Итоговая контрольная работа по русскому языку в 8 классе
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Гусева Татьяна Ивановна

В работе представлен материал для проверки знаний  по русскому языку за курс 8 класса. В первой части даны тестовые задания с выбором ответа, во второй части -  задания, ответы на которые должен сформулировать сам учащийся,  втретья часть- творческая работа небольшого объема. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_po_russkomu_yazyku_8_kl.docx35.48 КБ

Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 1

Часть1(А)

А1.   В каком слове звуков больше, чем букв?

  1. ёрш    2) гармонь   3) полечка      4) полёвка

А2.   Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква.

  1. пл..вец, р..стение, с..поги
  2. отп..чаток, соб..ру, подб..рать
  3. з..ря, р..внина, подр..внять челку
  4. д..лина, р..сток, р.,весник

A3.   В каком ряду пропущенные согласные не проверяются?

  1. коври..ка, про.ьба, сне..
  2. ука..ка, тро..ть, ни..ко
  3. моло..ьба, деревя..ка, стару..ка
  4. фу..бол, во..зал, пи..жак

А4.   Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква.

  1. п..еса, об..ективно, комп..ютер
  2. пр..мыкать, сверх..зысканный, с..грать
  3. пр..емник пр..зидента, пр..милостивый
  4. ра..говор, ра..каты, ра..граничить

А5.   В каком ряду на месте пропусков во всех словах  пишется одна и та же буква?

  1. уч..ный, ч..рточка, ч..кнуться
  2. крюч..к, ретуш..р, дириж..р
  3. овц..й, ш..мпол, ш..рстка
  4. мальч..нка, ч..порный, ж..р

А6.   В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишутся НН?

  1. варе..ый, сваре..ый, варе..ики
  2. сдела..ый, организова..ый, ране..ый
  3. свяще..ый, медле..о, ухоже..ый
  4. девушка воспита..а, воспита..а в лучших традициях, закруче..а

А7.   В каком ряду НЕ со всеми словами пишется раздельно?

  1. он (не)трус; (не)обычное явление, (не)добрый взгляд
  2. (не)глядя; не(был); совсем (не)много
  3. это (не) роскошь; (не)красивый поступок; (не)мог
  4. (не)справится; (не)хотел; (не)здоровится

А8.   В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква?

  1. горош..нка, диванч..к, пальт..цо
  2. убега..щий, заряжа..щий, кле..щий
  3. полос.нька, Сереж..нька, сверточ..к
  4. бесед..вать, проповед..вать, совет..вать

А9.   В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

  1. в землянк.., в комнат.., на площад..
  2. в сиянь.., в песн.., на отмел..
  3. на лошад.., на лошадк.., вдоль алле..
  4. на станци.., в плоскост.., во времен..

А10. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.

Сверкая на солнце(1) по реке пробегала легкая зыбь. Проснулся я на другой день очень рано и{2) не желая никого беспокоитъ(3) тихо спустился вниз. Каждую летнюю зарю(4) несмотря на слепоту(5) Герасим ходил в поля ловить перепелов.

  1. 1,2,3,4,5
  2. 1,2,3,4
  3. 1,2,5
  4. 3, 4

All. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.

Руки(1) к страшной моей досаде{2) сильно дрожали. Ты(3) сказывают(4) петь великий мастерище.

1)1,2,3,4                        2) 2, 3, 4                       3)3,4                           4)3,5

А12. Укажите предложение, в котором нужно поставить только две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Она не могла ни молчать ни говорить.
  2. Молнии не столько вспыхивали  сколько трепетали.
  1. Было грустно в весеннем воздухе и в потемневшем небе и в вагоне.
  2. В кабинете стояли красивые коричневые бархатные кресла.

ЧАСТЬ 2 (В)

Прочитайте текст и выполните задания В1-В8.

(1)        Полтора века отделяют нас от великого баснописца, но мы едва ли ощущаем это, так как речь современного культурного человека невозможно представить без афоризмов Ивана Андреевича Крылова. (2) Вот некоторые из них: «А Васька слушает да ест»; «Демьянова уха»; «Тришкин кафтан»; «Услужливый
дурак опаснее врага»; «Слона-то я и не приметил»; «А ларчик просто открывался».

(3) И.А. Крылов был современником В.А. Жуковского, А.С Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и многих других выдающихся людей своего времени. (4) Он прожил долгую жизнь, был признан современниками. (5) Уже при жизни вышло 12 изданий его басен.

  1. С1820 года Крылова стали переводить на иностранные языки.
  2. В предисловии к французскому изданию было сказано: «...ни один народ не имеет баснописца, который стоял бы выше Крылова в изобретении и оригинальности». (8) Но особенно стал он почитаем после смерти, когда его роль воспитателя нравов русского общества была многократно подчеркнута многими филологами и общественными деятелями России. (9) Исключительный успех Крылова был отмечен В.Г. Белинским.(10)Критик называл Крылова «народным поэтом» - этого высокого звания не удостаивался ни один русский писатель.

(11)        Народность творчества и демократизм взглядов связаны с происхождением писателя.(12) Он был сыном армейского офицера, а мать была простая неграмотная женщина.

(13) Во времена Крылова басня была модным жанром, басни сочиняли почти все тогдашние писатели. (14) Аллегорическая форма басни позволяла неоднозначно понимать ее смысл, давая  возможность, с одной стороны, обходить цензуру, с другой — предлагать многоплановую трактовку изображаемых явлений, что имело как положительную, так и отрицательную сторону. (15) Именно широта трактовки зачастую обеспечивала басням бессмертие, хотя давно забыт или известен только специалистам конкретный повод, послуживший к созданию басни. (16) Сама же басня жива и «работает» и спустя века.

(По Р. Кимягаровой)

В1.    К какому стилю и типу речи принадлежит этот текст?

  1. публицистический стиль, повествование
  2. художественный стиль, повествование
  3. разговорный стиль, размышление
  4. научный стиль, описание

При выполнении заданий В2, В4-В7 ответы запишите словами.

В2.    Назовите вид связи в словосочетании ПОЗВОЛЯЛА ПОНИМАТЬ (предложение 14).

В3.        Какая характеристика соответствует предложению 12?

  1. сложноподчиненное предложение
  2. простое предложение
  3. сложносочиненное предложение
  4. бессоюзное сложное предложение

В4. Среди предложений 8-12 найдите предложение с однородными подлежащими и напишите его номер.

В5. Назовите вид сказуемого в предложении 6.

В6. Среди предложений 3-6 найдите односоставное неопределенно-личное и напишите его номер.

В7. Из предложений 1, 2 выпишите возвратный(-ые) глагол(-ы).

В8.    В каком значении употреблено выражение НАРОДНЫЙ ПОЭТ (предложение 10)?

1) поэт, вышедший из народа

  1. поэт, пишущий о народе
  2. поэт, любимый народом
  3. поэт, пишущий доступным для народа языком

ЧАСТЬ 3 (С)

Напишите небольшое сочинение, в котором ответьте на вопрос: «Согласны ли вы с автором текста, что «басня жива... спустя века»? (объем сочинения 50-80 слов)

                                                        ВАРИАНТ 2

ЧАСТЬ 1 (А)

А1.   В каком слове все согласные звуки твердые?

  1. вечер  2)смех   3) север  4)ворона

А2.   В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. разр..дить   всходы,   разр..дить   ружье,   ветер обв..вал
  2. ум..лять о помощи, ум..лять значение, р..внина
  3. зал..зать рану, зал..зать в огород, посв..тил фонарем
  4. пол…скать белье, бахр..ма, подг..реть

A3.   Укажите слово с непроизносимой согласной.

  1. гиган(?)ский  2)чудес(?)ный 3)словес(?)ный   4)безглас(?)ный

А4.   В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. пр…мудрость, пр..рвать, пр..мчаться
  2. вз..мать, пр…ключение, пр..гнуть (ветку)
  3. с…мпровизировать, меж..нститутский, под..грать
  4. в..дернуть, бе..шабашный, ра..задорить

А5.   Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется одна и та же буква.

  1. ханж..й, ковш..м, юнош..й
  2. вожж..й, чащ..ба, ч..рточка
  3. крыж..венный, ж..кей, ч..кнуться
  4. барж..й, пропаж..й, лихач..м

А6.   В каком(-их) предложении(-ях) на месте пропуска пишется НН?

A. Мы ехали по немоще..ой дороге.

Б. Мы ехали по дороге, моще..ой булыжником.

B. Мы ехали по вымоще..ой дороге.
Г. Дорога не вымоще..а.

1) А,Г  2) Б, В  3)В,Г  4) Б, Г

А7.   В каком(-их) предложении(-ях) НЕ со словом пишется раздельно?

A. (Не)яркое, но теплое солнце осветило сад.
Б. Овощи (не)мыты.

B. В вазе лежали (не)мытые фрукты.

Г. На столе лежали еще (не)мытые фрукты.

1) Б,Г           2) Б, В    3) А                   4) В, Г

А8.   Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква.

  1. стульч..к, любимч..к, скитал..ц
  2. кусоч..к, вдоль дорож..к, постоял..ц
  3. привязч..вый, глянц..витый, чист..нькая
  4. милост..вый, грузч..к, мал..нький

А9.   В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. в следующ..м году, не ворот..шь, в смятень..
  2. внутренн..ю борьбу, дальн..ю дорогу, зимн..ю шапку
  3. в помещени.., (он) пожина..т, в прошлогодн..ю
  4. вышл..те книги, не захоч..шь, в племен..

А10. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые. (Запятые не расставлены.) Бабочки(1) привлеченные светом(2) кружили около фонаря.

Привлеченные светом (З) бабочки кружили около фонаря. Увлекшись книгой(4) я все читал и читал.

1) 1,2,3,4

2) 1, 2, 3     3)1,3         4) 2, 3, 4

All. Укаите, на месте каких цифр должны стоять запятые. Очевидно (1) мы останемся дома. Это все (2) очевидно. Сияй, сияй (3) прощальный свет любви.

1)1,2      2) 1, 2, 3      3) 1,3          4)2

А12. Укажите, на месте  каких цифр в предложениях должны стоять запятые.

Все окна(1) как в комнатах(2) так и в залах открыты настежь.

Это был странник (З) или охотник. Гладиолусы(4) и ирисы(5) и сирень(6) и жасмин росли в бабушкином саду.

  1. 1,2,3,5,6  2)2, 4, 5, 6   3)1, 2, 4, 5, 6      4)2, 5, б

ЧАСТЬ 2  (В)

Прочитайте текст и выполните задания В1-В8.

(1) Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в деревне Овсянка близ Красноярска. (2) Учился в железнодорожной школе ФЗО, работал составителем поездов. (3) С 1942 — на фронте: шофёр, артразведчик, связист; после войны постранствовал по России, жил на Урале, в Вологде, пока не вернулся в родную Овсянку и не выстроил дом напротив бабушкиного. (4) Похоронить себя завещал на деревенском кладбище рядом с дочерью.

      (5) Непростая биография поколения, обожжённого войной; но я почти уверена, что эта биография принадлежит человеку счастливому, счастливому в его, астафьевском, понимании: «Какое же это редкое и великое по нынешним временам счастье — прожить почти девяносто лет на своей земле, в родной деревне, в своём родном углу... (б) Прожить пусть и в тяжких трудах и заботах... (7) И кончить свой век с достоинством, уйти с тихой молитвой на устах туда, откуда явился гостем на сей свет с назначением творить в меру сил, тебе данных, добро» («Кончина»).(8) Этими строчками В. Астафьев чётко обозначил призвание человека и писателя, какими оно ему виделось: творить добро.

       (9)Всю жизнь писатель Астафьев служил Правде. (10) Он писал Правду. (11) Как он её понимал, чувствовал, писал, может быть, с не до конца выверенной интонацией, но честно и искренне.

(12) Если внимательно вчитаться в его строчки, то чётко обозначатся два главных требования художника и к героям своим, и к окружающим людям, и к самому себе: непреложное требование искренности и требование милосердия, высочайшие примеры которого, по Астафьеву, на всём протяжении своего существования подаёт природа. (13) Он хотел быть нужным сейчас, сегодня, хотел помочь людям разобраться в происходящем, хотел искренне, горячо, по-астафьевски, поэтому не только писал, но и депутатствовал, составлял для детей антологии и хрестоматии, формировал библиотеки и строил планы.

(По Н.С. Цветовой)

В1. Укажите стиль и тип речи текста.

  1. публицистический стиль, повествование
  1. художественный стиль, повествование с элементами описания
  2. научный стиль, описание
  3. разговорный стиль, повествование с элементами рассуждения

При выполнении заданий В2, В4, В5, В7 ответ запишите словами.

В2.  Назовите вид связи в словосочетании НЕПРОСТАЯ БИОГРАФИЯ (предложение 5).

В3.  Какая характеристика соответствует предложению 10?

  1. простое нераспространенное предложение
  2. простое распространенное предложение
  3. неполное предложение
  4. назывное предложение

В4. Среди предложений 5-8 найдите предложение, в  котором есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Напишите его номер.

В5.Назовите, какой вид сказуемого в предложении 10.

В6. Укажите вид односоставного предложения в тексте (предложение 6).

В7. Выпишите из предложений 12,13 возвратные глаголы.

В8. Напишите лексическое значение слова ХРЕСТОМАТИЯ (предложение 13).

  1. сборник избранных произведений или отрывков из них
  2. учебник
  3. сборник произведений одного автора
  4. сборник стихов

ЧАСТЬ 3(C)

Ответьте письменно на вопрос: «Согласны ли вы со словами В. Астафьева, что «призвание человека и писателя — творить добро»?   (объем сочинения 50-80 слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс

итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс (два варианта)...

Итоговая контрольная работа по русскому языку. 10 класс.

Включает задания по морфемике, морфологии, словообразованию и т.д. Задания составлены по фоорме части А ЕГЭ по русскому языку. Может быть диагностической в конце курса 10 класса....

Итоговая контрольная работа по русскому языку 5 класс

Итоговая контрольная работа по русскому языку за 5 класс по программе Г.Г.Граник ...

Итоговая контрольная работа по русскому языку 7 класс

Комплексная проверка знаний за курс 7 класса по русскому языку по учебному комплексу Ладыженской....

Итоговая контрольная работа по русскому языку 5 класс

Итоговая контрольная работа по русскому языку 5 класс...

Итоговая контрольная работа по русскому языку (6 класс)

        Итоговая письменная работа по русскому языку в 6 классе в форме ГИА....