Нравственное воспитание на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему
Статья содержит меодические рекомендации о том, как проводить нравственное воспитание на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozhushko_i.n._nravstvennoe_vospitanie_na_urokakh_russkoggo_yazyka_.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание на уроках русского языка
Кожушко И.Н.
«Есть много родов образования и развития,
и каждое из них важно само по себе,
но всех выше должно стоять
образование нравственное »,
В.Г.Белинский.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить ребенка от мира жестокости и грубости, познакомить школьника с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.
Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Урок – важнейшая организационная форма процесса познания мира учащихся. От того, как дети познают мир, какие убеждения формируются у них, зависит весь строй их духовной жизни.
Какие же уроки в большей степени развивают умение общаться, способствуют нравственной стабилизации личности, выработке нравственных идеалов, нравственной основы поведения? Конечно, уроки русского языка и литературы. Трудная, почти непосильная задача стоит перед учителем, призванным будить души людей и наполнять красотой и добром. Как помочь ребенку найти свое место и быть услышанным? Как научить различать добро и зло? Как научить быть внимательным к окружающим и любить свою родину? Изо дня в день учитель ставит перед собой эти вопросы и маленькими, аккуратными шажками продвигается к своей цели.
Если проблеме нравственного воспитания придавать серьезное значение и проводить регулярную работу, нацеленную на ее решение, то труд не будет напрасным.
Годы работы в школе меня привели к убежденности, что в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и в том, что они подчас не реализуются или реализуются не полностью, виноваты только мы – взрослые, - педагоги, родители, все, кто окружает ребенка. По моему мнению, именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному психологическому и социальному искажению личности. Поэтому в своей педагогической деятельности вопросы воспитания нравственных чувств и убеждений учащихся я всегда ставлю во главу угла.
Предмет «русский язык» школьник часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил, поэтому задача воспитания интереса к урокам русского языка очень важна и актуальна. В основе работы по воспитанию интереса к предмету уделяю постоянное внимание изобразительным возможностям русского языка, тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрыться лишь в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке, цель которой – пробудить интерес к слову. Так, раскрывая выразительные возможности фонетического строя русской речи, используются поэтические тексты, ибо поэзия – искусство звучащего слова. Дети с интересом наблюдают за глухими и свистящими звуками, которые ассоциируются с таинственными ночными шорохами, шуршанием в стихотворении К. Бальмонта:
Порою ночною в глубокой тиши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
Урок должен быть наполнен таким языковым материалом, который бы не оставил ученика равнодушным.
С целью формирования и развития нравственных основ поведения использую высказывания выдающихся людей, которые влияют на понимание нравственных ценностей в жизни:
Тот, кто делает добро другим, сам от этого вкушает радость. (Наваррская М.)
Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. (А.П.Чехов)
Источником нравственного опыта всегда служили пословицы, поговорки:
они отражают наиболее существенные стороны народного мышления, хозяйственного уклада и быта, морали и нравственности.
Лексика народных изречений отличается общедоступностью, неприхотливостью, ясностью, меткостью и - безобидностью. К тому же пословицы - превосходный тренировочный материал для разных видов лингвистического разбора. Главное достоинство - глубокое содержание, афористичность и чёткость:
Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
Будь милостив к младшим и слушайся старших.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Большой запас нравственных оценок заключён во фразеологических оборотах.
Важно не только показать различия между свободным словосочетанием и фразеологическим, но и помочь учащимся вникнуть в те нравственные нормы, к которым имеют отношение многие фразеологизмы ( держаться до последнего, душа нараспашку, жить бирюком, ждать у моря погоды и др.) Фразеологические обороты, передавая то или иное понятие, создавая образ, в то же время выражают отношение говорящего к предмету высказывания. Верно употребляя фразеологизмы, ученик, соответственно, учится и нравственным оценкам, и нормам этических отношений.
Огромную возможность для развития нравственных качеств учащихся дают уроки развития речи. На таких уроках представляется большая возможность побеседовать с учащимися, вовлечь их в спор, обсуждая нравственные проблемы. Опыт небольших творческих работ нужен детям. В них проявляется личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия. Темы могут быть разные : «О доброте», «Что значит быть милосердным?» и т.д.
При подборе текстов для проведения диктантов по русскому языку , стараюсь, чтобы они отражали не только проверку орфографии и пунктуации по какой-либо теме, но и были воспитывающими.
Обладая знаниями различных методик, можно научить детей грамотно писать, выразительно читать, но для того, чтобы стать Человеком, одного этого мало. Нужно вырастить в первую очередь ЧЕЛОВЕКА, а потом уже математика, юриста, строителя, потому что живёт он не просто среди людей, но и для людей, а это обязывает ко многому.
Литература
- Васильева З.И. Изучение личности школьника . - М.: Педагогика, 1991. – 254 с.
- Граник Г.Г. Когда книга учит. - М.: Педагогика, 1991.-23 с.
- Караковский В.А. Воспитай гражданина. - М.: Московский рабочий, 1987. – 78 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Одной из главных задач современной школы является нравственное воспитание учащихся. Сегодня нравственное вопитание предполагает системное формирование нравстенной культуры школьника. Это накопле...
Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся
Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения, но и воспитания. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой с...
Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Взгляд учителя русского языка и литературы на нравственное воспитание учащихся....
Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка в 6 классе «Обучение сжатию текста» (на материале сказки «Равнодушие» Н.Агафонова)
Духовно-нравственное воспитаниена уроке русского языка в 6 классе«Обучение сжатию текста»(на материале сказки «Равнодушие» Н.Агафонова)Подготовила: учитель русского языка и литературы Санаторно-...
100 карточек-заданий на тему "Нравственное воспитание на уроках русского языка"
Карточки-задания представляют собой дидактический материал, который можно использовать на уроках для индивидуальной работы. На тему нравственного воспитания подобраны тексты, высказывания известных лю...