Изложение "Михайловские рощи"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОКУ СОШ с. Рятамак МР Ермекеевский район РБ
Конспект урока развития речи по русскому языку на тему:
«Изложение «Михайловские рощи»
Мурзакова Е.В.
2011-2012 год
Тема: Изложение «Михайловские рощи»
Класс: 9
Цели:
- Образовательная: закрепить умение передавать содержание текста;
- Развивающая: развить письменную речь учащихся; развить умения составлять план текста;
- Воспитательная: воспитать интерес к творчеству А.С. Пушкина.
Средства обучения: Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. 9 класс / Авт.-сост. О.М. Александрова, И.В. Корнута. – М.: Дрофа, 2004.
Портреты пушкинской эпохи. Картины с изображением Михайловского.
Школьная доска.
Тип урока: Урок развития речи.
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение о цели урока.
- Чтение текста учителем.
- Словарная работа.
- Составление плана текста.
- Пересказ текста по плану учеником.
- Чтение текста учителем второй раз.
- Запись чернового варианта изложения.
- Запись текста изложения в тетрадь.
- Сбор тетрадей.
- Подведение итогов урока.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Дежурный, кто сегодня отсутствует.
Ученик: Сегодня в классе все.
- Сообщение о цели урока.
Учитель: Ребята, сегодня мы будем писать изложение. Этой работой мы будем развивать письменную речь, закрепим умения передавать содержание текста. Поэтому откройте тетради, запишите число и название изложения «Михайловские рощи».
- Чтение текста учителем.
Учитель: «Михайловские рощи»
Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега съехала в вековой лес. В траве, на обочине дороги, что-то белело. Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись чёрной краской. Я отвёл мокрые стебельки и прочёл почти забытые слова: «В разные годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я».
— Что это? — спросил я возницу.
Он улыбнулся.
— Михайловское. Отсюда начинается Земля Александра Сергеевича. Тут всюду такие знаки поставлены.
Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах под Соротью, на песчаных косогорах, на дороге из Михайловского в Тригорское, на берегах озёр — всюду звучали из травы, из вереска, из сухой земляники простые пушкинские строфы. Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой лирической силой, как Михайловское.
В высокой липовой аллее, где Пушкин встретился с Анной Керн, на скамейке часто сидела с книгой в руках маленькая весёлая старушка. Это была внучка Анны Керн. Старушка рассказала мне, посмеиваясь над собой, что вот прижилась в этих пушкинских местах, как кошка, и никак не может уехать в Ленинград. А уезжать давно пора.
В нескольких километрах от Михайловского на высоком бугре стоит Святогорский монастырь. Под стеной его похоронен Пушкин.
К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма, к стенам собора. Под этими стенами, над крутым обрывом, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина. Короткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин», безлюдье, стук телег внизу, под косогором, и облака, задумавшиеся в невысоком небе. Здесь конец блистательной, взволнованной и гениальной жизни. Здесь могила, известная всему человечеству. И здесь, на этой простой могиле, становится особенно ясно, что Пушкин был первым у нас народным поэтом.
С его могильного холма видны тёмные леса Михайловского и далёкие грозы, что ходят хороводов над светлой Соротью, над Савкиным, над Тригорским, над скромными и необъятными полями, несущими его обновлённой милой земле покой и богатство.
(По К. Паустовскому. Михайловские рощи.) (320 слов.)
- Словарная работа.
Учитель: Какие непонятные слова встретились вам в тексте. Давайте объясним их.
Вьюнок — вьющееся растение (трава или кустарник) с бело-розовыми цветками.
Сень (стар,; ж. р.) — защита, покровительство.
Возница (м. р.) — тот, кто правит лошадьми в упряжке, кучер.
Вереск (м. р.) — низкий вечнозелёный кустарник с мелкими листьями и лилово-розовыми цветками.
- Составление плана текста.
Учитель: Составим план текста. (Учащиеся совместно с учителем составляют план). Прочитайте.
Ученик: План.
- Дощечка, заросшая вьюнком.
- Всюду звучали пушкинские строфы.
- В липовой аллее часто сидела внучка Анны Керн.
- Могила, известная всему человечеству.
- С могильного холма видны темные леса Михайловского и далекие грозы.
- Пересказ текста учеником.
Учитель: Пользуясь планом перескажите текст.
Ученик: Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега съехала в лес. В траве, на обочине дороги, что-то белело. Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись черной краской. Я отвел мокрые стебельки вьюнка и увидел почти забытые слова: «В разные годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я»
- Что это? – спросил я.
- Михайловское. Отсюда начинается Земля Александра Сергеевича. Тут всюду такие знаки поставлены.
Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах под Соротью, на песчаных косогорах, на дороге из Михайловского в Тригорское, на берегах озёр — всюду звучали из травы, из вереска, из сухой земляники простые пушкинские строфы. Я видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой лирической силой, как Михайловское.
В липовой аллее, где Пушкин встретился с Анной Керн, на скамейке часто сидела с книгой в руках весёлая старушка. Это была внучка Анны Керн. Старушка рассказала мне, что вот прижилась в этих пушкинских местах, как кошка, и никак не может уехать в Ленинград. А уезжать давно пора.
В нескольких километрах от Михайловского на высоком бугре стоит Святогорский монастырь. Под стеной его похоронен Пушкин.
К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма, к стенам собора. Под этими стенами, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина. Короткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин», безлюдье, стук телег внизу, под косогором, и облака, задумавшиеся в невысоком небе. Здесь конец блистательной, взволнованной и гениальной жизни. Здесь могила, известная всему человечеству. И здесь, на этой простой могиле, становится особенно ясно, что Пушкин был первым у нас народным поэтом.
С его могильного холма видны тёмные леса Михайловского и далёкие грозы, что ходят хороводов над светлой Соротью, над Савкиным, над Тригорским, над скромными и необъятными полями, несущими его обновлённой милой земле покой и богатство.
- Чтение текста учителем второй раз.
Учитель читает текст второй раз.
- Запись чернового варианта изложения.
Ученики пишут черновой вариант изложения.
- Запись текста изложения в тетрадь.
Ученики переписывают изложение с черновика в тетрадь.
- Сбор тетрадей.
Ученики собирают тетради с изложением.
- Подведение итогов урока.
Учитель: Сегодня мы писали изложение. Что было сложного в этой работе?
Ученик: Сложности были в передаче содержания текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рощи да леса - всему краю краса (урок-игра).
Урок-игра по географии и экологии в рамках недели географии в школе....
Презентация к уроку развития речи в 5 классе. Работа по картине А.И.Куинджи "Березовая роща"
Презентация составлена по упражнению учебника С.И.Львовой. Данный материал можно использовать при подготовке к сочинению-описанию картины приработе по другим учебникам в 5-6 классах....
презентация к уроку русского языка "Написание сочинения по картине И.И. Шишкина "Корабельная роща"
Данная презентация может помочь при проведении урока развития речи по русскому языку в 5 классе по картине И.И. Шишкина "Корабельная роща"...
Урок литературы в 12 классе по теме "Анализ стихотворения С.Есенина"Отговорила роща золотая "в слабослышащем классе
Урок литературы в классе для слабослышащих детей...
"Спасение рощи - в наших руках"
Проект "Спасение рощи в наших руках" посвящен экологическим проблемам Беспятовской рощи Зарайского муниципально района...
Урок чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»
Конспект урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»...
Заочное путешествие "Там, где шумят Михайловские рощи".
Выполнила учитель русского языка и литературыИванова Марина ВасильевнаМАОУ СОШ №24 г.Тамбов (из цикла «Литерату...