Изучение лексики и орфоэпии в процессе подготовки к ЕГЭ
план-конспект урока по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Данный материал поможет учителю подготовиться к уроку, углубить знания учащихся по разделам "Лексика", "Орфоэпия".  Для успешной сдачи ЕГЭ побраны тестовые задания, включенные в спецификацию ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_11_kl._dlya_tssv.docx27.29 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_rya_v_11_kl.ppt2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Изучение орфоэпии и лексики в процессе подготовки

                         к  ЕГЭ».

Цель урока:  систематизировать  теоретический материал по данным темам,  повторение орфоэпических норм, пополнение лексического запаса.

Задачи учебного занятия:  повторить и углубить знания учащихся по теме, фронтальную беседу; с помощью выполнения практических заданий; повысить предметные и общеучебные компетенции учащихся с помощью тестовых заданий, выявить типичные ошибки, связанные с нарушением орфоэпических  и лексических норм с целью планирования дальнейшей работы по теме; подготовка учащихся к ЕГЭ.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, учебник  под  редакцией Власенкова А.И.. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.

  1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами  продолжим работу по подготовке  к ЕГЭ.  На уроке мы обобщим теоретический материал по разделу «Орфоэпия» и «Лексика».

     II.  Проблемная ситуация.

Слайд 1. Посмотрите на экран. На слайде представлены слова. Составьте в паре с каждым из этих слов словосочетания.

Слова:  парить, наголо, видение, языковая.  

 пАрить (репу) — парИть (в облаках);

наголО (держать шашки) — нАголо (остричь);

видЕние (призрак) — вИдение (точка зрения);

языковАя (подготовка) — языкОвая (колбаса).

Вопрос к классу:

- Как называются подобные слова, одинаковые по написанию, но различные по звучанию и значению? (разновидность омонимии - омографы). Мы убедились в том, что от значения слово может зависеть его произношение. Выполнение данного задания позволило нам убедиться в тесной связи двух разделов науки о языке. Назовите их, дав им определение.

      III.  Повторение систематизации знаний.

1. Лексика – раздел языкознания, изучающий словарный запас.    

- Итак, сегодня на уроке мы должны повторить нормы произношения и  отдельные сведения из раздела «Лексика»,  а также пополнить свои знания по разделу «Орфоэпия»,  что поможет нам научиться выполнять задания ЕГЭ. Но самое главное - каждый из вас должен понять, для чего нам необходимы эти сведения из орфоэпии и лексики.

Задание №1

В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

  1. Крутой кипяток
  2. Крутой подъем
  3. Тяжелая поклажа
  4. Шелковая ткань

Задание№2

В каком примере выделенное слово употреблено в прямом смысле?

  1. Часы идут
  2. Дождь прошел
  3. Человек прошел
  4. Век прошел

Задание №3

В каком  ряду оба слова  относятся к лексике ограниченного употребления?

  1. Гутарить, курень
  2. Компьютер, интернет
  3. Вредный, сервиз
  4. Предки, дорога

Задание №4

В каком ряду представлены СИНОНИМЫ?

  1. Жизненный – житейский
  2. Высокомерие – надменность
  3. Высокий – низкий
  4. Комнату заставили мебелью -  меня заставили учиться

Вопрос классу:

- Из раздела лексика,  какие мы повторили слова? (слова в прямом и переносном значении, синонимы, диалектизмы, профессионализмы).

- Какие слова мы называем синонимами?

- Какие слова мы называем  словами ограниченного употребления? (диалектизмы, профессионализмы)

                                                   

- Вспомните, что такое паронимы, дайте определение.

- Так как паронимы сходны по звучанию, их часто неправильно употребляют в речи. Выполняя это задание, следует помнить, что лексическое значение слова можно понять через подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов, истолкование слова, а затем сделать смысловой анализ предложений и определить верный ответ.                                                            

  1. В каком предложении вместо слова  УДАЧНЫЙ  нужно употребить  УДАЧЛИВЫЙ?
  1. Петру Семеновичу поразительно везло, он был УДАЧНЫМ во всех делах.
  2.  Для начала нашего предприятия день оказался чрезвычайно УДАЧНЫМ.
  3. Это был УДАЧНЫЙ выбор.
  4. «УДАЧНЫЙ рисунок, малыш!» - впервые в жизни похвалила Сашеньку воспитательница.

  1. В каком предложении вместо слова ПРАЗДНИЧНЫЙ нужно употребить слово  ПРАЗДНЫЙ?

  1. На Пете был городской ПРАЗДНИЧНЫЙ костюм, из которого он давно вырос.
  2. Живая, свободная, бодрая мысль пытлива и властна; для ленивого, ПРАЗДНИЧНОГО ума она невыносима.
  3. После небольшого приветственного слова  градоправителя всех ожидал ПРАЗДНИЧНЫЙ концерт.
  4. ПРАЗДНИЧНЫЕ лица моих коллег подтвердили мою догадку о благополучном климате в коллективе.

3. В каком предложении вместо слова ПРИЗНАНИЕ нужно употребить ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ?

  1. Нобелевская премия — ПРИЗНАНИЕ выдающихся заслуг физика       Жореса Алферова.
  2. Его любовное ПРИЗНАНИЕ смутило женщину до слез.
  3. Учительница горячо защищала Вовку, и он испытывал к ней глубокое чувство ПРИЗНАНИЯ.
  4. Мальчишки бросились врассыпную, и это было ПРИЗНАНИЕМ несомненной моей победы.

         

Ключ к ответу:

  1. 1
  2. 2
  3. 3

2. Повторение систематизации знаний.

- Вспомните и назовите основное понятие орфоэпии.          

Словесное ударение - это выделение какого – либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания.

 Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут культурные люди. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические - нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится.

Орфоэпия - раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения

Задание №1.  

  1. Поставьте ударение  в выделенных словах.
  2. Прочитайте вслух. 
  3. Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение.

     4.Какое из слов имеет устаревший вариант произношения?

ЛомОть, каталОг, жалЮзи, Августовский, Иконопись, закУпорить, облегчИть, премИровать, принУдить, зубчАтый, цепОчка, Алкоголь, алкогОль, избалОвнный, задОлго, лОскут (отходы), лоскУт (кусочек ткани), тУфля, фОрзац, хАос, хаОс, юрОдивый.

Задание №2

Самостоятельная работа  (работа с раздаточным материалом).

Желчный старик из 56 – 1 квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вел тяжбу с жильцами дома и всего квартала. Соглядатай старика, избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии.  Жена старика сидит на яблочной и вишневой диете, но вид у нее взбешенный. Она потчует всех сдобными пирожными из своей булочной и кедровым настоем.

Задания к тексту:

  1. Поставьте ударение  в выделенных словах.
  2. Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение.
  3. Какое из выделенных слов является многозначным? Выпишите данное слово, определите его лексические значения.

Задание №3

Прочитать текст, определить антонимы.

Они сошлись волна и камень.

Стихи и проза, лед и пламень.

Не столь различны меж собой

И скоро стали неразлучны.

                             (А.С. Пушкин)

Задание №4

Определите  значение фразеологических оборотов, найти правильный ответ.

Альфа и омега – а) начало и конец

                         б) окончание

                         в) решение важного вопроса

Кисейная барышня – а) важная женщина

                                б) изнеженный человек

                                в) балерина

Питаться манной небесной – а) жить очень хорошо

                                            б) недоедать

                                            в) быть на небесах

В чужом пиру похмелье – а) неприятность из-за других

                                        б) радость у соседей

                                        в) участвовать в чем - либо    

IV. Рефлексия.

Тот, кто сумел на уроке осознать то, что было важным для него, тот будет активно двигаться вперед.

- Достигли ли цели урока?

- В чем были затруднения?

-Над чем еще предстоит работать?

   

 V.  Итог урока. Выставление оценки.

  1. Домашнее задание:

Выполнить вариант 6 КИМ-2015г. Ч. 1

Выписать фразеологические обороты, выполнить  словарную работу.

Раздаточный материал

Задания:

  1. Поставьте ударение  в выделенных словах.
  2. Прочитайте вслух.
  3. Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение.
  4. В чём заключается особенность произношения  и написания слова «компроме(н)тировать»?
  5. Какое из слов имеет устаревший вариант произношения?

Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель, а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком. Вероисповедание агента, которого не компроме(н)тировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией умершего дяди-украинца), не позволяло ему менять гражданство, испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи, свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса. Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении.

                                               Раздаточный материал

(1)... (2) Прежде всего, письменная речь не ограничена временем общения, в то время как устное высказывание воспринимается и понимается слушающим по мере того, как говорящий его произносит. (3) Кроме того, письменная речь не может быть связана определённым физическим пространством общения, психологическим состоянием её участников и требованием немедленного ответа. (4) Дело в том, что письменная речь монологична: когда мы пишем, то только внутренне представляем нашего читателя-собеседника с его ответами и поэтому имеем возможность обдумать и переделать наше высказывание, не стесняясь ограничениями во времени и пространстве. (5) Одно и то же письменное высказывание может быть прочитано многократно, разными лицами и в разное время, поэтому в нём можно обнаружить и исправить допущенные грамматические ошибки и неясности выражения мысли. (6)... эти различия необходимо учитывать в процессе устного и письменного общения.

Укажите значение слова ГРАММАТИЧЕСКИЙ в пятом (5) предложении текста.                                                                                            

        1) связанный с постановкой знаков препинания

        2) связанный с правописанием слов

        3) связанный с правильным произношением слов  и форм слова

        4)связанный с нормами изменения слов и построения словосочетаний и предложений.

                                          Самостоятельная работа

Прочитайте текст.

Желчный  старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала.  Соглядатай старика, избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии.  Жена старика сидит на яблочной и вишневой диете, но вид у нее взбешенный. Она  угощает всех сдобными пирожными из своей булочной и кедровым настоем.

Задания к тексту:

  1. Поставьте ударение  в выделенных словах.
  2. Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение.
  3. Какое из выделенных слов является многозначным? Выпишите данное слово, определите его лексические значения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Слова: ледник, парить, рефлекторный, наголо, видение, проклятый, хоры, языковая.

Слайд 3

ледн И к (в горах) — л Е дник (погреб); п А рить (репу) — пар И ть (в облаках); рефл Е кторный (от рефлектор ) — рефлект О рный (от рефлекс ); нагол О (держать шашки) — н А голо (остричь); вид Е ние (призрак) — в И дение (точка зрения); прокл Я тый (ненавистный) — пр О клятый (подвергшийся проклятью); хор Ы (балкон в верхней части зала) — х О ры (певческие коллективы); языков А я (подготовка) — язык О вая (колбаса).

Слайд 4

Орфоэпия - раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения. Лексика – раздел языкознания, изучающий словарный запас.

Слайд 5

Особенности русского словесного ударения: свободное, разноместное, подвижное.

Слайд 6

Нормы произношения – принятые в общественной языковой практике правила произношения отдельных звуковых сочетаний, произношение звуков в тех или иных грамматических формах в группах слов.

Слайд 7

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Слайд 8

Раздаточный материал № 1 Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте вслух. Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение. Какое из слов имеет устаревший вариант произношения?

Слайд 9

Бал о ванный аг е нт действительно ч е рпал удовольствие в покупке для своих детей м а льчик о вых штанишек, подр о стк о вых туфель , а также пеленок для новорожд е нной дочери, которую он видел только м е льком . Вероиспов е дание аг е нта , которого не компроме(н)тировала принадлежность к аристокр а тии (свой г е рбовый знак он хранил вместе с фотографией ум е ршего дяди- укра и нца ), не позволяло ему менять гражд а нство , испытывать к а т а рсис от пребывания в парт е ре театра, читать п а сквили и выносить пригов о ры . На его мышл е ние влияло изучение традиций русской и конописи , свидетельств о посмертных мыт а рствах души и размышление о близости апок а липсиса . Он ощущал себя не еретик о м , а избр а нником небес и видел зн а менье последних времен в каждом новом изобрет е нии .

Слайд 10

Какое из подчёркнутых слов имеет следующее лексическое значение: Духовная разрядка (через испытание страха, жалости, сострадания), испытываемая зрителем, читателем в результате сопереживания героям драмы, трагедии. Нравственное очищение. К а т а рсис

Слайд 11

Какое из подчёркнутых слов имеет следующее лексическое значение: Произведение оскорбительного, клеветнического характера в публицистической или беллетристической форме (близкой к памфлету). П а сквиль

Слайд 12

Какое из подчёркнутых слов имеет следующее лексическое значение: Мучение, страдание, невзгоды. Мыт а рства

Слайд 13

Паронимы — это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию: искусный — искусственный, нетерпимый — нестерпимый и т.п. Так как паронимы сходны по звучанию, их часто неправильно употребляют в речи. Выполняя это задание, следует помнить, что лексическое значение слова можно понять через подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов, истолкование слова, а затем сделать смысловой анализ предложений и определить верный ответ.

Слайд 14

1) В Англии XVIII—XIX веков таможенников и вербовщиков в королевский флот презрительно называли акулами за их АКУЛИЙ характер. 2) Коварные АКУЛЬИ повадки хорошо известны ныряльщикам за жемчугом. 3) В океанариуме живут свыше двадцати семейств АКУЛЬИХ рыб. 4) Ему снились проклятые АКУЛЬИ пасти, и тогда он вновь переживал ужасы тех четырёх часов. 3

Слайд 15

1) Собирая БАРСКУЮ ягоду, крепостные женщины пели. 2) БАРСКАЯ осанка и походка Лигова невольно привлекали внимание. 3) Крестьянские ребятишки старались избегать игр с БАРСКИМ сыном. 4) БАРСКИЙ указ вызвал бунт не только у него в имениях, но и во всей губернии. 2

Слайд 16

1) Нобелевская премия — ПРИЗНАНИЕ выдающихся заслуг физика Жореса Алферова. 2) Его любовное ПРИЗНАНИЕ смутило женщину до слез. 3) Учительница горячо защищала Вовку, и он испытывал к ней глубокое чувство ПРИЗНАНИЯ. 4) Мальчишки бросились врассыпную, и это было ПРИЗНАНИЕМ несомненной моей победы. 3

Слайд 17

(1)... (2) Прежде всего, письменная речь не ограничена временем общения, в то время как устное высказывание воспринимается и понимается слушающим по мере того, как говорящий его произносит. (3) Кроме того, письменная речь не может быть связана определённым физическим пространством общения, психологическим состоянием её участников и требованием немедленного ответа. (4) Дело в том, что письменная речь монологична: когда мы пишем, то только внутренне представляем нашего читателя-собеседника с его ответами и поэтому имеем возможность обдумать и переделать наше высказывание, не стесняясь ограничениями во времени и пространстве. (5) Одно и то же письменное высказывание может быть прочитано многократно, разными лицами и в разное время, поэтому в нём можно обнаружить и исправить допущенные грамматические ошибки и неясности выражения мысли. (6)... эти различия необходимо учитывать в процессе устного и письменного общения.

Слайд 18

1) связанный с постановкой знаков препинания 2) связанный с правописанием слов 3) связанный с правильным произношением слов и форм слова 4)связанный с нормами изменения слов и построения словосочетаний и предложений 4

Слайд 19

Расставьте ударение в словах орфоэпического минимума, подлежащего проверке на ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная культуры как инструмент в процессе подготовки студентов при изучении спецдисциплин.

Обращение к народным традициям ,является одним из составляющих элементов успешной работы преподавателя спецдисциплин.Использование этого опыта показывается на примере работы преподавателя "Белгородско...

Народная культуры как инструмент в процессе подготовки студентов при изучении спецдисциплин.

Народная культура является одной из составляющих успешного результата в преподавании спецдисциплин....

Повторить пройденный материал и закрепить (его в области синтаксиса, орфографии, лексики, морфологии, орфоэпии, фонетики).

В игровой форме привить учащихся интерес к изучению русского языка,сформировать у них желание самостоятельно заниматься языком....

9 кл. "Изучение лексики в процессе подготовки к ОГЭ"

Цели урока:закрепление знаний, умений и навыков по лексике и фразеологии, полученным в 5 – 8 классах; нравственное воспитание учащихся.Задачи урока: Образовательная: повторить основные сведения о лек...

Презентация "Изучение лексики в процессе подготовки к ОГЭ"

Цели урока: • Закрепление знаний, умений и навыков по лексике и фразеологии, полученным в 5 – 8 классах; • Нравственное воспитание учащихсяЗадачи урока: Образовательная: повторить основные сведения о...

Интегрированные задания при изучении фонетики и орфоэпии

Интегрированные задания при изучении фонетики и орфоэпии...