Секреты орфографии
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Рибенок Елена Владимировна

Элективный курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekrety_orfografii_9kl._elektivnyy_kurs.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса по русскому языку учителя русского языка МБОУ ВСОШ Рибенок Е.В.  для учащихся

 9-го класса "Абсолютная грамотность"

Программа рассчитана на 34 часа для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.

Цель курса:

  • обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,
  • закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
  • преодолеть психологические трудности по отношению к языку.

Элективный курс  для учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.

В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).

Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.

К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.

Курс ориентирован на  подготовку к экзамену по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях элективного курса "Абсолютная грамотность" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)

2 тренировочный (тестовые задания)

3. игровой (шарады, кроссворды)

4. контролирующий (диктанты, тесты)

Содержание обучения

Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.

Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.

2. Орфограммы в корнях:

- гласные, проверяемые ударением;

- гласные, непроверяемые ударением;

- чередующиеся гласные;

- правописание согласных в корне;

- О, Ё после шипящих в корне.

Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.

3. Правописание приставок:

- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)

- изменяющиеся на письме приставки:

а) фонетический принцип орфографии

б) написание приставок, зависящее от значения.

Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.

4. Орфограммы в суффиксах:

- О, Ё после шипящих в суффиксах

- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.

- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

-буквы ч, щ в суффиксах существительных

- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.

5. Орфограммы в окончаниях

- О, Ё после шипящих в окончаниях слов

- падежные и родовые окончания

- правописание личных окончаний глаголов

Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание

6. Правописание сложных слов

- сложные слова с соединительной гласной

- сложные слова без соединительной гласной

- сложные существительные. Слитное написание.

- сложные существительные. Дефисное написание

- сложные прилагательные. Слитное написание.

- сложные прилагательные. Дефисное написание

Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов

7. Правописание предлогов

- правописание непроизводных предлогов

- правописание производных предлогов

- раздельное написание предлогов

- слитное написание предлогов

Цель: отработать правильность написания предлогов

8. Правописание союзов:

- слитное написание союзов

- раздельное написание союзов

Цель: отработать навыки правильности написания союзов

9. Правописание частиц

- слитное и дефисное написание частиц

- разграничение не и ни

- правописание не и ни с разными частями речи

Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни

10. Правописание числительных

- мягкий знак на конце и в середине числительных

Цель: отработать правильность написания числительных

11. Принципы и правила переносов

Цель: повторить принципы и правила переносов

Итоговая работа

- тест

Тематический план курса (17 часов)

№ п/п

Название тем курса

Количество часов
всего

Кол-во часов по теме

Форма занятий

1.

Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки.

2

2

Лекция с составлением таблиц-памяток

2.

Орфограммы в корнях

4

 

Семинары-практикумы. Тестирование по темам

 

Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные

 

2

 

 

Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне

 

2

 

3.

Правописание приставок

2

 

Лекция. Практическое применение правил

 

Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения

 

2

 

4

Орфограммы в суффиксах

3

 

Лекции с составлением алгоритмов по темам

 

О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

 

1

 

 

Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

 

1

 

 

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

 

1

 

5

Орфограммы в окончаниях

4

 

Семинары - практикумы

 

О, Ё после шипящих в окончаниях слов

 

2

 

 

Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов

 

2

 

6

Правописание сложных слов

4

 

Лекция учителя. Тренировочные задания

 

Соединительная гласная в сложных словах

 

2

 

 

Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных

 

2

 

7

Правописание предлогов

3

 

Семинары-практикумы

 

Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов

 

3

 

8

Правописание союзов

2

 

Компьютерное тестирование

 

Слитное и раздельное написание союзов

 

2

 

9

Правописание частиц

2

 

Семинары -практикумы

 

Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи

 

2

 

10

Правописание числительных

3

 

Семинары -практикумы

 

Мягкий знак на конце и в середине числительных

 

3

 

11

12

Принципы и правила переносов

Повторение

2

2

2

2

Тренировочные задания

13

Итоговая работа

1

 

 

 

Тест

 

1

 

Литература для учащихся

В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:

  1. Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.
  2. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.
  3. Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962.
  4. Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.
  5. Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.
  6. Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.
  7. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 1997.
  8. Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.

В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного элективного курса предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности."Семейный наставник"

  1. Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). Автор- Беляев М.И. Компания Медиа Хауз, 2001.

Литература для учителя

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.
  2. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.
  3. Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.
  4. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.
  5. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 1997.
  6. Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 1976.
  7. Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.
  8. Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.
  9. Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.
  10. Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.
  11. Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №3, с. 21-25.
  12. Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Ваши старые знакомые: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №4, с. 27-31.

Методические рекомендации учителю русского языка,

готовящему обучающихся 9 класса к итоговой письменной работе

в новом формате.

I.  Методика проведения урока-изложения. Ход урока. (2 часа)

1 урок

  1. Объявление цели урока
  2. Актуализация опорных знаний (что такое тема, идея, план)
  3. Вступительная беседа
  • Чтение текста
  • Беседа по тексту
  • Составление плана изложения
  • Работа по плану (деление текста на части, анализ)
  • Чтение и языковой разбор текста (выявление выразительных и изобразительных средств, обоснование их применения в тексте)
  • Анализ грамматических форм
  • Устный пересказ
  • Орфография, пунктуация, лексическая работа
  • Повторное чтение текста
  • Написание изложения

 2 урок

  • Анализ изложения.
  • Возможно также  редактирование текста, его исправление.

II  Требования к сжатому изложению.

  • вычленение в тексте основных микротем
  • обобщение содержания исходного текста
  • необязательность сохранения авторского стиля (однако выпускник должен    использовать авторские ключевые слова и словосочетания)
  • сохранение последовательности в развитии событий
  • наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части
  • использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия
  • установление смысловой связи между предложениями
  • использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания

III. Особенности работы с текстом. Приемы сжатия текста.

Сжатое изложение - наиболее трудный вид изложения, т.к. при написании сжатого изложения необходимо добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатое изложение должно быть коротким по форме, но   не бедным по содержанию. Следовательно, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

1. К приемам сжатия текста путем его языковой переработки – упрощению – относятся:

   1) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

   2) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

   3) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

   4) перевод прямой речи в косвенную.

Примеры

1.Слияние двух простых предложений

И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. Не ставить его – значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям.

И все-таки не задавать себе вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, могут только инфантильные люди.      

2.Сокращение сложного предложения

Мы не знаем в точности, почему они так поступали.

Мы не знаем причины их поступков

3. Разбивка сложного предложения

Ветер прохватывал часового насквозь, высушивая мокрую одежду, и, хотя солнце пригревало, Александра охватил озноб.

Ветер прохватывал часового насквозь. Солнце пригревало, но Александр замерз.

4.Перевод прямой речи в косвенную

Александр отступил на шаг и крикнул по-французски: «Если вы, сударь, еще раз коснетесь меня рукой, я вызову караул».

Александр отступил и пригрозил, что вызовет караул.

2. Работа с текстом на этапе чтения (знакомство со смысловой стороной текста)

  1. Необходимо добиться знания учащимися особенностей строения описания, повествования, рассуждения.
  2. Систематически следует работать над строением абзаца, добиваясь понимания того, что первые фразы абзаца особенно важны, т.к. именно они выражают обобщающие, «узловые» суждения автора, к которым «привязываются» все другие мысли.
  3. Следует целенаправленно учить школьников искать основные мысли текста в начале текста или в его конце (как тезис или вывод), а также вычленять оценочную лексику и на ее основании формулировать основную мысль высказывания.

     Наиболее известные задания, способствующие более осмысленному восприятию исходного текста:

  • Выделите опорные слова в предложении, абзаце.
  • Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.  
  • Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.
  • Изложить данный текст в тезисной форме.
  • Изложите сжато содержание предложения, абзаца.
  • Выделите в тексте смысловые части (абзацы). В каждой части определите основную мысль. Составьте тезисный план.
  • Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.
  • Замените текст его аннотацией.
  • Составьте вопросный план к тексту.
  • Передайте содержание развернутого абзаца абзаца 5-2 предложениями,
  • Следует уделить особое внимание формированию навыка составления тезисного плана текста на основе первичного знакомства с текстом на этапе аудирования (темп чтения указан в рекомендациях к проведению экзамена).

3. Этап редактирования текста

Вторичный текст при сжатии должен соответствовать всем признакам  текста:

  • Содержательно – тематическое единство
  • Подчиненность всех предложений главной мысли
  • Связность
  • Логичность и последовательность
  • Завершенность
  • Стилевая целостность

Основные недостатки ученических работ:

  • Нарушение границ предложений
  • Слабая связность предложений между собой
  • Употребление слова в несвойственном ему значении
  • Неоправданный повтор слова, дублирование информации
  • Неверное выделение микротем (абзацев)
  • Смешение прямой речи и косвенной
  • Смысловые лакуны

Средства связи предложений и частей текста

  1. Лексические средства связи:
  • Лексический повтор
  • Однокоренные слова
  • Синонимы
  • Антонимы

  1. Морфологические средства связи:
  • Местоимения (указательные и личные)
  • Сочинительные и подчинительные союзы
  • Частицы
  • Единообразие видовременных форм глаголов
  • Наречия
  1. Синтаксические средства  связи:
  • Порядок слов
  • Вводные слова, словосочетания, предложения
  • Вопросительные предложения (Риторические вопросы)
  • Синтаксический параллелизм и т.д.

Конспект                    урока

предмет: русский язык

класс: 9

Тип урока: урок комплексного

применения знаний,

умений и навыков учащихся

Тема: "Комплексный анализ текста" (подготовка к ГИА)

ЦЕЛИ УРОКА: подготовка к государственной аттестации по русскому языку ( повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю)

Задачи:

  1. Образовательные
  1. работа с текстом, его частичный текстоведческий анализ,
  2. подготовка учащихся к написанию сжатого изложения,
  3. выполнение заданий к данному тексту, аналогичных тем, что встречаются в сборниках для подготовки к ЕГЭ;
  4. Подготовка к выполнению творческого задания по написанию сочинения- рассуждения.
  1. Развивающие:
  1. развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
  2. развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
  3. развитие умения аргументировать, доказывать;
  4. развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
  5. развитие умения задавать уточняющие вопросы;
  1. Воспитательные:
  1. формирование навыков контроля и самоконтроля
  2. воспитание любви к русскому языку.

Оборудование урока:

  • Таблицы «Стили языка» и «Типы речи»
  • Карточки с тестовыми заданиями;
  • Памятки» « как писать сжатое изложение»
  • словарь С. Ожегова.

План урока:

  1. Орг. момент. - живое слово учителя.
  2. Подготовка к сжатому изложению текста
  • беседа
  • устные ответы учащихся на вопросы
  • работа с таблицами
  • коллективная форма познавательной деятельности
  1. Выполнение учащимися тестовых заданий к тексту.
  • Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа
  1. Подготовка к домашнему заданию.
  • групповая форма работы
  1. Подведение итогов.
  • живое слово учителя

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя:

Сегодня на уроке мы продолжим работу по подготовке к государственной итоговой аттестации. По регламенту на экзамене вы должны выполнить 3 вида работ ( сжатое изложение, тесты к прочитанному тексту и сочинение – рассуждение по определенной тематике) за 4 часа. Я усложнила вам задачу – частичное выполнение всех трех видов работ за 1 урок.На уроке за основу взят текст, который был представлен на итоговой аттестации в 2009 г. Проведем его –частичный текстоведческий анализ, подготовив себя к написанию сжатого изложения, а также выполним задания к данному тексту, аналогичные тем, что встречаются в сборниках для подготовки к ЕГЭ и в конце урока вы получите творческое задание по написанию сочинения- рассуждения.

Разговор пойдет о таком понятии, как неуверенность в себе, в своих силах. Каждый человек в определенные моменты жизни испытывает неуверенность в себе. Неуверенность в себе – проблема древняя, однако она привлекала внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно – в середине 20 века. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей – вплоть до серьезных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах. Например, Она вмешивается тогда, когда вы готовитесь поступать в вуз, но внезапно решаете, что этот уровень не для вас. А бывает и так: вы уже написали экзаменационную работу и рвёте на себе волосы, потому что она никуда не годится, хотя еще несколько часов назад казалась приличной.

Итак, мои слова продолжает ваша работа с текстом.

I.1) Выразительное чтение текста.

2) Действуем по алгоритму.

Как писать сжатое изложение

Прослушайте текст.

После первого чтения текста выполните следующие шаги:

  1. Определите тему текста (о чем текст?).
  2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
  3. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
  4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  5. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Прослушайте текст во второй раз.

  1. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
  2. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
  3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов

Неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый: чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми, чем собственные; каждый свой поступок он видит, прежде всего, глазами окружающих. А главное, ему хочется одобрения ото всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно использовать жизненные ситуации.

Так что же такое неуверенность в себе? Одни ученые определяют её, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Но все сходятся в одном: если человек не способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты, - это и есть неуверенность в себе.(Из Интернета.).

∙•Тема текста – «Неуверенность в себе»

Словарная работа . (По словарю Ожегова) Уверенность – твердая вера в кого-что.

Уверенный – твердый, не колеблющийся, не сомневающийся

∙•Основная мысль – «если человек не способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты, - это и есть неуверенность в себе».

Стиль – Публицистический ( см. доказательства) какими способами автор текста донес до нас главную мысль?

Тип речи – рассуждение ( тезис- 1 предложение, доказательства, вывод). Зачем мы определяли тип текста и стиль речи? (Чтобы сохранить их особенности в своем тексте).

II. Второе чтение текста. Отмечаем в нем существенное и подробности.

Способ сокращения текста ( исключение, обобщение)

Записывать текст сжатого изложения вы не будете, на данном этапе достаточно, что определили микротемы.

III. Выполнение заданий к тексту, аналогичные тем, что встречаются в сборниках для подготовки к ЕГЭ

  • ДИКТАНТ. (Перед записью каждого предложения напишите его номер).

1. Неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. 2. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый. 3.Чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми. 4. Каждый свой поступок он видит, прежде всего, глазами окружающих. 5. Ему хочется одобрения ото всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. 6. Такой человек становится нерешительным и не может правильно использовать жизненные ситуации.

  • Вопросы и задания к диктанту: (задания затрагивают основные разделы русского языка)

В части В (тестовые задания к тексту) за каждый правильный ответ вы получаете балл.Я предоставляю вам возможность заработать баллы, выполняя задания. Наибольшее количество баллов будет оценено.

  1. . Выпишите слово(-а), в которых все согласные мягкие. (себе, себя).
  2. Разберите по составу слово “заканчивая”.
  3. Выпишите слово с орфограммой “Непроизносимая согласная в корне слова” (чувствует).

Из 5 предложения выпишите все словарные слова ( пассажир, трамвай)

  1. Найдите орфографическую ошибку в предложении:

Такой человек становиться нерешительным и не может правильно использовать жизненные ситуации.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е? Пр(1)дставим с(2)бе, как н(3)удобно чувству(4)т с(5)бя завис(6)мый.

А). 1,2,6; Б). 2,3,4; В). 1,2,3,4,5Г). 2, 4,5,6

  1. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый.

А). существительное; Б) прилагательное; В) причастие

Как образовалось это существительное? ( Переход из одной части речи в другую)

  1. Выпишите слово, обладающее следующими морфологическими признаками: невозвратное действительное причастие настоящего времени, несовершенного вида, множественного числа. (Окружающих). 4
  1. Объясните расстановку знаков препинания в предложении:Неуверенность в себе – проблема древняя.
  1. Определите грамматическую основу 3 предложении. Чужие оценки кажутся ему более важными и значимыми.. (Составное именное сказуемое).
  2. Какой вид связи использован в словосочетании кажутся ему? (Управление).

Замените словосочетание жизненные ситуации со связью согласование на синонимичное со связью управление

  1. Чем осложнено 5 предложение. (деепричастными оборотами). Сколько их? (2)
  2. Какое из предложений соответствует данной характеристике: “Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное?

А) 1 Б) 2 В) 4

  1. Укажите верную характеристику предложения:

Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый.

А). простое; Б). сложносочиненное; В). сложное бессоюзное;

Г). сложноподчиненное.

  1. Укажите вид придаточного в сложноподчиненном предложении. (Изъяснительное)

Подведение итогов на данном этапе ( учитывается полный и правильный ответ: 11-14 = «5», 7-10+ «4», 3-6= «3»

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Сочинение-рассуждение на тему «Уверенный ли я человек?» Вы можете рассказать о своем характере, или дать советы неуверенным в себе людям. Или же « Всегда ли уверенны в себе?». Тема для размышления свободная

Текст сочинения-рассуждения состоит из тезиса, доказательств, выводов. Не забывайте о смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения. Объем сочинения должен быть не менее 50 слов (по регламенту)

V.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Тексты для сжатого изложения

Задание: Передайте содержание текста кратко и обобщенно. Сжимая текст, сохраните основную мысль и логическую последовательность. Примените разные способы сжатия в абзацах.


Текст №1.


   Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные идеи, но и вовсе не рациональные мечты.
  Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно просчитать, чтобы этого достичь.
   А вот мечта - это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным - с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верит в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.
  И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предполагая нам обходительные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается.
  Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и ограничиваемся, что не можем сделать этого сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или заниматься изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше. (232 слова)



Работаем вместе!

1 абзац. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные идеи, но и вовсе не рациональные мечты.

Комментарий: помните, что в первом предложении текста или абзаца чаще всего бывает сформулирована тема текста, поэтому можно применить исключение отдельных членов предложения так, чтобы не исказить тему. 


Формулируем микротему: Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 


Подчеркнём ключевые слова: (Может показаться) 
парадоксальным, но людям нужны не только рациональные идеи, но и вовсе не рациональные мечты.


Опираясь на ключевые слова, запишем предложение.
Парадоксально, что людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты.
или 
Парадоксально, но людям нужны не только рациональные цели, но и не- рациональные мечты.


2 абзац. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно просчитать, чтобы этого достичь.

Комментарий: в данном абзаце говорится о том, что цель конкретна, измеряема, достижима.


Подчеркнём ключевые слова:
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. (Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла). + В любом случае можно просчитать, чтобы этого достичь.


Наиболее важным из трёх предложений является первое. Во втором приведён пример, поэтому можно использовать
приёмисключения предложения, так как эта информация второстепенна.
Третье предложение поясняет первое, поэтому можно использовать 
приём слияния. Образуем сложноподчиненное предложение:
Цель всегда конкретна, достижима и измеряема, потому что можно заранее продумать, как её достичь.
Или 
Цель всегда конкретна, достижима и измеряема. Всегда можно заранее продумать действия, чтобы ее достичь.
Или 
Цель всегда конкретна, достижима и измеряема. Всегда можно заранее продумать, что нужно сделать, чтобы ее достичь.


3 абзац. А вот мечта - это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным - с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верит в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.
 
Комментарий: В данном абзаце говорится о том, что мечта - это что-то волшебное, связанное с добрым и прекрасным. В мечту люди верят, потому что надеются на лучшее.


Выделим ключевые слова:
А вот 
мечта - это совсем другое дело.+ Это что-то волшебное. +Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным - с тем, что принято называть нравственным идеалом. <Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро отзла. > <В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верит в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо. >


Основным приёмом, который желательно использовать в данном абзаце, будет 
приём слияния: образуем одно предложение из трёх, т.к. в них говорится об одном и том же предмете речи.
Мечта - это что-то волшебное, всегда связанное с добрым и прекрасным.
Или
Мечта - это что-то волшебное, всегда связанное с нравственным идеалом.
Или
Мечта - это нечто волшебное, всегда связанное с добрым и прекрасным, то есть нравственным идеалом. 

В четвёртом предложении передаём содержание, опираясь на ключевые слова:
Не способны мечтать те, кто не отличает добро от зла.
В пятом предложении 
исключаем повтор слова, заменяем части сложносочиненного предложения простым, сохраняем придаточное предложение:
В мечту люди просто верят, потому что надеются на лучшее.
Или
А кто верит в мечту, надеется, что всё будет хорошо.

Тексты для сжатого изложения

Задание: Передайте содержание текста кратко и обобщенно. Сжимая текст, сохраните основную мысль и логическую последовательность. Примените разные способы сжатия в абзацах.


Текст №1.


   Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные идеи, но и вовсе не рациональные мечты.
  Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно просчитать, чтобы этого достичь.
   А вот мечта - это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным - с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верит в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.
  И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предполагая нам обходительные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается.
  Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и ограничиваемся, что не можем сделать этого сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или заниматься изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше. (232 слова)



Работаем вместе!

1 абзац. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные идеи, но и вовсе не рациональные мечты.

Комментарий: помните, что в первом предложении текста или абзаца чаще всего бывает сформулирована тема текста, поэтому можно применить исключение отдельных членов предложения так, чтобы не исказить тему. 


Формулируем микротему: Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 


Подчеркнём ключевые слова: (Может показаться) 
парадоксальным, но людям нужны не только рациональные идеи, но и вовсе не рациональные мечты.


Опираясь на ключевые слова, запишем предложение.
Парадоксально, что людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты.
или 
Парадоксально, но людям нужны не только рациональные цели, но и не- рациональные мечты.


2 абзац. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно просчитать, чтобы этого достичь.

Комментарий: в данном абзаце говорится о том, что цель конкретна, измеряема, достижима.


Подчеркнём ключевые слова:
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. (Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла). + В любом случае можно просчитать, чтобы этого достичь.


Наиболее важным из трёх предложений является первое. Во втором приведён пример, поэтому можно использовать
приёмисключения предложения, так как эта информация второстепенна.
Третье предложение поясняет первое, поэтому можно использовать 
приём слияния. Образуем сложноподчиненное предложение:
Цель всегда конкретна, достижима и измеряема, потому что можно заранее продумать, как её достичь.
Или 
Цель всегда конкретна, достижима и измеряема. Всегда можно заранее продумать действия, чтобы ее достичь.
Или 
Цель всегда конкретна, достижима и измеряема. Всегда можно заранее продумать, что нужно сделать, чтобы ее достичь.


3 абзац. А вот мечта - это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным - с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верит в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.
 
Комментарий: В данном абзаце говорится о том, что мечта - это что-то волшебное, связанное с добрым и прекрасным. В мечту люди верят, потому что надеются на лучшее.


Выделим ключевые слова:
А вот 
мечта - это совсем другое дело.+ Это что-то волшебное. +Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным - с тем, что принято называть нравственным идеалом. <Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро отзла. > <В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верит в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо. >


Основным приёмом, который желательно использовать в данном абзаце, будет 
приём слияния: образуем одно предложение из трёх, т.к. в них говорится об одном и том же предмете речи.
Мечта - это что-то волшебное, всегда связанное с добрым и прекрасным.
Или
Мечта - это что-то волшебное, всегда связанное с нравственным идеалом.
Или
Мечта - это нечто волшебное, всегда связанное с добрым и прекрасным, то есть нравственным идеалом. 

В четвёртом предложении передаём содержание, опираясь на ключевые слова:
Не способны мечтать те, кто не отличает добро от зла.
В пятом предложении 
исключаем повтор слова, заменяем части сложносочиненного предложения простым, сохраняем придаточное предложение:
В мечту люди просто верят, потому что надеются на лучшее.
Или
А кто верит в мечту, надеется, что всё будет хорошо.

Тип урока: изучение нового материала

Основной метод обучения: метод эвристической беседы

Цели урока:

Обучающие:

  1. продолжить изучение творчества А.С. Пушкина;
  2. расширить представление обучающихся о понятии дуэли, как явлении 19 века;
  3. обучить анализу художественного произведения.

Развивающие:

  1. развивать умение обучающихся анализировать художественный текст и строить монологические аргументированные высказывания по теме;
  2. развивать творческие способности обучающихся;
  3. развивать навыки работы с тестовыми заданиями и работе с компьютерной программой Power Paint.

Воспитательные:

  1. способствовать формированию нравственных качеств у обучающихся;
  2. способствовать эстетическому воспитанию на примере произведений разных родов искусства;
  3. формировать положительное отношение к знаниям.

Оборудование урока:

  1. Текст повести “Выстрел”А.С. Пушкина.
  2. Композиция П.И. Чайковского “Осенняя песня”из цикла “Времена года”
  3. Компьютерная презентация по теме “Дуэль в повести А.С. Пушкина “Выстрел”.
  4. Портрет А.С. Пушкина.
  5. Тестовые задания для каждого ученика.
  6. Пистолет.

1. Организационный момент.

Приветствие учителем класса, проверка готовности к уроку, осмотр рабочих мест, проверка отсутствующих.

2. Психологический настрой обучающихся.

Учитель: В моей руке пистолет. Всем известное оружие. Оружие – холодное. Но именно с помощью него решались многие острые, пылающие в сердце человека проблемы на протяжении нескольких веков. Холодное оружие и горячее сердце. Пожалуй, вот одно из основных правил дуэли, о которой мы сегодня и поговорим. Итак, тема нашего урока “Роль дуэли в сюжете повести А.С.Пушкина “Выстрел”

3. Знакомство с целями и задачами урока.

Учитель: Цель нашего урока сегодня – изучение повести А.С.Пушкина “Выстрел”из цикла “Повести Белкина”. Мы посмотрим, как одна дуэль могла изменить жизнь человека, а иногда и нескольких людей. Для достижения поставленной цели некоторые из вас получили индивидуальные задания, кто творческие, кто исследовательские, мы с вами проанализируем текст повести и в конце урока поработаем с тестовыми заданиями, из которых будет видно, что вы усвоили на уроке.

4. Подготовка к изучению новой темы.

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас при слове “дуэль”?

На доске делаются опорные записи.

Доска.

Борьба

Битва

Дуэль.

Соперники

Смерть

Окно для презентации.

Портрет Пушкина А.С.

5. Изучение нового материала.

5.1 Учитель: Как мы услышали, вы кое-что знаете о дуэли. Но для того чтобы рассмотреть явление дуэли в конкретном литературном произведении, необходимо понять, что такое дуэль, и почему она была так популярна на протяжении нескольких веков среди людей разного возраста, разных национальностей? Какие правила существовали на дуэлях? Для этого несколько учеников подготовили для нас доклад на тему “10 фактов о дуэли”.

(доклад на тему “10 фактов о дуэли”)

Учитель: Итак, дуэль, как мы услышали,была очень необычным явлением. Эта тема коснулась не только творчества А.С. Пушкина, но и его жизни, так трагично оборвавшейся в самом расцвете.

Сегодня мы посмотрим на примере повести “Выстрел”, как дуэль может изменить судьбу, характер человека. Но перед тем, как мы начнем анализировать текст повести, давайте узнаем как она появилась в творчестве Пушкина для этого послушаем доклад на тему “История создания Повестей Белкина”

( доклад на тему “История создания “Повестей Белкина”звучит под музыку Чайковского “Осенняя песня”из цикла “Времена года”.)

5.2. Работа по содержанию и анализу повести.

Учитель: Пушкин был автором не только лирических, но и прозаических произведений. Один из исследователей творчества Пушкина говорил о его прозаических произведениях: “Проза Пушкина экзотична и легка, как его собственные рисунки пером, которые он любил за их воздушность и выразительность”.

Давайте же окунемся в этот интереснейший мир Пушкинской прозы.

- Какое событие лежит в основе повести?

Ученик: Дуэль Сильвио и графа.

- Кто является главными действующими лицами повести?

Ученик: Сильвио, граф и рассказчик.

- От чьего имени ведется повествование?

Ученик: От лица рассказчика, который служил в части, где жил Сильвио, о через несколько лет жил в деревне рядом с графом.

- Для чего вводится образ рассказчика?

Ученик: Для того, чтобы со стороны показать то, что произошло между Сильвио и графом. Также он служит связующим звеном в композиционном построении повести.

- Как относятся к Сильвио в Гусарском полку? (найти по тексту)

Ученик: Он имел сильное влияние на молодых офицеров.

- После какого эпизода Сильвио теряет свой авторитет в полку? (найти по тексту)

Ученик: После того как он не вызвал на дуэль своего обидчика.

- А почему Сильвио отказался от дуэли? (Найти по тексту)

Ученик: Потому что он не имел права подвергать свою жизнь опасности, так как не отомстил своему врагу.

- Найдите в тексте эпизод, описывающий первую дуэль Сильвио и перескажите его.

(Ученик пересказывает эпизод первой дуэли графа с Сильвио).

- Почему Сильвио не выстрелил соперника?

Ученик: Потому что соперник был очень спокоен, что задевало Сильвио. И тот оставляет за собой право выстрела.

- Кто рассказывает, чем закончилась вторая дуэль Сильвио и графа?

Ученик: граф.

- Мальчики подготовили для нас инсценировку второй дуэли. Давайте посмотрим.

(Трое учеников показывают инсценировку второй дуэли)

- Я просила вас подготовить дома вопросы для интервью, которое можно было бы взять у участников этой дуэли и сегодня у вас есть такая возможность.

Возможные вопросы:

- Почему Сильвио не выстрелил и в этот раз?

- Почему в этот раз граф был взволнован?

- Повлияло ли на поведение Сильвио присутствие жены графа?

Учитель: Молодцы, ребята! Я думаю, что и актеры и журналисты немного устали, поэтому предлагаю немного отвлечься и расслабиться.

- Как нам уже известно на дуэлях чаще всего стреляли из пистолетов, ну а на балах девушки и юноши учились стрелять глазками. Вот и мы сейчас потренируемся в этом нелегком искусстве.

- Откройте широко глазки. Необходимо настроить прицел. Для этого поводите глазками по кругу слева направо. Теперь закройте глазки, расслабьтесь. Открывая глаза, стреляем в правый верхний угол. Закрываем глаза. Открывая, стреляем в левый верхний угол. Закройте. Теперь открываем и стреляем по очереди сначала в соседа слева, а теперь справа. Теперь закрываем и расслабляемся. Я считаю до трех, открываем глаза и продолжаем урок.

- Теперь давайте обратимся к композиции повести. Для начала вспомним, что такое композиция?

Ученики отвечают.

- Правильно. Композиция - это последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.

- Итак, из скольких глав состоит повесть?

Ученик: Из двух.

- А на сколько смысловых частей можно разделить повесть?

Ученик: На четыре.

- Давайте попробуем их озаглавить

Ученики: 1 глава: Рассказ офицера о Сильвио и рассказ Сильвио о первой дуэли.

2 глава: Рассказ офицера о графе и рассказ графа о второй дуэли.

- Какой можно сделать вывод о композиции данной повести?

Ученик: Такое построение позволяет расширить временные и пространственные границы действия и создать неослабевающее сюжетное напряжение.

- Теперь проанализируем эпиграфы к данному произведению. Как вы заметили, их два. Для начала вспомним из курса русского языка, что такое эпиграф?

Ученик: Эпиграф – это короткий текст или цитата перед текстом, выражающий основную идею, настроение всего сочинения.

- Посмотрите на доску:

- Как вы думаете, для чего Пушкин взял два эпиграфа к повести?

Ученик: Они относятся к разным частям текста. Первый к первой главе. Второй ко второй.

- Кто же по-вашему является победителем во второй дуэли?

Ученик: Сильвио, так как он одержал нравственную победу. А теперь давайте ответим на главный вопрос нашего урока- Как дуэль могла повлиять на жизнь человека?

Ученик: Дуэль в те времена была делом чести, а потому могла полностью изменить жизнь человека, стать основой жизни, и главное после этого было остаться нравственным и гуманным человеком.

6. Закрепление материала

Теперь я предлагаю Вам ответить на вопросы теста по теме урока. Вам даны листочки с пятью вопросами. При ответе на все вопросы вы получаете – 5. на четыре – 4 и т.д.

На работу с тестом дается 3 минуты, затем листочки собираются для оценивания

7. Подведение итогов урока.

- Ребята, вы сегодня хорошо работали. Давай подведем итоги нашей работы.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что вам понравилось?

- Что не понравилось?

Учитель выставляет оценки за урок. Оценивая при этом не только правильность ответов, но и самостоятельность, и оригинальность мышления.

Учитель задает домашнее задание.

- Следующий наш урок будет посвящен образу Сильвио в повести “Выстрел”, поэтому я предлагаю Вам выполнить следующие задания на выбор:

1. Нарисовать портрет Сильвио.

2. Выписать портретную характеристику Сильвио.

3. Найти, что обозначает имя Сильвио?

(Записано на доске)

Тест по повести “Выстрел”А.С.Пушкина.

1.Повесть “Выстрел”

А) начинает цикл “Повести Белкина”

Б) находится в середине цикла.

В) завершает цикл “Повести Белкина”.

2.“Ему было около тридцати пяти лет…к тому же его обыкновенная угрюмость и злой язык…какая-то таинственность.”Это описание:

А) графа;

Б) рассказчика;

В) Сильвио.

3.Композиция - это:

А) перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычайная последовательность слов в предложении.

Б) последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.

В) короткий текст или цитата перед текстом, выражающий основную идею, настроение всего сочинения.

4. Сильвио не выстрелил во второй раз в графа:

А) потому что испугался;

Б) потому что увидел смятение и робость графа;

В) потому что пожалел жену графа.

5.Слово дуэль происходит от слова

А) война;

Б) битва

В) два.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку для 9 класса "Секреты орфографии"

Программа, аннотация, пояснительная записка, учебно-тематический план к элективному курсу по русскому языку для учащихся 9 класса. Автор: Дунаевская И.А. Курс рассчитан на 34 часа....

Авторская программа элективного курса для 6-го класса "Секреты орфографии"

Программа спецкурса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку базового уровня  в соответствии с программами по русском...

Рабочая программа предметного курса по русскому языку «Секреты орфографии»,8 класс

Базовый курс «Русского языка» в 8 классе дополнен в учебном плане школы вариативным  предметным курсом «Секреты орфографии», цель которого – расширить возможности личностного развития учащихся в ...

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Секреты орфографии"

Данный факультатив позволит учащимся восполнить пропущенный или забытый материал. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизи...

Рабочая программа факультативного курса "Секреты орфографии"

Данный факультатив позволит обучающимся не только восполнить пропущенный материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка....

Факультативный курс "Секреты орфографии".

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для учеников 7 класса "Секреты орфографии"....