Ежегодные лекции для школьников города Ноябрьска в рамках «Школьного университета «Перспектива». Подготовка к частям А и В.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Представлен текст лекции по подготовке к частям А и В в 2013 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsii_po_podgotovke_k_chastyam_a_i_v.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

А1. Орфоэпические нормы

Что представляет собой задание?

Главная задача – сократить список до минимума!

Глаголы:

брать-бралА

брАться-бралАсь

!!! Главная особенность: у глаголов прошедшего времени в женском роде и у прилагательных кратких ударение падает на последний слог.

Исключение: клАла, крАлась, послАла.

Поможет происхождение слов

Имена существительные:

вероисповЕдание, от веру исповЕдать

диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц. яз., где ударение всегда на последнем слоге

жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда на последнем слоге

каталОг, в одном ряду со словами диалОг, монолОг, некролОг и т.п.

квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге

мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд

Отрочество, от Отрок – подросток

партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда на последнем слоге

Использование приёмов мнемотехники

А2. Паронимы

Что представляет собой задание?

Удачный – удачливый

Абонент – абонемент

Надевать – одевать

Тренировка

А3. Образование форм слов различных частей речи

Что представляет собой задание?

1. Образование форм числительных.

Прежде всего необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое), которые употребляются только в следующих случаях (они представлены на экране):

!!! Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими лиц женского пола (двое подруг, трое сестер).

!!! Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими взрослых особей животных (двое волков)

  • Числительное оба употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).
  • Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы: и.п. и в.п. – сорок, девяносто, сто, остальные падежи – сорока, девяноста, ста.
  • При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель – как прилагательное во множественном числе (двух (каких?) третьих; трем (каким?) седьмым).
  • Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов: поезжай, лазай.

!!! Формы повелительного наклонения этих глаголов необходимо ЗАПОМНИТЬ!!!

Глагол класть употребляется только без приставки, однокоренные с ним глаголы с корнем -лож- – только с приставкой (положить, выложить, переложить и др.).

4. Образование форм существительных.

Что касается образования форм имен существительных, то этот момент является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных и.п. мн. ч. (директор – директора; бухгалтер – бухгалтеры) и р.п. мн. ч. (мандарины – мандаринов, партизаны – партизан; вафля – вафель, ружье – ружей, басня – басен).

Но, несмотря на это, есть некоторые моменты, на которые, на мой взгляд, стоит обратить внимание:

  • существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют окончание –ов
  • существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (армян, башкир, грузин, осетин, туркмен, молдаван). 
  • существительные, обозначающие название парных предметов, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (ботинок, бот, брюк, погон, шорт, эполет).
  • существительные ж. р. на -ня в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен);
  • существительные ср. р. на -ье в большинстве своем в форме р.п. мн. ч. имеют окончание -ий (селенье – селений, побережье – побережий, раздумье – раздумий).
  • в некоторых случаях окончания существительных в и.п. ед. ч. служат для разграничения лексического значения слов
  • падежные формы сущ. на –мя – с суфф. –ен-: время – Сколько времени?

А4. Построение предложения с деепричастным оборотом

Что представляет собой задание?

А5. Нарушение синтаксических норм при построении различных предложений

Что представляет собой задание?

Работа с микротекстом (А6 – А11)

(1)… (2)Чаще всего неточность возникает при использовании иностранных слов. (3)…необходимо употреблять в речи только те слова, значение которых вы точно знаете. (4)Если поступать иначе, то в вашей речи могут возникать непонятные или даже смешные для окружающих фразы.

Что представляет собой эта работа?

А6.Замена придаточного предложения причастным оборотом.

Заменить нельзя, если:

- в главной части есть указательное слово (тот, такой, та и др.)

Например: Люблю таких людей, с которыми легко общаться.

- сказуемое в придаточном предложении представлено глаголом в условном наклонении или в будущем времени

Например: Необходимо приобрести факс, который всегда находился бы под рукой.

- КОТОРЫЙ в придаточном предложении стоит в родительном, дательном, творительном или предложном падеже

Например:

Артём, у которого дрожали руки, схватил тяжёлый молот и ударил им по заготовке.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) На каждом корабле имеется своя достопримечательность, которой гордятся моряки.

2) Он вспомнил случай, который произошёл год назад в Ленинграде.

 3) В жизни художника были встречи, которые  сыграли роль во всём его дальнейшем развитии.

 4) Зимой Пушкины жили в Москве, а на лето переезжали в сельцо Захарово, которое находилось верстах в сорока от Москвы.

А6.  В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В школу пришли все, за исключением двух, которые отсутствуют по болезни.

2) Солнце уже спряталось в туче, которая отдыхала на гребне западных гор.

3) Трава, которую скосили на заре, высохла уже к середине дня.

4) Понадобился проводник, который хорошо знал бы  эту местность.

А6. В каком варианте придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

      1) Среди присутствующих Владимир сразу узнал Нину Васильевну, которая стояла у окна.

      2) В нашем классе учились ребята, родители которых прямо или косвенно имеют отношение к археологическим раскопкам.

    3) Громко под ногами шелестели сухие листья, ломкая трава, которую еще не тронул иней.

    4) У девочки была красивая коса, которую заплела мама.

А7-А8. Структурно-смысловой анализ микротекста

Что представляет собой задание?

Обращаем внимание на средства связи!

А9. Грамматическая основа предложения

Что представляет собой задание?

Выпускники испытывают затруднения при определении подлежащего, функции которого в придаточной части сложноподчинённого предложения выполняют союзные слова (что, кто, который).

А10. Умение распознавать синтаксические конструкции разных типов: простое и различные сложные предложения.

Что представляет собой задание?

Причины невыполнения задания: неумение отличить главные члены предложения от второстепенных.

Шаг первый: ищем грамматические основы и считаем их количество, при этом не забываем, что грамматическая основа может состоять только из подлежащего или сказуемого.

А11, В2. Морфологическая характеристика слов, то есть определение частей речи. 

Что представляет собой задание?

Как правильно определить часть речи?

  1. Найти слово, от которого зависит указанное слово.
  2. Задать вопрос к зависимому слову как к части речи.
  3. Определить общее грамматическое значение слова.

!!! К служебным частям речи вопрос задать нельзя.

Чаще всего неверно квалифицируются производные предлоги, частицы. Значительную трудность для экзаменуемых представляет распознавание краткой формы прилагательного, форм степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений того или иного разряда, служебных частей речи.

На эти болевые точки и обратим внимание.

Как отличить краткое прилагательное от краткого причастия? Есть очень простой способ.

Не забываем: слова могут переходить их одной части речи в другую (запишем): Мы пошли в столовую.

Не путать прилагательные и наречия в степени сравнения: (запишем): Ярче солнце, сильнее пахнут поля, обильнее дожди и выше трава.

Разряды местоимений (напомнить).

При выявлении служебных частей речи необходимо различать омонимичные варианты:

А12. Лексический анализ слова в контексте

Что представляет собой задание?

А13. Правописание Н и НН

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется

Одна буква Н?

             

              Гранё(1)ый шпили собора были торжестве(2)о устремле(3)ы в небесную высь, и, потрясё(4)ые его красотой, туристы ошеломлё(5)о замолчали.

1)1,3

2)2,3,5

3)3,5

4)1,5

А13.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

пишется НН?

              Урага(1)ый ветер в пусты(2)ых степях Казахстана поднимает бесчисле(3)ое множество семян растений, и они впоследствии будут рассея(4)ы на многие десятки километров от места созревания.

1)3,4

2)1,2,3

3)1,2,4

4)2,4

А13.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

пишется НН?

              Сплетё(1)ые из ивняка корзины были хорошо просуше(2)ы и сложе(3)ы в доме, недавно построе(4)ом из листве(5)ицы.

1)1,4,5

2)2,3,5

3)1,2,5

4)3,4,5

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

пишется НН?

               Изнеже(1)ые барские дочки были набеле(2)ы и напудре(3)ы, наряже(4)ы в платья,

присла(5)ые из Парижа, и вывезе(6)ы в большой свет.

1)1,2,3

2)1,5,6

3)1,5

4)4,5

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

пишется НН?

                  На пустыре за садом валялись разбитые глиня(1)ые кувшины, жестя(2)ые банки, рва(3)ая обувь, полома(4)ая мебель, какие-то спиле(5)ые деревья.

1)3,4,5

2)4,5

3)1,2,3

4)1,4,5

А14. Правописание корня слова

А14. В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая безударная гласная корня?

  1. ст..новиться, т..рмометр, ап..лляция
  2. т..рритория, сах..рный, под..рожник
  3. прик..саться, прит..жение, спл..титься
  4. рад..стный, с..рень, д..таль

А14. В каком ряду все слова с чередующейся гласной в корне?

  1. пор..сль, к..мпаньон, г..рячий
  2. р..стение, кр..пива, прик..саться
  3. прот..реть, нат..рать, к..снуться
  4. р..теряться, к..сноязычный, г..реть

А15. Правописание приставок

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)по..сыпать, на..резать, пре..писать

2)фин..инспектор, об..скива, пред..дущий

3)ра..тревожить, во..клицать, и..ведать

4)пр..ступный, пр..мкнуть (к движению), пр..мерзкая ситуация

 

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)пр..ступить (закон), пр..ступить (к работе), пр..емница

2)пост..мпериализм, меж..рригационный, спорт..гра

3)бе..форменный, ..дача, бе..возвратно

4)з..пирать, пр..делки, пр..бабка

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)бе..помощный, бе..вкусица, бе..шумный

2)пр..вилегия, пр..брежный, пр..открыть

3)контр..гра, небез..звестный, от..скать

4)всеоб..емлющий, без..апелляционный, раз..ядеренный

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)во..стание, ни..провергать, бе..брежный

2)меж..здательский, дез..инфекция, пред..дущий

3)пр..тязание, пр..следование, пр..вратность судьбы

4)с..емочный, меж..языковой, об..явленный

А16. Правописание безударных окончаний глаголов и суффиксов причастий

А16. В каком ряду в обоих случаях пропущена одна и а же буква?

1)рыбы меч..т икру, зерна перемел..тся в муку

2)ребятишки плещ..тся, муравьи тащ..т

3)искры брызж..т, кудахч..т куры

4)женщины полощ..т белье, туристы задерж..тся в походе

А16. В каком ряду в обоих случаях пропущена одна и а же буква?

1)они просмотр..т, дремл..щий щенок

2)бор..щиеся отряды, они догон..т

3)та..щий снег, стел..щийся туман

4)они кол..т дрова, стро..щийся дом

А16. В каком ряду в обоих случаях пропущена одна и а же буква?

1)они клее..т, мысл..щий человек

2)бре..щийся человек, они мес..т тесто

3)ненавид..щий ложь, родители колебл..тся

4)они бо..тся за победу, завис..щий от учителя

А16. В каком ряду в обоих случаях пропущена одна и а же буква?

1)зерно мел..тся, колебл..мый ветром

2)возьмите и вынес..те вещи, рассматрива..мый

3)кто замет..т ошибку, незамеч..нная ошибка

4)малыш плач..т, невид..мый объект

А16. В каком ряду обоих случаях пропущена буква Ю?

1) их выгон..т, почу..вших запах

2)расстила..щаяся по долине, собаки дремл..т

3) щипл..щий гусь, их удив..т

4) они завод..т спор, колебл..щийся лист

А17. Правописание суффиксов разных частей речи

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. ноч..вать

Б. гречн..вый

В. завистл..вый

Г. стро..вой

1)А, В, Г

2)Б, В

3) А, Г

4)А, Б, Г

А17. В каком варианте ответа указаны слова, где пропущена буква И?

А. савис..л

Б. намал..вать

В. жемчуж..на

Г. выздоравл..вать

1)А,В,Г

2)Б,В

3)Б,В,Г

4)А,Б

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. подразум..вающийся

Б. услужл..вый

В. подмиг..вать

Г. пол..вой

1)А, Г

2)А,Б,В,Г

3)Б,В,Г

4А,Б

А17. В каком варианте ответа  указаны все слова, где пропущена буква Е?

А.вытерп..л

Б. совестл.вый

В. обветр..вать

Г. умн..ца

1)А,Г

2)А,В,Г

3)В

4)А

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. доверч..вый

Б. рул..вой

В. взвеш..вать

Г. опрометч..вый

1)А,В,Г

2)А,Г

3)В,Г

4)А,Б,Г

А 18. Правописание НЕ-НИ, слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

  1. В каком предложении на месте пропуска пишется И (НИ)?

  1. Путнику для дружеского общения с местными жителями н.. нужны никакие особенные премудрости.
  2. Перспектива ждать несколько часов душном зале аэровокзала н..мало нас не прельщала.
  3. Город наш вовсе н.. отличался архитектурными достопримечательностями.
  4. Н.. эффектная внешность и н.. поставленный голос делает актёра актёром.

  1. В каком предложении должно быть слитное написание НЕ  или НИ?

  1. Лиза не мечтала сниматься в кино (ни)когда была школьницей, (ни)когда училась в театральном училище.
  2. За пять лет службы в армии Илья (не)дослужился даже до ефрейтора.
  3. Мы обратили внимание, что рубашка на кондукторе мятая, а ботинки (не)чищены.
  4. У юного певца был хороший слух, но (не)поставленный голос.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НИ?

Н(1) разу мне н(2) приходилось н(3) видеть, н(4) слышать токующего тетерева.

  1. 1
  2. 2, 3, 4
  3. 3, 4
  4. 1, 3, 4

  1.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НЕ?

Барон н(1) жалел н(2) времени, н(3) денег на поиски виновника своего позора и уже н(4) о чём, кроме мести, н(5) мог и думать.

  1. 1, 4
  2. 2, 3, 4
  3. 1, 5
  4. 4

  1. В каком предложении НЕ пишется отдельно?

        

  1. Последствия случившегося в театре происшествия были для всех (не)ожиданны.
  2. Слышалась музыка, лёгкая, плавная, с картавым иноязычным текстом, который был мне (не)понятен и потому сам воспринимался как музыка.
  3. Степан Сергеевич(не)сразу понял, откуда доносятся звуки.
  4. Законы языка существуют и изменяются (не)зависимо от нашей воли.

  1. В каком(-их) предложении(-ях) на месте пропуска пишется НЕ?

 

А. Здесь были опасные рифы, о которые даже в ясный день и при отличной погоде разбивал себе днище .. один большой корабль.

Б. Двум смертям .. бывать, а одной .. миновать.

В. Старая  как мир присказка при проговаривании вслух в трудной ситуации, как это .. парадоксально, помогает мне снять напряжение.

Г. .. единого звука извне не проникало в комнату.

1)  А, Б

2)  Б

3)  В

4)  Б, Г

  1. В каком предложении НЕ пишется слитно?

  1. Многие школьники понятия (не)имели о том, что звёзды, так же как и солнце и луна, передвигаются по небосводу.
  2. Известно, что взрослые и дети часто (не)допонимают друг друга.
  3. Если вы привыкли бросать дело, (не)доводя его до конца, преодолеть эту привычку очень трудно.
  4. Основной производства на Севере было (не)пашенное земледелие, как в центральных районах России, а вольное предпринимательство.

  1. В каком предложении пишется НИ?

  1. Нет такого порта на побережье, куда бы н.. заходил наш «Смелый».
  2. Виталий увлекался альпинизмом, н.. один раз бывал в Гималаях.
  3. С погодой нам повезло: за две недели н.. одного ненастного дня.
  4. Н.. прячьтесь от грозы под деревьями.

  1. В каком(-их) предложении(-ях) есть и частица НЕ, и частица НИ, которые пишутся отдельно от следующего слова?

А.  Инстинкт (н..)мог научить лисёнка всему на свете, и ему (н..)удалось избежать горьких уроков от такого строгого учителя, как житейский опыт.

Б.  Однажды рыжий лис учуял запах какого-то лакомства, столь соблазнительного, что мышь (н..)могла идти с ним (н..)в какое сравнение.

В.  Инстинкт нашёптывал лисёнку, что источник такого запаха (н..)может (н..)быть восхитительным на вкус.

Г.  Инстинкт только (н..)подсказывал ему, что столь дивные вещи (н..)когда (н..)достаются дешево.

1)  А и Б

2)  Б

3)  Б и В

4)  В и Г

  1. В каком(-их) предложении(-ях) выделенное(-ые) слово(-а) нужно писать раздельно?

  1. Большинство прохожих хоть и вздрагивали от моего (не)ожиданного вопроса, отвечали мне с дружелюбной улыбкой.
  2. Моему спутнику отвели такую же (не)приветливую, тёмную комнату, как и мне.
  3. (Не)способные любить склонны к сентиментальности точно так же, как (не)способные к братству склонны к панибратству.
  4. Домашний кинотеатр (не)редкость в наши дни.
  1. 1, 4
  2. 2, 3
  3. 3, 4
  4. 4

А19. Слитно-дефисно-раздельные написания

А19. В каком(-их) примере(ах) выделенные слова пишутся слитно?

А)В Сибири морозы крепче, за(то) нет таких ветров.

Б) Не за(то) волка бьют, что сер, а за(то) что овцу съел.

В) Мой брат – заядлый грибник, я то(же) люблю собирать грибы.

Г) Сверкнула молния, и почти в то(же) мгновенье послышался гром.

1)в А и Г   2)только в В   3) в А и В    4)в Б и В

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. Браться остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.
  2. Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.
  3. Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ( и с драматическим итогом любви Обломова к ней.
  4. Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (В)СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.

А20. Простое и сложносочинённое предложение с союзом И

Алгоритм выполнения

Сколько грамматических основ?

Одна – простое.

Две – сложное.

Простое:

И – запятая не ставится

Пример:

В подарок я получил книги ( ) и прекрасный альбом.

Сложное:

Два варианта. Сравним:

На улице светило солнце ( ) и было тихо.

Светило солнце ( ) и было тихо.

Запомнить: общий второстепенный член предложения ворует запятую.

Сравним:

На улице светило солнце и было тихо.

Светило солнце, и было тихо.

Тренировка:

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Изредка ему нравилось сюрпризом устроить для своей молодёжи неожиданное развлечение ( ) и самому принять в нём участие.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Он пел ( ) и от звуков его голоса веяло чем-то родным.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

В окна с улицы лился глухой шум ( ) и летела пыль.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

А21. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами

Рассмотрим пример:

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

           Он позвал собаку (1) убежавшую довольно далеко (2) и (3) отмахиваясь от комаров рукавами черкески (4) тихонько пошел по вчерашнему мосту.

1)1, 2             2) 1, 2, 3, 4            3) 1, 3           4) 3, 4

А21.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

                Луч радиолокатора пронёсся через огромное расстояние (1) отделяющее (2) Юпитер от Земли (3) и (4) отразившись от поверхности гигантской планеты(5) вернулся обратно.

                    1) 1,2,3,4               2) 1,5         3) 4,5                4) 1,3,4,5   

А22.Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями

Помним:

  1. Вводные слова не являются членами предложения.

Рассмотрим пример:

Вы (1) верно (2) переведены сюда из Москвы?

Вы (3) верно (4) перевели эти строки с английского языка.

Вы, верно, переведены сюда из Москвы?

Вы верно перевели эти строки с английского языка.

  1. Не являются вводными словами частицы всё же, всё-таки, как бы, якобы, как будто, словно, точно, вряд ли, даже, ведь, именно, исключительно.

  1. Не путать:

между тем (не является вводным и не выделяется на письме запятой);

между прочим (выделяется на письме запятой).

Тренировка:

А22.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Не было (1) кажется (2) в окружающей жизни ни одного явления, которое (3) не казалось бы ему (4) заслуживающим пристального внимания.

  1.  1,2,3,4       2) 1,2         3) 3,4          4) 1,3

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Человек в порыве (1) к счастью (2) способен совершать чудеса.

Он не замечал происходящего и (3) к счастью (4) был всё так же невозмутим.

1) 1      2) 1, 2      3) 3, 4      4) 1, 2, 3, 4

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Мы (1) скажем (2) вам об этом позже.

Он считал помощь человеку таким же естественным делом, как (3) скажем (4) приветствие.

1) 1, 2      2) 3, 4      3) 1, 2, 3, 4      4) 4

А22.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

                Можно(1) конечно(2) учиться, но(3) ведь(4) и на лекциях я буду писать романы и получать «неуды».

                    1) 1,2                2) 1,2,3,4                 3) 3,4              4) 1,3

А23. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Основные схемы постановки знаков препинания:

О, О, О

О и О

О, и О, и О

О и О, О и О

О, да (=но) О

О да (=и) О

не только О, но и О

как О, так и О

либо О, либо О

О или О

то О, то О

не то О, не то О

А23.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

1) Ночью ветер злится да стучит в окно.

2) Перейти на безотходное производство не только выгодно но и необходимо.

3) 20 век называют ядерным и космическим и компьютерным.

4) Индивидуальность писателя проявляется в предпочтении того или иного цветового эпитета.

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1.  Слава   гениального   физика   Альберта   Эйнштейна   не   убывает   со временем ни в Германии ни в США ни в России.
  2.  Переживание  красоты  как святости  сохраняется  в  каждой  картине художника и будет сокровенным идеалом и непреложным законом всю его жизнь.
  3.  У многолетних травянистых растений зимующие почки располагаются на подземных или в нижней части надземных побегов.
  4.  Дороги на Руси строились как для торговых так и для военных целей.

А24. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

Двоеточие:

причина (потому что)

дополнение (что)

пояснение (а именно)

Тире:

условие (если в первой части)

время (когда в первой части)

противопоставление (а)

Тренировка

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

После долгих споров было принято решение: следующее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле.

1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

2)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

А24.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Трудно было попадать в старину из Италии в Швейцарию: эти две соседние страны разделяются высокими Альпийскими горами.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

А25. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Внимательно читаем и определяем смысловые границы:

Государственная Третьяковская галерея (1) основателем (2) которой (3) был московский купец Павел Михайлович Третьяков (4) в наши дни признана музеем русского искусства с мировым значением.

А26. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Рассмотрим два предложения:

Дверь подъезда распахнулась (1) и на улицу выскочил крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

Рекомендация: ТО, ТАК, НО воруют запятую.

Тренировка

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Рядом с тобой всегда люди (1) и (2) даже если тебе очень одиноко (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать и понять тебя.

1)1,2,4

2)2,3

3)1,2,3,4

4)1,3

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Для археологии важны вещественные источники (1) и (2) даже если они спрятаны в земле (3) они всё равно составляют основной разряд памятников (4) исследованием которых занимается эта наука.

1)1,3,4

2)2,3,4

3)1,2,3,4

4)1,3

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Кони очень устали (1) и (2) когда с них сняли груз (3) то они легли на холодную землю (4) которую уже успел покрыть лёгкий снежок.

1)1,3,4

2)2,3

3)1,2,3,4

4)1,3

А27. Выделение основной информации в тексте

Часть В

В1. Способы словообразования.

Наибольшие трудности вызывает бессуффиксный способ словообразования.

Для определения способа словообразования следует соотнести слово с ближайшим по смыслу, от которого оно непосредственно образовано: существительные, обозначающие действие как предмет, образованы от глаголов (отъезд), а существительные, обозначающие признак как предмет, – от прилагательных (зелень).

Упражнения. 

1. Определите способ словообразования слов: заплыв, выход, приказ, переход, тишь, синь, дрожь, смотр, отказ, новь.

Данные слова образованы бессуффиксным способом от слов: заплывать, выходить, приказать, переходить, тихий, синий, дрожать, смотреть, отказать, новый.

В3. Типы связи слов в словосочетании

Словосочетание состоит из двух частей: - главного слова

                                                                       - зависимого слова

                                     Виды подчинительной связи

Вид связи

          Вопрос

            Схемы

  Примеры

Согласование

 какой?  чей?

прилаг.+ сущ.

причастие+ сущ.

порядк. числит.+ сущ.

мест.+сущ.

зелёную траву

сделанная работа

пятый подьезд

какую-либо работу

Управление

падежные вопросы:

 кого? чего? кому? чему?

кого? что?

кем? чем?

о ком? о чём?

сущ.+сущ,

глаг.+сущ.(мест.)

прил.+сущ.(мест.)

прич.+сущ.(мест)

нар.+сущ.

числ.+сущ.

письмо сестры

увидел брата (его)

удобный для урока

прибитый к стене

быстрее пули

четыре тарелки

Примыкание

(нужно смотреть на зависимое слово:

наречие

НФГ

деепричастие)   

как? каким образом? что сделать?

глагол+нар.

сущ.+нар.

глаг.+НФГ

прил.+нар.

нар.+нар.

глаг.+деепр.

петь весело

яйцо всмятку

пришлось уехать

очень строгий

очень весело

шла пританцовывая

Если к зависимому слову можно задать два вопроса и один из них падежный, то способ связи - управление:

                             положил (куда? на что?) на окно

Запомните: грамматическая основа не является словосочетанием.

Тренировка

1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1) В соседней комнате, погруженный во тьму, в какую-то сторону;

2) под шелковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения;

3) первый снег, из всего сказанного, под белыми березами;

4) в новой шапке, все общество, чувство ненависти.

2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1) Серебристый голос, собачьей шерсти, внезапно замолчавшего;

2) коричневый забор, всей улицы, улыбающегося лица;

3) через всю реку, по светлым коридорам, его ответ;

4) веселую компанию, моей книги, скользнул по окнам.

3. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1) Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа;

2) янтарные бусы, дежурной улыбкой, окруженный забором;

3) за тонированными стеклами, песцовой шубы, упругие мышцы;

4) яркой искрой, известные фермеры, ее ресницы.

4. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

1) Сижу за столом, вижу их, этот номер;

2) вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент;

3) развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь;

4) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку.

5. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

1) Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки;

2) передает новость, вспоминал сон, в рыночном павильоне;

3) казалось нам, выражением лица, испанская шаль;

4) перельется через край, фонтанами брызг, театральный занавес.

6. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

1) Хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал;

2) с зарослей бузины, капала из крана, прищурил глаза;

3) поражен красотой, вглядывался в небо, в этот час;

4) вышедшие из леса, не замечал этого, новые методы.

7. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

1) Тотчас остановиться, тихо подошел, стать к окну;

2) давно забытый, когда-то нашел, на это место;

3) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись;

4) стремиться туда, тихо летали, помнил их.

8. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

1) Гораздо меньше, этой новости;

2) глубоко несчастлив, однажды решил, мое сердце;

3) заметно увеличиваясь, постоянно недосыпал, увидев его;

4) шел не спеша, очень важно.

9. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

1) Собрались вместе, шепотом повторял, читавшего стихи;

2) проснулся утром, прежде помнили, опять замолчал;

3) вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке;

4) вновь повторил, была там, не глядя на него.

10. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

1) Пробыла недолго, медленно листать, ожидая встречи;

2) желание вернуться, заново родившимся, всегда поражала;

3) сделан по-новому, уже коснулся, перебирая подарки;

4) цвета хаки, не переставая стучали, утаил на исповеди.

В4. Определение типа односоставных предложений

Односоставные предложения - это такие предложения, в которых только один главный член (либо подлежащее, либо сказуемое)            

Вид предложения

Можно   подставить местоимение

Чем выражен           главный член

Примеры

1.Определённо-личные

я, ты, мы, вы

Сказуемое-глагол в

форме 1-ого или 2-ого лица

Люблю грозу в начале мая. (Я)

Не сердись и прости. (Ты)

2. Обобщённо-личные

ты, они

Сказуемое-глагол в

форме 2-ого или 3-его лица (предложение

носит характер пого-ворки, афоризма, обобщения)

Любишь кататься-

люби и саночки возить. (Ты)

Цыплят по осени считают. (Они)

3. Неопределённо-личные

они

Сказуемое-глагол в

форме 3-его лица множ. числа

В дверь позвонили.

(Они. Кто именно- неизвестно.)

4. Безличные

нельзя      подставлять;

нет и не может быть подлежащего

Сказуемое может выражаться:

1) безличный глагол

(указывает на состояние природы или человека);

2) НЕТ, НЕ БЫЛО,

    НЕ БУДЕТ

3) НФГ

4) личный глагол+ НФГ

5) надо

    нужно

    можно  + НФГ

    нельзя

    трудно

6) категория состояния (указывает на состоя-

ние природы или человека)

6) краткое причастие.

Смеркается.

Мне нездоровится.

На улице не было ни души.

Мне не вернуть этих снов.

От радости хотелось петь.

Надо серьёзно подумать над этим.

Мне нужно действовать.

Трудно стало дышать.

Сегодня на улице морозно.

Мне скучно.

В комнате не убрано.

5. Назывные

 только подлежащим

Вот моя деревня.

Тренировка

1.Определите односоставное определённо-личное:

  1. Ночь.
  2. Люблю грозу в начале мая.
  3. Печально я гляжу на наше поколенье.
  4. Слышно соловьиное пение.

2.Определите односоставное определённо-личное:

  1. Есть в мире сотни замечательных явлений.
  2. Обожаю всяческую жизнь.
  3. Разговаривают о планах.
  4. Быть грозе великой.

3.Определите односоставное безличное:

  1. Не курить.
  2. Не хочу забывать вчерашний дивный день.
  3. Я воспитан природой суровой.
  4. Мне сделали укол.

4.Определите односоставное назывное:

  1. Поля, поля, поля.
  2. Во всём мне хочется дойти до самой сути.
  3. Помню его детскую радость.
  4. Каждый из нас способен на этот подвиг.

В6. Типы придаточных предложений

  Тип придаточного

          Вопросы

            Союзы

   Союзные слова

1.Изъяснительное

падежные вопросы

кого? чего?

кому? чему?

кого? что?

кем? чем?

о ком? о чём?

что, чтобы, как, ли, будто, чтобы не,

как бы не

кто, что, когда, где,

куда, откуда, сколько, зачем

2. Определительное

какой? (все формы), чей?

           

который, какой, чей,

что, где, куда, откуда, когда

3. Образа действия

как, каким образом

что, чтобы, будто, как будто, словно, точно

как,

4. Меры и степени

насколько? в какой степени?

сколько, насколько

5. Места

где? куда? откуда?

где, куда, откуда

6. Времени

когда? с каких (до каких) пор?

когда (…то), едва,

пока, как только, в то время как, до тех пор как

7. Причины

почему? отчего?

потому что, оттого что, так как, ибо, ввиду того что, поскольку

8. Цели

зачем? для чего? с какой целью?

чтобы, дабы, лишь бы, для того чтобы,

с тем чтобы

9.Условия

при каком условии?

если , если…то, если бы, ежели, коли, когда, как, раз

10. Уступки

несмотря на что?

вопреки чему?

хотя, несмотря на то что, пусть, пускай, даром что

союзное слово+ни

11. Сравнения

как? (чем что)

как, будто, словно, точно,  чем, как будто, как если бы

12. Следствия

что из этого следует?

так что


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Город Ноябрьск"

Урок  немецкого языка по теме «Город» проводился в 7 классе (база) по учебнику:  И.Л.Бим. Л.В. Садомова, Н.А. Артёмова     Немецкий язык. Шаги 3. Учебник для 7...

История развития лыжных гонок в городе Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа

Спорт в нашей стране всегда держался на энтузиастах, подвижниках, людях увлеченных и творческих. Такие и стояли у истоков спорта в Ноябрьске, это люди крепкой закваски и большого мужества, спорт для н...

"Показатели и технология измерения эффективности реализации проектной линии стратегии развития молодежной политики муниципального образования город Ноябрьск до 2020 года "Активная жизнь"

показатели и технология измерения эффективности реализации проектной линии "Активная жизнь"- основные напрвления проектной линии;- наименование показателя- единица измерения- формула расчета...

Ежегодные лекции для школьников города Ноябрьска в рамках «Школьного университета «Перспектива». Подготовка к части С.

Текст лекции для школьников города Ноябрьска в рамках «Школьного университета «Перспектива» по подготовке к части С....

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в рамках городского школьного университета «Перспектива».

Анализ результатов ЕГЭ за 2008/2009 учебный год показал, что необходим поиск новых форм и методов по подготовке обучающихся к сдаче единого государственного экзамена. И такая новая форма была пр...

Протоколы ГМО учителей русского языка и литературы города Ноябрьска

Здесь представлены тексты протоколов ГМО учителей русского языка и литературы города Ноябрьска (руководитель ГМО - Шитова И.Г.)....