Урок по физике в рамках системно-деятельностного подхода в 8 классе по теме "Объяснение электрических явлений".
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Тип урока: Урок « открытия» нового знания.
Образовательная цель: объяснить, зная строения атома, электрические явления.
Деятельностная цель: приобретение опыта самостоятельного поиска и отбора информации.
Цели:
· Личностные: самостоятельность в приобретении новых знаний, умение работать в группе, умение планировать свою деятельность, оценивать результаты своей работы и своих товарищей.
· Метапредметные: формирование умения работать в группе, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации.
· Предметные: умение применять полученные знания о строении атома для объяснения электрических явлений.
Оснащение урока:
электрофорная машинка, султаны, электрометры, проводник, эбонитовая и стеклянная палочки, гильза на штативе, шерстяная и шелковая тряпочки, проектор, экран, компьютер, тесты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_elek.docx | 111.82 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 333.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по физике в рамках системно-деятельностного подхода в 8 классе по теме "Объяснение электрических явлений".
Тип урока: Урок « открытия» нового знания.
Образовательная цель: объяснить, зная строения атома, электрические явления.
Деятельностная цель: приобретение опыта самостоятельного поиска и отбора информации.
Цели:
- Личностные: самостоятельность в приобретении новых знаний, умение работать в группе, умение планировать свою деятельность, оценивать результаты своей работы и своих товарищей.
- Метапредметные: формирование умения работать в группе, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации.
- Предметные: умение применять полученные знания о строении атома для объяснения электрических явлений.
Оснащение урока:
электрофорная машинка, султаны, электрометры, проводник, эбонитовая и стеклянная палочки, гильза на штативе, шерстяная и шелковая тряпочки, проектор, экран, компьютер, тесты.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность | Применяемые технологии, приёмы, средства организации урока | Оборудование | |
Учитель | Ученики | |||
1.Организацион- ный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Проверка готовности к уроку. Здравствуйте, садитесь. Обратите внимание на слайд. Почему так? О чём сегодня на уроке пойдет речь? | Волосы электризуются. Причём одноимённым зарядом и поэтому отталкиваются. Об электрических явлениях. | Создание психологического комфорта на начало урока. Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Слайд№1 |
2.Актуализация знаний | Чтобы вспомнить что вы знаете об электрических явлениях, предлагаю вам тест. В тесте нужно закончить фразы. (на работу 4 минуты) А теперь проверьте себя по эталону и оцените. | Каждый работает самостоятельно. Проверяют свои ответы с ответами в презентации и оценивают | Цель: проверить готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. Мозговой штурм. Самопроверка по эталону. | Презентация, карта самоконтроля, тест Слайд №2 |
3. Возникновение места и причины затруднения. Целеполагание. | На столе стоят приборы. Желающие: нужно показать опыт с электрофорной машинкой и султанами; проводники и непроводники; притяжение ненаэлектризованного тела к наэлектризованному. К какой группе физических явлений вы их отнесёте? Что же мы будем изучать на уроке? Записываем тему урока. А кто из вас может объяснить эти явления ,зная строение атома? Сформулируйте цель урока. | Желающие выходят, показывают и объясняют К электрическим явлениям. Электрические явления. Начинают выдвигать свои гипотезы, но возникла проблема. Цель: Объяснить эти явления, которые были продемонстрированы, зная строение атома | Элементы технологии проблемного обучения, целеполагание. Цель: развитие познавательной активности. Прием: побуждение к диалогу. | Электрофорная машинка, султаны, электроскопы, проводник, эбонитовая и стеклянная палочки, гильза на штативе. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Наша задача объяснить три вопроса:
Работа в группе 10-12 минут | Выясняют, кто какой вопрос будет объяснять. Составляют план работы в группе. Работа в группе с распределение ролей и ответственных. Задача группы: 1.Найти источник информации, 2, Отбор информации, 3.Заполнеие листа- помощника, (можно свою версию) 4. Выступление, 5. Оценка (работы в группе, выступления) | Отбор информации. Групповая дискуссия по заполнению листа- помощника. Метод: сотрудничество, взаимопощь. | Лист- помощник (результаты работы в группе.) Книга, интернет, учитель, гости. |
5. Реализация построенного проекта | Учитель представляет группы, следит за правильностью выводов. | командир группы защищает работу группы и даёт оценку работы своей группы, сравнивая с эталоном | Цель: зафиксировать новое знание в речи и знаковой форме | Лист- помощник,слайд№3 |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Вопросы группам: Почему проводники проводят электрические заряды, а диэлектрики нет? Почему гильза сначала притянулась к палочке, а затем резко оттолкнулась от неё? Что происходит с зарядами при электризации? Вопросы на слайде №7; 8; 9. | Перевод внутренней речи во внешнюю (проговаривание) как фиксация нового знания Метод групповой дискуссии. Синтез полученных выводов в целостную систему знаний | ||
7.Самостоятельная работа | Тест с взаимопроверкой в двух вариантах. | Отвечают и выполняют взаимопроверку по образцу | Прием: анализ, сравнение Метод сопоставления Взаимопроверка по эталону | |
8. Включение в систему знаний и повторение | Что узнали и зачем? У каждого в начале урока была своя цель. Достигли ли поставленной цели? Что нового каждый для себя узнал? Кому знаком был данный материал? Кто на уроке считает, что сегодня он потрудился на 5? | Обсуждают что получилось, кто какой внес вклад в достижение результата. Выставляют оценку группы и самооценку. | Цель: самоанализ Метод групповой дискуссии. | Карта самоконтроля |
9. Домашнее зада- ние. 10. Рефлексия. | Обязательное: параграф 31,вопросы. Творческое: вредно или полезно статистическое электричество; что такое заземление (сообщение , презентация). Подведем итог: если вы поняли все явления и можете их объяснить, то вы получили электрический заряд значит, выбираете человечка с наэлектризоавнными волосами. Если у вас остались какие-то проблемы, то выбираете лысого человечка. Уходя из класса, прикрепляете человечка на двери. Спасибо за урок! | Выбор уровней д/з |
Карта самоконтроля
1 . тест «закончи фразу» | 2. Работа в группе | 3. Тест | 4. Итоговая оценка | |
Оценка |
Приложение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Об электрических явлениях мы знаем … Тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, называют ……………… , получившим электрический заряд Существует два рода электрических зарядов: …............................... Одноименные заряды ………………. Разноименные………………………… Тело, через которое заряды могут проходить от заряженного тела к незаряженному называется…………….. Тело, через которое заряды не могут проходить от заряженного тела к незаряженному называется………………. наэлектризованным положительные и отрицательные отталкиваются притягиваются проводником непроводником (диэлектриком)
О строении атома мы знаем … 7. Элементарная частица, имеющая наименьший отрицательный заряд называется…………… 8. Элементарная частица, имеющая положительный заряд равный по абсолютному значению заряду электрона называется……………….. 9. Ядро атома состоит из………………. 10. Нейтрон заряда……………… 11. Атом в целом……………… 12. Атом потерявший один или несколько электронов называется ……………………………… 13. Атом присоединивший один или несколько электронов называется………………………….. электроном протоном протонов и нейтронов не имеет нейтрален положительным ионом отрицательным ионом
Объяснение явления притяжения ненаэлектризованных тел к наэлектризованным + + + + +
+ + + + + Объяснение явления притяжения ненаэлектризованных тел к наэлектризованным
Объяснение явления притяжения ненаэлектризованных тел к наэлектризованным План ответа: В каком направлении будут двигаться свободные электроны гильзы? Как будет заряжена гильза со стороны, повернутой к палочке? Как будут взаимодействовать гильза и палочка? Будет ли наблюдаться прикосновение? Что произойдет после прикосновения? Как будут взаимодействовать гильза и палочка после прикосновения? - - - - - Расскажите по плану, что произойдет, если к гильзе поднести отрицательно заряженную палочку
Упражнение: К незаряженным металлическим палочкам поднесли заряженные шарики. Укажите знаки зарядов, которые возникнут на палочках. + - -q + q -q + q
Ключ к тесту 1вариант 2 вариант 1. в 1. б 2. б 2. б 3. в 3. в 4. в 4. б 5. а 5. б 6. в 6. а
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по природоведению в 5 классе в рамках системно-деятельностного подхода.
Тема урока: Свойства твердых тел, жидкостей и газов.(Свойства твердых тел, жидкостей и газов, деформация, упругость, пластичность, учебник «Природоведение. 5 класс» под ред. В.М. Пакулова, Н.В. ...
Мастер - класс «Организация урока в рамках системно - деятельностного подхода»
Мастер - класс простроен на основе открытого урока "Олимпийские игры: вчера, сегодня, завтра". Даёт представление об этапах современного урока....
урок русского языка в рамках системно-деятельностного подхода "Типы речи"
Урок русского языка в рамках системно- деятельностного подхода....
Проектирование уроков физической подготовки в рамках системно – деятельностного подхода
Презентация на тему " Проектирование уроков физической подготовки в рамках системно – деятельностного подхода"...
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС...
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС ghtptynfwbz
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС...
Мастер-класс для учителей: Урок в рамках системно - деятельностного подхода по теме «Культура речи учителя»
Цель мастер-класса - демонстрация урока, соответствующего требованиям ФГОС; информирование педагогов о нормах грамотной речи учителя....