Урок русского языка в 5 классе по теме «Алфавит»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Алфавит»
урок русского языка в 5 классе
Л.В.Гвиздок, учитель русского языка и литературы
КГУ «Коржинкольская СШ»
отдела образования акимата Федоровского района»
Костанайской области
Цели: 1.Обеспечить усвоение понятий звуки, буквы, различие между ними; научить правильно учащихся называть буквы алфавита, пользоваться алфавитом, формирование умений применять полученные знания на практике.2. Развивать познавательные интересы учащихся, развитие памяти, внимания, зоркости, наблюдательности.3.Воспитывать дисциплинированность, уважение к собеседнику.
Тип урока: формирование новых знаний на диалоговой и игровой основе.
Ход урока
- Организационный момент.
- Изучение новой темы.
- Введение в тему урока.
– Для того чтобы узнать тему нашего урока, мы выполним с вами следующее задание: вставьте пропущенную букву в слова, написанные на доске, объясните написание.
Слова на доске с пропущенной буквой:
Пос.дить, кол.екция, ше.ский, зап.х, ло.кий, ф.гура, радос.ный.
Из вставленных вами букв получится тема нашего урока – «Алфавит».
- Ударение в слове «алфавит» падает на 3 слог. В греческом языке первые две буквы алфавита назывались альфа и вита.
- Работа с учебником.
- Прочитайте теорию об алфавите в учебнике на стр. 111.
Беседа по вопросам:
- Что называется алфавитом?
- Сколько букв в русском алфавите?
- Где нам потребуется знание алфавита?
- Почему важно знать алфавит?
- Другое название алфавита?
- Алфавит нужно знать также хорошо, как таблицу умножения.
3. Сегодня мы с вами должны научиться называть буквы своими именами и пользоваться алфавитом.
Сейчас ребята покажут сценку, а вы должны догадаться о какой букве пойдет речь.
Запутались.
- Смотрите – буква!.. Вот те на:
не в книжке – на дорожке!
Как называется она,
Похожая на рожки?
Ученый пес, бык и коза
Таращат на нее глаза…
Коза – прикинула в уме,
Сказала:
- Это буква «ме».
Бык возразил:
- Не «ме», а «му»,
я лучше знаю, что к чему!
А пес воскликнул:
- Полно вам,
не спорьте, это буква «ам».
- Нет, «му»!
- Нет, «ме»!
- Нет, «ам»!
Ам! Ам!..
Такой поднялся тарарам,
Такой ужасный шум и крик!
Запутались совсем
Ученый пес, коза и бык, увидев букву «м»…
(А.Шибаев)
- Придумайте и запишите предложение, в котором бы все слова начинались с буквы М.
4. Прослушайте стихотворение «Азбука». Ваша задача – слушать внимательно и по ходу чтения стихотворения вы должны записать все буквы, которые здесь встретятся.
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладину свою.
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У!
Ф, бедняжку, так раздуло –
Не прочесть ее никак!
Букву Р перевернуло –
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась,
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!
- А теперь расположите буквы в алфавитном порядке. (М, Г, Ж, Ю, У, Ф, Р, Ь, С, О, А) (А,Г,Ж,М,О,Р,С,У,Ф,Ь,Ю)
5. Взаимопроверка тетрадей.
6. Физминутка.
Буратино потянулся, раз нагнулся,
Два нагнулся. Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.
7. Учитель показывает ключик с правильно написанными буквами предыдущего задания.
- Какая буква наиболее редкая в книгах, написанных по-русски? (Ф)
- Посмотрите вокруг и назовите предметы, вещи, где в слове встретилась буква Ф.
- Слово зашифровано цифрами: 4, 18, 1, 14, 16, 20, 1. Что это за слово? (грамота)
- А теперь послушаем научного комментатора, который расскажет нам об алфавите.
Каждой весной население Болгарии отмечает удивительный праздник. В городах и селах все от мала до велика выходят на улицы. По центральным улицам идут красочные демонстрации. Попробуйте угадать, что несут демонстранты. Лозунги? Ну, конечно, есть и лозунги, но лозунги особенные. Портреты? Да, и портреты тоже, но чьи? Несут и цветы – весенний праздник без цветов даже вообразить невозможно. Самое интересное в этом красочном шествии то, что люди несут в руках огромные буквы. Да-да, наши родные буквы, составляющие как болгарский, так и русский алфавит. Разной величины и разного цвета, в руках взрослых и детей проплывают над шеренгами а, о, р, к и все остальные. А на портретах Кирилл и Мефодий, которые, как вы помните, изобрели славянскую азбуку.
Русские туристы – желанные гости на этом празднике. Еще бы! Они не просто представители дружеского народа, но и братья по письменности. Праздник называется праздником славянской азбуки. И вместе с тем это праздник культуры – праздник науки и искусства. А то, что написано на длинных полотнищах лозунгов, в переводе на русский язык звучит так: «Наука – это солнце». Вспомним русскую народную пословицу: «Ученье – свет, неученье – тьма».
С 1986 года праздник славянской азбуки стали ежегодно отмечать и в нашей стране.
8. Знаете алфавит, угадаете слово.
Первая буква этого слова стоит в алфавите перед В, вторая – перед Ф, третья – перед Л, четвертая – перед Г, пятая – перед Ь (буквы).
9. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка №1.
Найди ошибку: расставь фамилии в алфавитном порядке.
Арзуманян С.
Васильев Д.
Васильева Я.
Вовикова С.
Григорян Е.
Гоменюк Д.
Гусев А.
Ефремова Н.
Зорин Н.
Иванов А.
Ленчукова Е.
Красикова Е.
Печенкина В.
Сковородкин С.
Туровец А.
Тиминский И.
Трошкин Н.
Филиппов И.
Фролов М.
Харитонов А.
Шорохова П.
Яковлев И.
Янчишина Н.
Карточка №2.
Расшифруй пословицу.
21, 25, 6, 15, 30, 6 – 19, 3, 6, 20, 1,
15, 6, 21, 25, 6, 15, 30, 6 – 20, 30, 14, 1.
10. Загадки
1. Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука)
2. Вспомни греческое слово-отгадку:
Сели на страничку
Тридцать три сестрички.
Сели рядом – не молчат,
Нам отгадки говорят. (Алфавит)
3. Каких звуков больше: гласных или согласных? (Согласных)
4. Сколько в русской азбуке гласных букв? (10)
5. Какие буквы не обозначают звук? (Ъ,Ь)
6. Отгадай зашифрованные слова:
У,К,В,Ы,Б (буквы)
И,С,Л,Г,О (слоги)
И,У,В,К,З (звуки)
11. Игра «Допиши буквы»
- оро - -, - оро - -, - оро - - (ворона, сорока, корова)
12. 1-2 ученика читают алфавит по памяти. Отработка правильного произношения букв.
13. Подведение итогов урока.
- Что нового, интересного узнали вы на уроке?
III. Домашнее задание. Упр.371, стр.112., повторить алфавит,
подобрать слова с нужным количеством букв.
А | |||||||||
Л | |||||||||
Ф | |||||||||
А | |||||||||
В | |||||||||
И | |||||||||
Т |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"
Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....