Кластеры по орфографии и лексике
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Работа с кластерами по орфографии- удобная форма для запоминания правила, отработке навыков грамотного письма. Составленные кластеры помогут быстро запомнить некоторые трудности в правописании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klastery_orfografiya_leksika.docx | 32.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание сложных прилагательных
Пишутся слитно:
Прилагательные, у которых одна из частей отдельно не употребляется | быстротечный |
Прилагательные, которые образованы от сложных существительных, пишущихся слитно | водовозный (водовоз) |
Прилагательные, у которых первая часть - числительное | пятистопный |
Прилагательные, у которых первая часть – наречие на о или е | скороспелый |
Прилагательные, которые образованы из сочетаний слов с подчинительной связью | краснолицый станкостроительный близстоящий |
Исключения великосветский, великорусский |
|
Пишутся через дефис:
Прилагательные, образованные из сочинительных словосочетаний | русско-немецкий афро-американский |
Прилагательные, обозначающие сочетания цветов или оттенки цвета, качества, признака | ярко-красный |
Прилагательные, начинающиеся со слов юго-, северо-, южно-, северно-, западно-, восточно- | юго-западный |
Прилагательные, которые образованы от существительных, пишущихся через дефис | пол-литровый (пол-литра) |
Прилагательные, образованные из сочетаний имени и отчества, имени и фамилии, двух фамилий | конан-дойлевский |
Прилагательные, у которых основа первой части оканчивается на –ико ИСКЛЮЧЕНИЯ: великосветский, великорусский | физико-математический |
Прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки | научно-популярный |
Правописание -Н-, -НН- в прилагательных
Пишется -НН-:
Если основа слова заканчивается на -Н- (Н + суффикс Н = НН) | тумаН + Н = тумаННый картиНа + Н = картиННый |
Если прилагательное образовано от существительного на -мя | пламя – пламеННый |
Если слово образовано при помощи суффиксов -онн-, -енн- Исключение: ветреНый | солома + енн = соломеННый станция + онн = станциоННый |
В трех словах, являющихся исключением: | оловяННый, деревяННый, стекляННый |
В отглагольных прилагательных, оканчивающихся на -ОВАННЫЙ, -ЕВАННЫЙ Исключения: коваНый, жёваНый. НО! КоваННый (чем?) медью сундук, разжёваННый (соверш.вид) | рисОВАННЫЙ, |
В некоторых отглагольных прилагательных с приставкой не-, а также образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида (их надо запомнить): | видеННый, даННый, желаННый, жемаННый, медлеННый, невидаННый, негадаННый, чваННый, чекаННый, неждаННый, неслыхаННый, нечаяННый, свящеННый, обещаННый, отчаяННый, лишёННый, свящеННый, считаННые |
ПРИМЕЧАНИЕ: Приставка не- на написание -Н- или -НН-, как правило, не влияет: в прилагательном с не- пишется столько же Н, сколько и в прилагательном без не-: кошеНый – некошеНый
досмотреННый – недосмотреННый. Но у этого правила есть исключения (см.выше).
Пишется -Н-:
Если слово образовано бессуффиксным способом | юНый, пряНый |
В относительных прилагательных, образованных при помощи суффиксов -ан-, -ян- | кожа + ан = кожаНый шерсть + ян = шерстяНой |
В притяжательных прилагательных, образованных при помощи суффикса -ин- | лебедь + ин = лебедиНый орёл + ин = орлиНый |
В отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида без приставки и без пояснительного слова. Исключения: делаННый, желаННый, жемаННый, медлеННый, свящеННый, чваННый и др (см.выше). | печеНый (печь) |
В исключении ветреНый НО! безветреННый | ветреНый (НО! безветреННый) |
В прилагательном масляный, т.е. «состоящий из масла», «сделанный на масле», «работающий на масле» | |
В исключениях: | коваНый, жёваНый |
ЗАПОМНИТЬ: | воронёНый конь гостиНая комната гостиНица, незваный гость назваНый брат (НО! назваННый Петей) непрошеНый гость придаНое невесты смышлёНый юноша посажёНый отец (НО! посажеННый в грядку) |
-Н- и -НН- в кратких прилагательных.
В кратком прилагательном пишется столько Н, сколько в полной форме прилагательного, от которого оно образовано:
| Утро пасмурное – утро пасмурно. Речь длинная – речь длинна. Современный язык – она современна.
|
-Н- и –НН- в сложных прилагательных.
Пишется -Н-:
В сложном прилагательном, образованном повторением прилагательного с -Н- и приставкой пере-: | глажеНый-переглажеНый стираНый-перестираНый штопаНый-перештопаНый |
В сложных прилагательных, образованных из сочетания наречия и отглагольного прилагательного: | гладкокрашеНый |
Пишется -НН-:
В сложных прилагательных, образованных из сочетания наречия и отглагольного прилагательного с приставкой: | гладкопокрашеННый |
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные
Качественные | Относительные | Притяжательные |
- Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. - Сочетаются с наречиями очень, необыкновенно, чрезвычайно, недостаточно, слишком. - Отвечают на вопрос какой? - Могут иметь краткую форму и степень сравнения. | - Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени. - Могут обозначать достоинство предмета (золотой, песочный, деревянный), близость предмета к чему-либо (пришкольный, прибрежный). - Отвечают на вопрос какой? -Не имеют краткой формы и степени сравнения. | - Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному. - Отвечают на вопрос чей? |
Добрый – очень добрый – слишком добрый – добрее – добрейший – добр | Каменный, стеклянный, кожаный, приозёрный. | Лисий (хвост), |
Различия качественных и относительных прилагательных:
Качественные прилагательные
| Относительные прилагательные |
Имеют степень сравнения:добрее, самый добрый | Не обладают ни одним из признаков качественных прилагательных (то есть не имеют степень сравнения, краткую форму, синонимов, антонимов и т.д) |
Имеют краткую форму:добр, молод, хорош | |
Могут сочетаться с наречиями «очень», «необыкновенно», «чрезвычайно», «недостаточно», «слишком»:очень добрый – необыкновенно добрый – чрезвычайно добрый – слишком добрый | |
Образуют путем повтора сложные прилагательные:добрый-добрый, белый-белый | Указывают на отношение одного предмета к другому: медный таз – таз из меди |
Могут образовывать прилагательные с приставкой НЕ:недобрый (взгляд), недорогой (товар) | |
К ним можно подобрать антонимы:добрый – злой, хороший – плохой | |
К ним можно подобрать синонимы:смутный – неясный - расплывчатый | |
Образуют прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами:белый – беленький – беловатый | |
Образуют наречия на -о, -е:активный – активно, искренний – искренне |
Переход прилагательных из одного разряда в другой
Относительные прилагательные могут переходить в качественные | Стеклянная посуда – стеклянное чувство (хрупкое чувство) |
Притяжательные прилагательные могут переходить в качественные | Лисий хвост – лисья натура (хитрый) |
Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных | Заячья нора – заячья шуба (шуба из зайца) |
Правописание НЕ с прилагательными
Пишется слитно:
Если слово не употребляется без НЕ | ненасытный, неуклюжий, ненастный, нелепый |
Если можно подобрать синоним без НЕ | Небольшая речка, т.е. маленькая Неинтересный концерт, т.е. скучный Невысокий домик, т.е. низкий |
Если прилагательное употребляется с наречиями меры и степени: абсолютно, совершенно, крайне, очень, в высшей степени, почти | Абсолютно неинтересный концерт. Совершенно неважный документ |
Наличие зависимого слова не влияет на правописание НЕ с прилагательными | Неизвестный мне автор. Непонятное для меня правило |
Пишется раздельно:
Если есть или подразумевается противопоставление | Речка не глубокая, а мелкая. Концерт не интересный, а скучный. Домик не высокий, а низкий |
Если отрицание усиливается отрицательными местоимениями или частицами | Никому, ничем, нисколько НЕ известный автор. Ни на кого НЕ похожий ученик |
Со сравнительной степенью прилагательных | Не хуже и не лучше других. Не более и не менее |
Запомнить: | Не рад, не должен, не способен, не обязан, не готов, не нужен, не согласен, не намерен, не прав, не похож, не горазд |
Эти же правила в обоих случаях действуют при написании НЕ с краткими прилагательными:
речка неглубока
речка абсолютно неглубока
речка отнюдь не глубока
речка ничуть не глубока
речка не глубока, а мелка
Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы
Омонимы | Паронимы | Синонимы | Антонимы |
Слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию | Слова, разные по значению, но близкие по звучанию | Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию | Слова, противоположные по значению |
кран (подъемный) кран (водопроводный) | дипломат – дипломант вдохнуть – вздохнуть искусный – искусственный | солнце – светило смелый – храбрый всесильный - всемогущий | хороший – плохой день – ночь верх – низ |
Разновидности омонимии.
Кроме лексических омонимов, которые всегда относятся к одной части речи, различают также омоформы, омофоны и омографы.
Омоформы | Омографы | Омофоны |
Слова, которые в одной или нескольких грамматических формах совпадают по написанию и звучанию | Слова, которые пишутся одинаково, но произносятся с разной постановкой ударения | Слова, которые пишутся по-разному, но произносятся одинаково |
лечу (совершаю полет) – пила (столярный инструмент) – | замОк – зАмок засЫпать – засыпАть мУка – мукА | пруд – прут лук – луг бочок – бачок
|
Слова категории состояния
Слово категории состояния — это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние живых существ, природы, окружающей среды и отвечает на вопросы как? каково? Целесообразно относить к словам категории состояния только такие слова, которые являются главным членом безличных предложений.
Разряды слов категории состояния по значению.
Душевное и интеллектуальное состояние человека | весело, грустно, понятно, характерно |
Физическое состояние человека и животных | больно, тяжело |
Состояние природы и окружающей среды | жарко, морозно |
Временные отношения | долго, поздно |
Возможность, необходимость, оценку действия | можно, нельзя |
Разряды слов категории состояния по происхождению:
Слова, образованные от прилагательных и наречий с суффиксом -о (90%) | хорошо, плохо, грустно, весело, приятно |
Слова, образованные от существительных
| лень, грех, охота Мне лень идти в магазин. Этим грех не воспользоваться. |
Слова, которые не находят соответствий в других частях речи | надо, можно, нельзя, нет, жаль |
Особенности слов состояния:
Общее грамматическое значение слов категории состояния – состояние |
Морфемный признак: как правило, имеют суффикс –о |
Синтаксическая роль: являются сказуемым в односоставном безличном предложении: |
Морфологический признак: не склоняются и не спрягаются |
По своим морфологическим признакам сближаются с наречиями: Ему грустно (слово категории состояния) — Старик грустно улыбнулся (наречие) |
Слова категории состояния на -о, образованные от качественных прилагательных, могут образовывать формы степеней сравнения: |
Сходство слов состояния с наречиями:
Слова состояния, как и наречия, не имеют рода, числа, падежа, склонения – то есть не изменяются |
Как и наречия, могут иметь сравнительную степень: |
Различия между словами состояния и наречиями:
Наречие | Слово категории состояния |
Зависит от глагола. | Независимое слово. |
Обозначает признак действия | Обозначает состояние природы или живых существ |
Задается вопрос обстоятельства. | Задается вопрос краткого прилагательного. |
В предложении является обстоятельством.
| В предложении является сказуемым. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение лексики, орфографии и пунктуации на материале пословиц и поговорок
Дидактический материал, созданный на матариале пословиц и поговорок для разных видов работы на уроках по изучению лексики, орфографии и пунктуации...
Презентации-пятиминутки "В мире слов" по разделам "Лексика", "Орфография", "Грамматика"
Цикл презентаций по занимательной грамматике. Можно использовать как занимательные пятиминутные вставки в урок для повышения интереса к русскому языку...
Обобщение опыта "Использование ролевой игры на уроках русского языка в 5-6 классах как средство формирования и развития интереса к предмету(на примере изучения разделов "Морфология", "Орфография" и "Лексика"
В данном опыте представлены ролевые игры, позволяющие формировать у обучающихся устойчивый интерес к предмету, навыки учебной деятельности , более прочные и глубокие знания; рассмотрены особенно...
Подготовка к ОГЭ. Русский язык. 9 класс. Опорный конспект по орфографии и лексике
Таблицы, помогающие вспомнить основные правила и понятия, которые использованы в тестах ОГЭ....
Рабочая программа курса по выбору по русскому языку "Трудные вопросы орфографии, пунктуации, лексики"
Элективный предмет может быть использован в качестве обобщающего учебного предмета по русскому языку для учащихся 11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (да...
Тест по теме: Орфография и лексика. Повторение изученного
Тест по теме: Орфография и лексика. Повторение изученного (5 класс)...
Конспект урока "Путешествие в страну дорожных знаков. (Тема: "Повторение изученного материала по орфографии, морфологии, лексике в начальной школе".)" для 5 класса
Цели урока:Повторить и закрепить полученные знания по орфографии, морфологии, лексике.Обогатить словарный запас учащихся.Формировать интерес к русскому языку....