УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ.Связь слов в словосочетании.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Развернутый план-конспект урока по теме: "Связь слов в словосочетании."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ.
Тема урока: Связь слов в словосочетании.
Вид урока: изучение новой темы.
Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Оборудование: медиапроектор, проекционная доска, ноутбук, таблицы по теме урока, карточки с заданиями.
Цели урока.
Образовательные:
- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»;
- формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании;
- развитие орфографических навыков.
Развивающие:
- развитие навыков монологической речи;
- развитие навыков групповой работы;
- развитие навыков и способностей критического мышления(навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Синтаксическая пятиминутка.
- Записать предложения, обозначить изученные орфограммы:
С приближением утреннего солнца бледнели и сокращались молнии.
(слайд 2)
- Из слов записанного словосочетания записать все возможные именные словосочетания.
( с приближением солнца, утреннего солнца).
(слайд 3)
- Ответить на вопросы :
а) Почему эти словосочетания являются именными?
(Главные слова в этих словосочетаниях – имена существительные)
б) Являются ли словосочетаниями группы слов бледнели и сокращались; бледнели молнии; сокращались молнии?
(Нет, т.к. словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, связанных между собой по смыслу или грамматически).
(слайд 4)
в) Как правильно называются эти группы слов?
( Первая группа – однородные сказуемые, вторая и третья – части грамматической основы, а грамматическая основа, как и однородные члены предложения словосочетанием не являются).
(слайд 5)
- В записанных словосочетаниях указать главные слова, доказать, что они являются главными.
- Можно ли записать ещё какие-либо словосочетания из слов этого предложения?
(Бледнели с приближением, сокращались с приближением).
(слайд 6)
- Какие это словосочетания? Дайте им характеристику.
(Это глагольные словосочетания, так как главное слово в них – глагол. Эти словосочетания указывают на действие и предмет, на который данное действие направлены).
(слайд 7)
Проведение физминутки
(слайд 8)
III. Работа по теме урока, основываясь на записанный материал.
- Записать словосочетание, соответствующее схеме:
Прилагательное + существительное,
где главное слово – существительное
(утреннего солнца)
- Указать род, падеж, число у главного слова
( существительное «солнца» среднего рода, употреблено в форме родительного падежа, единственного числа).
- Поставить главное слово в форму дательного падежа (солнцу). Как при этом изменилось зависимое слово? (Также перешло в форму дательного падежа утреннему).
- Сделайте вывод из ваших наблюдений. (При изменении формы главного слова в словосочетании прилагательное + существительное, где главное слово существительное, изменяется и зависимое слово. При этом грамматические признаки совпадают и у главного, и у зависимого слова. То есть главное и зависимое слова согласуются в грамматических формах).
- Попробуйте заменить зависимое слово сходными с ним по форме частями речи.
(Утреннего солнца – этого солнца (местоимение), первого солнца (порядковое числительное),встающего солнца (действительное причастие)).
Понаблюдав, нетрудно заметить, что при изменении главного слова в словосочетаниях подобного типа зависимое тут же меняет свою форму, подстраиваясь под главное слово. Таким образом, мы можем сказать, что главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже. А следовательно, согласование – это способ связи при котором главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже.).
(слайд 9)
- Постройте логическую цепочку рассуждений со словосочетаниями, соответствующими схемам:
1 вариант – существительное + существительное, где главное слово – 1 существительное;
2 вариант – глагол + существительное, где главное слово – глагол.
(1 вариант – с приближением солнца,2 вариант – бледнели с приближением, сокращались с приближением. При изменении формы главного слова зависимое, также изменяемая часть речи, не меняет своей формы. При этом главное слово требует постановки зависимого в определенной форме, то есть управляет зависимым. Следовательно, управление – это способ связи слов, при котором главное слово требует постановки зависимого, изменяемой части речи, в определённом падеже).
(слайд 10)
7. Итак, мы с вами посмотрели, каким способом образуются словосочетания, в которых в качестве зависимых слов выступают изменяемые части речи. А как быть со словосочетаниями, в которых есть слова – неизменяемые части речи? Можем ли мы сказать, что слова в этих словосочетаниях связаны грамматически?
Давайте посмотрим:
Остановимся неожиданно
Поговорим смеясь
Поехал учиться
8. Определите главные слова (глаголы в форме прошедшего времени) и зависимые (наречие, деепричастие, инфинитив) понаблюдайте, как ведут себя зависимые слова при изменении главных (они не изменяют свою форму, т.к. наречия и деепричастия – неизменяемые части речи, а инфинитив – неопределённая форма глагола).
Вывод: зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу, примыкает, а потому и способ связи слов в таких словосочетаниях – примыкание.
(слайд 11)
9. Изучив материал на странице 33 (упражнение 70), продумайте алгоритм определения типа связи в выявленных вами группах словосочетаний.
(слайд 12)
IV. Закрепление изученного материала:
1. На доске записаны словосочетания, составить схемы, указать способ связи.
1. сорок пятый год
2. преодолеть препятствие
3. бегающие по траве
4. говорить уверенно
5. смелое решение
6. наивно мечтая
7. каждый день
8. урок истории
9. устал воевать
10. принёс тебе
2. Упражнение 71 (письменно)
3. Срезовая работа, аналогичная выполненной на доске (задания разделены на 2 варианта, распечатаны,).
1 вариант 2 вариант
Увлекаться спортом Сформулируй вопрос
Болтающие подружки Завершающий предложение
Своя игра Вторая попытка
С легким сердцем Рыбачить на озере
Забить гол Гонимые ветром
Помогая другу Довольно удачно
Олимпийское движение Седьмой класс
V. Подведение итогов урока. Запись домашнего задания. Изучить пар. 8, выучить типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения, упражнение 72.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 10 классе по теме "Словосочетание"
презентация оформлена на новогоднюю тематику...
Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Словосочетание"
Презентация содержит теоретические материалы к уроку по теме "Словосочетание". Ученики знакомятся с определением словосочетания, типами словосочетаний по главному слову, видами связи....
Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»
Цели: 1. Образовательные: повторение и обобщение знаний учащих...
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР
Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...
урок русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» (с использованием ЭОР)
Подготовка учащихся к выполнению заданий ГИА по новой форме для 9-х классов по русскому языку....
Презентация у уроку русского языка в 8 классе по теме: «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»
Материал данной презентации предназначени для использования на уроках русского языка в 8 классе при изучении темы "Словосочетание. Связь слов в словосочетаниях." Первая часть кластера позвол...