поэмы «Реквием»
- Портреты Ахматовой в форме презентации и на доске.
- Цитата из «Откровения Иоанна Богослова» (запись на доске)
« И небо скрылось, свившись в свиток, и всякая гора,
И остров двинулись с мест своих».
Ход урока.
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью был…
А.Ахматова.
I. Орг.момент.
Звучит аудиозапись « Реквием» Моцарта.
Сегодня на уроке мы познакомимся с поэмой А. Ахматовой «Реквием».
Цель урока: проследить, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия поэта, как история страны преломляется и отражается в творчестве А. А. Ахматовой.
II. Мотивационное начало урока.
1. История создания поэмы.
Прежде чем перейти к истории создания поэмы, объясним лексическое значение слова «реквием».
Выступление ученика с сообщением «Реквием как музыкальное произведение»
Слово учителя:
Над лирическим циклом «Реквием» А.Ахматова работала в 1934-1940гг и в начале 60-х годов. Более 20 лет поэму знали наизусть, держали в памяти люди, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка. Эта поэма не была издана и опубликована в те годы. В 1963 году без согласия автора поэму опубликовали в Мюнхене. В России поэму впервые напечатали в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.
2. Слово учителя.
Итак, реквием – это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страдания умирала душа. Обратимся непосредственно к тексту поэмы.
III. Работа учащихся по теме урока.
Прослушивание аудиозаписи Реквиема - «Вместо предисловия»
- Прозаический отрывок «Вместо предисловия» - очень важный для понимания всей поэмы: это завещание, наказ поэту «это … описать».
- Какие строчки из части « Вместо предисловия» подтверждают, что это было страшное время? (В страшные годы ежовщины….., семнадцать месяцев в тюремных очередях, …там говорили все шепотом…)
- Какой факт из биографии А.Ахматовой был положен в основу поэмы? (В тридцатые годы по ложному обвинению был арестован сын Анны Ахматовой, Лев Гумилев). Презентация
Следующая часть поэмы «Посвящение».
- Отметьте строчки, передающие меру материнского горя.
- Сравните эти строки со словами из Апокалипсиса « Иоанна Богослова».
Почему А. Ахматова использует апокалипсическую картину?
(Апокалипсис – это конец света. Знаком Апокалиптического мира является здесь образ застывшей, остановившей течение своих вод "великой реки" - Невы, на берегах которой разворачиваются события «Посвящения»)
- В «Посвящении» есть словосочетание «каторжные норы». С какой целью А.Ахматова включила цитату из Пушкина? (Ахматова намеренно вызывает ассоциацию с декабристами. Они страдали за высокую цель, а за что страдают, гибнут или идут на каторгу современники А. Ахматовой? Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, отсюда и появляются в поэме слова о «смертельной тоске».)
- А теперь ответьте, какое местоимение использует здесь А. Ахматова? Почему? ( Местоимение «мы». Говоря о личном, Ахматова становится как бы голосом всех страдающих матерей.)
- Какие художественные средства помогают создать настроение, которым проникнуто «Посвящение»? (эпитеты, сравнения: постылый скрежет, тяжелые шаги, одичалой столице, смертельная тоска и др.)
- Итак, кому же посвящается поэма?
( Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и духовных сил и жили лишь надеждой.)
А сейчас я назову вам слово, а вы мне скажете, какие ассоциации, какие картины оно у вас вызовет. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, не отвлекаться, и то, что сразу возникнет в вашем воображении, вы мне опишете. Итак, это слово – Родина.
(сообщение учащихся.)
- Какая Родина изображена у А. Ахматовой?
(читаем «Вступление»)
( Родина - живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «черных Марусь»)
- Какие приметы времени изобразила здесь А. Ахматова? (Болтался…возле тюрем…Ленинград…, шли…осужденных… полки…, черные маруси (автомобили НКВД)
Вывод: «Вступление» - это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия.
Переходим к 1 главе.
- Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося? (момент ареста сына; … как на выносе шла…, смертный пот на челе…)
- Почему А. Ахматова обращается в историю, использует образ стрелецкой женки? Что вы помните о стрельцах?
(Ученик: сообщение о казни с опорой на репродукцию картины «Утро стрелецкой казни».) Презентация
Вывод: Обращение к образу стрелецкой женки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.
Читаем II и III главы.
Опишите картину, которая возникает у вас. Почему?
(Много повторов. Неотвязная мысль, сводящая с ума. « Тень», а не человека, женщину, которая не может больше страдать и, в поисках спасения видит себя глазами «месяца» - как бы из другого мира.)
Читаем IV главу.
- Что происходит с героиней?
(Осознан приговор судьбы. Впереди только безумие и смерть, происходит раздвоение личности.)
Слово учителя.
- Конечно, А. Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались.… Но она предчувствовала это, оттого так и страдала.
Перечитаем и проанализируем V главу.
- В начале главы обилие глаголов, под конец глаголов почти нет.
Сделайте вывод. (Попытка спасти сына, что-то сделать сменяется оцепенением, пониманием полной безысходности и потому бездействием)
В VI главе льются тихие строчки колыбельной сыну. (Народные мотивы очень сильны в поэме – использование элементов колыбельной помогает это увидеть)
Перечитаем VII-IX главы.
Опишите ваши впечатления, мысли о прочитанном, начиная с фразы:
«Когда я читаю VII- IX главы» «Реквием»….
(… Я вижу мать, обезумевшую от горя. Она жаждет смерти, готова принять ее в любом виде. У нее нет больше сил сопротивляться безумию.)
- Прочтите название X главы. С чем оно связано? (эпизод казни Христа)
- Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. Ахматова?
- Одинаковы ли страдания матерей и сыновей?
( трагедия народа велика, оно вызывает в памяти страшное преступление - распятие Христа. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери.
В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребенка. Личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей в пространстве России и во времени.)
Обратимся к эпилогу.
Слово учителя.
Это самая длинная часть в поэме. В ней представлена истерзанная душа народа: одна половина его в тюрьмах – это мужчины: отцы, мужья и сыновья; другая – в тюремных очередях, это матери, жены, сестры. Здесь дан обобщенный портрет матери.
Во II части эпилога идут твердые, как железо, двустишия с мужскими рифмами, которые свидетельствуют о спокойности, непреклонности и победительной силе женщины-поэта. И потому она достойна монумента, этого воплощения памяти, несгибаемости. Продолжая традиционную в русской поэзии тему памятника, А. Ахматова трактует ее очень ярко, мощно:
(читаем со слов) А если когда- нибудь в этой стране….
Презентация
Эпиграф написан в 1961году. На протяжении 30 лет своей жизни А. Ахматова постоянно обращалась к поэме «Реквием». Нигде в поэме не звучит мотив возмездия, мести. Страшным обвинением эпохе беззакония и бесчеловечности является вся поэма. Так же она посвящена безвинно погибшим и рассказана как бы в полголоса. Так говорят на похоронах и поминках.
Вывод
Поэма «Реквием» - поэтический памятник гражданскому мужеству поэта, осмелившейся рассказать трагическую правду о времени и о себе.
III.Закрепление
Написать 5-10 предложений о Родине Ахматовой «После прочтения «Реквиема».
(Работа идёт на фоне «Реквиема» Моцарта).
IV. Итоги урока.
Обобщение:
- Поэма создавалась в нечеловеческих условиях, в «страшные годы ежовшины».
- Именно им «невольным подругам… двух осатанелых…» посвящается поэма «Реквием».
- Во «Вступлении» уже прорисовывается конкретное время действия: Ленинград, страна - не Советский Союз, а все-таки «безвинная Русь».
- Лирическая героиня поэмы ищет утешения у смерти, великая скорбь, однако, делает ее как бы новой богоматерью.
- Истоки зла, которые взяли в стране верх, уходят в историю, масштабы трагедии расширяются обращением к образам Христа и Богоматери, к библейскому сюжету.
- Ахматова показала ад XX века. Устами поэта гласит 100 - миллионный народ.
- В эпилоге звучит тема памятника, который может быть поставлен конкретному человеку с реальной биографией, личное горе которого в то же время символизирует громадное народное горе.
В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно и зримо эпоху, в которую суждено было страдать народу. Героиня осознала свое единство с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое высокое предназначение. Это памятник материнскому страданию.
Домашнее задание
Домашнее сочинение по лирике Цветаевой или Ахматовой. Анализ избранного стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я была тогда с своим народом..." Урок по поэме А.Ахматовой "Реквием" 11 класс
Данная работа представляет собой подробную разработку урока (2 часа), предлагает комплексный подход к изучению произведения. Aнализ поэмы А.Ахматовой "Реквием" позволяет обнаружить глубокую взаимосвяз...
ТЕМА УРОКА: "В мой жестокий век восславил я свободу..." "Реквием ".А.Ахматова."
ЦЕЛИ УРОКА: Методическая цель: освоение метода проведения урока - дискуссии. Учебная цель:1....
Урок-размышление в 11 классе по поэме А.А.Ахматовой "Реквием"
Тема: Поэма А.А.Ахматовой «Реквием» в контексте творческого пути поэтессы.Цель: знакомство с поэмой А.А.Ахматовой «Реквием.Задачи: 1) продолжить обучение анализу жанрового своеобразия поэмы от общего ...
Презентация к уроку литературы "Трагедия поэта и народа в поэме А. Ахматовой "Реквием"
Презентация содержит материал к уроку литературы в 11 классе "Трагедия поэта и народа в поэме А. ахматовой "Реквием". В презентации представлены проблемные вопросы для анализа текста, а также обобщени...
Урок по теме "Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой "Реквием"
Урок по теме "Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой "Реквием"...
Презентация к уроку по поэме А. А. Ахматовой "Реквием"
Урок литературы в 11-м классе “Проблематика поэмы А. Ахматовой "Реквием" и ее воплощение в произведении" является вторым в теме “Поэзия Анны Ахматовой”. На предыдущем занятии учащиеся получили предста...
Урок-творческая мастерская Поэма А.А. Блока - «гимн или реквием… »?
Урок литературы по обобщению темы: "Поэма А.Блока "Двенадцать" с использованием технологии "творческая мастерская"...