олимпиадные задания, 9 класс, русский язык
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) на тему
олимпиадные задания по русскому языку, 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_9_klass_russkiy_yazyk.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания для проведения I (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
в 2012году
Автор:Терентьева В. А., учитель МОУ»Аршанская ООШ» г.
Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку составлены с учетом структуры и уровня сложности олимпиадных заданий последующих этапов. В отличие от стандартных вопросов выпускного экзамена, олимпиадные вопросы ориентированы на выявление творческих способностей учащихся. Каждое задание проверяет конкретные знания и умения учащихся по одному из разделов языкознания. Последнее задание во всех материалах(9. кл.) носит творческий характер.
Данные олимпиадные задания рассчитаны на выполнение в течение 3 часов.
9 КЛАСС
Задание 1
Расставьте ударения (в необходимых случаях дайте комментарий).
Апостроф, вероисповедание, карфагеняне, каталог, ободрить.
Задание 2
Перед какими гласными буквами может писаться буква Ь и какие функции она при этом выполняет?
Задание 3
В стихотворении А. Тарковского «Петровские казни» читаем:
Передо мною плаха
На площади встает,
Червонная рубаха
Забыться не дает.
Определите значение выделенного слова. Что вы знаете о его происхождении? Почему именно это слово употребил поэт в своем стихотворении?
Задание 4
В словенском языке есть пословица: Лошадь кузнеца ходит босой (неподкованной).
Найдите ей русский фразеологический эквивалент.
Задание 5
В церкви во время богослужения можно иной раз услышать фразу на церковнославянском языке: Гони же правду (1 Тим. 6:11). К чему же призывал христиан апостол Павел? Обоснуйте свой ответ.
Задание 6
Все ли предложенные слова являются однокоренными? Вычеркните лишние и объясните свой выбор.
Персидский, перстень, пестрядь, перистый, перечень, перчик, наперсток, гуттаперчевый, перчатка, наперсник.
Задание 7
Произведите морфемный анализ словоформ: выполните, вылечите, выкупите.
Задание 8
Можно ли однозначно определить синтаксические функции зависимых слов в данных словосочетаниях: чтение книги, желание подкрепиться, завтрак на траве? Дайте мотивированный ответ.
Задание 9
Напишите по памяти поэтический текст (или отрывок). Какие средства языка (тропы, стилистические фигуры) имеются в нем? Приведите примеры (2-3).
Задание 10
Напишите творческую работу на тему «Читайте! Читайте! Читайте!» (150 слов).
Ответы (9 класс)
Задание 1
Ответ: апостроф и устар. апостроф; вероисповедание (неправ. вероисповедание); карфагеняне; каталог (не рек. каталог; часто встречается в речи библиотечных работников); ободрить, ободрю, ободрит (неправ, ободрить, ободрю, ободрит).
Оценка: 1 балл за каждый правильно данный ответ, за правильный комментарий — дополнительный балл.
Задание 2
Ответ: 1) Основное значение мягкого знака в позиции перед гласными разделительное, то есть указание на то, что следующая буква обозначает j + гласный. Такими гласными являются Е, Ё, И, О, Ю, Я.
2) В положении перед Э в единственном слове бельэтаж функция мягкого знака такая же, как в положении перед согласным: указание на мягкость предшествующего согласного.
Оценка: по 2 балла за каждую верную позицию ответа.
Задание 3
Ответ: 1) Червонный 'красный, алый'.
- Прилагательное червонный < древнерусское чьрвенъ 'красный'.
- В современных словарях слово червонный имеет помету «устаревшее». Оно использовано автором для создания исторического колорита. Судя по названию, речь в стихотворении идет о времени восхождения на престол Петра I, казни стрельцов, выступивших на стороне сестры Петра I — Софьи.
Оценка: 1 балл за первую часть вопроса, 2 балла за вторую часть, 1 балл за третью часть.
Задание 4
Ответ: Фразеологический эквивалент: Сапожник без сапог.
Оценка: 2 балла за найденный фразеологический эквивалент.
Задание 5
Ответ: В церковнославянском языке глагол гнати означал не только 'прогонять', но и 'догонять', 'преследовать', 'соблюдать' (ср.: в русском гон, гончая — собака, призванная не прогонять, а преследовать, настигать добычу). В данной ситуации речь идет как раз о «преследовании», то есть о соблюдении правды.
Оценка: 3 балла за правильное толкование слова, 3 балла за правильное историко-лингвистическое объяснение.
Задание 6
Ответ: Однокоренными словами являются перстень и наперсток. Они имеют корень перст- (ср.: устаревшее слово перст 'палец'; поговорка Один как перст и т. п.). Исторически к этому же корню восходит и слово перчатка (< перстчатка).
Оценка: 2 балла за правильное указание однокоренных слов, 2 балла за указание на этимологическое родство со словом перчатка; за неверное указание родственных связей снимать 1 балл за каждую ошибку.
Задание 7
Ответ: Для правильного ответа нужно заметить, что каждое из этих слов может быть формой будущего времени 2-го лица множественного числа и формой повелительного наклонения множественного числа, поэтому их морфемное членение может быть двояким:
вы-полн-ите/вы-полн-и-те;
вы-лет-ите/вы-лет-и-те;
вы-куп-ите/вы-куп-и-те.
Оценка: по 1 баллу за каждую правильно разобранную словоформу.
Задание 8
Ответ: Во всех случаях определение синтаксических функций неоднозначно. В каждом словосочетании зависимые слова можно квалифицировать как определения, так как они относятся к главным — существительным. Но в словосочетании чтение книги слово чтение осложнено значением дополнения, так как оно обозначает объект действия, названного главным словом — отглагольным существительным; словосочетание желание подкрепиться вообще может быть признано нечленимым, так как у главного слова — отглагольного существительного сохраняется модальное значение, а в словосочетании завтрак на траве добавляется значение обстоятельства места благодаря синтаксической форме слова с предлогом НА.
Оценка: по 1 баллу за верный разбор, по 1 баллу за каждый правильный комментарий.
Задание 9
Оценка: 2 балла за текст, за каждый пример по 1 баллу.
Задание 10 - максимум 10 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс
Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...
олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах
олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс
Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....
олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса
Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии, морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....
Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.
Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....
Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс
данный материал можно использовать для школьной олимпиады для учащихся 5 классов...
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...