Правописание приставок пре-при1
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок открытия нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.pravopisanie_pristavok_pre-_i_pri-.1.docx | 8.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме “Правописание приставок пре- и при-”.
Урок открытия нового знания
Цели и задачи:
- познакомиться с орфограммой «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» и её графическим обозначением на письме;
- научиться различать основные значения приставок ПРЕ- и ПРИ;
- практиковаться в работе с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- развивать внимание к лексическому значению слова;
- обогащать словарный запас и грамматический строй речи.
Ход урока
- Организационный этап (1-2 минут).
- Актуализация знаний (5-7 минут).
- Задание: списать, вставить пропущенные буквы, выделить приставки, обозначить орфограммы, найти “лишние” слова, в них на месте пропуска поставить знак вопроса. (слова записаны на доске)
О_душина, бе_граничный, пр_брежный, р_сположиться, _делать, пре_ставиться, во_двигнуть, р_спевать, р_счерк, пр_красный.
*фронтальная проверка.
- Какие слова выбиваются из общего ряда? Почему?
- Сформулируйте тему урока.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (1-2 минуты).
- Первичное усвоение новых знаний (10-12 минут).
- Сегодня сформулировать правило нам поможет сказка. (сказка на раздаточном материале)
- Вы наверняка обратили внимание, что в сказке есть некоторые пробелы. Мы постараемся эти пробелы восполнить.
Сварливые сёстры
Жили-были в стране Грамматике две сестрички - приставки-близнецы ПРЕ- и ПРИ-. Приставка ПРЕ- была ПРЕкрасна лицом, умная-ПРЕумная, добрая-ПРЕдобрая, а приставка ПРИ-, не менее ПРИвлекательная, была настоящей рукодельницей: могла и пуговицу ПРИшить, и обед ПРИготовить, и обои ПРИклеить. многолетняя дружба связывала их с глаголами и именами прилагательными, которые уважали сестёр за готовность всегда прийти на помощь.
Но однажды заспорили сестрёнки между собой, кто из них милее и главнее. “Я самая точная приставка, - утверждала приставка ПРИ-. - Я люблю конкретность и всегда называю действия и признаки своими именами. И потому кое-кому придётся ПРИкусить свой язычок!” “А я, - отвечала приставка ПРЕ-, - самая мягкая и добрая, но если захочу, то могу тотчас же ПРЕкратить эти разговоры!”
После той ссоры сёстры-приставки перестали разговаривать друг с другом, и настали в стране Грамматике пасмурные дни. То ПРИ- придёт в гости к глаголам, а там уже её место занято приставкой ПРЕ-. То ПРЕ- не находила себе места среди частей речи, так как приставка ПРИ- уже везде ПРИставила свои буквы. Чуть до драки дело не дошло.
Обратились тогда самостоятельные части речи к царице ПРАВОПИСАНИЕ с просьбой ПРИмирить приставки ПРЕ- и ПРИ-. Мудрая правительница рассудила так: “Чтобы не было поводов для ссор, пусть приставка ПРИ- придаёт своим словам значения ____________________ (приклеить), ________________________________________ (прибрежный), ___________________ (приехать), ________________________________________________________________ (придумать, привыкнуть), __________________________________________________________________(приоткрыть, присесть), а приставка ПРЕ- пусть придаёт словам значения ______________________________ (пребольшой, прехороший), ___________________________________________________ (преступать, прервать), _____________________________________ (превратить, преобразовать).
Когда сёстры узнали, что поводов для ссор теперь нет, они помирились. Только осторожная приставка ПРЕ- всякий раз, когда ей надо было куда-то отлучиться, просила постоять за себя двоюродную сестру - приставку _________ или наречие ____________. С тех пор так и повелось в стране Грамматике.
- Первичная проверка понимания (5-7 минут)
- Чем интересны слова (на доске) пр_ступить, пр_давать, пр_клонить, пр_бывать, пр_творить? От чего зависит, какую букву вы вставите в каждое из них? С каждым из этих слов составьте по два словосочетания так, чтобы в одном случае была приставка ПРИ-, а в другом - ПРЕ-.
*фронтальная проверка.
- Первичное закрепление (10-12 минут)
- Задание (работа с раздаточным материалом): из предложений выпишите слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, в скобках рядом запишите их значения.
1. Коротков не расслышал, хотя и припадал ухом к замочной скважине. (М. Булгаков, "Дьяволиада")
2. Даша с трудом влезла на печь, прикрылась пальто, подобрала ноги. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
3. Итак, я слез и прибыл в свою часть. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
4. Преодолевая головную боль, он весь собрался для последней схватки. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
5. Этот Кузьма Кузьмич еще в вагоне присматривался к Даше - чем-то она ему пришлась по вкусу. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
6. Чиж беспрестанно чирикал и прыгал, и клетка беспрестанно качалась и дрожала. (По И. Тургеневу, "Отцы и дети")
7. Он сдвинул шапку на затылок, придерживая винтовку. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
8. Вместо подсолнухов, приманивающих солнце в маленькие окошки хат, торчат одни гнилые стебли. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
9. В это мгновение лодка причалила. (И. Тургенев, "Накануне")
10. Пускай горе придаст вам твердость. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
*Самопроверка (один сильный ученик озвучивает ответ). Самооценка: 0 ош. = 5; 1-2 ош. = 4; 3-5 ош. = 3; > 5 ош. = 2.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1-2 минуты).
- Рефлексия (1-2 минуты).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ход урока на тему "Правописание приставок на З-/С-. Правописание И/Ы после приставок"
Ход урока, рассчитанный на 2 академических часа....
Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"
Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...
урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"
2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...
Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)
Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...
Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.
Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....
Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс
Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...