"Отношение учащейся молодежи к нецензурной лексике (по данным анкетирования)" - исследование
статья по русскому языку (11 класс) по теме
О состоянии общества, о его культуре и нравственных ценностях свидетельствует языковая ситуация, т.е. соотношение разных форм языка в речи людей. Сквернословие стало печальным знаком нашей отечественной речи. В настоящее время к сквернословию проявляют интерес почти все. Почему это происходит?
В связи с этим мы тоже решили провести небольшое исследование. Студентам Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей была предложена анкета об использовании нецензурной лексики. В опросе приняло участие 50 человек в возрасте от 15 до 18 лет. Анкетирование показало, что ситуация с использованием сквернословия противоречивая. В данной статье я проанализировала данные анкетирования и сделала интересные выводы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Н. И. Бобрышева
учитель русского языка и литературы ВМК им. Ростроповичей
ОТНОШЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ
К НЕЦЕНЗУРНОЙ ЛЕКСИКЕ
(ПО ДАННЫМ АНКЕТИРОВАНИЯ)
О состоянии общества, о его культуре и нравственных ценностях свидетельствует языковая ситуация, т.е. соотношение разных форм языка в речи людей. Говорят ли они на литературном языке, на жаргоне, можно ли услышать диалекты, просторечия. На каком языке мы с вами говорим в период, который назвали периодом «межцивилизационного развития»? В переломные периоды в языке обычно меняется лексика, способ её употребления, общая манера выражения мысли.
«Исследователи языка отмечают две наиболее отрицательные тенденции в современной языковой ситуации в России: 1) резкое стилистическое снижение русской речи, её огрубление и вульгаризация, массовые отступления от русского литературного языка, резкое падение престижа русской речевой культуры 2) агрессивное воздействие со стороны американского варианта английского языка» (Стернин 2008: 10). На наш взгляд, есть и третья беда - грубость и сквернословие. В нашем общении они получили такое же распространение, как пьянство. В России с 90-х гг. сквернословие приобрело тотальный характер. Отмена цензуры, ложно понимаемая демократия, свобода слова сделали своё дело. Как пишет В.К. Харченко, «сквернословие охватило все регионы страны, все население, почти все ситуации речи» (Харченко 2008: 2). А. Солженицын с горечью пишет о стране, где каждый второй прошел академию ругани, где ругаются не только при посадке в загородный автобус, но и в задушевных беседах.» («В круге первом»).
Сквернословие стало печальным знаком нашей отечественной речи. Иностранные студенты усваивают первые русские слова, которые являются непечатными. В настоящее время к сквернословию проявляют интерес почти все. Защищают диссертации на эту тему, выпускают словари мата, студенты исследуют в своих курсовых работах язык Лимонова, С. Довлатова и т.д. Итак, сегодняшняя практика пользования родным языком вызывает тревогу. В связи с этим мы тоже решили провести небольшое исследование. Студентам Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей была предложена анкета об использовании нецензурной лексики. В опросе приняло участие 50 человек в возрасте от 15 до 18 лет. Анкетирование показало, что ситуация с использованием сквернословия противоречивая.
Анкета.
- Что такое нецензурная брань?
- Простое ругательство - 80%,
- слова из языческих молитв – 80%,
- обычные, ничего не значащие слова -0%,
- проклятия родным – 3%. свой вариант – 20%.
- Часто ли Вам приходится слышать нецензурные слова?
- Часто - 90%,
- нет – 6,6%,
- редко - 10%.
- нет ответа – 0%.
- Где Вы слышите ненормативную лексику?
- В местах отдыха – 46%,
- в общественном транспорте – 66%,
- в колледже – 23%,
- на работе – 6,6%,
- в семье – 0%,
- В других местах (общественные места, улица, везде) – 70%.
- Кто, на Ваш взгляд, чаще использует в своей речи ненормативную лексику?
- Мужчины – 70%,
- женщины – 80%,
- сверстники – 56,6%,
- люди старшего поколения – 0%,
- не знаю – 3,3%.
- Как часто Вы сами употребляете нецензурные слова?
- Иногда – 63%,
- никогда – 40%,
- часто – 6,6%.
- очень часто – 6,6%
- Как Вы относитесь к тем, кто употребляет ненормативную лексику?
- Отрицательно – 60%,
- положительно – 0%,
- равнодушно – 40%.
- В каких случаях Вы употребляете нецензурную лексику?
- В случае неудачи или в случае огорчения – 46,6%,
- в случае радости – 6,6%,
- для связки слов – 6,6%,
- в зависимости от ситуации 30%.
- Сможете ли Вы в разговорной речи обойтись без бранных слов?
- Смогу – 73%,
- уже обхожусь – 27%,
- никогда не смогу – 3,3%.
- Знаете ли вы о правовой ответственности за употребление ненормативной лексики?
- Да – 60%,
- нет – 53,3%.
- Как вы относитесь к тому, что ругаются в вашем присутствии посторонние люди?
- стараюсь не слушать– 33,3%,
- делаю замечания – 26,6%,
- возмущаюсь про себя– 23,3%,
- мне всё равно – 30%.
- Как вы относитесь к тому, что ругаются в вашем присутствии ваши друзья?
- Просите при Вас не выражаться – 70%,
- стараетесь не слушать– 13,3%,
- относитесь с безразличием – 26,6%,
- возмущаетесь про себя – 6,6%.
- Нужно ли бороться с использованием ненормативной лексики?
- Да – 80%,
- нет – 0%,
- затрудняюсь ответить – 26,6%.
- Каким образом нужно бороться с ненормативной лексикой?
- С помощью агитационных материалов – 10%,
- с помощью средств массовой информации – 30%,
- с помощью художественных произведений – 20%,
- с помощью административной ответственности – 50%,
- с помощью бесед и лекций – 3%,
- свой вариант– 13,3%.
- Что является для Вас примером речевой культуры?
- Родители – 40%,
- преподаватели – 60%,
- дикторы– 13,3%,
- другие варианты – 6,6%.
- Как Вы думаете, является ли использование в речи ненормативной лексики недостатком воспитания?
- Да – 63,3%,
- нет – 6,6%,
- это нечто другое (влияние общества, окружения; мода) – 40%.
Первый вопрос показал, что нецензурную брань приравнивают к простому ругательству (80% опрошенных). Молодые люди подтвердили, что они чаще слышат нецензурные слова в обществе (90%). Главным местом нецензурной брани оказался общественный транспорт (66,6%), на втором месте – зоны отдыха (46,6%). Если соотнести эти ответы на вопрос о местах употребления ненормативной лексики, то очевидно противоречие: общественный транспорт и места отдыха – не самые типичные.
По наблюдениям молодёжи, и мужчины, и женщины одинаково часто используют ненормативную лексику, а женщины даже чаще на 10%. Люди старшего поколения не используют слова ненормативной лексики. Анализируя свою речевую практику, 63% студентов ответили, что почти не употребляют слов из бранной лексики, а 40% - никогда. При этом 60% отрицательно относятся к тем, кто употребляет ненормативную лексику, а 40% - равнодушно. Это говорит о том, что у молодых людей на уровне знаний сформировалось представление о том, что ругаться плохо. Но в своей практике они никак не реализуют эти знания.
Почти половина из них признают, что ругаются в случае огорчения или неудачи, снятия стресса и 30% - в зависимости от ситуации. В общественных местах и местах отдыха ситуации – это чаще всего средство защиты своего статуса. Практика противоречит имеющимся представлениям о допустимости использования брани в случае критической ситуации (60%).
Студенты (60%) знают о правовой ответственности; 73% считают, что могут обойтись без бранных слов, 27% уже обходятся.
На вопрос, нужно ли бороться с использованием ненормативной лексики в речи, 80% учащихся ответило положительно, при этом только 26% заявили о своей активной позиции, а остальные признались в собственном равнодушии. Об этом говорит то, что подавляющее большинство опрошенных (30%) главную роль в этой борьбе отводят средствам массовой информации и административной ответственности (50%), 20% - художественным произведениям и только 3% - беседам и лекциям. В качестве речевой культуры называют родителей (40%) и преподавателей (60%). Вместе с тем, привычку к нецензурной брани 60% учащихся считают недостатком воспитания и 40% - влиянием общества.
Таким образом, мы видим, что молодые люди по-своему решают проблемы сквернословия. Они осознают, что это, теоретически осуждаемое обществом явление, в жизни не встречает достойного отпора, является активным пластом лексики.
Мало только на словах пропагандировать необходимость борьбы с нецензурной лексикой. Не стоит уповать на административную ответственность: остаётся много неясного и сложного в осуществлении Закона о русском языке. Надо начинать с себя и своей речевой практики. Мы согласны с мнением В.К. Харченко, что свою роль в борьбе со сквернословием должны сыграть женщины – они не должны допускать сквернословия в своем присутствии или в присутствии детей. Долг интеллигентных мужчин – не допускать в своем присутствии публичного сквернословия.
И, наконец, необходимо демонстрировать образцы культурной, интеллигентной речи.
Литература
Стернин И. А. Проблема сквернословия/ И.А.Стернин . – Воронеж: «Истоки», 2008. – 10 с.
Харченко В.К. Поведение: от реального к идеальному./ В.К. Харченко. - Белгород: 2008. – 2 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкетирование"Исследование уровня развития самоуправления в классе (5-9 классы)
Для родителей и классного руководителя....
"Нецензурная лексика" - презентация
Презентация к уроку по русскому языку о нецензурной лекике. В ней есть и материал тестирования учащихся, на основе которого была написана статья "Отношение учащейся молодежи к нецензурной лексик...
Памятка 2. Кредо в моих отношениях с молодежью
Рекомендации для родителей...
Результаты исследования отношения учащихся к проблеме сохранения здоровья
Результаты иследования и отношение учащихся к проблеме сохранения здоровья...
Нецензурная лексика: причины употребления и способы борьбы
Проблема употребления нецензурной лексики относится к проблемам экологии языка. Современные школьники являются носителями и хранителями будущего нашего языка. Экологическую катастрофу легче предотврат...
Борьба с нецензурной лексикой в общеобразовательной организации методом формирования чувств любви и уважения к Родине и родному языку
Для современного подростка мат – привычное дело, норма общения. Всё же мы живем в светском обществе, где есть этика, норма, рамки, правила поведения. Поэтому считаю, что употребление ненормативн...
Отношение учащихся к нецензурной лексике
материал может пригодиться учителю для проведения класных часов и любых мероприятий в борьбе с нецензурной лексикой...