олимпиадные задания, 9 класс, русский язык
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) на тему

олимпиадные задания по русскому языку, 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_9_klass_russkiy_yazyk.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Задания для проведения I  (школьного)  этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

в 2012году

                                  Автор:Терентьева В. А., учитель МОУ»Аршанская ООШ» г.  

 

       Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку составлены с учетом структуры и уровня сложности олимпиадных заданий последующих этапов. В отличие от стандартных вопросов выпускного экзамена, олимпиадные вопросы ориентированы на выявление творческих способностей учащихся. Каждое задание проверяет конкретные знания и умения учащихся по одному из разделов языкознания. Последнее задание во всех материалах(9. кл.) носит творческий характер.    

 Данные олимпиадные задания рассчитаны на выполнение в течение 3 часов.

                                                               

                                                                9  КЛАСС

Задание 1

Расставьте ударения (в необходимых случаях дайте комментарий).

Апостроф, вероисповедание, карфагеняне, каталог, ободрить.

Задание 2

Перед какими гласными буквами может писаться буква Ь и какие функции она при этом выполняет?

Задание 3

В стихотворении А. Тарковского «Петровские казни» читаем:

Передо мною плаха

На площади встает,

Червонная рубаха

Забыться не дает.

Определите значение выделенного слова. Что вы знаете о его происхождении? Почему именно это слово употребил поэт в своем стихотворении?

Задание 4

В словенском языке есть пословица: Лошадь кузнеца ходит босой (неподкованной).

Найдите ей русский фразеологический эквивалент.

Задание 5

В церкви во время богослужения можно иной раз услышать фразу на церковнославянском языке: Гони же правду (1 Тим. 6:11). К чему же призывал христиан апостол Павел? Обоснуйте свой ответ.

Задание 6

Все ли предложенные слова являются однокоренными? Вычеркните лишние и объясните свой выбор.

Персидский, перстень, пестрядь, перистый, перечень, перчик, наперсток, гуттаперчевый, перчатка, наперсник.

Задание 7

Произведите морфемный анализ словоформ: выполните, вылечите, выкупите.

Задание 8

Можно ли однозначно определить синтаксические функции зависимых слов в данных словосочетаниях: чтение книги, желание подкрепиться, завтрак на траве? Дайте мотивированный ответ.

Задание 9

Напишите по памяти поэтический текст (или отрывок). Какие средства языка (тропы, стилистические фигуры) имеются в нем? Приведите примеры (2-3).

Задание 10

Напишите творческую работу на тему «Читайте! Читайте! Читайте!» (150 слов).

                                         Ответы (9 класс)

Задание 1

Ответ: апостроф и устар. апостроф; вероисповедание (неправ. вероисповедание); карфагеняне; каталог (не рек. каталог; часто встречается в речи библиотечных работников); ободрить, ободрю, ободрит (неправ, ободрить, ободрю, ободрит).

Оценка: 1 балл за каждый правильно данный ответ, за правильный комментарий — дополнительный балл.

Задание 2

Ответ: 1) Основное значение мягкого знака в позиции перед гласными разделительное, то есть указание на то, что следующая буква обозначает j + гласный. Такими гласными являются Е, Ё, И, О, Ю, Я.

2) В положении перед Э в единственном слове бельэтаж функция мягкого знака такая же, как в положении перед согласным: указание на мягкость предшествующего согласного.

Оценка: по 2 балла за каждую верную позицию ответа.

Задание 3

Ответ: 1) Червонный 'красный, алый'.

  1. Прилагательное червонный < древнерусское чьрвенъ 'красный'.
  2. В современных словарях слово червонный имеет помету «устаревшее». Оно использовано автором для создания исторического колорита. Судя по названию, речь в стихотворении идет о времени восхождения на престол Петра I, казни стрельцов, выступивших на стороне сестры Петра I — Софьи.

Оценка: 1 балл за первую часть вопроса, 2 балла за вторую часть, 1 балл за третью часть.

Задание 4

Ответ:  Фразеологический эквивалент: Сапожник без сапог.

Оценка: 2 балла за найденный фразеологический эквивалент.

Задание 5

Ответ: В церковнославянском языке глагол гнати означал не только 'прогонять', но и 'догонять', 'преследовать', 'соблюдать' (ср.: в русском гон, гончая — собака, призванная не прогонять, а преследовать, настигать добычу). В данной ситуации речь идет как раз о «преследовании», то есть о соблюдении правды.

Оценка: 3 балла за правильное толкование слова, 3 балла за правильное историко-лингвистическое объяснение.

Задание 6

Ответ: Однокоренными словами являются перстень и наперсток. Они имеют корень перст- (ср.: устаревшее слово перст 'палец'; поговорка Один как перст и т. п.). Исторически к этому же корню восходит и слово перчатка (< перстчатка).

Оценка: 2 балла за правильное указание однокоренных слов, 2 балла за указание на этимологическое родство со словом перчатка; за неверное указание родственных связей снимать 1 балл за каждую ошибку.

Задание 7

Ответ: Для правильного ответа нужно заметить, что каждое из этих слов может быть формой будущего времени 2-го лица множественного числа и формой повелительного наклонения множественного числа, поэтому их морфемное членение может быть двояким:

вы-полн-ите/вы-полн-и-те;

вы-лет-ите/вы-лет-и-те;

вы-куп-ите/вы-куп-и-те.

Оценка: по 1 баллу за каждую правильно разобранную словоформу.

Задание 8

Ответ: Во всех случаях определение синтаксических функций неоднозначно. В каждом словосочетании зависимые слова можно квалифицировать как определения, так как они относятся к главным — существительным. Но в словосочетании чтение книги слово чтение осложнено значением дополнения, так как оно обозначает объект действия, названного главным словом — отглагольным существительным; словосочетание желание подкрепиться вообще может быть признано нечленимым, так как у главного слова — отглагольного существительного сохраняется модальное значение, а в словосочетании завтрак на траве добавляется значение обстоятельства места благодаря синтаксической форме слова с предлогом НА.

Оценка: по 1 баллу за верный разбор, по 1 баллу за каждый правильный комментарий.

Задание 9

Оценка:  2 балла за текст, за каждый пример по 1 баллу.

Задание 10   - максимум 10 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс

данный материал можно использовать для школьной олимпиады для учащихся 5 классов...

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...