Интегрированный урок литературы и психологии "Психологизм романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание""
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Федорова Харитина Андреевна

Итоговый урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Целью урока является формирование умения работы с текстом и его анализ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока26 КБ
Office presentation icon Презентация урока665.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Хангаласского улуса

План  интегрированного урока литературы и психологии на тему «Психологизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Учитель: Федорова Х.А.

Психолог: Драгун О.А.

Цель урока: знакомство с социально-психологическими аспектами романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Задачи урока:

  • Научить составлять психологический портрет литературных героев;
  • Проанализировать поступки героев в зависимости от их психологических особенностей.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя
  3. Работа с учениками: ролевая игра с элементами самостоятельной деятельности
  4. Работа с учебником (разбор эпизодов произведения)
  5.  Выступления учащихся
  6. Рефлексия
  7. Домашнее задание

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Хангаласского улуса

План  интегрированного урока литературы и психологии на тему «Психологизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Учитель: Федорова Х.А.

Психолог: Драгун О.А.

Цель урока: знакомство с социально-психологическими аспектами романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Задачи урока:

  • Научить составлять психологический портрет литературных героев;
  • Проанализировать поступки героев в зависимости от их психологических особенностей.

Ход урока

1. Организационный момент

  1. Вступительное слово учителя
  2. Работа с учениками: ролевая игра с элементами самостоятельной деятельности
  3. Работа с учебником (разбор эпизодов произведения)
  4.  Выступления учащихся
  5. Рефлексия
  6. Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок литературы и психологии Учитель: Федорова Х.А. Психолог: Драгун О.А.

Слайд 2

Тема: «Психологизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»» «То, что мы наблюдаем в человеке, его поступки, слова, желания, все, что о нем знают другие и он знает о себе, не исчерпывает полноты его существа; в нем есть еще сверх этого, и притом главное, чего никто не знает» В.В. Розанов

Слайд 3

Цель : знакомство с социально-психологическими аспектами романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Задачи : научить составлять психологический портрет литературных героев; проанализировать поступки героев в зависимости от их психологических особенностей.

Слайд 4

Психологические приемы, позволяющие проникнуть во внутренний мир человека Традиционные : Портрет Пейзаж Речь Новые приемы : Письма Дневники Сны

Слайд 5

Портрет – это… Описание внешности персонажа, играющее большую роль в его характеристике, одно из средств создания образа В литературном произведении портрет соответствует особенностям его содержания и формы, составляет одну из его художественных особенностей

Слайд 6

Портреты героев Стремясь к глубокому психологическому раскрытию характера персонажей, Достоевский подчиняет этой задаче и портретную характеристику героев. Автор дважды прибегает к портрету главных героев. Например Раскольникова автор описывает до преступления и после него. Портреты в романе одновременно схематичны и символичны, они молниеносно выхватывают главные детали. Кстати сказать, все любимые герои Достоевского похожи на детей.

Слайд 7

Психологический портрет Отображение во внешнем облике, мимике, жестах и поведении литературного героя его личностных свойств и качеств; Психологический портрет предполагает стремление автора через внешность героя раскрыть его внутренний мир, его характер.

Слайд 8

Родион Раскольников Красивый, высокий, стройный человек, студент, находящийся в бедственном положении Любящий сын и брат Добрый, сострадающий, Человек думающий, анализирующий (его идея, теория) Умный, ненавидит цинизм, неправду, сострадалец Самонадеянный Угрюм, мрачный, надменный, гордый, великодушный, добрый, сдержанный, неразговорчивый, высокомерный Противоречивый характер

Слайд 9

Соня Мармеладова Воплощение христианской морали (религиозна) Тихая, покорная девушка Воплощение кротости и сострадания Добрая, жизнестойкая Нравственна чиста

Слайд 10

Порфирий Петрович - совесть Раскольникова Язвительный Проницательный Умный Справедливый Добрый Понимающий

Слайд 11

Основа сюжета романа «Преступление и наказание»- психологическая история преступления и его нравственных последствий. Для зеркального отражения основной мысли романа Ф.М. Достоевский прибегает к методу составления психологических портретов героев, что помогает читателю более точно анализировать их поступки в зависимости от психологических особенностей .

Слайд 12

Домашнее задание Написать сочинение-письмо, обращенное к наиболее понравившемуся персонажу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам литературы по изучению романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация содержит иллюстративный материал к урокам по изучению романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"....

Открытый интегрированный урок литературы и изобразительного искусства по теме «За что наказан Демон?»

Нашей целью было расширить знания учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь им понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве....

Интегрированный урок литературы по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Интеграция с историей и искусством. Лучше проводить в профильном классе. Можно использовать при подготовке к уроку....

Интегрированный урок литературы и МХК на тему: «Петербург Достоевского» (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Краткая аннотация урока по технологии развития критического мышления на интегрированном уроке.    За основу взята работа П.Е. Решетникова « Нетрадиционная технологическая система подгот...

«Формирование смысложизненных ценностей обучающихся на уроках литературы (на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир» в 10 классе)»

Проблема личностного развития школьника является приоритетной всовременном европейском образовательном пространстве, так как от еёразрешения во многом зависит не только повышение качества обученияучащ...

Конспект урока литературы по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Урок с применением кейс-технологии. Это первый урок в системе уроков по роману "Преступление и наказание".Кейс № 1 (2 часа) Исследовательский кейс (Case-study method).   Учебные си...

Методическая разработка. Урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" по ФГОС

Тема урока "Петербург - фон или герой романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"? Приёмы создания образа города."Урок систематизации и обобщения знаний и умений.Призван сф...